Тема 8. эластичность спроса и предложения.




Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется для измерения соотношения взаимообуславливающихся переменных: цен и количества, или объёма, проданных товаров. Наиболее удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения- в деньгах, в тоннах, литрах. Штуках и т.д. в предпринимательской практике чаще всего используют процентное изменение одной переменной в результате 1%-ого изменения другой.

Измерение ценовой эластичности спроса осуществляют для того, чтобы выяснить на сколько процентов изменился объем продаж товаров вследствие 1%- ого изменения цены за единицу данных товаров. Методики такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены. Представить это можно следующим образом:

Изменение объёма продаж товаров в %

Эр= Изменение цены %

В практике могут иметь место по меньшей мере пять различных вариантов ценовой эластичности спроса:

1. Спрос эластичный, когда при незначительных повышениях цены объём продаж существенно возрастает.

2. Спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ое изменение цены вызывает 1%-ое изменение продаж товаров.

3. Спрос не эластичен, если при весьма существенных снижениях цены объём продаж изменяется незначительно.

4. Спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар (например инсулин для больных диабетом)

5. Спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров, независимо от его цены.

 

неэластичный спрос: 1% снижение цены

даст менее 1% количества продаж товара

 

эластичный спрос:1% снижения цены увели-

чивает продажи более, чем на 1%

 

единичная эластичность:1% снижения

цены даёт 1%увеличения продаж.

 

Объем продаж товара.

 

Каждый вариант, представленный на рисунке имеет свой коэффициент эластичности:

- коэффициент неэластичного спроса меньше единицы;

- при эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1%, коэффициент эластичности больше единицы;

- при единичной эластичности коэффициент равен единице.

Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Общая выручка от продаж представляет собой произведение цены единицы продукции и количества единиц данной продукции, проданных по той цене. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются водном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

Насколько чувствителен потребительский спрос на один товар, у изменению цены на другой, показывает концепция перекрёстной эластичности спроса.

Формула перекрёстной эластичности спроса.

Процентное изменение количества товаров Х

Еху= процентное изменение цены на товар У

Отношение изменения объёма товара Х к процентному изменению цены на другой товар У.

Эта концепция позволяет нам количественно охарактеризовать и понять взаимозаменяемость и взаимодополняемость товаров. Если два блага Х и У имеют положительное значение коэффициента перекрестной эластичности спроса, то они взаимозаменяемы. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин. Если товары являются взаимодополняемыми (бензин, фотопленка), величина спроса будет изменятся в направлении, противоположном изменению цен, коэффициент эластичности будет отрицательным. Если два товара ни взаимозаменяемые, ни взаимодополняемые, их перекрестная эластичность будет ровна нулю. Это показывает, что потребление одного продукта не зависит от цены на другой.

Величина эластичности спроса по доходу (ЭСД) измеряет чувствительность объёма покупок потребителя к изменениям в его доходе. Уровень дохода и его колебания – важные факторы рыночного спроса. эластичность спроса по доходу (Е) измеряет процентные изменения в объеме покупок в ответ на каждое 1%-ое изменение в доходе. Она может быть вычислена по формуле: Q/Q

 

 

где - доходы потребителя, Q – количество купленного товара.

Значение Е может быть положительным, отрицательным числом или нулем. ЭСД будет ровна нулю для товаров, потребление которых не чувствительно к изменению доходов. Это обычно товары первой необходимости. Положительная ЭСД подразумевает, что увеличение в доходе (при прочих равных условиях) сопровождается увеличением объёма покупок. Нормальные товары всегда имеют положительную ЭСД. Товары, чья ЭСД больше единицы и увеличивается при росте дохода, иногда называется предметами роскоши. Данное процентное увеличение в доходе влечет большее процентное увеличение в покупках товаров, если их ЭСД больше 1.

Точно так же данное процентное уменьшение дохода ведет к большему процентному уменьшению покупок таких товаров. Например, когда доходы в народном хозяйстве растут быстро, спрос на мебель и домашнее оборудование, который эластичен по ценам в рамках короткого периода, растет даже быстрее. Однако при падении доходов и спрос на эти товары падет быстрее падения доходов. Если у них есть оценки ЭСД, то они могут регулировать свои запасы и заказы так, чтобы быть готовыми и к ожидаемым спадам, и к бумам.

Отрицательная ЭСД подразумевает обратное отношение между доходом и объёмом покупок. Некачественный товар имеет отрицательную ЭСД. Например, можно ожидать, что ЭСД дешёвых сотов мяса будет отрицательной, ток как многие покупатели посчитают его за качественный товар. Оценки ЭСД на основе рыночной информации показывают, является ли товар (услуга) в среднем нормальным или некачественным. Они также показывают чувствительность покупок к колебаниям дохода.

 

Тема 9. Теория потребительского поведения.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложения на рынках. Именно в этом смысле справедливо утверждение, что производство служит потребителю, а не наоборот, и что покупатель всегда прав. Потребительское поведение обусловлено доходами людей, которых распределяют их в соответствии с личными представлениями о максимальной полезности и выгодности покупаемых благ.

 

 

Одежда

Потребительский бюджет и кривые безразличия.

На рисунке представлена альтернатива потребительского выбора между двумя группами товаров – пищей и одеждой. Равновесие в потреблении этих товаров будет формироваться в пределах фиксированного для каждого данного момента времени личного денежного бюджета. Линия потребительского бюджета представлена на рисунке кривой К М. кривые безразличия обозначены пунктирными линиями А,В,С,Д. Точка равновесия в потреблении -Е, где кривая безразличия С соприкасается с линией бюджетного ограничения. Кривые безразличия (их также называют кривыми равных полезностей) показывают все комбинации потребления пищи и одежды, которые имеют для потребителя одинаковую совокупную полезность. Кривые А и В расположены ниже кривой потребительского бюджета и указывают на неполное его использование в целях текущего потребления. Кривая безразличия Д находится за пределами кривой бюджетного ограничения, т.е. потребление на этом уровне превышает возможности дохода и личного бюджета данного потребителя. Положение равновесия бюджета и возможностей потребления обоих продуктов (пищи и одежды) с максимальной полезностью для покупателя достигаются в точке касания кривой безразличия С с бюджетной кривой К М. в этой точке – точке равновесия Е- замена одного товара другим определяется уровнем их цены.

Для потребителя ситуация может измениться либо в случае смещения бюджетной кривой К М вправо вверх (если его доходы возросли), либо в следствии снижения цен на пищу и одежду. Смещение точки равновесия Е произойдет и в том случае, если изменится цена на товары только одной из рассматриваемых групп. В теории потребительского поведения эти ситуации называют «эффектами дохода» и «эффектами замещения». Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить купить больше данного продукта, на отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дорогие. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Предельная полезность- прирост полезности при потреблении дополнительной единицы (товара, услуги).

Предельная полезность товара имеет тенденцию к уменьшению по мере того, как все большее его количество потребляется за данный период. Если люди имеют в избытке некоторое количество товара в течение одного периода, он начинает им надоедать.

 

 

-кривая безразличия.

 

 

Яблок за неделю (шт.)

Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различия. Предположим, что потребитель не делает различия между набором М из 4 яблок и 10 бананов и наоборот М из 5 яблок и 6 бананов. Этот второй набор находился бы на той же самой кривой безразличия, что и М. кривая безразличия для некоторого человека представляет все те комбинации Qх и Qу, которые обеспечивают человеку определенный уровень удовлетворения. Поскольку потребитель не делает различия между наборами на кривой безразличия, можно сделать вывод, что уровень полезности каждого набора одинаков. Поэтому можно считать, что кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие одинаковый уровень полезности.

 

Пересечение кривых безразличия.

 

Случай, показанный на рисунке не возможен. Набор А находится в точке пересечения, общей для обеих кривых безразличия. поскольку набор А расположен на кривой И потребитель не будет различать А и В. аналогично набор С – на кривой И вместе с А. Поэтому потребитель не будет делать различия между А и С. отсюда вытекает, что потребитель также не различает В и С. однако очевидно, что если Х и У – нормальные товары, то потребитель предпочтет С перед В. причина этого в том, что С соответствует большему количеству и Х и У, чем В. считывая координаты на рисунке, устанавливаем, что С содержит 3един. товара У и 6 един. товара Х, в то время как набор В – только 5 един. Х и 2 един. У. Поскольку потребитель не может одновременно предпочитать С перед В и не делать различия между ними, пересечения двух кривых означает противоречие.

Функция полезности имеет вид И (х, х)= Х Х, где Х и Х – количества продовольственных и непродовольственных товаров. Их цены соответственно равны: Р = 12, Р = 15. Доход потребителя равен 600 един.

Изобразим графически бюджетное ограничение и карту кривых безразличия.

 

 

Наборы В В В В показывают альтернативные комбинации товаров, которые могут быть куплены при содержании в 600 един.

 

Если оба товара экономические блага или нормальные товары, то любой набор, содержащий большее количество хотя бы одного из товаров, будет предпочитаться набору с меньшим его количеством. Например, набор М, составляющий из 10 единиц второго товара и 5 единиц первого, предпочитается набору М1, так как в нём на 1 единицу больше первого товара, а количество второго товара то же самое. Теперь возможно найти те наборы, которые потребитель не отличает при сравнении с М6. это позволяет нарисовать кривую безразличия. аналогичным образом другую кривую безразличия можно провести и через точку М5. кривая безразличия может быть проведена через точку, соответствующую любому набору на графике. Кривые безразличия, которые можно изобразить таким образом, образуют картину кривых безразличия- способ описания предпочтений человека. Кривые безразличия, более удаленные от начала координат, соответствуют более высоким уровням полезности. Поэтому потребитель отдаст предпочтение набору М7.

 

 

Тема 10. Производство и издержки.

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях – максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросам на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Это относится к выпуску уже освоенной продукции и к переходу на новые изделия. Как общий доход, так и общие издержки- это величины, образуемые соотношением «цена- время-количество продукта». Общий доход исчисляется умножением цены продукта на количество проданного продукта. Общие издержки исчисляются умножением цены каждого ресурса на количество использованного в производстве, а затем суммированием затрат на каждый ресурс.

Экономические издержки включают в себя все платежи, причитающиеся собственникам ресурсов и достаточные для того, чтобы гарантировать стабильные поставки этих ресурсов для определенного производственного процесса. Под ними подразумевают внешние издержки, выплачиваемые в пользу поставщиков, самостоятельных по отношению к данному предприятию, а также внутренние издержки, трактуемые как компенсация за самостоятельное использование предприятием собственных ресурсов.

В пределах кратко срочного периода, недостаточного для изменения размеров предприятия, производственные мощности фирмы являются фиксированными. Фирма может использовать их более или менее интенсивно, изменяя количество потребляемых переменных ресурсов (труд, энергия, сырье). В долгосрочном периоде фирма может изменить количество всех используемых ресурсов, в том числе земли и производственного оборудования. Следовательно, в долгосрочном периоде все ресурсы являются переменными.

Общие издержки производства подразделяются на постоянные издержки, величина которых не зависит от изменения объема производства (рентные платежи, часть амортизационных отчислений, страховые взносы, жалованье управленческому персоналу) и переменные издержки, величина которых меняется в зависимости от объема производства (затраты на сырье, энергию, транспорт, большую часть трудовых ресурсов).

Средние издержки -это совокупные затраты в расчете на единицу продукции. Они так же называются средними совокупными издержками. Средние издержки определяются путем деления совокупных издержек выпуска продукции на количество единиц продукции.

Предельные издержки- это изменение совокупных затрат при изменении выпуска продукции.

 

ТС - совокупные издержки. Для краткосрочного периода совокупные издержки можно разделить на: переменные издержки (Y С) и

постоянные издержки (FС).

АС- средние издержки.

Q – количество единиц продукции.

А Y С –средние переменные издержки.

АFС – средние постоянные издержки.

РкК – постоянные затраты.

На верхнем графике изображены кривые совокупных издержек, переменных издержек и постоянных издержек.

На графике в низу построены соответственно кривые средних издержек, средних переменных издержек и предельных издержек.

Точка А на кривой ТС соответствует объему выпуска, для которого АС минимальны.

Точка В на кривой Y С соответствует выпуску, для которого А Y С минимальны.

Точка С на кривой ТС соответствует объему выпуска, для которого МС минимальны.

Кривая ИС пересекает кривые АС и А Y С в тачках соответствующих минимуму затрат на единицу продукции.

Стадия 2-го производства начинается в точке минимума А Y С и продолжается до точки максимально возможного объёма выпуска продукции.

Средние издержки производства сначала снижаются, достигают минимума при объёме выпуска Qа, а затем начинают увеличиваться.

Бухгалтер фирмы потерял отчетность издержек фирмы. Он мог вспомнить только несколько цифр. Возможно ли восстановить остальные дан

ные, представленные в таблице?

Q АFС Y С   АС МС ТС
           
           
  3,4        
  2,5        
           

 

Я считаю, что остальные данные возможно восстановить, пользуясь следующими формулами:

АС= ТС/Q; АС= А Y С + АFС,

А Y С= Y С/ О; МС= ТС/ Q,

АFС= FС/Q; ТС = Y С+ FС.

Учитывая, что FС – постоянные издержки. Например, АFС = 2, АС = 14,

Q = 50.

ТС = АС Q, ТС = 700.

АFС = FС/ Q, FС = АFС Q, FС = 100.

Y С = ТС – FС, Y С = 600.

При 0 количестве издержки высчитать не возможно.

 

Тема 12. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объёмы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, потому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать её как заданный параметр.

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

В часто конкурентной экономике действия стремящихся к прибыли производителей приведут к такому распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение потребителей. Равенство в долговременном периоде цены и минимума средних издержек указывает на то, что конкурентные фирмы будут использовать наиболее эффективную из известных технологий и назначать самую низкую цену с учетом своих издержек производства. Конкурентная система цен будет перераспределять ресурсы в ответ на изменение в потребительских вкусах, технологии или запасах ресурсов, с тем чтобы поддерживать эффективность распределения ресурсов длительное время.

Прибыль – это разница между валовым доходом (ТR) и совокупными издержками (ТС) за период продаж:

Прибыль = ТR – ТС.

Валовой доход – это цена (Р) проданного товара, умноженная на объем продаж (Q). Цена вне влияния конкурентной фирмы. Таким образом, конкурентная фирма может влиять на свой доход только изменяя объём продаж. Однако с изменением выпуска изменяются издержки. Менеджеры фирмы, как предполагается, должны выбрать тот объем выпуска, который даст максимум прибыли.

Экономические издержки иногда отличаются от бухгалтерских издержек – когда владельцы фирмы поставляют свои собственные ресурсы, а не купленные у независимого продавца. Экономическая прибыль подсчитывается путем вычета всех экономических издержек из доходов. Фирма получает экономическую прибыль, когда её доходы превышают сумму её явных бухгалтерских и неявных издержек, связанных с использованием поставляемых владельцем ресурсов. Термин, «прибыль» используется как синоним экономической прибыли.

Когда фирма получает нулевую экономическую прибыль, она покрывает все свои издержки. Нормальная прибыль – это прибыль, от которой владельцы фирмы отказываются, используя свои собственные ресурсы в своей фирме, но которую они могли бы получить, вложив свои ресурсы в иное дело. Нормальная прибыль представляет собой альтернативную стоимость использования поставляемых собственниками фирмы ресурсов. Когда владельцы фирмы получают нулевую экономическую прибыль от своих операций, они покрывают свои бухгалтерские издержки, неявные затраты, тем самым зарабатывая столько же, сколько бы могли, вложив средства в лучшие из всех прочих худших альтернативных предприятий. Фирма, которая получает экономическую прибыль, таким образом, рассматривается как получившая нормальную прибыль, которая является суммой, покрывающей неявные издержки. Конечно же, целью фирмы является максимизация экономической прибыли, а не только покрытие экономических издержек. Когда фирма не может покрыть экономические издержки и, таким образом, получает меньше нормальной прибыли, её владельцы могут получить больше, используя свои ресурсы в альтернативном предприятии.

Предельный доход (МR) от реализации продукции это изменение в доходе, обусловленное продажей одной дополнительной единицы товара. Предельный доход может быть подсчитан для любого изменения объема выпуска.

МR =

Пока на цену не влияет количество единиц товара, продаваемое фирмой, предельный доход от продажи дополнительной единицы будет равняется её цене. Изменения в валовом доходе всегда будет равно:

 

ТR = (Р Q).

Поскольку для конкурентной фирмы Р не зависит от Q:

 

ТR = Р Q

Поэтому для конкурентной фирмы:

 

МR = Р (Q/ Q) = Р

Выбирая максимизирующий прибыль выпуск, менеджеры должны сравнивать предельные издержки и предельный доход для каждой дополнительно проданной единицы. Когда предельный доход превышает предельные издержки, продажа дополнительной единицы увеличивает прибыль. Когда предельный доход падает ниже предельных издержек, продажа дополнительной единицы будет понижать прибыль. Изменение прибыли от продажи дополнительной единицы- это разница между предельным доходом от этой единицы и её предельными издержками. Это предельная прибыль.

Предельная прибыль = МR – МС.

Фирма максимизирует прибыль, продолжая производить до точки, где предельный доход равняется предельным издержкам. МR = МС.

Пока предельная прибыль положительна, дополнительное производство увеличивает прибыль. Для того, чтобы исчезли все возможности для получения чистого выигрыша за предельный период, фирмы должны увеличивать выпуск до той точки, где МR = МС, так что производство продолжается до достижения уровня, когда больше прибыль не увеличивается.

Поскольку для конкурентной фирмы цена ровна предельному доходу, максимум прибылей для такой фирмы получается тогда, когда выпуск устанавливается в точке, где предельные издержки сравниваются с рыночной ценой. Предельным условием для фирмы, максимизирующей прибыль и производящий один продукт, является поэтому:

Р = МС

 

Себестоимость

и цена

(долл. за стул.)

 

 

А

 

 

Стульев в месяц.

 

 

Прибыль

(тыс. долл. в

месяц)

 

В

 

Конкурентная фирма несущая убытки.

 

Когда цена падает ниже минимально возможных средних издержек, фирма будет не в состоянии получить достаточно дохода для покрытия экономических затрат. График А показывает случай, когда фирма находиться в неблагоприятном положении и несет убытки при существующей рыночной цене на её продукцию. При цене 50 долларов за штуку товара фирма не может избежать потерь, поскольку эта цена ниже минимума возможных средних издержек, ровна 60 долларам. Однако производя продукцию на уровне объёма выпуска, при котором Р = МС, менеджеры могут минимизировать эти потери. На рисунке выпуск соответствующий точке минимальных потерь, - это О = 240 штук товара в месяц. Потери при таком объёме производства представлены площадью АВЕД. Эта площадь отображает потери на единицу выпуска АС –Р (что соответствует на графике расстоянию ДЕ), умноженные на объём выпуска, характерный для точки, в которой Р = МС (что соответствует расстоянию ВЕ).

График В также показывает, что если фирма выбирает любой выпуск, кроме выпуска для которого Р = МС, она несёт ещё большие убытки. Если цена ниже минимально возможных средних издержек, то,устанавливая объём выпуска, соответствующий точке Р = МС, можно минимизировать потери.

Когда фирма несет убытки в краткосрочном плане, она имеет две альтернативы. Фирма может продолжать выпускать продукцию на уровне

Р = МС, или может прекратить совсем операции. Продолжая действовать, фирма несет как постоянные, так и переменные издержки по производству минимизирующего убытки выпуска. Фирма также получает от продажи продукции некоторый доход.

Когда она совсем прекращает работу, то увольняются рабочие, и фирма перестаёт заказывать новые материалы. Выбирая закрытие, менеджеры уменьшают переменные издержки до нуля, но потери происходят из-за постоянных издержек. Фирма также отказывается от возможности заработать доход от продажи своего продукта и, таким образом, несет убытки, полностью равные постоянным издержкам.

Я согласен с тем, что в определенных условиях целью фирмы в краткосрочном периоде может быть минимизация убытков.

 

 

Себестоимость

и цена (долл.

за стул).

 

Стульев в месяц.

 

 

При рыночной цене за один стул, равной 33,33 доллара, Р = А Y Сmin. Фирма производит 150 стульев в месяц. При этом выпуске и (Р – АС) и

(АС – А Y С) равны расстоянию ДС. Экономические потери, понесенные от продолжения деятельности, равны постоянным издержкам. Если бы цена упала ниже 33,33 доллара за стул, фирма в краткосрочном плане прекратила бы все операции. Поэтому точка прекращения операций – это С, минимум кривой А Y С.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: