В-32. Критерии выбора походных продуктов питания и методические основы разработки продуктовой раскладки (эмпирический метод).




При выборе походных продуктов должны учитываться следующие факторы:

· Итоговая продуктовая раскладка похода должна, с точки зрения своей энергетической ценности, соответствовать предполагаемой величине энергозатрат туристов на маршруте.

· Продуктовая раскладка должна обеспечивать сбалансированное питание по содержанию основных и минорных пищевых компонентов.

· Масса продуктовой раскладки должна быть минимальной (минимально возможной, способной обеспечить необходимые требования к калорийности, сбалансированности питания).

· Походные продукты должны удовлетворять вероятным условиям их хранения на маршруте (не портиться) и условиям транспортировки (не крошиться, не ломаться и пр.).

· Походные блюда (из взятых продуктов) должны по возможности быстро и не сложно готовиться. При этом они должны иметь достаточно высокие вкусовые качества.

· Походная раскладка многодневного похода должна обеспечивать относительное разнообразие питания туристов.

Эмпирический подход к составлению продуктовой раскладки хорошо себя зарекомендовал в случае организации оздоровительных и несложных спортивных походов.

Эмпирический подход, в противоположность более строгому количественному подходу, не предусматривает точного расчета калорийности и баланса питательных компонентов рациона питания.

Он предполагает, что туристы в походе будут придерживаться в целом традиционного для них «домашнего» питания, основанного на привычном меню и 3-х, 4-х разовом режиме питания и адаптированного к походным условиям. Походное меню при этом включает гарниры ко вторым блюдам из крупяных каш, картофельного пюре, макаронных изделий; «набор» возможных для приготовления в «полевых» условиях супов, мясных, рыбных, молочных блюд, напитков и пр.

В-33. Понятие «маркированный маршрут» экологического похода и его особенности. Характерные экскурсионно-познавательные целевые объекты маршрута экологических походов.

Всем требованиям, предъявляемым к маршруту экологического похода, наибольшим образом соответствует т.н. маркированный маршрут. Маркированный маршрут экологического похода разрабатывается как маршрут «многоразового использования». Трасса маршрута фиксирована (в том числе может быть отмечена (маркирована) на местности) и соблюдается гидом-проводником, ведущим туристскую группу. Маркированный маршрут является заранее и целенаправленно обустроенным. На нем заранее определены и оборудованы для обзора, экскурсий, отдыха познавательные и рекреационные объекты посещения. Например, экологические тропы обозначены на местности и оборудованы обзорными площадками, наглядными информационными материалами. Так же определены и подготовлены на местности места туристских стоянок и биваков (оборудованы кострища, заготовлены дрова, сделаны постоянные площадки под палатки, установлены туалеты и пр.).

На маршруте экологического похода должны присутствовать и целевые познавательные (экскурсионные) объекты: природные ландшафты; представители уникальной (или, напротив, характерной для данного района) флоры и фауны; уникальные или характерные экосистемы, памятники природы, культурные (сельские) ландшафты; музеи народного творчества, ремесел и т.д.

На участках маршрута, содержащих такие познавательные объекты, должны быть соответствующим образом подготовлены э кологические экскурсии (они осуществляются опытным гидом-экологом в контексте похода).

В-34. Методические основы организации учебной работы в походных условиях. Содержание учебной работы при движении по маршруту; на туристских полигонах, больших и малых привалах.

В учебном походе планом предусматриваются отдельные дни (половина дня) на проведение учебных занятий (без обычного передвижения по маршруту). Учебные «дневки» предусматриваются в соответствие с планом похода в местах расположения туристских полигонов. Здесь наиболее эффективно может проводиться обучение туристской технике. На полигоне имеются оборудованные для проведения занятий естественные препятствия (места переправ с укрепленными опорами, оборудованные точками страховки склоны). Наличие спортивных карт на район полигона позволяет качественно провести занятия по ориентированию на местности.

В учебном походе снаряжение может быть избыточным с точки зрения преодоления маршрута, как такового. Кроме необходимого для преодоления маршрута снаряжения, учебно-спортивный поход должен быть обеспечен снаряжением, позволяющим выполнить учебные задачи.

Проведение учебных занятий на отдельных переходах, на привалах и биваках. Целый ряд учебных задач можно решить, даже если полигоны как таковые на маршруте отсутствуют. В движении по маршруту, на заранее определенных участках можно обучать технике и тактике передвижения по естественным препятствиям (например, по кочкарниковому болоту), технике движения по азимуту и движения с чтением карты (при этом после каждого отдельного перехода, можно менять лидера, ведущего группу по маршруту).

На коротких привалах можно выполнять учебные упражнения по ориентированию на местности (осваивать способы определения сторон света по небесным светилам, способы определения точки стояния, технику определения азимута на видимый объект, технику определения расстояний и т.д.) На биваке целесообразно проводить учебные занятия по технике бивачных работ.

Специфические формы обучения в период проведения учебно-спортивного похода: регулярный разбор действий учебной группы, обсуждение выбранной техники и тактики преодоления препятствий. Использование элементов соревнования между учебными отделениями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: