Уникальные особенности виртуальной информационной среды




Лекция 1. Электронная дидактика мультимедиа

 

 

СЛАЙД 1. Обновление информационно-образовательной среды учения современного школьника обу­словливает необходимость разработки новых научных направлений в современной дидак­тике.

СЛАЙД 2. Рост объема социокультурного опыта периодически приводит человеческую циви­лизацию к информационным кризисам. Их возникновение определяется противоречием между объемом накопленной информации, с одной стороны, и способами ее эффектив­ной обработки, хранения и трансляции - с другой. Фактически это конфликт “содержа­ния” и “формы”, и по своей сути это количественные кризисы. Всякий раз кри­зисная ситуация стимулирует развитие средств информационного обмена. Так возникли язык жестов, устная речь, письменность, а теперь и виртуальная информационная среда.

СЛАЙД 3. Школьник ХХ1 столетия получает образование в среде, насыщенной множеством источников информации. Предмет учения (социокультурный опыт) представлен на базе некоторой совокупности средств его хранения и может передаваться учащимся как в рамках традиционных способов информационного обмена, так и на основе использова­ния виртуальной образовательной среды.

Часто используемое выражение "вторая природа", т. е. "очеловеченная природа". Вторая природа — это не что иное, как природа в ее символическом значении.

В свое время немецкий философ -- Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) назвал мир, в котором мы живем, "ВТОРОЙ ПРИРОДОЙ".
Речь шла о том -- что современный человек отнюдь не Робинзон и живет он не в первозданной природе.
"Над первой природой, --пишет Шеллинг в своей работе "Система
трансцендентального идеализма", --должна быть как бы воздвигнута ВТОРАЯ, и
высшая, в которой господствует закон ПРИРОДЫ, но совсем иной, чем в зримой ПРИРОДЕ, а именно закон, необходимый для свободы".
Следует уточнить, что Шеллинг -- имел в виду прежде всего правовые законы, которые действуют в мире культуры как среде обитания человека.
Тем не менее, "ВТОРАЯ ПриродА", по убеждению идеалиста Шеллинга, в силу своей законосообразности внутренне связана с - "первой природой".
И это позволило в дальнейшем придать мысли Шеллинга о культуре как "второй природе" дополнительный новый смысл.
В наши дни понятие "вторая природа" широко используется в социальной НАУКЕ и позволяет видеть в культуре результат преобразующий деятельности человека.
МИР, в котором живут люди, есть окультуренная человеком ПРИРОДА, и эта
среда обитания радикально отличается от тех условий, которые естественны для
"братьев наших меньших".
Действительно, растения и животные на протяжении миллиардов лет выживали, приспосабливая себя, свое тело к новым условиям.
И только человек, изменив тем самым тип ЭВОЛЮЦИИ живого, стал преобразовывать первозданную природу, приспосабливая ее к своим нуждам.
В результате на Земле появилось нечто, подобное "ВТОРОЙ природе", в которой,
по верному замечанию Шеллинга, тоже действуют законы, только иначе, чем в "первой" природе.

 

Компьютерный информационный обмен - принципиально новый тип социальной коммуникации. Он вобрал в себя все ее предшествующие формы и соединил их в еди­ной глобальной технологической системе Интернет. Виртуальная среда обладает специ­фическими информационными и инструментальными возможностями. В ней модели­руются или воспроизводятся все ранее освоенные человечеством формы и способы по­требления и обработки информации, а также появляются новые. СЛАЙД 4. СЛАЙД 5.

Уникальные особенности виртуальной информационной среды

-мультимедиа,

-интеллектуальность,

-моделинг,

-интерактив,

-коммуникативность,

-производительность

определяют бесспорную эффектив­ность ее применения в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и в образовании.

Теория обучения в широкой информационной среде на основе использования раз­нообразных способов информационного обмена (в том числе и виртуального) и есть СО­ВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА

Рассмотрим Классическое понятие дидактики как науки о теории и практики обучения. СЛАЙД 6.

СО­ВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА - ДИДАКТИКА МУЛЬТИМЕДИА (от лат. media - средст­ва). Есть все основания говорить о возникновении новой области педагогического знания - ЭЛЕКТРОННОЙ ДИДАКТИКИ МУЛЬТИМЕДИА (ЭДМ). СЛАЙД 7. Следует различать понятия «мультимедийная дидактика» (теория обучения на основе использования полного ком­плекса средств и способов информационного обмена) и «электронная мультимедийная дидактика» (теория обучения на основе применения комплекса средств и способов вир­туального информационного обмена).

Следует отметить, что в странах Северной Америки и Западной Европы в послед­ние годы очень широко применяются термины: Electronic Learning, Electronic Tutoring (в сокращении E-learning, E-tutoring). Русская версия термина «Electronic Learning» - элек­тронное обучение - используется в России пока редко. Названные термины интегрируют в себе ряд понятий сферы применения современных ИКТ (Информационных и Комму­никационных Технологий) в образовании, таких как мультимедиа обучение, обучение на основе web-технологий, онлайн-обучение и т.п.

Есть основания считать, что идет процесс постепенного вытеснения термина Distance Learning - аналога используемого в России термина "Дистанционное Обучение (ДО)". Это связано с применением компьютерных технологий не только в современных системах ДО (обучения на расстоянии), но и с широким внедрением данных технологий в преподавании очных курсов. Другими словами, в условиях использования новой ин­формационной среды в значительной мере стираются грани между обучением на рас­стоянии и обучением непосредственно внутри университетов и школ. Эту интеграцию дистанционной и традиционной организации учебного процесса на базе применения электронных средств обучения вполне адекватно отражает термин "Электронное обуче­ние". ЭО по отношению к ДО является более широким понятием, обозначающим разные формы и способы обучения на основе информационных и коммуникационных техноло­гий (ИКТ) [3, с. 54].

Обучение в виртуальной информационной среде порождает широкий класс новых пе­дагогических проблем. Сложность и широта круга этих проблем определяют необходи­мость консолидации усилий в педагогических исследованиях на новом научном направ­лении, связанном с поиском способов создания и эффективного использования в обуче­нии новых информационных технологий.

Для обозначения новой области дидактики термин еще практически не введен. В публикациях иногда можно встретить понятия «электронная дидактика» или «компью­терная дидактика». На наш взгляд, понятие «Электронная Дидактика Мультимедиа (ЭДМ)» является наиболее точным. В нем зафиксирована принципиально важная для разработки теории организации учебного процесса характеристика новой информацион­ной среды - ее мультимедийный характер (многообразие форм представления инфор­мации и способов информационного обмена), - что позволяет более полно отобразить предлагаемым словосочетанием (ЭДМ) основной предмет (в том числе и основные про­блемы) новой области педагогического знания.

СЛАЙД 8. Объектом ЭДМ выступает процесс электронного обучения. Предметом электронной Дидактики Мультимедиа является целенаправленное организованное взаимодействие субъектов, субъектов и объектов этого процесса посредством электронных средств. Нас будет интересовать учебный процесс, ор­ганизованный в виртуальной информационной среде, закономерности этого процесса и соответствующие этим закономерностям методы и формы его организации.

На сегодня ярко обозначила себя перспектива повышения эффективности учебного процесса за счет использования широкого комплекса мультимедийных форм представле­ния информации, нелинейных способов ее подачи, интерактивности и производительно­сти виртуальной среды обучения.

В настоящее время электронная Дидактика Мультимедиа (Е-Дидактика Мульти­медиа) находится в стадии своего активного становления: уточняется предмет ЭДМ, формируется спектр ее теоретических и прикладных проблем, идет процесс весьма ак­тивного (хотя еще и в достаточной мере стихийного) их исследования. Попытаемся оп­ределить основные составляющие ЭДМ СЛАЙД 9.:

• разработка теоретических основ проектирования медиакомпонентов виртуаль­ной учебной среды и виртуальных учебных объектов (ВУО) их образующих;

• совершенствование инструментальных средств и технологий проектирования медиакомпонентов новой среды обучения;

• проектирование электронных учебных изданий различных форм и жанров на основе типовых компонентов виртуальной среды и составляющих их ВУО;

• развитие системы методов обучения, разработки методики и технологии орга­низации учебной деятельности в новой информационной среде;

• обновление системы форм организации учебных занятий, в том числе форм самообразования, в условиях информатизации учебного процесса.

Можно утверждать, что завершился первый этап становления отечественной ЭДМ и ее предметных приложений. Он был связан с накоплением опыта создания виртуальных учебных объектов, учитывающего, с одной стороны, основные принципы и закономер­ности дидактики, с другой - специфику новой информационной среды обучения. Это был период расширения численного состава виртуальных учебных объектов - ВУО, формирования их типологии и осозна­ния дидактических функции объектов каждого типа, определения общих требований к их разработке и создания на базе основных типов ВУО программно-педагогических средств обучения различных форм и жанров.

Каждая из указанных выше составляющих ЭДМ предполагает различные направления реализации. Представляется важным указать на наиболее значимые аспекты разработ­ки направлений Е-Дидактики Мультимедиа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: