III. Специализированных учреждений системы ООН




Специализированные учреждения (СУ) ¾ это межправительственные самостоятельные, автономные организации, связанные с ООН специальным соглашением через ЭКОСОС. Специализированным учреждением считается только та, которая соответствует следующим требованиям:

1. организация должна быть создана правительствами (т.е. исключаются все неправительственные организации);

2. она должна иметь глобальный, универсальный характер (т.е. исключается также региональные межправительственные организации);

3. организация должна действовать в определенной сфере международного сотрудничества: экономической, социальной, культурной, образования, здравоохранения и т.д.;

4. она должна подписать соглашение с ООН о сотрудничестве, координацию и взаимодействие с ней и другими специализированными учреждениями, которые координируются ЭКОСОС.

Специализированных учреждений являются 17. Хотя все они функционируют в определенных сферах, диапазон некоторых из них достаточно широкий и многоплановый, что усложняет задачу их четкой классификации. И все же относительно сфер деятельности можно выделить следующие группы учреждений:

1.Финансовые: МФВ, МБРР, МФК, МАТ, МАГИ, МФСР;

2.Экономические: ФАО, ЮНИДО;

3. Технические: ИКАО, МСЭ, ИНО, ВВС, ВМО;

4. Социальные: МОТ, ВООВ;

5. Гуманитарные: ЮНЕСКО, ВОИС;

Взаимоотношения между ООН и специализированными учреждениями базируются на основе заключенных соглашений, которые подписывает Экономический и Социальный Совет. В каждой такой сделки есть свои особенности в зависимости от специфики СУ. Однако, специализированные учреждения коей мере не являются подконтрольными ЭКОСОС. Это совершенно независимые и автономные организации, которые имеют свои уставы, структуры, бюджеты.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах — пакт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступивший в силу 3 января 1976 года. На март 2012 года в пакте участвуют 167 государств.[1] Крупнейшее государство, не являющееся участником пакта — США.

СССР подписал пакт 18 марта 1968 года. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября1973 года с заявлением. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному секретарю ООН 16 октября1973 года. Вступил в силу для СССР 3 января 1976 года.

10 декабря 2008 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла факультативный протокол к пакту, предусматривающий возможность подачи жалоб на нарушения пакта[2]. Для вступления протокола в силу необходима его ратификация десятью странами-участницами Пакта (на октябрь 2012 года протокол ратифицирован 8 странами).

[править]Каталог прав

· Статья 1 — право на самоопределение;

· Статья 6 — право на труд;

· Статья 7 — право на справедливые и благоприятные условия труда;

· Статья 8 — право на создание профсоюзов и забастовки;

· Статья 9 — право на социальное обеспечение;

· Статья 10 — защита семьи, материнства и детей;

· Статья 11 — право на достаточный жизненный уровень (включает право на жилище и на питание);

· Статья 12 — право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;

· Статья 13 — право каждого человека на образование;

· Статья 14 — план действий по введению обязательного бесплатного всеобщего начального образования;

· Статья 15 — право на участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса и защитой интересов, связанных с собственным творчеством.

 

Венская конвенция о дипломатических сношениях — один из основныхнормативно-правовых актов в области дипломатического права. Она была принята на международной конференции в Вене, которая проходила в период со 2 марта по14 апреля 1961 года.[1] В конференции приняло участие 81 государство (СССР был также представлен БССР и УССР), около 40 из них подписали конвенцию. Конвенция регламентирует все основные вопросы дипломатического права: регламентируются виды и функции дипломатических миссий, процедура назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, раскрывается понятие дипломатического иммунитета.

Согласно ст. 51 Конвенции, она вступала в силу на тридцатый день после сдачи на хранение двадцать второй ратификационной грамоты или акта о присоединении Генеральному секретарю Организации Объединённых Наций. Это произошло 24 апреля 1964 года.

Конвенция состоит из 53 статей и включает также два факультативных протокола: о приобретении гражданства сотрудниками дипломатических представительств и членами семей этих сотрудников, живущими вместе с ними, и об обязательном разрешении споров относительно толкования или применения Конвенции Международным Судом.

На 2010 год в ней участвуют 186 государств,[2] в факультативном протоколе о приобретении гражданства участвуют 51 государство,[3] об обязательном разрешении споров — 66 государств.[4]

Российская Федерация, являясь правопреемником СССР, ратифицировавшего конвенцию 11 февраля 1964 года, также участвует в данной Конвенции. При этом со стороны СССР при ратификации была сделана оговорка по статье 11 (пункт 1) Конвенции, которая касается численности персонала дипломатических представительств: этот вопрос должен решаться по договорённости между аккредитующим государством и государством аккредитования. Кроме того, Советский Союз сделал заявление по ст. 48 и 50, в которых идёт речь об ограничениях для ряда стран быть участниками Конвенции, отметив их дискриминационный характер.[5] Согласно статье 48 Конвенции, её участниками могут быть только государства-члены ООН или специализированных учреждений, государства-участники Статута Международного Суда, а также другие государства, которые были приглашены Генассамблеей ООНстать участниками Конвенции. В результате, от участия в конференции, на которой была выработана Конвенция, были отстранены ряд социалистических стран — ГДР,МНР, КНДР и ДРВ.[6]

 

Венская конвенция о консульских сношениях принята на Конференции ООН по консульским сношениям в Вене 24 апреля 1963 года, вступила в силу 19 марта 1967 года.

Следуя сложившейся в международных отношениях практике, Венская конвенция предусматривает, что установление консульских отношений между государствами осуществляется по взаимному согласию между ними.

Конвенция определяет, что согласие на установление дипломатических отношений означает (если иное не оговорено) согласие также и на установление консульских отношений. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой в силу только этого факта разрыв консульских отношений.[1] Если дипломатические отношения отсутствуют, для установления консульских отношений требуется специальное соглашение между государствами.

Консульские отношения с иностранными государствами регулируются двусторонними консульскими конвенциями, а также внутренними законодательствами государств.

Венская конвенция 1963 года определяет консульские функции: защита интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в государстве пребывания; содействие развитию торговых, экономических, научных и культурных связей между двумя государствами; оказание необходимого содействия в выполнении служебных обязанностей находящимся на территории государства пребывания представителям министерств и организаций и другим гражданам своего государства; информирование граждан представляемого государства о законах и постановлениях государства пребывания, а также о местных обычаях; оформление виз, совершение нотариальных действий, консульская легализация документов, учёт граждан представляемого государства, проживающих в государстве пребывания; оказание содействия эмигрантам из представляемого государства, а также воздушным и морским судам и их персоналу на территории государства пребывания и др.

Венская конвенция определяет четыре консульских класса: генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент.

Консульские учреждения, консульские должностные лица и сотрудники консульских учреждений обладают консульскими привилегиями и иммунитетами.

Венская конвенция определяет также порядок назначения и приёма консульских должностных лиц, включая выдачу экзекватуры, без чего невозможно выполнение ими своих служебных функций.

 

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

совокупность международно-правовых принципов и норм. определяющих юридический статус межгосударственных (межправительственных) организаций, условия членства в них.характер и объем правомочий. структуру и процессуальные аспекты деятельности их органов, а также юридическую силу принимаемых ими нормативных актов. В отсутствие единого нормативного акта их функционирование регламентируется положениями учредительных актов - уставами, статутами и т.п. Взаимоотношения таких структур с заинтересованными государствами подпадают под действие Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. В некоторых случаях в

качестве учредительных актов применяются соответствующие многосторонние международные договоры, например Конвенция Всемирной метеорологической организации 1947 г., Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, 1967г., Конвенция и Эксплуатационное соглашение Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) 1976 г. Международный орган по морскому дну, являющийся самостоятельной международной организацией, учрежден Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

П.м.о. определяет международную правосубъектность всех таких структур как производную, делегированную им основными субъектами международного права - государствами, и имеющую сугубо функциональную направленность, которая должна сообразоваться с применимыми основными и специальными принципами международного права. Особые права и преимущества межгосударственных организаций, необходимые им для обеспечения эффективной их деятельности, устанавливаются соглашениями, заключаемыми между каждой из них и страной пребывания штаб-квартиры таковой: Конвенцией о привилегиях и иммунитетахООН 1946 г., Конвенцей о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. Наконец, сами межгосударственные (межправительственные) организации нередко заключают соглашения между собой, как это имеет место в практике ООН, один из главных органов которой - Экономический и социальный совет управомочен вступать в соглашения с любым из специализированных учреждений этой Организации относительно определения условий взаимного сотрудничества.

Волосов М.Е.

В связи с процессом развития прав человека и прогрессом общества в це­лом выделяют несколько поколений прав человека.

Первое поколение — права человека, обеспечивающие индивидуальную сво­боду, защиту от какого-либо вмешательства в осуществление прав члена обще­ства и политических прав: свобода слова, совести и религии; право на жизнь, свободу и безопасность; равенство перед законом; право на правосудие и др.

Второе поколение - социальные, экономические и культурные права:

право на труд и свободный выбор работы; право на социальное обеспечение;

право на отдых; право на образование и др.

Третье поколение - коллективные права (стали формироваться после вто­рой мировой войны): право на мир, на здоровую окружающую среду, на ядер­ную безопасность и др.

При всем современном многообразии прав человека и различии теорети­ческих подходов к этой проблеме можно выделить исходные, основополага­ющие права человека, которые составляют базу всего комплекса прав челове­ка: право на жизнь, право на свободу, право на равенство (исходное, «стартовое» равенство людей). Эти основные права человека как исходные начала закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., которая представляет собой документ негосударственного характера, впервые в истории человечества распространивший права челове­ка на всех людей планеты. Права и свободы человека с этого момента пере­стали быть только внутренним делом государства.

Кроме названной Декларации были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об эко­номических, социальных и культурных правах (1966 г.). Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.). На основании этих документов человек стал субъектом международ­ного права. Эти международно-правовые акты имеют приоритет над внутрен­ним законодательством стран-участниц, и их гражданин имеет право обра­титься в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (аналогичная норма со­держится в ст. 46 Конституции Российской Федерации).

20 декабря 1993 г. в ООН учрежден пост Верховного комиссара по правам человека, который назначается Генеральным секретарем ООН и является его заместителем.

Наряду с органами ООН действует европейская система защиты прав че­ловека, созданная на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.), - Европейская ко­миссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Вынесен­ное Европейским судом решение по индивидуальной жалобе носит обяза­тельный характер, является окончательным и обжалованию не подлежит.

В ноябре 1991 г. в России была принята Декларация прав и свобод чело­века и гражданина, которая стала органичной частью (глава 2) Конституции Российской Федерации 1993 г.

Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права человека и гражданина. Механизмы внутригосударственного права имеют важнейшее значение для осуществления прав человека. 4 марта 1997 г. официально опубликован и вступил в силу Федеральный конституционный закон «Об Уполно­моченном по правам человека в Российской Федерации».

Впервые законодательное закрепление права человека получили в 1776 г. в Конституции американского штата Вирджиния, а затем в Билле о правах 1791 г., который представлял собой 10 поправок к Конституции США 1781 г. В 1789 г. во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина.

Ранее вклад в развитие прав человека внесли английская Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Хабеас Корпус Акт (1679 г.), Билль о правах (1689 г.).

- один из основополагающих принципов международного права. Становление этого принципа в качестве одного из основных международно-правовых принципов относится к послевоенному времени и связано непосредственно с принятием Устава ООН, хотя само понятие прав человека появилось в политико-правовой терминологии с конца XVID в. и связано с эпохой буржуазных революций. Важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой Организация Объединенных Наций содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. В соответствии со ст. 56 Устава все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55. Поскольку вышеуказанные обязательства государств изложены в самой общей форме, с момента принятия Устава и до настоящего времени государства стремятся конкретизировать нормативное содержание П.в.у.п.ч. С наибольшей полнотой и универсальностью это сделано во Всеобщей декларации прав человека 1948 г и двух пактах, принятых в 1966 г.: Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Анализ многочисленных международных документов по правам человека показывает, что в современном международном праве имеется универсальная норма, в соответствии с которой государства обязаны уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Эта обязанность носит всеобщий характер. Это значит, что права и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и действуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации. При этом целью международного сотрудничества в этой области является не унификация национальных законодательств, а разработка стандартов (моделей), которые служат для государств своеобразной отправной точкой для выработки собственного национального законодательства. Таким образом, непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека по-прежнему остаются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по их имплементации. Так, положения Пактов о правах человека прямо требуют от государства принятия мер, в т.ч. законодательных, по обеспечению индивидам прав, предусмотренных пактами. Как правило, международные документы не определяют, каким образом государство будет выполнять принятые на себя обязательства. Вместе с тем стандарты поведения, содержащиеся в международных документах, в определенной мере связывают свободу поведения государств в сфере национального законодательства. Более того, в международно-правовых доктринах некоторых стран считается, что благодаря развитию нормативного содержания П.в.уп.ч. индивид постепенно становится непосредственным субъектом международного права. Такие явления, как геноцид, апартеид, расизм ирасовая дискриминация иг.п., уже квалифицированы международным сообществом как международные преступления и в силу этого не могут рассматриваться в качестве дел, входящих во внутреннюю компетенцию государства.

Всеобщая деклараци прав человека (ВДПЧ) явилась первым в истории международного гуманитарного права документом, в которым был провозглашён и реализован принцип универсальности прав человека. Она была принята 10 декабря 1948 г. Она состоит из преамбулы и 30 статей, которые провозглашают неотъемлемые и нерушимые права человека. В статьях 1-2, 28-30 содержится концепция прав человека, в статьях 3-27 – классификация важнйших прав и свобод.
Согласно Декларации, основополагающим элементом для признания прав и свобод человека является достоинство личности. Оно признаётся её неотъемлемым свойством, т.к. «присуще всем членам человеческой семьи от рождения, определяет равенство их прав и свобод, поведение в отношения друг друга в духе братства». Равенство прав и свобод означает, что каждый человек должен обладать ими без какого бы то ни было различия по признакам расы, пола, языка, религии, политических убеждений, социального положения, национальности, проживания на территории независимого государства либо на подопечной или несамоуправляющейся территории (ст. 2). Права личности носят не абсолютный характер, а ограничиваются обязанностями перед обществом. Взаимообусловленность прав личности обязанностями перед обществом объясняется тем, что только общество может обеспечить «свободное и полное развитие личности». Трактуя права и свободы человека как неотъемлемое свойство личности, декларация закрепляет их доминирующее положение, умаляя тем самым исключительную роль государства в определении статуса личности. Допуская возможность ограничения прав и свобод в исключительных случаях, Декларация в императивной форме запрещает «какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам заниматься деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод.
В статье 3 даётся общее понимание гражданских и политических прав, включающих право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Далее в статьях 4-21 они перечисляются, трактуются и конкретизируются. К ним относятся:
• Недопустимость рабства или подневольного состояния
• Недопустимость пыток; жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания
• Право на правосубъектность
• Равенство всех перед законом
• Право на восстановление нарушенных прав
• Право на судебное разбирательство
• Недопустимость произвольного ареста, задержания или изгнания
• Презумпция невиновности
• Право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции
• Право на свободное передвижение и выбор места жительства
• Право искать убежище, спасаясь от преследования по политическим мотивам
• Право на создание семьи и равенство сторон в браке
• Право на гражданство
• Право на владение имуществом
• Право на свободу мысли, совести, убеждений
• Право на свободу мирных собраний и ассоциаций
• Право на участие в управлении страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей

Статья 22 является вводной в отношении социально-экономических и культуных прав. декларация закрепляет следующие социально-экономические и культурные права:
• Право на труд и создания профессиональных союзов
• Право на отдых
• Право на достаточный жизненный уровень, медицинское обслуживание и социальное обеспечение
• Право на образование
• Право на участие в культурной жизни и пользование благами научного прогресса (ст. 23-27)
В Декларации подчёркивается взаимосвязь гражданских, политических и социально-экономических прав с указанием на необходимость установление такого социального и международного правопорядка, при котором они могут быть полностью осуществлены. Декларация подчеркнула универсальный характер прав и свобод человека, запретив какие-либо исключения в их предоставлении и распространив их на любого человека, независимо от статуса территории проживания. Таким образом, народы колоний и основных зависимых территорий впервые были провозглашены субъектами основных прав и свобод. В содержательном плане декларация расширила понятия основных прав и свобод человека, впервые закрепила на международном уровне социально-экономические и культурные права, показала их взаимосвязь с гражданскими и политическими правами и необходимость для обеспечения достоинства человека. Декларация носит рекомендательный характер, т.к. не является международным договором, но её историческое значение и влияние за время деятельности ООН не ослабевает. Декларация сделала решающий шаг в трактовке прав человека, как величайшей общечеловеческой ценности. Тем самым был совершён радикальный переворот в общественном сознании и мировой политике. Впервые были признаны и торжественно провозглашены основные права и свободы человека без всяких социально-политических ограничений и дискриминаций, был утверждён принцип взаимосвязи и неделимости прав человека как неотъемлемого свойства личности

Международные средства защиты прав и свобод представ­ляют собой создаваемые в соответствии с международными нормативными актами специальные органы, которые наде­ляются полномочиями по принятию, рассмотрению и оценке обращений индивидов.

Такие средства применительно к отдельным направлениям правового регулирования были предусмотрены в Международ­ной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискримина­ции и в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчело­вечных или унижающих достоинство видов обращения и нака­зания. Созданные согласно этим Конвенциям Комитет по лик­видации расовой дискриминации и Комитет против пыток были уполномочены принимать и рассматривать сообщения от от­дельных лиц (или групп лиц), которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством-участником из­ложенных в Конвенции прав (соответственно ст. 14 первой и ст. 22 второй Конвенции).

После рассмотрения сообщения и запрошенной у государ­ства информации Комитет представляет свои мнения, предло­жения, рекомендации соответствующему государству и заин­тересованному лицу.

Комитет по правам человека, учрежденный Пактом о гра­жданских и политических правах, обладает дополнительной ком­петенцией, зафиксированной в первом Факультативном протоколе к Пакту. Имеется в виду функция рассмотрения индиви­дуальных обращений в связи с нарушением прав, провозгла­шенных в Пакте. Условием осуществления Комитетом такой функции является участие государства не только в Пакте, но и в Протоколе (как отмечено выше для Российской Федерации Протокол имеет силу с 1 января 1992 г.), и признание государ­ством указанной компетенции Комитета.

Любое находящееся под юрисдикцией такого государства лицо, которое утверждает, что какое-либо из прав, перечис­ленных в Пакте, было нарушено, и которое исчерпало все имею­щиеся внутренние средства правовой защиты, может предста­вить на рассмотрение Комитета письменное сообщение (обра­щение допускается и в том случае, если применение внутрен­них средств неоправданно затягивается). Комитет доводит со­общение до сведения соответствующего государства, которое в течение шести месяцев представляет Комитету письменные объяснения и информирует о принятых мерах. После рассмот­рения всех представленных материалов Комитет направляет свои соображения соответствующему государству и заинтере­сованному лицу.

На региональном уровне подобная процедура намечена и в рамках Содружества Независимых Государств. Статья 33 Ус­тава СНГ предусмотрела создание Комиссии по правам челове­ка как консультативного органа, призванного наблюдать за вы­полнением обязательств государств-членов в области прав че­ловека. Согласно Положению об этой Комиссии от 24 сентября 1993 г. и в контексте норм Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. она компетентна рассматри­вать как письменные запросы государств по вопросам наруше­ния прав человека, так и индивидуальные и коллективные об­ращения лиц, исчерпавших все доступные внутригосударствен­ные средства правовой защиты. На основе представленной ин­формации Комиссия готовит заключение.

Эффективная процедура рассмотрения обращений лиц дей­ствует в органах Совета Европы (см. § 7 гл. 10).

Можно отметить общую тенденцию дополнения националь­ных правовых механизмов международными. Характерен под­ход Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, воплощенный государствами-участниками в Парижской хартии для новой Европы от 21 ноября 1990 г.: "Мы будем обеспечи­вать, чтобы каждый человек пользовался доступом к эффек­тивным средствам правовой защиты, национальным или меж­дународным, против любого нарушения их прав". Рассмотрен­ные акты обеспечивают в определенной мере процедуры пра­вовой защиты индивидов в международных органах.

Следуя своим международным обязательствам, Российская Федерация в конституционном законодательстве предусмотре­ла такого рода процедуру. Первоначально она была зафиксиро­вана в прежней Конституции РФ в редакции Закона от 21 ап­реля 1992 г. В действующей Конституции РФ соответствующая норма содержится в ч. 3 ст. 46: "Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обра­щаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударствен­ные средства правовой защиты". Подобной нормы пока нет в конституционном законодательстве других государств, в том числе в новых конституциях государств, входящих в СНГ, за исключением сходной по смыслу формулировки ч. 4 ст. 55 Кон­ституции Украины. Следует отметить, что и в Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г., в ст. 12 "Основные права заключенных", включено положение об их праве обра­щаться с жалобами в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внут­ригосударственные средства правовой защиты осужденных.

В ряде субъектов Российской Федерации (в их конститу­циях и уставах) федеральное конституционное положение вос­производится, но при этом имеют место недопустимые сокра­щения текста: отсутствует ссылка на международные договоры (ст. 55 Конституции Республики Башкортостан), исключаются последние слова об исчерпании внутренних средств правовой защиты (ст. 44 Конституции Республики Бурятия, ст. 46 Кон­ституции Республики Марий Эл, ст. 20 Устава Свердловской области).

В связи с провозглашением и осуществлением права инди­вида на обращение в соответствии с международными догово­рами в межгосударственные органы по защите прав и свобод возникают юридические вопросы, требующие урегулирования. Пока только в одном Федеральном законе "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. учтена новая юридическая процедура. В ст. 7 дан перечень исполнительных документов, в котором указаны исполнительные листы, выдаваемые судами на основании, в частности, решений межгосударственных орга­нов по защите прав и свобод человека. Заслуживает внимания ссылка на эту процедуру в одном из постановлений Конститу­ционного Суда РФ — по делу о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, ограничивающих по существу право на защиту (от 2 февраля 1996 г.) По заключению Суда положение ст. 46 Конституции РФ означает, что решения межгосударственных органов могут приводить к пересмотру конкретных дел высшими судами Рос­сийской Федерации, и, следовательно, открывает дорогу для полномочий последних по повторному рассмотрению дела в це­лях изменения ранее состоявшихся по нему решений, в том числе принятых высшей внутригосударственной судебной ин­станцией.

В этом контексте следует оценивать и некоторые, норма­тивные указания, квалифицирующие как окончательные и не подлежащие обжалованию решения Конституционного Суда РФ (ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституци­онном Суде Российской Федерации") или определения касса­ционной инстанции, вынесенные по частной жалобе или про­тесту (ст. 318 ГПК РСФСР).

Очевидна потребность в разработке федерального закона, ориентированного, во-первых, на юридическую квалификацию формулы "исчерпаны все внутригосударственные средства пра­вовой защиты", во-вторых, на конкретизацию права индивида на обращение в межгосударственные органы и сопряженные с этим правом обязанности высших внутригосударственных су­дебных и иных инстанций после вынесения ими своих реше­ний, в-третьих, на регламентацию процедуры повторного — после решения межгосударственного судебного или иного ком­петентного учреждения — рассмотрения дела в высших феде­ральных органах РФ.

Международный пакт о гражданских и политических правах — пакт Организации Объединённых Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека. Принят 16 декабря1966 года, вступил в силу 23 марта 1976 года. Пакт является международным договором и имеет обязательную силу для 165 государств-участников, по состоянию на апрель 2010 года. Кроме государств-участников, пакт подписан еще 7 странами[1].

Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР 18 сентября 1973 года[2].

Надзор за выполнением пакта осуществляет Комитет по правам человека ООН, рассматривая доклады стран-участниц, публикуя комментарии («замечания общего порядка») к пакту и рассматривая жалобы на нарушение пакта странами-участницами первого факультативного протокола.

[править]Структура пакта

· Преамбула

· Часть I (ст. 1) — право народов на самоопределение;

· Часть II (ст. 2—5) — порядок выполнения предусмотренных пактом обязательств;

· Часть III (ст. 6—27) — каталог прав;

· Часть IV (ст. 28—45) — правила деятельности Комитета по правам человека;

· Часть V (ст. 46—47) — правила толкования пакта;

· Часть VI (ст. 48—53) — порядок подписания и вступления в силу пакта.

[править]Каталог прав

· Статья 1 — право народов на самоопределение;

· Статья 6 — право на жизнь;

· Статья 7 — запрет пыток;

· Статья 8 — запрет рабства;

· Статья 9 — право на свободу и личную неприкосновенность;

· Статья 10 — право лиц, лишённых свободы, на гуманное обращение и уважение достоинства;

· Статья 11 — запрет лишения свободы за долги;

· Статья 12 — право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства;

· Статья 13 — ограничение возможности высылки иностранцев;

· Статья 14 — равенство перед судом, презумпция невиновности, запрет повторного осуждения, право на пересмотр осуждения и другие процессуальные права;

· Статья 15 — запрет уголовного осуждения за действия, не признававшиеся преступными во время их совершения (англ.);

· Статья 16 — право на признание правосубъектности;

· Статья 17 — запрет вмешательства в личную и семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции и защита от незаконных посягательств на честь и репутацию;

· Статья 18 — право на свободу мысли, совести и религии;

· Статья 19 — свобода слова;

· Статья 20 — запрет пропаганды войны и выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию;

· Статья 21 — свобода собраний;

· Статья 22 — свобода ассоциаций;

· Статья 24 — права детей;

· Статья 25 — право принимать участие в ведении государственных дел, голосовать и быть избранным;

· Статья 26 — равенство перед законом, запрет дискриминации;

· Статья 27 — права этнических, религиозных и языковых меньшинств.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах — пакт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступивший в силу 3 января 1976 года. На март 2012 года в пакте участвуют 167 государств.[1] Крупнейшее государство, не являющееся участником пакта — США.

СССР подписал пакт 18 марта 1968 года. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября1973 года с заявлением. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному секретарю ООН 16 октября1973 года. Вступил в силу для СССР 3 января 1976 года.

10 декабря 2008 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла факультативный протокол к пакту, предусматривающий возможность подачи жалоб на нарушения пакта[2]. Для вступления протокола в силу необходима его ратификация десятью странами-участницами Пакта (на октябрь 2012 года протокол ратифицирован 8 странами).

[править]Каталог прав

· Статья 1 — право на самоопределение;

· Статья 6 — право на труд;

· Статья 7 — право на справедливые и благоприятные условия труда;

· Статья 8 — право на создание профсоюзов и забастовки;

· Статья 9 — право на социальное обеспечение;

· Статья 10 — защита семьи, материнства и детей;

· Статья 11 — право на достаточный жизненный уровень (включает право на жилище и на питание);

· Статья 12 — право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;

· Статья 13 — право каждого человека на образование;

· Статья 14 — план действий по введению обязательного бесплатного всеобщего начального образования;

· Статья 15 — право на участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса и защитой интересов, связанных с собственным творчеством.

Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года

Участвующие в настоящем Протоколе государства,

принимая во внимание, что для дальнейшего достижения целей Пакта о гражданских и политических правах (в дальнейшем именуемого «Пакт») и осуществления его постановлений было бы целесообразно дать Комитету по правам человека, учреждаемому на основании части IV Пакта (в дальнейшем именуемому «Комитет»), возможность принимать и рассматривать, как предусмотрено в настоящем Протоколе, сообщения от отдельных лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушений какого-либо из прав, изложенных в Пакте,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Государство — участник Пакта, которое становится участником настоящего Протокола, признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от подлежащих его юри<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: