Классификация норм права.




норма права – это общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.

1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.

 

2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы – правила поведения), охранительные (нормы – стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм:

• управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий);

• обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий);

• запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения).

Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 10 и 11 Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. закрепляют детальный перечень прав и обязанностей граждан, ведущих крестьянское хозяйство.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Так, право Банка России на выдачу лицензий для проведения операций в иностранной валюте, предусмотренное в ст. 21 Закона РСФСР о Центральном банке РСФСР, гарантируется нормами ст. 11–18, 35 Закона РСФСР о банках и банковской деятельности 1990 г.

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. З ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

 

3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

 

4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.

 

5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

 

6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.).

54. Несмотря на схожесть выражения, нужно четко различать два понятия - «правовая система» и «система права». Первое - это взятые в единстве основные правовые явления данной страны - и собственно право, и правовая идеология, и судебная (юридическая) практика. «Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной страны». Обычно, в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Азербайджана, Великобритании, Китая, Японии.

И вот в отношении той или иной страны использование понятия «национальная правовая система» очень важно потому, что в ней наряду с собственно правом могут играть определяющую роль либо судебная (юридическая) практика, либо правовая идеология, от чего в свою очередь зависит весь строй, «весь мир» правовых явлений.

Именно поэтому признаку выделяют семьи правовых систем:

- семья нормативно-законодательных систем континентальной Европы - романо-германское право (в этих системах на первом месте стоит закон);

- семья нормативно-судебных, англосаксонских правовых систем - прецедентное право Великобритании, США (в этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент);

- семья религиозно - традиционных, заидеологизированных систем - мусульманское право, советское право (здесь главную роль играют религия, партийная идеология).

Второе же, система права, касается только самого права, его строения.

Право как система характеризуется следующими признаками:

Во-первых, система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право должно отражать потребности общества. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного

прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни.

Во-вторых, для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их регулирующая сила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправленности. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а следовательно, и социальной значимости.

В-третьих, система права как целостное образование охватывает все нормы, действующие в той или иной стране, и представляет собой сложный многоуровневый комплекс, состоящий из норм права, правовых институтов и отраслей права.

«В системе права действуют связи четырех уровней:

- между элементами нормы права;

- между нормами, объединенными в правовые институты;

- между институтами соответствующей отрасли права;

- между отдельными отраслями права».

«Система права - это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части»

55. Система права - это иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой - их специализацию.

Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых

объективируются содержательные и структурные характеристики права. Иначе говоря, законодательство служит внешней формой выражения права.

Авторы данного определения исходят из широкого понимания законодательства, но в узком смысле оно предполагает только совокупность законов.

Независимо от понимания законодательства система права и система законодательства тесно взаимосвязаны. И то и другое определяются социальными факторами - экономическими, политическими, духовно-культурными и др. Вместе с тем они различаются между собой.

Обычно называются следующие различия между системой права и системой законодательства.

1. Система права складывается объективно, в соответствии со сложившимися в каждой стране общественными отношениями, в то время как система законодательства носит во многом субъективный характер, поскольку складывается по воле законодателя, в результате его целенаправленной деятельности.

2. Исходным элементом системы права служит норма права, а первичным элементом системы законодательства - нормативный правовой акт.

3. Система права является определяющим фактором в построении системы законодательства. Опираясь на объективно существующие закономерности общественного развития, система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства. Последняя должна в максимальной степени соответствовать системе права: процессы, происходящие в системе права, в том числе интеграция, дифференциация, расширение или сужение сферы правового регулирования, неизменно отражаются и на законодательстве. Иначе говоря, система права служит важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех

или иных законодательных актов.

4. Система законодательства по объему шире, чем система права. Она включает не только материал, дифференцированный по предмету и методу правового регулирования, но и предписания и другой материал, который комплексно регулирует различные виды общественных отношений, используя одновременно различные методы регулирования или комбинацию этих методов. Одним словом, система права строится строже, чем система законодательства.

5. В отличие от системы права, построенной главным образом на горизонтальных связях между входящими в нее элементами, т.е. на отраслевых различиях, система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические - по юридической силе нормативных правовых актов, а также федеративную систему законодательства, которая включает акты федерального законодательства и акты субъектов Федерации.

В литературе в систему законодательства включают комплексные образования, построенные по признаку функционального назначения или по признаку сферы государственного управления. К таким образованиям относятся законодательство хозяйственное, таможенное, аграрное и др.

Следовательно, возможно существование отрасли законодательства без соответствующей отрасли права, когда законодательный акт состоит из сочетания норм различной отраслевой принадлежности - административного, гражданского, трудового права, например Федеральные

законы от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (в ред. 1996 г.), от 17 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" (в ред. 1995 г.), транспортное законодательство.

Идеальным вариантом является совпадение системы законодательства и системы права.

56. Публичное и частное. Группировка отраслей права в две категории - отрасли публичного и частного права восходит к эпохе Древнего Рима. Римский юрист Ульпиан (II-III вв.) считал, что публичное право охраняет общие интересы государства, а частное - интересы отдельных лиц. Каждое из этих подразделений системы права объединяет совокупность однородных по своим признакам отраслей права.

В странах романо-германской правовой системы используется известное со времен Римской империи ставшее классическим деление права на публичное и частное. Основанием, критерием выделения публичного права выступает общий, государственный интерес (осуществление общественных целей и задач), частного права – особенный, частный интерес (реализация целей отдельных лиц, граждан, организаций). Публичное право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений. К сфере публичного права традиционно относят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, процессуальные отрасли, основные институты трудового права и т.д. Частное право опосредствует отношения «горизонтального» типа, отношения между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие.

Материальное и процессуальное право. Всистеме права различают две группы правовых общностей - материальное и процессуальное право.

Материальное право непосредственно регулирует предметные, материальные отношения, а процессуальное право - порядок реализации норм материального права, прав и обязанностей субъектов правовых отношений.

Материальное право представлено большинством отраслей - гражданское, уголовное, трудовое, семейное, административное, международное и др. Одновременно идет формирование новых отраслей и подотраслей - например, муниципальное право в составе конституционного права, страховое - в составе гражданского права, космическое и атомное право - в составе международного права.

Процессуальное право, имея много общего с материальным правом, в то же время отличается от него. Главные отличия состоят в следующем.

Процессуальное право:

представляет собой обслуживающую отрасль, организационную, поскольку регламентирует юридические процедуры, призванные обеспечить деятельность государственных и иных органов и должностных лиц, адекватное применение норм материального права. Юридический процесс есть форма реализации деятельности всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной, выражаемая в последовательных стадиях прохождения отдельных видов этой деятельности;

придает определенным видам деятельности юридическую значимость, поскольку обеспечивается государственным принуждением и в случаях несоблюдения установленной процедуры может повлечь признание юридического акта недействительным;

направлено на достижение конкретного юридического результата - защиту субъективного права, создание нормативного правового акта, вынесение правоприменительного акта, выборы депутатов и т.д.;

регулирует правовые общественные отношения, которые уже являются правовыми под воздействием норм материального права. Материальное право, регулируя общественные отношения, придает им юридическую форму.

Процессуальное право, несмотря на его обслуживающий характер, принято относить к фундаментальным, базовым юридическим категориям, поскольку без этого права невозможно обеспечить законность в деятельности отдельных органов и лиц, порядок осуществления ими норм материального права.

Международное право. Конституцией Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15). Важно подчеркнуть, что международное право становится частью правовой системы, которая представляет собой более широкое понятие, чем система права, но это не часть системы права и не часть системы законодательства России, так как международное право не является отраслью национального права или отраслью национального законодательства.

Данное конституционное положение существенно расширяет и усложняет структуру правовой системы Российской Федерации, создавая дуализм ее активных центров: таким центром для внутригосударственной правовой системы служит Конституция Российской Федерации, но вместе с тем и международные договоры и соглашения.

Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.

К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют предмет международного права.

61. Субъекты правоотношенийэто участники конкретных правовых отношений, которые имеют предусмотренные законом права и обязанности.

Субъекты права подразделяются прежде всего на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица). К индивидуальным относятся: а) граждане Российской Федерации; б) иностранцы; в) лица без гражданства (апатриды); г) лица с двойным гражданством (бипатриды).

Иностранные граждане ограничены в некоторых правах. В частности, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, служить в Вооружённых Силах, занимать определённые должности, например быть капитанами судов и т.д. В остальном им гарантированы все гражданские права. Они несут также соответствующие обязанности. Правовой статус иностранцев в России пока ещё определяется Законом СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" от 24 июня 1981 г., который различает

 

Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Они делятся на следующие виды:

1. Само государство;

2. Государственные органы и учреждения;

3. Общественные объединения;

4. Административно-территориальные единицы;

5. Субъекты Российской Федерации;

6. Избирательные округа;

7. Религиозные организации;

8. Промышленные предприятия;

9. Иностранные фирмы;

10. Специальные субъекты (юридические лица).

По российскому законодательству, далеко не все организации и учреждения могут выступать в качестве юридических лиц, а только те, которые отвечают определённым условиям. Признаки юридического лица сформулированы в ст. 48 ГК РФ. Это: 1) имущественная обособленность; 2) способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности; 3) быть истцом и ответчиком в суде. Само понятие юридического лица имеет значение главным образом в гражданском праве, т.е. в имущественных, обязательственных отношениях.

Правосубъектность есть предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов – правоспособности и дееспособности.

Правоспособность – это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность – предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность, т.е. способность (возможность) лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность – предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

Разграничение право– и дееспособности характерно в основном для гражданского права, поскольку правоспособность гражданина возникает в момент его рождения, а дееспособность – по достижении определенного возраста. Каким же образом осуществляются права и исполняются обязанности, если участником правоотношения выступает недееспособное лицо? В таких случаях недостающие элементы правосубъектности выполняются другими лицами. В гражданском праве существует институт представительства. Представитель своими действиями реализует права и исполняет обязанности от имени недееспособного участника правоотношения. В других правовых отраслях право– и дееспособность не разделяются, подразумевается, что они появляются у гражданина одновременно и его правовое положение характеризуется единой праводееспособностью или, говоря иначе, правосубъектностью.

Правоспособность и дееспособность граждан обычно одинаковы по объему. Однако в ряде случаев по закону или по решению суда лицо ограничивается в дееспособности.

Дееспособность малолетних регулируется ст. 28 ГК РФ. В п. 1 этой статьи сформулировано общее правило: за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Из этого правила есть исключение (п. 2 ст., 28 ГК РФ):

• малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки;

• сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

• сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Из содержания ст. 28 ГК РФ вытекает, что полностью недееспособными закон считает детей до шести лет.

- деликтоспособность - способность нести юридическую от­ветственность за свои действия.

Как и для дееспособности, наступление деликтоспособности связано с возрастом субъекта. Так, в гражданском праве ответственность наступает с 18 лет; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут имущественную ответственность по тем сделкам, совершение которых разрешено им по закону. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут его родители, усыновители или опекуны. По российскому законодательству общая ответственность наступает с 16 лет, а по отдельным категориям преступлений — с 14 лет. В административном праве деликтоспособным признается лицо, достигшее 16 лет, дисциплинарная ответственность в трудовом праве наступает с пятнадцатилетнего возраста

 

64. Действие правовой нормы во времени начинается с момента вступления в юридическую силу содержащего ее нормативно-правового акта и прекращается с момента утраты последним юридической силы.

- Вступление в силу нормативно-правовых актов может определяться:

- Принятием или подписанием акта.

- Моментом опубликования акта.

- Датой, указанной в самом нормативно-правовом акте.

- Наступлением определенных условий.

- Специально принятым нормативным актом.

- Прекращение действия нормативно-правового акта определяется следующими моментами:

- Истечением срока действия акта.

- Наступлением определенных условий.

- Прямой отменой акта.

- Заменой действующего акта другим.

Действие правовой нормы в пространстве ограничивается всей территорией государства или территорией отдельных его частей. В России федеральные нормативно-правовые акты вступают в силу и действуют одновременно на всей территории страны. Региональные нормативные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления - на территорию города, поселка или иного муниципального образования.

Действие норм права по кругу лиц.

В тексте нормативно-правового акта должно содержаться описание субъектов, которым адресованы его нормы. Нормативно-правовые акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства, включая иностранцев, лиц без гражданства, структурные подразделения иностранных и международных организаций. Причем в отношении граждан самого государства нормативно-правовые акты действуют как на территории государства, так и за его пределами.

 

69. Под пробелом в праве понимается отсутствие в нём нужной нормы, с помощью которой можно было бы разрешить возникший случай. Это как бы "умолчание" законодателя относительно необходимости правового урегулирования определённого общественного отношения. Случай есть, а нормы нет.

В литературе различают пробелы первоначальные ("недосмотр законодателя") и последующие, когда они обнаруживаются уже в процессе правового регулирования, правоприменительной практики, когда появляются неизвестные ранее отношения. В любом случае пробел в праве – это состояние неурегулированности, неопределённости, а стало быть, и возможного своеволия, личного усмотрения чиновника.

Выделяют также реальные и мнимые пробелы. Мнимый – это когда высказывается суждение о существующем якобы пробеле в праве, тогда как на самом деле ситуация вообще не находится в правовом пространстве и, следовательно, не подлежит разрешению. В.В. Лазарев называет ещё такие виды пробелов, как полные и частичные, преодолимые и непреодолимые, простительные и непростительные, а также намеренные.

Пробелы в праве вызываются в основном следующими причинами: а) относительной "консервативностью" права по сравнению с более активной динамикой общественных отношений; б) несовершенством законов и юридической техники; в) бесконечным разнообразием реальной жизни; г) появлением новых отношений, которых не было в момент принятия той или иной нормы.

Первый и естественный путь полного устранения пробела – принятие новой нормы. Но это – "долгий путь" Другой путь устранения пробела – это институт правовой аналогии. Термин "аналогия" в переводе с латинского означает сходство, подобие, соответствие чего-либо с чем-либо. В данном случае речь идет о сходстве правовых норм и регулируемых ими отношений. Задача аналогии

заключается в том, чтобы разрешить ситуацию, не предусмотренную законом, таким образом, каким разрешил бы её законодатель, судя по тому, как он разрешает другие подобные ситуации. Законодатель устраняет пробел, а правоприменитель – восполняет или преодолевает.

В основе аналогии лежит предположение, что все отношения, сходные между собой в главных своих чертах и признаках, разрешаются одинаково. При этом обязательным условием является то, чтобы случай, подлежащий разрешению, непременно входил в круг регулируемых правом отношений, иными словами, находился в пределах юридического поля. К моральным отношениям аналогия права неприменима.

Различают два вида правовой аналогии или два способа преодоления пробелов: 1) аналогию закона; 2) аналогию права. В первом случае отыскивается и применяется сходная с другими норма закона или иного нормативного акта. Во втором, когда не обнаруживается даже и сходной нормы, дело разрешается на основе и в соответствии с общим духом, смыслом, принципами действующего права. Понятно, что в такой ситуации особое значение приобретает правосознание, юридическая культура и профессионализм судей.

В научной литературе выделяется еще субсидарная, или дополнительная, аналогия. Субсидарной называется такая аналогия, когда суд при рассмотрении, например, гражданского дела применяет сходные нормы из других отраслей права (административного, семейного, трудового, финансового и т.д.).

Институт аналогии не действует в уголовном праве, хотя пробелы в нём тоже возникают, но они устраняются законодательным путём. Аналогия в уголовном праве не применяется потому, что оно исходит из основополагающей идеи: нет преступления без указания на то в законе. Преступлением может быть признано только такое деяние, которое прямо предусмотрено УК, и следовательно, уголовная ответственность может наступить только за заранее предусмотренное действие. Эта идея признана всеми демократическими правовыми системами и направлена на защиту свободы личности. Во всех остальных отраслях права аналогия так или иначе используется. Вообще, правовая аналогия возможна всюду, где нет специального запрещения

Прямое действие конституции означает, что органы государства обязаны рассматривать нормы конституции в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения и использовать их для разрешения конкретных дел.

Конституция закрепляет преимущественно главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в других законодательных актах. Ряд статей Конституции РФ содержит указания на необходимость принятия ФКЗ и ФЗ, определяющих порядок реализации конституционных норм. Во многих нормах содержится прямая отсылка к закону, что неизбежно связывает данную норму с текущим законодательством.

Указание в Конституции на то, что она является актом прямого действия, дает основание сделать следующие выводы:

1. Все нормы Конституции должны рассматриваться как нормы прямого действия: непрямое действие той или иной конституционной нормы должно рассматриваться как исключение и быть специально оговорено в самой Конституции. Как это сделано, например, в ч. 2 ст. 47: «Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом».

2. Прямое действие Конституции не означает, что не должны приниматься конкретизирующие ее нормы и процедурные акты, необходимые для эффективной реализации ее норм. Напротив, все это предполагает сама природа Основного Закона. Другое дело, что отсутствие такого рода актов не должно объявляться причиной неприменения конституционных норм.

Обеспечение прямого действия Конституции - одна из главных задач органов правосудия. Непосредственное применение конституционных норм в области прав и свобод граждан начал обеспечивать Конституционный Суд Российской Федерации. Пленум Верховного Суда в ряде постановлений дал разъяснения, основанные на приоритете конституционных норм, и ориентировал суды на применение Конституции Российской Федерации как акта прямого действия при рассмотрении гражданских и уголовных дел.

 

71. Толкование права - это уяснение смысла нормы права, установление ее содержания.

уяснение - раскрытие содержания (интерпретация) юридических норм "для себя";
разъяснение - раскрытие содержания (интерпретация) юридических норм "для других"..

Разъяснение может содержаться в специальных актах (они именуются интерпретационными), но оно может быть заключено в самом содержании акта применения права, в таких, как решение суда по юридическому делу.

Субъектами толкования права в принципе могут быть все – граждане, государственные органы, общественные объединения, должностные лица, научные учреждения, учёные. Однако последствия такой деятельности будут разными.

Официальное толкование дается уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами. Оно, как правило, документально оформляется в специальных актах (актах толкования) и является юридически обязательным для всех, кого это касается; вызывает определённые последствия. Такое толкование ориентирует субъектов правореализации на однозначное понимание толкуемой нормы и правильное её применение. Разумеется, оно принимается во внимание и рядовыми гражданами.

В свою очередь среди официального толкования выделяется ряд подвидов: нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное); аутентичное (авторское); легальное (разрешённое, делегированное); судебное. Поясним кратко каждый из этих видов.

На самом деле нормативное толкование никаких новых норм не создаёт, а разъясняет лишь действующие. Это, как правило, судебное толкование в форме постановлений Пленума Верховного Суда, рекомендующего всем нижестоящим судам придерживаться определённых требований и ориентиров при применении того или иного закона, рассмотрении той или иной категории дел. В отличие от нормативного, казуальное толкование (от слова "казус", конкретный случай) касается определённого факта, дела, проступка. Оно не имеет общеобязательного значения, его цель – правильное разрешение именно данного, чаще всего сложного, уникального случая.

Аутентичное (авторское) толкование – это толкование, исходящее от органа или должностного лица, издавших толкуе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: