Тема 21. Финансовая система. Фискальная и бюджетная политика государства




21.1 Финансовая система и ее структура

В системе производственных отношений финансы функционируют посредством денег, служат элементом воздействия на хозяйственные процессы, а также являются средством формирования экономических интересов.

 

Финансы как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей. Совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, образует финансовые отношения. Финансовые отношения – понятие значительно более узкое, чем денежные отношения. В них не входят отношения, связанные с товарным и денежным обращением, с оплатой транспортных, коммунальных и других услуг, с движением денег при наследстве и дарении. Финансовые отношения связаны с движением фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения.

Система финансовых отношений включает денежные отношения, складывающиеся:

· между предприятиями как хозяйствующими субъектами; они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и т.д.;

· между государством и предприятиями (фирмами); они охватывают систему платежей в госбюджет, отчисления в различные государственные фонды и организации отраслевого и территориального уровней;

· между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредита;

· внутри предприятий (между предприятием и его структурными подразделениями, между предприятием и его работниками по поводу оплаты труда);

· между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранительных мероприятий и пр.;

· между государством и населением по поводу платежей в госбюджет, получения домашними хозяйствами выплат и льгот и так далее.

Совокупность финансовых отношений и соответствующих им учреждений и организаций образует финансовую систему.

Процесс функционирования финансовой системы для достижения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику. Финансовая политика включает два аспекта. Во-первых, воздействие государства на экономику посредством формирования величины и структуры государственных расходов, объема трансфертных платежей и системы налогообложения. Это направление получило название фискальной политики. Государственные расходы представляют собой закупки государством товаров и услуг в целях выполнения государственных программ, включая оплату труда госслужащих. Трансферты представляют собой адресные целевые выплаты домашним хозяйствам или отдельным гражданам без предоставления с их стороны каких-либо товаров или услуг. Во-вторых, регулирование бюджетных процессов (достижение бюджетного равновесия). Это направление – бюджетная политика.

 

21.2 Фискальная политика государства

Фискальную политику классифицируют:

- по фазам экономического цикла – стимулирующая (экспансионистская) и сдерживающая (контрактивная); общее правило государственного вмешательства в экономику таково: государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая госрасходы и/или снижая налоги в периоды спада, и сдерживает его в периоды подъема, сглаживая таким образом колебания экономического цикла;

- по методам осуществления – дискреционная и недискреционная (на основе встроенных стабилизаторов).

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величины государственных расходов, трансфертных платежей и налогов в результате выполнения решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции. Поскольку государственные расходы предполагают использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, то фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение величин государственных расходов и налогов в результате колебаний экономической конъюнктуры независимо от текущих решений правительства. Наиболее известными встроенными стабилизаторами являются прогрессивная система налогообложения и система социальных пособий. В период подъема вследствие роста доходов налоги начинают взиматься по более высоким ставкам, что сдерживает увеличение совокупного спроса. Одновременно могут снизиться и затраты государства на социальные пособия. В период спада, наоборот, совокупный спрос стимулируется. Встроенными стабилизаторами также являются изменение реального национального дохода, изменение уровня цен, изменение ставки процента.

Обоснование этим видам фискальной политики дали два основных направления экономической мысли: кейнсианство и неоконсерватизм.

Кейнсианцы считают, что в условиях экономических кризисов основным видом государственной экономической политики является фискальная политика. Предлагают снижать налоговые ставки и увеличивать государственные расходы. Воздействие этих мероприятий на объем равновесного национального дохода и по величине, и по направленности точно такое же, как и влияние автономных инвестиций, которое было рассмотрено ранее. Увеличивая объем государственных закупок товаров и услуг, правительство осуществляет «инъекции» в экономику. Налоги Т, в отличие от государственных расходов, сокращают потребление и сбережения домашних хозяйств, являются «утечками» («изъятиями») дохода. Снижая налоговые ставки, правительство уменьшает «изъятия».

В годы экономических подъемов, напротив, предлагается повышать налоговые ставки и уменьшать государственные расходы. Благодаря такой политике, по мнению кейнсианцев, экономический цикл может быть существенно сглажен.

Меры бюджетно-налоговой политики в краткосрочном периоде сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов и налогов.

При использовании дискреционной фискальной политики в качестве инструмента стабилизации экономики возникает ряд ограничений в ее применении:

· наблюдается существенный временной разрыв между принятием решения и практическим проведением мер фискальной политики;

· фискальная политика осуществляется преимущественно в условиях неопределенности;

· не всегда известна точная величина мультипликатора государственных расходов и налогов.

Современные неоконсерваторы, не отрицая важность фискальной политики в современных условиях, все же придерживаются мнения, что она должна действовать как встроенный стабилизатор. Они считают, что составляющие этой политики (налоговая политика и политика государственных расходов) должны, оставаясь неизменными, регулировать экономику автоматически, т.е. в самой налоговой системе и в политике государственных расходов нормативы и ставки должны быть зависимыми от реальных экономических показателей. При этом изменение ситуации приведет к изменению ставок без изменения всей фискальной политики.

Встроенные стабилизаторы способны существенно снизить амплитуду циклических колебаний.

 

21.3 Налоги, их виды. Принципы налогообложения

Налоги – это обязательные, безвозмездные платежи государству физических и юридических лиц.

Необходимость налоговых сборов возникает, как только появляется государство, поскольку для осуществления своих функций оно должно иметь определенный доход. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно вынуждено собирать налогов.

Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции. Важнейшими функциями налогов являются:

· фискальная – обеспечение финансирования государственных расходов;

· регулирующая – предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков;

· социальная – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Все налоги содержат следующие элементы: объект налога (имущество или доход, подлежащие обложению); субъект налога (налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо); источник налога (доход, из которого выплачивается налог); единица обложения (единица измерения объекта в денежном выражении); ставка налога (величина налога с единицы объекта в %); налоговая льгота (полное или частичное освобождение плательщика от налога); налоговый оклад (сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами).

Налоги делятся на две группы: прямые и косвенные.

Прямыми налогами облагаются доходы или имущество субъектов экономики, которые зависят от эффективности функционирования этих субъектов в настоящее время.

Косвенные налоги всегда включаются в цену товара, и таким образом основная тяжесть косвенного налогообложения, как правило, переносится на потребителей в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.

К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество, налог на сделки с ценными бумагами и др.

В косвенные налоги входят: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж (или с оборота), таможенные пошлины и т.п..

Различаются следующие виды налоговых ставок: прогрессивные, пропорциональные, регрессивные и твердые.

Прогрессивные налоговые ставки – это ставки, размер которых увеличивается при увеличении налогооблагаемой базы.

Пропорциональные налоговые ставки – не зависят от размера налогооблагаемой базы.

Регрессивные – с увеличением налогооблагаемой базы ставки уменьшаются.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода.

Используя разные виды налогов и методы их расчета, государство формирует налоговую систему, опираясь при этом на определенные принципы. Основные принципы построения налоговой системы, названные «максимами обложения», были предложены еще А. Смитом в «Исследовании о природе и причинах богатства народов»:

· Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, какими они пользуются под покровительством и защитой государства.

· Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица.

· Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.

· Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народов возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.

В настоящее время с учетом изменившихся условий принципы построения налоговой системы дополнены другими учеными (М. Фридмен, А. Вагнер и др.)

В современной смешанной экономике принципы построения налоговой системы конкретной страны определяются налоговым кодексом или другим аналогичным документом.

Зависимость собираемой государством массы налогов от суммарной налоговой ставки отражается в кривой Лаффера:

До определенного уровня повышения налоговая ставка способствует увеличению поступлений в государственный бюджет. После этого дальнейшее повышение налоговой ставки приводит к уменьшению налоговой массы по двум причинам. Первая – повышение налоговых ставок на производителей в качестве неценового фактора воздействует на сдвиг кривой совокупного предложения влево, в результате уменьшается налогооблагаемая база и, следовательно, поступления в государственный бюджет; вторая – экономические субъекты стремятся уклониться от налогообложения, уходя «в тень».

В результате и при низкой налоговой ставке N1, и при чрезмерно высокой N2 государство получает одинаковую сумму денежных средств в государственный бюджет (см. рис. 5.1). При этом ставка N1 намного выгоднее как с точки зрения фирмы, домашних хозяйств, так и с точки зрения государства. Это связано с тем, что относительно низкие налоговые ставки стимулируют увеличение реальных объемов производства и реальных доходов, а также позволяют государству уменьшить расходы на социальные программы.

В экономически развитых странах используются два разных подхода к формированию налоговой системы.

Первый. В странах с либеральной рыночной экономикой (США, Великобритания) налоговая ставка, как правило, устанавливается ниже уровня, позволяющего максимизировать поступление налогов в государственный бюджет. Но государство ограничивает выделение средств на социальные программы.

Второй. В странах социально-ориентированной рыночной экономики суммарная налоговая ставка более высокая (50-60%) (Германия, Швеция) и через бюджет перераспределяется большая доля созданного продукта и дохода с целью снижения дифференциации доходов.

В России при выборе основного направления переходной экономики была выбрана ориентация на социальное рыночное хозяйство, что было обусловлено экономическими, политическими и идеологическими причинами, т.е. государство, хотя и сократило объем средств на социальные программы, но не отказалось от их выполнения в условиях экономического спада. Это привело к необходимости не снижения, а повышения налогов, что, в свою очередь, привело к дальнейшему спаду.

 

К 1995 г. проявилась необходимость проведения налоговой реформы. Все предложения по реформированию налоговой системы можно разделить на три группы:

1. Снижение ставки всех налогов. Однако это направление на практике осуществить стало невозможно. За период реформ государственный внешний долг вырос в несколько раз, причем основная сумма кредитов была получена не от государств, а от международных экономических организаций. Если отдельные государства согласно нормам международного права не имеют права вмешиваться во внутренние дела другой страны, то международные организации при предоставлении кредитов ставят определенные условия. Одним из таких условий было согласование с ними размера косвенных налогов.

2. Снизить налоги на производителей, не увеличивая тяжесть налога на потребителя. Экономисты, выдвигающие эти предложения, исходили из того, что за первые 3-5 лет уровень жизни снизится, а дефицит бюджета возрастет. Но снижение налогов на производителей обеспечит стабилизацию и экономический рост, что в конечном счете будет способствовать повышению реальных располагаемых доходов, даже при более высоких налоговых ставках.

3. Отменить налог на прибыль, заменив его налогом на выручку. Смысл этого предложения – уменьшить возможность уклонения от уплаты налогов.

4. Предложено введение налогов на вмененный доход.

В той или иной степени в новом налоговом кодексе учтены все эти предложения: во-первых, уменьшилось количество налогов; во-вторых, снижены ставки некоторых налогов; в-третьих, для предприятий малого бизнеса дана возможность выбирать между стандартной и упрощенной системой налогообложения.

 

21.4 Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг

Государственный бюджет – роспись государственных доходов и расходов за определенный период, утвержденный в законодательном порядке. За период исчисления бюджета принимается один год.

Бюджетная система – совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и автономных в бюджетном отношении учреждений, институтов.

В России бюджетная система достаточно сложная. Она включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды.

Каждая из составных частей исполняется отдельно, а в целом они представляют консолидированный бюджет страны.

В макроэкономике под государством понимается совокупность всех государственных институтов и учреждений, и, соответственно, доходы и расходы государства представляют в агрегированном виде.

Под дефицитом государственного бюджета понимается сумма превышения расходов государства G над его доходами T в пределах финансового года:

Д = G – T

Бюджетный избыток (профицит) – сумма превышения доходов государства над его расходами в пределах финансового года.

Различают структурный и циклический дефицит.

Структурный дефицит представляет собой разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.

Циклический дефицит – это дефицит, возникающий в результате недополучения запланированных доходов из-за экономического спада, он равен разнице между фактическим и структурным дефицитами.

Государственный долг – это сумма накопленных бюджетных дефицитов за минусом бюджетных профицитов.

Дефицит бюджета может обслуживаться двумя способами:

1) с помощью кредитов центрального банка,

2) путем эмиссии государственных ценных бумаг.

Первый способ используется правительствами слаборазвитых государств, а также странами с переходной экономикой. Этот способ всегда инфляционный, т.к. происходит монетизация дефицита государственного бюджета.

В экономически развитых странах дефицит обслуживается всегда через эмиссию государственных ценных бумаг.

В этих условиях государственный долг можно интерпретировать как размер задолженности государства владельцам государственных ценных бумаг. При этом способе также может происходить монетизация дефицита, но только при условии, что покупка государственных облигаций на открытом рынке осуществляется Центральным банком. Если же все облигации размещаются среди домашних хозяйств и предпринимательских фирм, монетизации не происходит.

Ключевой вопрос бюджетной политики: должен ли бюджет быть сбалансированным? Или сбалансированность должна быть подчинена целям стабилизации экономики?

Существуют три вида концепций бюджетной политики:

1) концепция ежегодного балансирования бюджета;

2) концепция циклически сбалансированного бюджета;

3) концепция функциональных финансов.

Концепция ежегодного балансирования бюджетапредполагает, что у государства не должно возникать ни дефицита, ни профицита бюджета независимо от экономической ситуации. Она строится на классической теории, согласно которой фискальная политика не оказывает стабилизационного влияния, а лишь перераспределяет доходы.

В настоящее время большинство государств отказалось от такой политики, поскольку ежегодное балансирование бюджета приводит к усилению циклических колебаний.

Во второй концепции (балансирования бюджета на циклической основе) совмещаются две идеи:

а) фискальная политика является одним из основных инструментов регулирования экономики;

б) необходимость балансирования бюджета.

Авторы этой концепции считают, что допустимы кратковременные отклонения (в отдельные годы бюджет может быть дефицитным либо профицитным), но по итогам определенного периода времени (среднесрочного экономического цикла) бюджет должен быть сбалансирован. Дефицитность бюджета допускается в периоды экономических спадов. В такие периоды государство стремится стимулировать производство, снижая налоги и увеличивая государственные расходы. Но этот дефицит должен быть погашен в периоды экономического подъема, когда государственные расходы сокращаются, а налоги могут повышаться.

Эта концепция может быть реализована как с помощью дискреционной фискальной политики, так и с помощью встроенных стабилизаторов.

Применение на практике такой политики показало, что амплитуда колебаний в рамках экономического цикла может быть сглажена на 30-35%. Однако при слишком большой продолжительности фазы спада, использование этой концепции может привести к существенному государственному долгу.

В концепции функциональных финансовпроблема стабилизации экономического развития выходит на первый план, а сбалансированность бюджета рассматривается как второстепенная. Авторы этой концепции считают, что бюджетный дефицит допустим в периоды экономического подъема. Его цель - поддержание состояния полной занятости ресурсов. Однако в процентах ко всему государственному бюджету его дефицит не должен превышать темпы экономического роста. В этом случае дефицит бюджета без особого труда может быть погашен путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг.

Таким образом, сегодняшние проблемы дефицитности бюджета и государственного долга перекладываются на будущие поколения, но сторонники такой концепции считают, что при полной занятости и стабильных темпах роста и в будущих периодах государство будет проводить ту же политику. Рост государственного долга не приведет к банкротству государства при условии хорошо отлаженной финансовой системы и высокой степени доверия к государственным институтам. Такая позиция обосновывается следующими аргументами:

1) при данной политике государственный долг возвращать не надо, т.к. государственные облигации составляют значительную часть портфеля любого инвестора, причем объем вложений в государственные бумаги постоянно возрастает с ростом национального дохода; в результате проблема государственной задолженности сводится не к возврату государственного долга, а к его обслуживанию путем выделения средств бюджета на выплату процентов по государственным ценным бумагам;

2) государство имеет целый набор инструментов снижения бремени государственного долга, например, путем увеличения денежной массы страны;

3) государство всегда имеет возможность повысить налоги для увеличения бюджетной части.

В последние годы большинство экономически развитых стран применяют эту концепцию на практике. При ее использовании встают вопросы: каковы максимально допустимые размеры дефицита государственного бюджета и государственного долга, какие факторы помимо собственно дефицита бюджета могут влиять на размер задолженности государства?

О размере задолженности и величине дефицита бюджета судят по доле этих показателей в ВНП. Однако вопрос о критическом удельном весе остается нерешенным. Однозначно утверждается лишь следующее: размер государственного долга становится непосильным бременем для бюджетной системы, если процентные выплаты по нему настолько велики, что становятся основной причиной дефицита государственного бюджета. Поэтому при анализе динамики государственной задолженности дефицит разделяется на общий дефицит и первичный.

Первичный дефицит равен общему дефициту, уменьшенному на сумму процентных выплат по государственному долгу. Именно первичный дефицит рассматривается как инструмент стабилизационной политики.

Если же общий дефицит бюджета направляется в основном на выплату процентов по государственному долгу, то такая ситуация рассматривается как критическая для данной страны.

На динамику государственной задолженности влияет ряд факторов. Основные из них:

· соотношение между общим и первичным дефицитом;

· темп роста ВНП;

· реальная ставка процента по государственным ценным бумагам.

Кроме этого могут влиять такие факторы, как соотношение темпа прироста ВНП и соотношение реальной процентной ставки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: