Описание технологии опыта




Ведущей идеей опыта является интеграция различных видов прикладного творчества.

За основу опыта взяты материалы из книг Андриановой Т.Н., Макаровой О.Н. «Декоративное выжигание по ткани», Горяиновой О.В. «Гильоширование, или выжигание по ткани», Евстратовой Л. М. «Цветы из ткани, бумаги, шерсти, бисера, перьев, раковин», Жуковой О. Г. «Кожа – в умелых руках», Кочановой Н. П. «Фантазия и ваших рук творение» и другие труды мастеров декоративно-прикладного искусства.

Целью работы стало создание условий для творческой самореализации ребенка через изучение различных видов декоративно-прикладного творчества и их интеграцию. Далее были определены задачи, при решении которых можно стало добиться цели. В результате были созданы условия для формирования творческого воображения обучающихся, дети приобщились к народному искусству; смогли реализовать духовные, эстетические и творческие способности. Объекты труда были предоставлены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

От форм организации учебного процесса зависит согласованная деятельность участников образовательного процесса и качество результатов работы. Я использую следующие формы педагогической деятельности: групповые, индивидуальные и комбинированные занятия, игры, поисковую деятельность, выставки, проекты, участие в различных конкурсах и мероприятиях.

Важно, чтобы работа не сводилась к выполнению технических образцов, а нацеливала детей на изготовление полезных и красивых вещей, находящих как практическое, так и эстетическое применение в быту и жизни человека. Образовательная программа «Калейдоскоп чудесных ремесел» разработана для коллектива, работающего по разным направлениям: гильоширование, декупаж, лоскутная техника, бумагопластика, барельеф, работа с соленым тестом, бросовым материалом, кожей. Виды работы при изготовлении сувениров комбинируются. Ежегодно вводятся новые технологии. Что позволяет не привязывать содержание к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя основы различных технологий. К тому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки в области декоративно-прикладного искусства, что делает творчество детей модным и современным.

Обучающиеся имеют возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам. Навыки, которые приобретают дети, помогают им в профессиональном самоопределении.

Придя на работу в Дом детского творчества после окончания профессионально-технического училища, 10 лет назад, я решила заняться с детьми таким видом деятельности, как гильоширование. Начала осваивать эту технологию сама и совместно с детьми с самых простых приёмов. По мере усвоения задания стали усложняться, постоянно вносились элементы новизны. Так, постепенно, стали создаваться изделия для украшения быта, интерьера, одежды. Это воротники, жабо, шарфики, декоративные платочки, салфетки, скатерти, панно, сувениры, украшения для волос, элементы одежды. Овладевая этим творчеством, ребята также развивают навыки рисования, так как гильоширование требует аккуратности, точности выполнения рисунка и выполненному по нему изделию, художественного вкуса. Каждая законченная композиция превращается в чудесное изделие, эстетично и грамотно выполненное. Но творческая душа не знает покоя! Решили выполнять сувениры с использованием других технологий. Сначала появилась лоскутная аппликация с элементами гильоширования. В ходе создания различных панно в придачу к лоскуткам пошли в ход ленты, бусинки, перья… Выполнялись коллективные работы с великолепно переданным колоритом, соответствующем духу выбранной сказки. Каждая работа была особенной: разнообразие жестов, поз, выражений лиц героев, яркая и пышная растительность, которые сопровождало удивительное чувство композиции, пропорции. Выработали определённую последовательность своих действий: выбор сюжета картины через выполнение различных по композиции эскизов; определение цветовой гаммы; подбор материала; определение этапов работы; поэтапное выполнение изделия.

В результате поэтапной работы удалось достигнуть высоких результатов. Обучающиеся стали больше проявлять самостоятельности, старшие дети стали прекрасными помощниками педагога, могли практически сами обучать малышей, приходить со своими идеями, пожеланиями. Так появились работы в технике «Соломка», «Флористика», изделия из кожи.

Наряду с гильошированием обучающиеся стали осваивать бумагопластику, тестопластику, декупаж, барельеф и многое другое. Техники часто умело комбинируются, элементы гильоширования вносятся почти во все панно, сувениры. С каждым годом обучения задачи усложняются, обучающимся предоставляется больше самостоятельности в выборе действий.

Причём дополнительные технологии из года в год дополняются, усовершенствуются. Не последнюю роль в развитии детского творчества играют занятия декоративно-прикладного искусства при работе с так называемым «бросовым материалом». Здесь обучающимся предоставляю много возможностей для творчества, развивается их фантазия и воображение. Работа с различными материалами, освоение новых приёмов приносит детям большое удовольствие и радость. Радость от того, что кажущийся ненужным предмет он превратил в полезную и красивую вещь, которая может пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому-либо. Например, из кусочков кожи можно сделать оригинальные цветы, из пластиковой бутылки – различные вазы и цветы, из яиц «киндер-сюрпризов» кого хотите: матрёшку, рыбок, осьминога, лягушонка и др., из опилок - красивый пейзаж или вазу с цветами. В ход идут и перья, полиэтиленовые мешочки, капрон… Перечислять можно бесконечно!

Поделки у детей получаются разные, и я обязательно выделяю особенности каждого. При этом никогда не требую, чтобы работа была похожа на образец, каждый подключает свою фантазию. Сравниваются только свои работы: какой была первая поделка и какая теперь. У ребёнка возникает чувство удовлетворённости, искренней радости за своё совершенство. В ходе выполнения творческих заданий обучающиеся приобретают уверенность в том, что они могут от начала до конца создавать необходимые в быту вещи.

В течение нескольких лет работы кружка к творческой деятельности привлекались дети заинтересованные, увлечённые, с которыми интересно работать. В настоящее время кружок посещают и дети «группы риска», подростки, состоящие на учёте в детской комнате милиции.

На занятиях обучающиеся получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей работы, учатся работать в коллективе, толерантному поведению. Кружковая работа развивает интерес, любознательность, а это очень важно, чтобы дети не впадали в скуку, в уныние, что ведёт к нежелательным последствиям в формировании личности человека. Именно кружковая работа позволяет комплексно решать эстетические, нравственно-волевые задачи, такие как: умение планировать свою деятельность, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца, усидчивость, произвольное внимание, аккуратность, желание помочь товарищу, ценить результат работы, восхищаться и т.д.

Я в своей работе стараюсь научить детей закономерностям изготовления поделки, ведь тогда они смогут самостоятельно изготовить её ещё не раз, а также научить технологии изготовления данного сувенира других. Для достижения положительного результата мною отработана определённая система в работе: чтобы у обучающихся возник замысел, проводится предварительная работа. Это ознакомление с законами композиции, правилами цветоведения, специальной и детской художественной литературой, материалами интернета, образцами. Определяются методы и приёмы работы, готовится необходимый материал, планируется ход работы. Затем обговариваются возможные ошибки и способы их устранения. Конечный результат анализируем совместно с обучающимися.

Такая многоплановая деятельность на занятиях – это серьёзный и увлекательный труд для ребят, требующий организованности, усидчивости, волевых усилий. Успех работы во многом зависит от объектов труда, и я стараюсь подбирать их: привлекательные и доступные, в соответствии с возрастом и учётом развития творческих способностей обучающихся.

При выполнении творческих работ дети убеждаются в том, что они могут от начала и до конца создавать красивые вещи. Кроме того, причастность к творческому процессу при изготовлении изделий развивают технические и художественные навыки, эстетическое восприятие. В безоценочной системе и дружественной атмосфере помогают освоить разнообразные приёмы для воплощения замысла. Радость от исследования различных материалов, нахождения новых способов работы с ними и от достигнутого результата, согласно мнению арт-психологов, обладает мощным терапевтическим и развивающим эффектом. Навыки исследования и преодоления трудностей, полученные в творческой деятельности, ребенок с успехом переносит в свою действительность. Кроме того, культура изготовления и дарения подарков развивает у обучающихся более внимательное отношение к окружающим.

Немаловажным условием оценки результативности работы является участие детей в мероприятиях Дома детского творчества: праздниках, смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках.

Также значимой оценкой являются отзывы обучающихся и их родителей, анализ которых помогают корректировать содержание программы в течение учебного года.

Программа предусматривает наблюдение и контроль за развитием личности обучающихся, осуществляющиеся в ходе анкетирования и диагностики. Анкетирование обучающихся позволяет лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения внутри группы и ход воспитательной работы в целом, обдумать и спланировать действия по сплочению коллектива и развитию творческой активности, толерантности, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.

Мною разработан механизм контроля за качеством реализации программы, который включает в себя следующие компоненты.

Входной контроль

Позволяет выявить уровень творческих способностей обучающихся, а также наиболее способных, одаренных детей; выяснить мотивацию обучения.

Предварительное выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся по данной программе, рассчитанной на 3 года обучения, проводится в начале каждого учебного года для определения усвоения воспитанниками важнейших моментов курса предыдущего года. Предварительный контроль сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Используются методы анкетирования, тестирования (тесты-опросники, тесты для диагностики общих познавательных способностей и др.).

Текущий контроль

Осуществляется в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень усвоения отдельных блоков программы. Также детям дается возможность взаимной оценки и самооценки. В процессе контроля каждого занятия создается возможность выявления уровня усвоения учебного материала, недочетов, положительных и отрицательных моментов применяемых технологий.

Используются методы: наблюдение, беседа, рефлексия, организуются мини-выставки, сопровождаемые анализом и самоанализом.

Рубежный контроль

Осуществляется в конце полугодия и помогает определить творческий рост обучающихся, их активность, уровень усвоения программного материала. Промежуточная диагностика позволяет по мере необходимости корректировать программу, изменить методику организации учебно-воспитательного процесса.

Итоговый контроль

Проводится в конце учебного года, помогает выявить рост мастерства, изобретательности, самостоятельности, развитие творческого мышления, художественного вкуса, освоение законов композиции и конструирования.

Итоговый контроль проводится в следующих формах: зачет, защита работы, защита проекта, участие в выставках.

В целом контроль позволяет определить эффективность ведения образовательной деятельности, оценить результаты, внести изменения в учебный процесс.

По завершении обучения воспитанники, достигнув определённой степени мастерства, получают сертификат.

Результативность опыта

В результате изучения курса ребята научились использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни: проявлять умения и навыки, творческую индивидуальность и эмоционально-личностное отношение при выполнении работ того или иного вида художественной деятельности; применять на практике знания в области композиции, формообразования, цветоведения; использовать при изготовлении сувениров умения и навыки работы с орудиями ручного труда, тайны мастерства; использовать выразительные особенности разных художественных материалов в работе; иметь навыки самостоятельной творческой работы; применять орнаментальные элементы в работах декоративно-прикладного характера; воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость; использовать различные источники информации для получения технологических сведений.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: