Долгосрочное монопольное равновесие.




Совершенная конкуренция и эффективность.

1) первым способом обоснования эффективности конкурентного равновесия явл. равенство МС=Р. Каждый продавец стремится уравновесить предельные издержки с рыночной ценой с целью максимизации прибыли. Потребители, максимизирующие полезность, реагируют на рыночную цену, до уровня Р=MU. отсюда равновесная цена на с.к. рынке равна как ценности данного блага для потребителей, так и издержкам производства данного блага для производителей.

2) вторым способом явл. максимизация суммы излишка потребителя и излишка производителя. Любое отклонение от равновесного состояния ухудшает положение одного из экономических субъектов. Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно улучшить положение хотя бы одного из экономических субъектов, не ухудшив при этом положение другого. Такое состояние рынка называется эффективным по Парето. Эффективное использование ресурсов означает производство благ с наименьшими издержками. Производственная эффективность достигается в ситуации установления рыночного равновесия в долгосрочном периоде при min LAC.Точка а (точка отраслевого равновесия) отражает P=LMC=min LAC.

 

Долгосрочное монопольное равновесие.

Условие долгосрочного равновесия: MR=LMC(долгосрочные предельные издержки).

 
 

Фирма-монополист обеспечит равновесие в долгосрочном периоде только в том случае, если она сможет удержать контролируемую ею отрасль от проникновения в нее иных фирм.

Долгосрочное равновесие достигается при таком уровне выпуска, когда MC=MR. Равновесная цена будет равна высоте кривой долгосрочного спроса в этой точке. В такой ситуации фирма - безубыточна. В противном случае она покидает рынок, будучи не в состоянии компенсировать свои LAC.

Равновесие в условиях монополии может достигается как при условии выпуска ниже минимума кривой долгосрочных средних издержек, так и при выпуске, превосходящем минимум.

Независимо от величины долгосрочного равновесного выпуска, монополист определяет размер фирмы, который соответствует этому объему производства. Начиная с точки долгосрочного равновесия, монополист может временно увеличить прибыль, повышая цены и сокращая объемы производства. Потребители реагируют на это падением спроса. Прибыль монополиста при более высоких ценах может оказаться меньше, чем при исходной цене долгосрочного равновесия. В положении равновесия на монополизированном рынке исключаются наличие дефицита и перераспроизводства. Рынок будет сбалансирован. Однако не следует думать, что на рассматриваемом рынке не могут возникнуть указанные явления. Неравновесное положение может быть вызвано непредвиденными изменениями в спросе. Монополист вынужден в таких случаях балансировать рынок: ликвидировать перепроизводство путем сокращения объема выпускаемой продукции и (или) снижения цены; преодолевать дефицит путем повышения цены и (или) увеличения объема производства.

 

45. Абсолютная монополия как рыночная структура. А.м. – это такая ситуация, когда на рынке есть единственный продавец определённого блага, не имеющего близких субститутов, когда границы отрасли и границы фирмы-монополиста совпадают. Признаки монополизма: доминирующее положение этих фирм на рынке конкретных экономических благ, установление монопольных цен и благодаря этому получение для себя сверхприбылей (создавая искусственный дефицит на рынке, он добивается повышения цены). Виды монополии: закрытая (защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений), открытая (фирма на некоторое время становится монополистом, не обладая специальной защитой от конкуренции), естественная (min LAC достигается при обслуживании всего рынка одной фирмой), простая, организационная (крупные межотраслевые объединения, создаваемые с целью поддержания какого-либо уровня цен или дележа совместно полученной прибыли) Монополия – единственный продавец предлагает множеству покупателей уникальный продукт, не имеющий заменителей. Фирма-продавец – ценоустановитель, не имеет соперников, представляет собой всю отрасль. Сущ-вуют барьеры. Факторы возникновения: 1. Патенты и авторские права 2. Собственность на всё предложение какого-либо ресурса 3. Гос. Политика. Гос-во устанавливает монополию. 4. Экономия от масштаба. Преимущество низких издержек при производстве огромного количества блага. Открытая монополия – «случайная», временные преимущества. Закрытая монополия – законодательно закреплено. Патенты, лицензии. Простая монополия – продукты в определённое время всем покупателям по определённой цене.   50. гос.регулирование деят-сти монополии. Существование монополий и монопольной власти часто провоцирует государство к всевозможным мерам «справедливого» регулирования. Регулирование монополий может осуществляться по следующим направлениям: • налогообложение; • ограничение цен. 1. Налогообложение. Последствия введения налога на выпуск в условиях монополии существенно отличаются от тех, которые возникают в условиях чистой конкуренции. При монополии цена продукта может возрастать на величину, значительно превышающую размер налога. Допустим, единица продукции монополии облагается налогом в t ден. ед. так, что монополист должен платить государству t ден. ед. за каждую проданную единицу выпуска. В таком случае издержки {МС) фирмы соответственно возрастают на t ед. Это приводит к значительному росту цены и падению выпуска.   Поушальный налог (в виде выплаты установленного размера).--> Изъятие части монопольной прибыли: 2. установление фиксированной цены: Если установленная административная цена базируется на предельных или средних издержках, результатом может быть довольно курьезный результат: установление ценового потолка вынуждает монополиста увеличивать объем выпуска. Этот эффект совершенно противоположен тому, что имеет место при свободной конкуренции. Этот кажущийся парадокс объясняется следующим образом. Ценовой контроль делает линию спроса (D) пологой, а значит, и линия предельного дохода (MR) также становится более пологой. Поэтому величина оптимального выпуска монополиста (Qra) как результат пересечения линий МС и MR стремится вправо — что и приводит к стремлению монополиста расширять производство. Ценовое регулирование естественной монополии чревато рядом проблем. Во-первых, каждое регулирование не обходится без издержек. Необходимы усилия аудиторов для оценки деятельности регулируемой монополии. Во-вторых, регулируемая фирма имеет склонность преувеличивать объем своих издержек. В-третьих, при ограничении деятельности фирмы ее менеджеры теряют склонность к поиску оптимальных стратегий и т. п.    


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: