Теоретические основы проектирования медиакомпонентов виртуальной учебной среды (первая составляющая) .




Создание средст­вами виртуальной среды СЛАЙД 10.:

1) учебных моделей природных объектов и процессов;

2) учебных моделей объектов и процессов «второй» природы;

3) электронной учебной книги (учебников и учебных пособий) во всем разнообра­зии ее форм и жанров;

4) системы аудио- и видеоресурсов (в том числе интерактивного видео) в виртуаль­ной среде обучения;

5) игровой виртуальной учебной среды (отдельных игровых объектов и их систем);

6) развитой системы форм учебной коммуникации (учитель - ученик, ученик - уче­ник, ученик- специалист и др.) на основе эффективного использования сетевых техно­логий обучения (рис.2).

Представление о широте круга проблем этой группы возникает при обращении к вопросу о составе учебных объектов, образующих медиакомпоненты виртуальной ин­формационной среды. В связи с этим уточним состав учебных объектов для различных медиакомпонентов электронной среды обучения. СЛАЙД 11. Это:

• символьные объекты: знаки, символы, тексты, графики, схемы, таблицы, диа­граммы, формулы и пр.;

образные объекты: фото, рисунки, картины (репринт или оцифрованные); объ­екты компьютерной графики (в том числе компьютерные рисунки и репродукции);

• аудиоинформация: устные учебные тексты, аудиосюжеты, аудиодиалоги, учеб­ные комментарии к виртуальным объектам, аудиохроника, музыка, пение, звуки природ­ных процессов и животного мира и пр.;

• видеообъекты: анимации, динамические модели явлений и процессов, постано­вочные и художественные видеосюжеты (фильмы или фрагменты), видеохроника;

• среда «виртуальной реальности» (дифференцируется по предметным областям знания и видам деятельности) или ее элементы: симуляторы, конструкторы, тренажёры, интерактивные модели, виртуальные лаборатории и пр.

Исследования в данном направлении предполагают изучение:

1) психологических закономерностей восприятия и усвоения информации учащи­мися на основе использования различных медиакомпонентов новой среды обучения;

2) анализ вопросов теории и методики рационального использования имеющегося разнообразия виртуальных учебных объектов для представления в новой информацион­ной среде различных составляющих предмета учения (фактов, понятий, законов, теорий и пр., а также опыта деятельности).

3) рациональной доли электронных медиакомпонентов как способов представления предмета учения в общей системе способов и средств предъявления учебного материала.

Теоретические и методические вопросы представления предмета учения в вирту­альной среде требуют, на наш взгляд, последовательного уровневого анализа.

Первый уровень СЛАЙД 12. исследования включает изучение проблем предъявления в вирту­альной среде концептуальной составляющей предмета учения, а именно проблем:

• полноты представления содержания основных элементов системы предметного знания (фактов, понятий, законов, теорий, картин мира и пр.);

• структурной организации содержания предмета учения на электронном носителе (уровней и способов систематизации и обобщения учебной информации по предмету, способов и приемов визуализации системы научного знания, модели­рования гипертекстовой и гипермедиа архитектуры представления учебного ма­териала и т.п.);

• качества способов представления содержания учебного материала с помощью различных учебных объектов (текстов, виртуальных моделей, анимационных схем, рисунков и диаграмм, фотоснимков, видео, элементов «виртуальной ре­альности» и пр.) и сравнения педагогической эффективности данных способов.

Второй уровень СЛАЙД 13. исследования предполагает разработку проблем представления в виртуальной среде процессуальной составляющей предмета учения. Исследование этих проблем предполагает:

• анализ вопросов полноты представления данной компоненты предмета учения в новой среде (уточнение состава основных видов деятельности, образующих предмет учения, и степени объективации их содержания);

• поиска способов и приемов объективации в виртуальной среде конкретных ви­дов учебно-познавательной деятельности, а также их обобщенных моделей (с помощью вербального описания, визуального отображения);

• проектирования в виртуальной среде учебных объектов, предназначенных для освоения учащимися опыта деятельности (создание манипулятивных моделей, симуляторов, тренажеров, конструкторов, моделей «виртуальной реальности»);

Третий уровень исследования предполагает изучение проблем описания контек­стуальной составляющей предмета учения: способов и приемов объективации опыта деятельности по применению предметных знаний в контексте практических проблем по­вседневной жизни.

Выделение названных уровней исследования проблемы представления предмета учения в виртуальной среде - концептуального, процессуального и контекстуального - является принципиально важным. Стратегия совершенствования новой информационной среды в этих трех направлениях будет способствовать росту образовательной подготовки учащихся в соответствии с принятыми на международном уровне критериями качества обучения.

Сложной и относительно самостоятельной проблемой этой группы является проблема поиска новых концептуальных подходов к обучению и разработки путей реа­лизации новых моделей обучения средствами виртуальной информационной среды, а также исследование новых аспектов уже известных дидактических подходов, например:

• модельного подхода к представлению учебного предмета в новой информацион­ной среде,

• деятельностного подхода к организации учебного процесса,

• когнитивной модели обучения,

• модульного обучения,

• и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: