Виды геометрических заданий и упражнений




Методика изучения геометрического материала в различных учебниках математики.

 

 

Виды геометрических заданий и упражнений

1- я группа. Узнавание и различение геометрических фигур, выделение их существенных при-знаков.

Виды заданий и упражнений:

1) называние показанной или изображенной на чертеже фигуры;

2) выделение данного вида фигур из набора предложенных фигур

3) нахождение знакомых фигур в окружающих предметах (материализация геометрических образов)

4) использование геометрических фигур в качестве счетного материала.

5) определение того, чем похожи и чем отличаются фигуры.

6) задания на изменение формы (перейти от одной фигуры к другой, имеющей тот же цвет и размер, но другую форму);

7) определение признаков, которые изменяются (цвет, форма, размер и др.);

8) классификация фигур (разделение на группы в зависимости от формы)

9) перечисление существенных признаков фигуры.

10) доказательство того, что предложенная фигура относится к данному типу фигур

2- я группа. Выделение геометрических фигур из рисунков и чертежей.

Виды заданий и упражнений:

1) нахождение и называние знакомых фигур на образном или геометрическом рисунке

2) нахождение и подсчет заданных фигур на образном рисунке (с указанием количества фи- гур, которые нужно найти, или без такого указания);

3) выделение фигур из геометрического рисунка или узора (с указанием количества фигур, которые нужно найти, или без такого указания);

4)определение того, какая фигура не нарисована (дается геометрический рисунок и отдельно изображенные фигуры, из которых составлен рисунок);

5) нахождение (и подсчет) знакомых фигур на сюжетном рисунке типа "Веселая геометрия";

6) выделение и подсчет фигур на простейших чертежах;

7) выделение и подсчет фигур на сложных чертежах

8) выписывание буквенных названий многоугольников (треугольников, прямоугольников и т.п.) из чертежа по данному заданию (например, имеющих общую вершину или сторону).

3- я группа. Составление фигур из частей или других фигур, конструирование и переконст- руирование.

Виды заданий и упражнений:

1) составление новой геометрической фигуры или геометрического узора из имеющихся фигур или частей;

2) выбор фигур или частей, из которых можно сложить заданную фигуру или рисунок

3) составление образного рисунка или сюжетной картинки типа "Веселая геометрия" из геометрических фигур;

4) составление из линейных элементов плоскостной или пространственной фигуры по образцу или описанию (например, "спичечные задачи", т.е. конструирование из счетных палочек)

5) выполнение трансформации одной фигуры в другую, обладающую заданными свойствами, по образцу или словесной инструкции (переконструирование фигуры, составленной из счетных палочек);

6) выбор нужной части из нескольких заданных для восстановления целого;

7) геометрические игры-головоломки ("Танграм", "Пифагор", "Колумбово яйцо", "Монгольская игра","Волшебный круг" и др.)

4-я группа. Деление фигур на части.

Виды заданий и упражнений:

1) деление отрезка на заданные части с помощью линейки или перегибанием;

2) проведение отрезков в многоугольниках и определение того, какие фигуры получились; Пример. Начерти прямоугольник. Проведи в нем диагональ. Какие фигуры получились?

3) деление фигуры на заданные знакомые фигуры;

4) нахождение рационального способа деления фигуры и рисунка на заданные фигуры

5) деление фигуры на части с последующим составлением новой фигуры из полученных частей.

5- я группа. Измерительные задачи. Виды заданий и упражнений:

1) измерение отрезков или длины различных предметов с использованием произвольных мерок или моделей единиц измерения, т.е. стандартных мерок (укладывание нескольких мерок или откладывание одной мерки);

2) измерение отрезков или длины различных предметов с помощью линейки или других из- мерительных инструментов (нахождение длины отрезка с использование одной или двух единиц измерения);

3) измерение площади фигур с помощью произвольных мерок или моделей квадратных единиц измерения, т.е. стандартных мерок;

 

4) нахождение площади произвольно оконтуренных фигур с помощью палетки;

5) измерение объема прямоугольного параллелепипеда и куба с помощью моделей кубических единиц измерения, т.е. стандартных мерок (в вариативных программах).

6- я группа. Вычислительные геометрические задачи.

Виды заданий и упражнений:

1) нахождение длины ломаной линии на основе измерения длины каждого из звеньев;

2) нахождение периметра многоугольника на основе измерения длины каждой из его сторон;

3) вычисление периметра прямоугольника и квадрата (разными способами);

4) нахождение длины стороны многоугольника (в том числе прямоугольника и квадрата) по известному периметру и другим имеющимся данным);

5) вычисление площади прямоугольника и квадрата (на основе измерений или на основе данных о длине сторон);

6) нахождение длины стороны прямоугольника по известной площади и длине другой стороны;

7) нахождение площади сложных фигур как суммы или разности площадей прямоугольников;

8) вычисление объема прямоугольного параллелепипеда и куба (в вариативных программах).

7-я группа. Геометрические построения.

Виды заданий и упражнений:

1) построение фигур с помощью одного инструмента (построение отрезка, ломаной, много- угольников с помощью линейки; окружностей с помощью циркуля) на клетчатой и нелинованной бумаге без указания параметров и размеров или с их указанием;

2) построение фигур с помощью двух инструментов (построение прямого угла, прямоугольника квадрата с помощью линейки и угольника; окружности с помощью циркуля) на клетчатой и нелинованной бумаге без указания параметров и размеров или с их указанием;

3) копирование и раскрашивание узоров из геометрических фигур

4) построение фигур с помощью циркуля и линейки

5) нетиповые задачи на построение.

8- я группа. Логические задания с использованием геометрических фигур.

Виды заданий и упражнений:

1) сравнение узоров или композиций из геометрических фигур;

2) продолжение узоров из геометрических фигур (поиск закономерностестей)
3) определение недостающих фигур в узоре или предложенной последовательности геометрических фигур;

4)нахождение недостающего девятого;

5) нахождение лишних фигур

6) классификация геометрических фигур по разным основаниям.

9- я группа. Упражнения на ориентировку в пространстве.

1) копирование геометрических узоров;

2) "вышивка крестиком" (копирование узора);

3) подсчет количества кубиков на плоскостном чертеже;

4) соотнесение разверток с объемными телами, изображенными на чертеже;

5) дорисовка симметричной части;

6) графические диктанты: учитель диктует, сколько клеточек нужно начертить вправо, вниз и т.п. В результате получается какой-либо рисунок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: