Организация уроков переменной части блока




 

Развивающее дифференцированное обучение. В этом моду­ле блока уроков мы намерены реализовать отслеживание схемы разви­тия для каждого ученика. Процесс будет осуществляться через активное использование групповой работы, на основе всех тех постулатов, которые были ранее сформулированы. Напомним, что мы должны обеспечить каждому ученику возможность достичь соответствующего уровня планируемых результатов обучения. При этом отмечалось, что никакими существенными требованиями не обусловлена необходимость деления на группы всего класса. Из этих соображений уже видно, что уроки линейной структуры непригодны для развивающего дифференцированного обучения. Урок нелинейной структуры — практикум – также оказывается недостаточно мобильным. Похожа на нужную форму модель обучения, предлагаемая Е. Капустиной [29] – однако для многоуровневого обучения и она оказывается недостаточно гибкой и богатой, нуждается в доводке. Для интегральной технологии была создана специально новая форма урока — семинар-практикум. Рассмотрим его подробнее.

Охарактеризовать эту форму урока можно следующим образом. Часть учащихся класса на уроке объединятся в группы и каждая группа получает задание на определённое ограниченное время. По ис­течении этого времени группа отчитывается о своей работе в той или иной форме. Среди этих форм могут быть отчет группы учителю, за­ранее назначенному ученику-контролеру, другой группе; каждый участник группы может отчитываться своему контролёру. Но наибо­лее эффективным вариантом является «публичная защита»: одни пред­ставитель группы, назначенный учителем, выходит к доске, рассказы­вает классу (той его части, что не занята в других группах) о задаче и в том, как группа ее решала. Он отвечает на вопросы. Обсуждаются другие возможные подходы или упущенные решения. Иногда одну и ту же задачу решают в разных концах класса две группы — они назы­ваются конкурентными — и в таком случае при защите одной группы другая становится оппонирующей, если поставленная им задача до­пускала варианты. Группы по истечении времени могут поменяться задачами, а затем, по истечении и этого времени, обсудить обе задачи. Вариантов может быть много — семинар-практикум является гибкой и мобильной формой урока, позволяющей достигать самых разнооб­разных педагогических и дидактических целей. Главная забота учите­ля — организовать неформальную защиту, чтобы задаваемые вопросы были значимы и интересны. После коллективной оценки работы груп­пы все ее участники получают одинаковые баллы, что включает меха­низм групповой ответственности. Пока все группы заняты решением своих задач, учитель работает с остальной частью класса в нужном ему режиме: опрос, совместное решение задач, обсуждение сообщений учеников, короткая контрольная работа, диктант и так далее. За урок можно обсудить работу двух-четырех групп, но создавать их можно больше. Группы, чей уровень решаемых задач существенно от­личается от уровня, достигнутого основным составом класса, к "публичной защите" не привлекаются — в частности, практически ни­когда не отчитываются публично группы выравнивания. В таких слу­чаях чаще всего отчёты групп принимает учитель без привлечения других учеников. В течение урока одни и те же ученики могут работать в группах разных типов в зависимости от того, какие цели преследует учитель, формируя эти группы.

Приведем в виде организационной схемы один из многообразных вариантов этой формы урока (см. Таблица 5.5.).

Таблица 5.5.

Образец семинара-практикума

 

Время Содержание работы
  Объявление темы, планируемых результатов, состава групп, выдача индивидуального задания. Пересадка участников групп. Запись даты и темы урока в тетрадях.
 
      I Решение задач №1-2 на местах с комментированием Группа 1 типа ОП Задача №3 Группа 2 типа НМ Задача №4 Группа 3 типа МО Задача №5 Группа 4 типа ОП Задача №3
 
  Решение задачи №6 самостоятельно с постконтролем
 
  Обсуждение задачи №5 с элементами профориентационной беседы, организуемой учителем по фабуле задачи
 
  Срезовая работа. Форма предъявления – на карточках. Представляется на листках       II Срезовая работа
   
  Группа 5 типа М Задача №7 Группа 6 типа НМ Задача №8 Обсуждение задачи №3. Конкурентные группы представляют одну задачу. Проводится сравнительный анализ предложенных решений. Учитель ведет работу по развитию логических умений: сравнения, анализа, ведения дискуссии. Конструируются и решаются аналогичные задачи.
   
  III Группы 5, 6 отчитываются индивидуально Решение нестандартной задачи №8 в форме беседы с мониторингом. У доски учитель
 
  Подведение итогов. Задание на повторение к опросу по опорным конспектам.
  Примечания: I – Выбранный ученик получает индивидуальное задание. Результат решения представляется в беседе с учителем во время срезовой работы. II – Группа отчитывается заранее выбранному ученику во время срезовой работы. III – Ученики-контролеры назначаются на 39-40 минутах в пары конкретным участникам групп: каждому – свой.
               

 

Организационная схема семинара-практикума заметно меняется от урока к уроку в зависимости от результатов предшествовавших уроков. Первые уроки этого модуля довольно просты — на них встречаются одна-две группы, последние — очень сложны, так как почти все ученики оказываются в группах разных типов. Более подробное знакомство с этим требует отдельного рассмотрения системы монито­ринга успешности. Поэтому, прежде чем перейти к оставшимся трём модулям, займемся этими вопросами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: