Логопед. Дети, но действительно ли это Летний сад? Посмотрим, на обороте должен быть ответ.
(Логопед переворачивает панно.)
Дети (читают предложение). Как красиво в Летнем саду!
Логопед. Произнесем красиво это предложение. (Дети повторяют за логопедом предложение на одном выдохе.) Составьте схему этого предложения в тетрадях.
(Дети рисуют схему предложения простым карандашом.)
Развитие языкового анализа.
Логопед. Назовите второе слово в этом предложении.
Дети. Красиво.
Логопед. Какое третье слово в предложении?
Дети. В.
Логопед. Сколько слов в этом предложении?
Дети. Пять слов.
Развитие позиционного анализа.
Логопед. Молодцы, ребята. Обратите внимание, как красивы... (показывает карточку «СТАТ_И») в Летнем саду! Ой, какая буква потерялась в этом слове?
Дети. В слове «статуи» потерялась буква У!
(Ребенок дописывает нужную букву.)
Логопед. Ребята, а кто из вас сможет найти еще одно слово в слове «статуи»?
Дети. Аист. Логопед. Молодцы.
14.Музыкально-динамическая пауза. Развитие координации
движения с музыкой, творческого воображения.
(Дети исполняют танец «Статуи» под муз. оркестра
П. Мориа.)
Организация окончания занятия.
Логопед. Вот и закончилась наша экскурсия по Санкт-Петербургу. Какой наш город?
Дети. Наш город — старинный, замечательный, гранитный, величавый, изумительный, сказочный, чудесный, родной, дорогой, любимый.
Логопед. Почему наш город называют старинным городом?
Дети. Санкт-Петербург называют старинным городом, потому что в нем много старинных музеев, дворцов, домов.
Логопед. А почему Петербург называют гранитным городом?
Дети. Берега рек города одеты в гранит.
Логопед. А почему вы называете Петербург родным городом?
Дети. Мы называем Петербург родным городом, потому
что мы в нем родились.
Воспитание чувства любви к городу.
(Звучит фонограмма «Гимн городу». Детьми исполняется песня о Санкт-Петербурге. Они уходят из музыкального зала без музыки)
Тема: «Прогулка в лес»
Логопедическое заключение. Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития). Стертая псевдобульбарная
дизартрия.
Возраст. Подготовительная к школе группа.
Этап. Подготовительный.
Цели занятия.
Коррекционные цели:
воспитание тормозных установок, координации, переклю-чаемости, плавности движений;
развитие чувства ритмического рисунка, развитие способности выразить ритм в общей и мелкой моторике;
перераспределение мышечного тонуса;
развитие и активизация внимания;
воспитание оптико-пространственных ориентировок;
развитие речевого дыхания;
развитие общей и тонкой моторики, мимики;
развитие координации речи, движения и музыки;
развитие звуковысотного слуха;
развитие динамического слуха;
развитие тембрового слуха;
развитие певческого диапазона голоса.
Логопедические цели:
развитие длительного и плавного выдоха;
воспитание просодических компонентов речи;
уточнение знаний детей о грибах и ягодах;
развитие творческой активности, воображения.
Педагогические цели:
развитие чувства коллективизма;
развитие чувства взаимопомощи.
Оборудование. Картина «Зимний пейзаж», бубен, мячи, бутылочки, наполненные гречневой крупой, счетные палочки, трубочки, листы альбома, краски, кисточки, кукла в народном костюме, костюмы зайца и белки.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Развитие музыкального слуха.
(Дети входят в зал без музыки. Упражнение «Музыкальное приветствие». Музыкальный руководитель поет детям с повышением и понижением тона: «Здрав-ствуй-те!» Дети повторяют?)
2.Введение в тему занятия. Развитие зрительной ориентации на говорящего.
Логопед (говорит под спокойную народную музыку). Ребята, жила-была девочка Маша (показывает большую красивую куклу в народном костюме). Бабушка и дедушка попросили ее принести калину для пирогов. Ведь после первых заморозков калина стала сладкой. Взяла Маша корзинку и пошла в лес. (Логопед приглашает детей отправиться в лес вместе с Машей.)
3.Развитие координации движений, зрительно-пространственной ориентировки. Упражнение «Прогулка в лес».
Логопед. Впереди широкая дорожка.
(Звучит «Марш», муз. М. Робера. Дети стоят в колонне по одному.
Такты 1—8. Дети идут энергичным шагом, размахивая руками — одна вперед, другая — назад.
Такты 9—16. Дети идут тихим шагом, осторожно ступая, руки неподвижны (так тихо, чтобы не было слышно). При повторении первой части музыки дети сразу переходят к первому движению. В конце музыки четко останавливаются.)
4.Развитие мимики, развитие координации речи с движением.
Логопед. Подняла Маша голову и увидела яркое солнышко. Весело стало Машеньке. (Дети улыбаются.)
Солнышко, солнышко, Поиграй у речки! Солнышко, солнышко, Выйди на крылечко! Лучик солнца соберем, Позолоченный возьмем. Мы возьмем, покатаем, поиграем И назад тебе вернем. | Руки в стороны. Улыбаются. Стучат ладошкой по ладошке. Катают воображаемый шарик в ладошке и подбрасывают его вверх. |
Логопед. Радостно поскакала Маша по дорожке.
(Звучит «Этюд», муз. Л. Шитте.
Такты 1—4. Дети двигаются по кругу легкими поскоками. Такты 5—8. Дети кружатся на месте поскоками.
Такты 9—16. Повторение движений 1—4-го и 5—8-го тактов. С окончанием музыки — остановка прыжком на обе ноги.)
Логопед. Дорожка стала извилистой и узкой.
(Дети идут «змейкой» под русскую народную музыку «Запле-тися, плетень», обработка Н. А. Римского-Корсакова.)
Логопед. Путь Маше преградил ручеек.
(Упражнение «Ручеек».
Звучит латышская народная полька. Дети встают в колонну парами на средней линии зала, поворачиваются лицом друг к другу, сделав два шага назад, образуют «коридор».
Такты 1—2. Двое детей, стоящих последними в обеих шеренгах, подходят друг к другу и поворачиваются лицом к «коридору».
Такты 3—10. Взявшись за руки, пара движется по «коридору» шагом польки. Свободная рука у девочек придерживает юбку, у мальчиков — на поясе.
Такты 11—14. Взявшись за правые руки, дети кружатся легкими поскоками; левые руки их подняты в сторону и слегка согнуты в локтях. Остальные дети хлопают в ладоши.
Такты 15—18. Дети в паре берутся за левые руки и кружатся в другую сторону. На 17—18 такты расходятся в стороны и встают первыми в свои шеренги. На повторение вступления выходит танцевать следующая пара. Остальные дети слегка передвигаются в глубь зала. И т. д.)
Логопед. Увидела Маша мостик. Пошла по мостику.
(Звучит немецкая народная танцевальная мелодия. Дети идут приставным шагом и приговаривают:
Мы по бревнышку шагаем,
Ножку к ножке приставляем.)
Логопед. Огляделась Маша вокруг. Кругом сосны растут.