Их деятельностью в переменной части блока уроков





 

Для успешного управления деятельностью учеников в переменной части блока и планирования организационной структуры и содержания уроков необходимо организовать непрерывную обрат­ную связь, получение своевременной информации об успешности про­движения каждого ученика. Следовательно, на каждом семинаре-пракгикуме, кроме последнего, необходимо проводить срезовый кон­троль на предмет достижения учениками тех или иных уровней плани­руемых результатов обучения. Срезовые работы имеют бинарные оценки: да или нет, достиг - не достиг, 1 - 0.

Для отображения результатов таких работ классного журнала недостаточно, поэтому приходится вести специальную документацию. Простейший вариант такой документации — это просто подвижный список класса, кото­рый можно приме­нять для классов ма­лой численности. Первоначально имена учащихся находится в левой колонке, а затем по мере овладения ими очередными уровнями планируемых результатов обучения, они стираются в левых колонках и перемещаются в правые. В наших таблицах заглавными буквами обозначены имена учеников (см. Таблица 5.6.).

Список Минимум Общий Продвинутый
А      
  Б    
В      
    Г  
  Д    
Е      
  Ж    
       

Таблица 5.6.

Соответствие учащихся достигнутому уровню

 

 

В интегральной технологии обучения незыблемым является принцип никто не становится хуже. Это значит, что всякий ученик, показавший однажды достижение некоторого уровня, до конца этого блока уроков будет считаться до­стигшим этого уров­ня и больше никогда в этом блоке уроков вплоть до тематиче­ского контроля не будет работать с за­даниями более низкого уровня. Следовательно, в нашей таблице ни одна фамилия не переместится влево: движение возможно только вправо. В таблице 5.6. представлено состояние после второго среза. Исходя из сформулированного принципа, можно сделать вывод, что ученик, успешно написавший (сдавший, прошедший) срез минимального уровня, получит второй срез общего уровня, а не сдавший — снова минимального. Таблицы рассмотренного вида имеют то неоспоримое преимущество, что с одного взгляда на них видно, кто из учеников на каком уровне находится в данный момент. Однако для больших клас­сов переписывание фамилий может оказаться делом хлопотным. Тогда можно ограничиться одним списком в левой колонке, а в остальных ставить крестики. Перемещая крестик вправо, можно не стирать его слева. Приведем такой вариант (см. Таблица 5.7.).

Таблица 5.7.

Соответствие учащихся достигнутому уровню

 

Список   Минимум   Общий   Продвинутый  
А +    
Б      
В +    
Г + +  
Д + + +
Е +    
Ж + +  
       

 

Часто, однако, только констатации факта достижения того или иного уровня оказывается недостаточно: важно знать историю его достижения — сколько попыток предпринято, в каких срезах ученик не участвовал (очень часто, если помните, срезовые работы предлагаются только части класса). В таких случаях используется более сложный ва­риант таблицы мониторинга успешности, но и более информативный. Он называется матрицей срезов и фиксирует результаты каждого среза, отражающие динамику развития учеников (см. Таблица 5.8.).

Цифрами в столбцах обозначены номера срезовых работ. В клет­ках отмечается результат выполнения срезовой работы соответствую­щего уровня учеником в виде бинарной оценки. Здесь уже использует­ся два символа — единица для успеха и нуль для неуспеха в срезе (это могут быть плюс и минус или слова да и нет), а пустая клетка обозна­чает неучастие в срезе по любой причине. Содержащаяся в матрице информация позволяет планировать состав групп для семинаров-практикумов в переменной части блока уроков и видоизменять подго­товленную перед началом темы систему задач в зависимости от хода процесса.

 

Таблица 5.8.

Динамика развития учеников после третьего среза

 

Класс Предмет
Список класса Минимум Уровень 1 Уровень 2
                             
  А                              
  Б                              
  В                              
  Г                              
  Д                              
  Е                              
  Ж                              
  З                              
  И                              
  К                              
  Л                              
  М                              
  Н                              
  О                              
  П                              
  Р                              
  С                              
  Т                              

 

В этой таблице показан фрагмент матрицы срезов. На её примере поясним способ работы с этим инструментом. После первого среза, проводимого на минимальном уровне по окончании тренинга-минимум, а никакого другого уровня пока и не может быть, учитель получает первый массив информации обратной связи, представленной оценками 1/0. Эти данные вносятся в колонку 1 (это номер срезовой работы) столбца минимум (это уровень, которому соответствуют задания, предлагаемые ученикам на срезе). Вторая срезовая работа уже двухуровневая. Ученики, против фамилий которых в матрице стоит нуль, или нет ничего, получают задания минимального уровня. Их результаты будут зафиксированы в колонке 2 (номер среза) все того же столбца минимум. Ученики же, успешно прошедшие первый срез, против фамилий которых стоит единица, на втором срезе получат задания общего уровня, а их результаты будут отражены в колонке 2 (номер среза) столбца общий. На третьем срезе некоторые ученики, успешные по второму срезу, то есть те, у кого стоят единицы в колонке 2 столбца общий, получат задания продвинутого уровня; другие, имеющие единицу в колонке 2 столбца минимум, получат задания общего уровня; те же, кто совсем не имеет единиц, получат задания минимального уровня. Результаты и первых, и вторых, и третьих будут зафиксированы в колонках 3 (номер среза) столбцов продвинутый, общий, минимум соответственно. Так продолжается и далее. Общие правила таковы:

· Проверяем то, чему учили.Ученик получает на срезе задания того уровня, над достижением которого он уже работал. Это значит, что имея единицу за общий уровень, ученик не обязательно получит следующий срез продвинутого уровня. Если он еще не работал с зада­ниями этого уровня, то в очередном срезе он участвовать просто не будет. Отчасти это отражает второе правило.

· Никто не становится хуже.Это значит, что, показав в одном из срезов результат того или иного уровня, ученик до конца этого блока уроков уже никогда не получит задания более низкого уровня на уро­ках, а на срезе — только следующего, более высокого уровня. В част­ности, ученик, показавший на срезе выход на продвинутый уровень, больше до конца блока уроков в срезах не участвует.

Эти правила внешне выражаются в том, что, как и раньше, оцен­ки срезов в матрице могут двигаться только вправо. Третьим правилом могло бы стать такое: срезовым проверкам подвергается не весь класс, а только та его часть, информация о которой нужна в данный момент учителю. Однако данный пункт относится к другому элементу — управлению развитием учеников в переменной части блока уроков и будет рассмотрен отдельно.

Так как матрица срезов используется только и пределах данного блока уроков, а по его окончании содержащаяся там информация ста­новится ненужной, то целесообразно изготовлять на плотной бумаге тушью только бланки матриц, а все данные вносить карандашом. Тог­да перед началом новой темы все можно безболезненно стереть, оставив только список класса, а после выпуска этого класса или изменения в его составе легко заменить и сам список. Разумеется, все облегчается наличием множительной техники — тогда можно сделать только исходный бланк, а для работы печатать их столько, сколько нужно, не утруждая себя вознёй с карандашом.

Рассмотрим на конкретном примере управление деятельностью учеников и изменение структуры уроков в форме семинара-практикума в зависимости от результатов срезового контроля по четырем срезам (см. Таблица 5.9.).

В нашем модельном классе 18 учеников. По результатам первого среза мы видим, что тренинг-минимум прошел не так успешно, как хотелось бы: шесть учеников (треть класса) остались некомпетентными. Так как их меньше половины, то учитель будет работать с большинством над задачами общего уровня, а эти шестеро войдут в состав групп выравнивания. Таких групп создадим две, добавив в каждую по одному ученику, достигшему минимального уровня (Н и Т). Поскольку уровень групп ниже уровня класса, то группы отчитаются учителю во время срезовой работы.

 

 

Таблица 5.9.

Результаты учеников по четырем срезам

 

Класс Предмет
Список класса Минимум Уровень 1 Уровень 2
                             
  А                              
  Б                              
  В                              
  Г                              
  Д                              
  Е                              
  Ж                              
  З                              
  И                              
  К                              
  Л                              
  М                              
  Н                              
  О                              
  П                              
  Р                              
  С                              
  Т                              

 

Возможная структура первого урока модуля РДО (развивающее дифференцированное обучение) представлена в следующей таблице 5.10.

Таблица 5.10.

Структура урока РДО по решению задач минимального уровня

 

Время Содержание работы
  Инициализация урока, организация работы
  Задача №3 О Задача №4 О Задача №5 О Группа 1 НМ Задача №2 М Группа 2 НМ Задача №1 М
  Срезовая работа уровня О Учитель принимает отчет групп 1 и 2
  Самостоятельная работа поддерживающего повторения Учитель с учениками М из групп 1 и 2: задача №6 общего уровня Срезовая работа уровня М для учеников Н из групп 1 и 2
  Разбор задач самостоятельной работы
  Подведение итогов урока

 

После второго среза в классе имеются ученики трех типологических множеств: некомпетентные С, И; достигшие минимального уровня (их большинство); достигшие общего уровня Г, П, Р. Некомпетентных учеников С, И объединим с учениками П, Р в группу выравнивания типа НО (очень мощную). Оставшегося ученика Г используем в группе развития типа МО с учениками Н и Т. Со всем остальным классом учитель работает снова под задачами общего уровня. Отме­тим, что группа развития получила задачу общего уровня, но более трудную, чем решаемые основным составом класса (см. Таблица 5.11.).

Таблица 5.11.

Структура урока РДО по решению задач общего уровня

 

Время Содержание работы
  Инициализация урока, организация работы
Задача №3 О Задача №4 О Группа 2 МО Задача №1 О Группа 1 НО Задача №2 М
Обсуждение задачи №1 в ходе защиты группы 2 с участием учителя Отчет группы принимает ученик, назначенный учителем
Самостоятельная работа с задачами общего уровня Некомпетентные ученики работают самостоятельно с программированным заданием, пользуясь опорной карточкой Учитель с учениками Г, П, Р работает над задачей №5 продвинутого уровня
Разбор самостоятельной работы с учителем Срез продвинутого уровня
Срез общего уровня Разбор задания с учителем
Срез минимального уровня
  Подведение итогов урока

 

Аналогично можно рассмотреть и следующие уроки. На них сле­дует учесть появление отсутствовавших. Ученик Г, вышедший на про­двинутый уровень, теперь будет чаще всего работать над индивиду­альными заданиями. Мы не станем здесь конструировать эти остав­шиеся уроки, так как технология в принципе должна уже быть понят­ной, а условности, которые остались — за буквами не видно людей — все равно помешают сейчас обсудить все тонкости.

Как видно, по мере продвижения по этому модулю структура семинаров-практикумов усложняется. Последний из них фактически уже не предусматривает работы с основным составом класса, ибо основно­го состава уже и не остаётся — почти все ученики оказываются в группах того или иного типа, причем успевают в течение урока поработать в двух, а то и трёх группах разного целевого назначения. Этот последний семинар-практикум не сопровождается срезовой работой, так как следующий урок попадает уже в следующий модуль — обоб­щающее повторение, который не зависит от результатов предыдущего. Рассмотрением этого и других модулей, завершающих блок уроков, мы теперь и займемся.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: