В-3. Туристская деятельность как система. Классификация туристской деятельности.




Систему туристской деятельности можно представить как взаимодействие трех подсистем: экскурсионно-познавательного, рекреационно-оздоровительного и спортивного туризма (по В.И. Ганопольскому, 2002).

К туристским мероприятиям, в рамках подсистем экскурсионно-познавательного, рекреационного и спортивного туризма, следует относить те мероприятия, где соответствующие цели являются главными (доминирующими). Так экскурсионные поездки, основная цель которых познание «нового» для себя, самообразование отнесем к подсистеме экскурсионно-познавательного туризма. Походы по классифицированным маршрутам, спортивные туристские соревнования сопровождающиеся преодолением естественных и искусственных препятствий, отнесем к подсистеме спортивного туризма. Поездки с целью санаторно-курортного отдыха, развлечения, оздоровительные походы – к подсистеме рекреационно-оздоровительного туризма.

Классификация туризма – это выделение внутренне однородных таксонов туристской деятельности по принятым основаниям.

Классификации туризма весьма разнообразны, но активно используются такие формы, как плановый (организованный) и самодеятельный (не организованный, индивидуальный) туризм, спортивный, оздоровительный, реабилитационный туризм, въездной и выездной туризм, активный и пассивный туризм и т.д. Например, деление мероприятий на «активные» и «пассивные» осуществляют на основании уровня физической активности их участников. Деление мероприятий на «плановые» (организованные) или «самодеятельные» подразумевает разную форму их организации и финансирования.

Исходя из главных целей туризма, систему туристской деятельности, разделяют на три подсистемы (три рода туризма): туризм познавательный (с целью изучения культуры),туризм рекреационный (с целью отдыха, оздоровления и др.) и туризм спортивный.

На основании национальной принадлежности туристов и географического места проведения туристских мероприятий выделяют три типа туризма: въездной, выездной, внутренний (временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях)

Типы туризма образуют категории туризма:

· туризм в пределах страны, который включает внутренний и въездной туризм;

· национальный туризм, который включает внутренний и выездной туризм;

· международный туризм, который включает въездной и выездной туризм.

В-4. Методические основы выбора района для совершения рекреационного (оздоровительного, познавательного) похода. Понятие «рекреационно-туристский потенциал» района путешествия; компоненты туристского потенциала.

Выбор района похода проводится на основе анализа топографических карт, схем и иных информационных документов, где представлена общегеографическая картина местности; содержащих сведения об экскурсионных и туристских объектах в районе похода. При выборе района проведения похода следует, прежде всего, учитывать поставленные перед ним цели.

Для рекреационно-оздоровительных походов выбирается район, который позволит достигнуть цели оздоровления и полноценного отдыха его участников в природной среде. Для экологических, краеведческих походов выбирается район, который обеспечивает как решение задач оздоровления, восстановления физических, эмоциональных сил туристов, так и задач познавательных (образовательных).

Критерии выбора района рекреационного похода определяются характером компонентов туристского потенциала территории.

В первую очередь выбирать следует территории, имеющие необходимые рекреационные ресурсы с наличием интересных для туристов целевых рекреационно-познавательных объектов посещения. Рекреационные ресурсы (по Т.В. Николаенко) – это компоненты природной среды и феномены социокультурного характера, которые благодаря определенным свойствам, могут быть использованы для организации рекреационной деятельности.

Районы Беларуси, обладающие выраженными рекреационными ресурсами – это не загрязненные хозяйственной деятельностью территории с благоприятным климатом, наличием высококачественных лесов (преимущественно сосновых); чистых рек и озер, пригодных для купания и отдыха; живописных ландшафтов с хорошо выраженным рельефом и обзорными точками; наличием культурно-исторических и природных памятников.

Район проведения рекреационного похода должен быть «удобным» для достижения целей рекреации, т.е. предоставлять условия для разработки маршрута и проведения похода. В районе похода должны иметься удобные пункты начала и окончания путешествия, достаточно широкая сеть удобныхдля движенияпешком, на лыжах, на велосипеде лесных и полевых дорог, троп или река (реки), озера для движения на байдарке (пути достижения потенциальных ключевых объектов маршрута и мест туристских стоянок).

Желательно, чтобы район похода предоставлял и иные возможности для наилучшего отдыха участников похода. С точки зрения охраны окружающей среды и максимального комфорта для участников оздоровительного похода преимуществом обладает район похода, который содержит оборудованные места для ночлега и отдыха туристов. Тем более что такие туристские лагеря устраивают обычно в наиболее живописных, пригодных для целей рекреации местах с наличием источников чистой воды.

При выборе района рекреационного путешествия, кроме характеристик его туристского потенциала, немаловажным фактором является объем свободного времени, которым обладают участники, их вероятные материальные (финансовые) затраты. Район рекреационного похода стараются выбрать поближе к месту жительства, сократив время и материальные траты на проезд (это очередное условие для успешной подготовки и реализации туристского похода).

Д.В. Николаенко определяет рекреационный (рекреационно-туристский) потенциал территории как совокупность природных и социокультурных предпосылок для организации рекреационно-туристской деятельности.

В-5. Понятие «краеведение» и «краеведческий поход». Цели и содержание краеведческих походов с учащимися; особенности маршрута краеведческого похода и объекты краеведения.

Краеведение - это всестороннее изучение географии родного края.

Туристское краеведение - получение всесторонних знаний о родном крае, в том числе методами и средствами туризма.

Формы краеведческой работы: краеведческие наблюдения, краеведческое самообразование (в библиотеке), краеведческие лекции.

Формы краеведческих туристских путешествий: краеведческая экскурсионная поездка, краеведческий (рекреационно-познавательный) поход.

Краеведческий поход - активный способ передвижения (маршрут) относительно небольшой протяженности (обычно в течение 2-х – 3-х дней) с акцентом на знакомство, изучение краеведческих (познавательных) объектов. Основное отличие краеведческого похода от экскурсии заключается в том, что в походе преследуется цель наблюдения по широкой программе, встречающихся на маршруте объектов, а экскурсия ставит перед собой задачу изучения строго отобранных объектов по специальной программе.

Изучение родного края в походных условиях осуществляется главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством педагога, экскурсовода. Объекты краеведческого образования и наблюдений, краеведческие экскурсии могут быть разнообразными, в зависимости от познавательной направленности самого туристского мероприятия.

Экскурсия – коллективное или индивидуальное посещение достопримечательных мест, музеев и т.п. в учебных или культурно-просветительных целях под руководством экскурсовода.

Экскурсионный объект – достопримечательность, вызывающая широкий интерес; является первоосновой экскурсии. К экскурсионным краеведческим объектам относятся памятники истории и культуры (здания, памятники выдающимся людям, мемориалы и др.), природные объекты (памятники природы, элементы ландшафта) (рисунок).

Краеведческие экскурсии – очень сложный вид работы в рамках туристских мероприятий. Соответственно экскурсии, демонстрации на маршруте похода требуют и тщательной подготовки, включающей выбор места и объектов для обозрения и изучения, предварительное составление подробного плана экскурсии, знакомство с литературой о тех местах, которые будут посещаться и т.д. В школьном краеведческом походе руководитель (он же и педагог) намечает так же, что именно должно быть собрано в походе для учебных занятий, и школьных коллекций. Это может быть, например, сбор ботанического гербария.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: