Назначение федеральных государственных образовательных стандартов




Глоссарий ФГОС

ГЛОССАРИЙ

Федеральные государственные образовательные стандарты

В соответствии с Федеральным законом № 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской Федерации устанавливаются Федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - в соответствии с Федеральным законом №309-ФЗ от 5 декабря 2007 года «В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

 

Назначение федеральных государственных образовательных стандартов

Создание условий для эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования системы образования: выступать инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования; средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования; выступать фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества - с другой; быть одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.

Базисный учебный (образовательный) план. Нормативный документ, определяющий структуру содержания образования, соотношение обязатель­ной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (инвариантную и вариативную);закрепляю­щий максимально допустимую нагрузку при 5- и б-дневной учебной неделе по классам, а также коли­чество недельных часов для финансирования. См. инвариантную часть базисного учебного (образова­тельного) плана.

 

Вариативная часть базисного учебного (обра­зовательного) плана. Часть базисного учебного (об­разовательного) плана, обязательная для реализации в общеобразовательных учреждениях, представлена числом часов, отводимых на обеспечение индивиду­альных потребностей и запросов обучающихся, в т. ч. этнокультурных, интересов образовательных учреж­дений, субъектов РФ. Наполнение конкретным содер­жанием данной части базисного (образовательного) плана находится в компетенции участников образова­тельного процесса.

Виды коммуникативных действий:

· планирование учебного сотрудничества с учи­телем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов их взаимодей­ствия;

· постановка вопросов - инициативное сотруд­ничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Виды универсальных учебных действий:

· личностные;

· регулятивные (включающие также действия саморегуляции);

· познавательные;

· знаково-символические;

· коммуникативные.

Внеурочная (внеучебная) деятельность обучающихся. Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВН, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта.

Гигиеническая норма - интенсивность и длительность воздействия факторов, которые обеспечивают сохранение здоровья детей и подростков, своевременное и гармоничное их развитие.

Инвариантная часть базисного учебного (образовательного) плана - часть базисного учебного (образовательного) плана, определяющая структуру содержания образования, обязательного для реализации во всех общеобразовательных учреждениях; состав обязательных учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Информационное обеспечение субъектов образовательного процесса - система широкого доступа каждого субъекта образовательного процесса (учителя, ученика, родителя) к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Качество образования - комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому человеку продолжить образование в соответствии с его интересами.

 

Коммуникативная деятельность - взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налажива­ния отношений и достижения общего результата.

 

Коммуникативные действия - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориен­тацию учащихся на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности), уме­ние слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимо­действие и сотрудничество со сверстниками и взрос­лыми.

Коммуникация - смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Коммуникация обслу­живает совместную деятельность людей и предпола­гает не только обмен информацией, но и достижение некой общности - установление контактов, коопера­цию (организацию и осуществление общей деятель­ности), а также процессы межличностного восприя­тия, включая понимание партнера.

Контроль в учебной деятельности - обеспече­ние эффективности учебных действий путем обнару­жения отклонений от эталонного образца и внесение соответствующих корректив в действие.

 

Компетентность - умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, обще культурную, соци­ально-трудовую, информационную, коммуникатив­ную компетенции, компетенцию в сфере личностного самоопределения и др.

Компетентность информационная - способ­ность и умение самостоятельно искать, анализи­ровать, отбирать, обрабатывать и передавать необхо­димую информацию при помощи устных и письмен­ных коммуникативных информационных техноло­гий.

 

Компетентность коммуникативная - способ­ность личности к речевому общению и умение слу­шать; умение ставить и решать коммуникативные за­дачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуни­кации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность инди­вида, выделяются: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и да­вать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность вы­ражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои вы­сказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

 

Компетентность в сфере личностного само­определения - способности, знания и умения, по­зволяющие индивиду осмыслить свое место в мире; выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий; опыт самопознания.

Компетентность образовательная - способ­ность личности активно использовать знания, уме­ния, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку в одной или нескольких обра­зовательных областях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образователь­ных областей) различают ключевые - метапредметные, общепредметные и предметные компетенции.

 

Компетентность профессиональная - способ­ности и умения эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации.

 

Компетентность социально-трудовая - способ­ности и умения, обеспечивающие человеку возмож­ность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и сред­ствами социального взаимодействия, ориентиро­ваться на рынке труда.

 

Компетенция - круг полномочий и прав, предо­ставляемых законом, уставом или договором кон­кретному лицу или организации в решении соответ­ствующих вопросов; совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

 

Часто задается вопрос: "Есть ли разница между компетентностью и компетенцией?" Термин "competence" означает "способность, умение", а термин "competent", который переводится как "компетентность", имеет следующие значения: полноправный, правомочный, установленный, законный. Отсюда следует, что "компетентность" обозначает характеристику человека (полно-правный, правомочный и т. д.), а "компетенция" характеризует то, чем человек обладает (способности, умения).

Компетенции формируются только в процессе самостоятельной реализации той или иной деятельности, в ситуациях неопределенности и попытках самостоятельно справиться с какими-то проблемами. Проявляются они также только в деятельностных ситуациях (коммуникативные - в ситуациях дискуссии, выступления и т. д., исследовательские - в процессе реализации учащимися исследовательских проектов), где сам учитель или внешний эксперт может определить тот или иной уровень их достижения при помощи известных критериев и показателей.

На сегодняшний день не существует единой принятой всеми классификации компетенций. Наиболее общая классификация компетенций содержит в себе три больших класса:

 

1. Профессиональные (специальные), необходимые данному специалисту для реализации его профессиональной деятельности.

2. Надпрофессиональные, необходимые для эффективной работы в организации.

3. Ключевые компетенции, в которые входят умения и качества, необходимые каждому члену общества.

Критерии оценки качества образования - по­казатели и признаки, на основании которых оценива­ется качество общего образования:

  • адекватность отражения потребности лично­сти, общества и государства в общем образо­вании в основополагающей системе требова­ний стандартов;
  • условия реализации общеобразовательных программ начального, основного (неполного среднего) и среднего (полного) общего обра­зования и их соответствие требованиям стан­дартов;
  • ресурсное обеспечение образовательного про­цесса (в т. ч. кадровое) и его соответствие требо­ваниям стандартов;
  • реализуемые в образовательном процессе и достигаемые обучающимися результаты освое­ния основных общеобразовательных программ и их соответствие планируемым результатам как на уровне требований стандартов, так и на уровне ресурсного обеспечения.

 

Критерии оценки сформированности универ­сальных учебных действий:

  • соответствие возрастно-психологическим нор­мативным требованиям;
  • соответствие свойств универсальных дей­ствий заранее заданным требованиям;
  • сформированность учебной деятельности у обучающихся, отражающая уровень развития мета предметных действий, выполняющих функ­цию управления познавательной деятельно­стью детей.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: