Тема 8. Технология работы с правовой информациейв справочных правовых системах




При изучении этой темы необходимо усвоить принципы систематизации и структуризации информации в СПС, способам отображения подструктур российского законодательства. Особое внимание следует уделитьтематическому классификатору и классификатору ключевых понятий, ихструктуре, составу и назначению.

Необходимо уяснить назначение, функции и средства СПС как программных средств для создания, ведения и поиска правовых документов.

Далее следует сосредоточить свое внимание на изучении системы реквизитов, описывающих документ, а также прочих полях карточки поиска,используемых в СПС для поиска документов.

Следующим этапом изучения СПС является освоение средств поискадокументов. При этом особое внимание следует уделить выбору вида поиска: тематического, по реквизитам, полнотекстового или их сочетания —в зависимости от стоящей перед пользователем задачи.

Самое пристальное внимание следует уделить формированию запросакак логического выражения. Поэтому необходимо вспомнить такие понятия математической логики, как логическая переменная, логические операции, структура логического выражения.

Особое внимание следует уделить сохранению найденной информации, а именно ведению тематических электронных папок документов,установке в текстах документов электронных закладок, что обеспечит простой и быстрый доступ к необходимой информации. Поэтому следует изучить структуру хранения папок и закладок, а также средств их создания ииспользования.

Поскольку в юридической практике часто возникает необходимостьпривести выдержку из нормативного правового акта, следует обратитьвнимание на средства передачи информации из документа СПС в документ, подготавливаемый в каком-либо текстовом редакторе, например MSWord.

Для решения конкретных практических задач следует обратить внимание на аппарат гиперссылок, обеспечивающих переход к связанному документу. Необходимо уяснить систему связей между документами, уметьклассифицировать связи на прямые и обратные, явные и неявные. Студент должен уметь для найденного документа построить список тематически связанных с ним документов. Для конкретных нормативных правовыхактов или их фрагментов студент должен уметь построить список связанных с ними судебных решений, комментариев законодательства и научныхстатей.

Проводя анализ документа, студент должен продемонстрировать владение средствами сравнения редакций документов, поиск источника официального опубликования.

Также следует изучить дополнительные возможности СПС: словариюридических терминов, онлайновые сервисы, аналитические подборки иматериалы.

 

4. Образовательные технологии

Практическое занятие состоит из двух частей:

1) проверка знаний с целью выявления степени готовности студентов квыполнению задания и обсуждение вопросов, представляющих наибольшую сложность для большинства студентов. Проверка знаний может проводиться как в форме традиционного устного опроса и обсуждения, так ис помощью компьютерного тестирования с последующим обсуждениемрезультатов;

2) самостоятельное выполнение студентом конкретного задания подруководством преподавателя и контроль его выполнения.

Решение практических задач (индивидуально и в малых группах) с использованием инструментов поиска информации в справочных правовыхсистемах и глобальной сети Интернет.

По результатам изучения всех тем дисциплины целесообразно проведение деловых игр. Примерные темы деловых игр: «Составление статистической отчетности по отдельным видам правоохранительной деятельности (следствие, суд, прокуратура и др.)», «Разработка юридическихдокументов на основе официальных образцов», «Представление и защитарезультатов изучения конкретной темы дисциплины в виде электроннойпрезентации».

Целесообразно проводить при участии разработчиков справочных правовых систем мастер-классы по изучению аналитических возможностейуказанных систем и конкурсы среди студентов на знание возможностейСПС и умение решать конкретные профессиональные задачи.

 

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплиныи учебно-методическое обеспечение самостоятельнойработы студентов

Текущая аттестация. Осуществление постоянного контроля выполнения заданий студентом и оценка результатов его работы.

При оценке выполненного задания учитываются:

— качество выполнения задания (наличие несущественных недочетов,существенных ошибок);

— время выполнения задания;

— степень самостоятельности выполнения задания;

— умение оценить результаты своей работы и исправить ошибки.

Формы рубежного контроля (при модульной организации изучениядисциплины):

— тестирование (контроль на уровне знания);

— решение контрольных задач (контроль на уровне понимания и владения).

 

5.1. Модельные задания для текущего контроля успеваемости

Тема 1. Введение в дисциплину.

Государственная политика в информационной сфере.Информационные технологии: технические и программные средства

1. Предложить вариант конфигурации персонального компьютера применительно к задачам, решаемым юристом в процессе профессиональной деятельности. Привести обоснование предложенного варианта с точки зрения основных характеристик выбранных устройств.

2. Составить перечень программного обеспечения необходимого для осуществления профессиональной деятельности юриста. Обосновать сделанный выбор.

 

Тема 3. Технология подготовки текстовых документов:

Практическая работа 1. Создание документа со списком

1. Создать небольшой текстовый документ посредством ввода с клавиатуры с использованием средств автоматизации ввода текстового редактора (автозамена и автозавершение).

2. Отформатировать документ: установить параметры страницы; задатьшрифтовое оформление; отформатировать абзацы; вставить колонтитулыи номера страниц.

3. Вставить в документ графические объекты.

4. Создать и отформатировать список.

УТВЕРЖДЕН

Постановлением

Правительства Москвы

от 13 марта 2001 г. № 243–ПП

СОСТАВ

Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы

по вопросам реализации жилой площади на коммерческой основе,

построенной по городскому заказу

 

 

Председатель комиссии

Омельченко С.Д. — заместитель руководителя Департамента

градостроительной политики,

развития и реконструкции города Москвы

 

Заместители председателя комиссии

Волков С.С. — заместитель руководителя Департамента

градостроительной политики,

развития и реконструкции города Москвы

Забралов С.Н. — заместитель начальника

Правового управления Правительства Москвы

 

Секретарь комиссии

Сырина Е.Ю. — начальник Управления по реализации

целевого заказа в строительстве

 

Члены комиссии

Демин А.С. — заместитель руководителя Департамента

экономической политики и развития города Москвы

Дридзе Е.Б. — начальник Финансового управления

Контрольного комитета города Москвы

Дорош В.М. — заместитель руководителя Департамента

жилищной политики и жилищного фонда

города Москвы

Практическая работа 2. Создание документа с таблицей

1. Создать документ из готовых текстовых фрагментов, сохраненных вдругих файлах.

2. Отформатировать документ: установить параметры страницы; задатьшрифтовое оформление; отформатировать абзацы; вставить колонтитулы и номера страниц.

3. Создание в документе таблицы, ее форматирование и заполнение

данными. Расчет показателей.

Год Кол-во преступлений (в тыс.) Всего (в тыс.)
Грабеж Разбой Кража
  142,5 44,5 1270,4  
  167,3 47,0 926,8  
  198,0 48,7 1150,7  
  251,0 55,4 1276,9  
  344,0 63,7 1573,0  
  394,5 65,6 1600,1  
  400,7 69,1 1602,3  
Итого        

 

Практическая работа 3. Создание документас использованием шаблонов и стилей

1. На основе готового шаблона подготовить сложный документ, состоящий из глав, параграфов, пунктов, используя готовый текстовый файл

2. Создать стили Заголовок 1, Заголовок 2, Заголовок 3 для заголовковтрех уровней — глав, параграфов, пунктов.

3. Оформить заголовки 1-го, 2-го, 3-го уровней, используя стили Заголовок 1, Заголовок 2, Заголовок 3 соответственно.

4. Вставить в верхний колонтитул Фамилию И.О. автора (слева) и номерстраницы (справа). Вставить в конце документа на отдельной страницеоглавление.

 

Тема 4. Технология работы с электронными таблицами

Практическая работа 1. Индекс сезонной преступности

Большинству юридически значимых явлений свойственны сезонныеколебания. Наиболее простой метод выявления и измерения сезонных колебаний — это сопоставление месячных данных со средним уровнем загод. Это отношение уровней, выраженное в процентах, именуется индексом сезонностии рассчитывается по формуле

ИС =Ум/ Уср 100%,

где ИС — индекс сезонности, Ум — уровень по месяцам, Уср — среднийуровень за год.

1. Создать таблицу, содержащую данные помесячной динамики преступности в России.

Месяц Уровень преступности (Ум) Индекс сезонности (ИС)
январь    
февраль    
март    
апрель    
май    
июнь    
июль    
август    
сентябрь    
октябрь    
ноябрь    
декабрь    
Итого    

 

2. Рассчитать средний уровень преступности за год (Уср).

3. Определить индекс сезонности (ИС) для каждого месяца по предложенной выше формуле.

4. Вывести только те записи, уровень преступности в которых превышает средний уровень преступности за год.

5. Построить гистограмму, отражающую динамику индекса сезонности по месяцам, расположив ее на отдельном листе с именем «Динамика ИС».

Практическая работа 2. Изучение возрастной преступной активностиВыявление закономерности является задачей статистической обработки социально-правовых данных. Основными показателями анализастатистических данных являются математическое ожидание и дисперсия.Математическое ожидание характеризует среднее взвешенное значение данных, вычисляемое по формуле:

Дисперсия характеризует отклонение данных от среднего значения и

вычисляется по формуле:

1. Создать таблицу, содержащую данные о возрастной преступной актив-

Ности

№   Возраст лиц, лет Процент преступлений (fi) Средний возраст вгруппе (xi)
  14–15   14,5
  16–20   18,0
  21–25   23,0
  26–30   28,0
  31–35   33,0
  36–40   38,0
  41–45   43,0
  46–50   48,0
  51–60   55,5
Среднее взвешенное  
Дисперсия  

2. Рассчитать основные статистические параметры: среднее взвешенноеи дисперсию.

3. Построить график распределения процентов преступлений по возрастным группам, поместив его на лист «Распределение».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: