Сущность спроса и предложения. Законы спроса и предложения




Спрос - желание и способность людей покупать товары при определенном уровне цен (при прочих равных условиях). Формой проявления спроса является объём спроса -количество товара (в физических единицах), которое желают приобрести потребители за некоторый период.

При этом различают: индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос - это платежеспособная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.

Рыночный спрос определяется суммированием величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах, т.е. спрос - это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, что можно записать в виде формулы: D=P*Q.

где D - спрос; Q -количество товаров и услуг, реализованных по этим ценам; Р - цена.

Закон спроса описывает обратную зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на этот товар (при прочих равных условиях). Величина спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшения при её повышении. Формой выражения закона спроса являются шкала спроса и кривая спроса. Шкала спроса - табличное выражение связи между рыночной ценой товара или услуги и тем количеством, которое по этой цене будут спрашивать покупатели. Кривая спроса -графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявленного покупателями на этот товар. Шкала спроса и кривая спроса показывают, сколько покупатели хотели бы приобрести товара по каждой из множества цен. Кривая спроса имеет «отрицательный» наклон, т.е. при увеличении цены 1 —> Р2) на величину АР, объем продаж сокращается (QД1 —> QД2 ) на величину DQД, и наоборот.

Изменение величины спроса - изменение количества товара, которое потребители желают и могут купить, происходящее в результате изменения цены товара (при прочих равных условиях). Показывается движением от одной точки на кривой спроса к другой точке этой же кривой (см.рис.2.1).

Функция спроса имеет «верхний» предел, который определяется платежеспособностью населения (поэтому кривая спроса никогда не пересечёт ось «ОУ») «Нижний» предел функции спроса определяется «потребительским минимумом» - набором товаров и услуг, жизненно необходимых человеку (поэтому кривая спроса никогда не пересечет ось «ОХ»).

Точки Цена (грн. за шт.) Объём спроса (шт. в год)
  4,0 10,0
Б 3,0 12,5
В 2,0 20,0
Г 1,5 30,0
д 1,0 40,0

Шкала спроса.

 

Д - спрос (от латинского «demand»); ОД - количество товаров, на которое предъявляется спрос (от латинского «quantity) demand»); Р - цены на товары и услуги (от английского «price»).

Изменение спроса - изменение количества товара, которое покупатели желают и могут купить, происходящее в результате изменения неценового фактора. К нецеповым факторам относятся: уровень доходов в обществе; размеры рынка данного товара и наличие на потребительских рынках взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров; вкусы потребителей; гарантийный и постгарантийный сервис продаваемых товаров и др. Действие неценовых факторов сдвигает кривую спроса «влево» или «вправо»

Предложение - желание и способность продавцов представлять товары для продажи на рынке. Спрос является качественной характеристикой потребления, а предложение -производства товаров и услуг. Формой проявления предложения является объем предложения, показывающий то количество товара (в физических единицах), которое продавцы желают продать за некоторый период времени.

Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. Таким образом, между ценой и предложением существует прямая зависимость. Объясняется это тем, что фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые мощности, что приводит к увеличению предложения; в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что ещё больше увеличит производство и предложение;

Формами выражения закона предложения являются: шкала предложения и кривая предложения. Шкала предложения - табличное выражение связи между рыночной ценой товара или услуги, которое по этой цене будут предлагать продавцы. Кривая предложения -графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения имеет «положительный» наклон, т.е. при повышении цены (P1 UP2) на величину UР объем производства(QS1 UQS2) увеличивается на величину UQS. Изменение величины предложения - изменение того количества товара, которое производители желают и могут произвести и продать, происходящее в результате изменения цены товара. Показывается движением вдоль кривой предложения (см.рис.2.2).

Функция предложения имеет «верхний» предел, который объясняется существованием альтернативной стоимости, т.е. объём производства товаров будет увеличиваться вслед за возрастанием цены до тех пор, пока затраты на производство дополнительной единицы товара не начнут расти. «Нижний» предел функции предложения объясняется тем, что не бывает «нулевого» производства (поэтому кривая предложения никогда не пересечет ось «ОХ»).

Точки Цена (грн. за шт.) Объём пред­ложения (шт. в год)
А 1,0  
Б 1,5  
В 2,5  
Г 3,0  
Д 4,0  

Шкала предложения.

S - предложение (от латинского «suplited»), QS - количество предложения (от латинского «quantity supplied»), Р-цена (от латинского «price»).

Изменение предложения - изменение того количества товара, которое производители желают и могут продать, происходящее в результате изменения неценовых факторов Показывается сдвигами кривой предложения «влево» или «вправо». К неценовым факторам, влияющим на сдвиги кривой предложения, относятся: наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров производственного назначения; уровень технологий, применяемых при производстве однотипных товаров; налоги и субсидии; качество ресурсов и факторов производства; конкуренция на рынках одноименных товаров, условия пропажи (реклама, маркетинг) и др. Действие неценовых факторов сдвигает кривую предложения «влево» или «вправо».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: