Задания для самоконтроля




Выберите один или несколько правильных ответов:

 

1. Атавистическими рефлексами являются:

а) сосательный,

б) цеплятельный,

в) ползание,

г) ориентировочно-пищевой.

 

2. Для психической жизни новорожденного, по мнению Л.С. Выготского характерно:

а) преобладание недифференцированных переживаний,

б) расчлененность переживаний,

в) отсутствие реакции на комплексные эмоционально окрашенные ситуации,

г) реагирование на комплексные эмоционально окрашенные ситуации.

 

3. Важнейшим симптомом комплекса оживления является:

а) дифференцированный крик,

б) лепет,

в) гуление,

г) улыбка

д) экспрессивные действия.

 

4. На какой стадии двигательной активности у младенца появляется возможность схватывать предмет и воспроизводить увиденное движение:

а) стадия операциональной консолидации,

б) стадия операциональной координации,

в) стадия бифокальной координации,

 

5. Лепет у младенца формируется:

а) в 3-4 месяца,

б) в 4-5 месяцев,

в) в 5-6 месяцев,

г) в 6-7 месяцев.

 

6. Основное ощущение в младенческом возрасте:

а) зрение,

б) слух,

в) вкус,

г) тактильное ощущение.

 

7. «Рост» - это …..

а) увеличение размеров ребенка,

б) увеличение качества психических процессов ребенка,

в) увеличение количества психических процессов ребенка.

 

8. Развитие ребенка – это …

а) накопление жизненного опыта ребенка,

б) качественное изменение психических процессов ребенка,

в) возникновение новых психических явлений у ребенка.

9. Условиями психического развития ребенка являются:

а) наличие человеческого головного мозга, полноценное питание, хорошее материальное обеспечение,

б) наличие человеческого головного мозга, общение со взрослым, наследование культурно-исторического опыта,

в) наличие человеческого головного мозга, наличие культурно-исторического наследия, общение со сверстниками.

10. «Госпитализм» - это…

а) изоляция от других людей,

б) лечебное учреждение,

в) дефицит общения.

 

11. свойственные человеку формы деятельности и психические качества передаются:

а) путем наследования культурно-исторического опыта.

б) через генетическую наследственность.

в) в процессе накопления индивидуального опыта.

 

12. Процесс интериоризации заключается:

а) в переходе внутренних действий во внешнюю среду.

б) в переходе внешних действий во внутренний план.

в) в объединении внешних и внутренних действий в процессе развития.

 

13. Правильной является следующая последовательность этапов процесса интериоризации:

а) взрослый воздействует на ребенка, сообщает способ действия. Ребенок перенимает способ действия, воздействуя на взрослого. Ребенок воздействует на самого себя во внутреннем плане, используя способ действия взрослого.

б) взрослый и ребенок воздействуют друг на друга, определяя способ действия. Ребенок усваивает способ действия. Ребенок воздействует на взрослого, используя его способ действия.

в) ребенок воздействует на взрослого, выясняя способ действия. Ребенок усваивает способ действия. Ребенок воздействует на самого себя во внутреннем плане, используя усвоенный способ действия.

 

 

Ответьте на вопросы:

1. В чем сущность кризиса новорожденно? Вспомните симптомы и охарактеризуйте сущность кризиса одного года.

2. В чем своеобразие социальной ситуации психического раз­вития в младенческом возрасте?

3. Охарактеризуйте становление и развитие ведущей деятель­ности младенческого возраста.

4. Является ли ребенок существом социальным с самого рождения?

5. Почему жизнь ребенка в эмбриональный период нельзя назвать индивидуальной, на каком основании?

6. Что такое комплекс оживления? Какова роль взрослого на этом этапе развития?

7. Какие первые условные рефлексы вырабатываются в этом возрасте? Какие действия родителей могут способствовать образованию вредных привычек?

8. Обозначьте этапы развития общения младенца с другими людьми с точки зрения содержания общения и используе­мых средств.

9. Что такое госпитализм? Каковы его причины и формы проявления?

10. Какие факторы могут рассматриваться как угрожающие в отношении развития дефицита общения у младенца?

11. Что произойдет, если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции?

12. Каковы способности новорожденного и какие методы используются для их изучения?

13. Перечислите основные линии развития в младенческом возрасте.

14. Перечислите новообразования младенческого возраста, как они проявляются в поведении ребенка.

15. Под влиянием каких факторов у ребенка возникает нужда в общении с окружающими, отсутствующая в первое время после рождения?

16. В какой последовательности дети овладевают предметными действиями? Назовите приемы формирования действий с предметами.

17. Какие переживания наибольшим образом представлены в жизни новорожденного? Почему?

18. В какой последовательности развивается речь ребенка? Какие причины могут спровоцировать задержку речевого развития?

19. Становление какого познавательного процесса у новорожденного идет наиболее активно?

20. Почему ребенок в возрасте около года совсем не обращает внимания на игрушки и книжки, а тянется к кастрюлям, тарелкам, ложкам, чтобы что-нибудь делать с ними.

21. Умеет ли ребенок в возрасте до года различать знакомых и незнакомых людей, как это можно узнать?

22. Какая семейная атмосфера будет способствовать успешному развитию ребенка? Какова роль бабушек и дедушек в развитии младенца?

Решите задачи:

Задача 1. Мама все время разговаривает с сыном: на прогулке, дома, пытается обращать его внимание на окружающие предметы, рассказывает стишки, поет песенки. Подруга недоуменно спрашивает: «Ну что ты с ним тараторишь, все равно он ничегошеньки не понимает».

Подумайте, кто прав: мама или ее подруга? Почему? На развитие каких психических функции направлены действия мамы?

Задача 2. Маша всегда радовалась появлению бабушки. Когда мама спрашивала: «Машенька, а кто это к нам пришел? Эта наша бабуля!» Маша радостно улыбалась, оживлялась, тянула ручка к бабушке. Но однажды бабушка предстала перед малышкой в пушистой лисьей шапке. И хотя мама проговорила ту же фразу, ребенок горько заплакал.

Объясните, почему?

 

Задача 3. Гоша любит выбрасывать игрушки из своей кроватки. Мама все время ворчит по этому поводу, но игрушки опять возвращает в кроватку.

Правильно ли поступает мама? Аргументируйте свой ответ.

Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с предметами?

Задача 4. Прокомментируйте следующие реплики родителей? Кто из них прав и почему

Отец: «С сыном что-то не так: ему не нравятся незнакомые люди. Как только его берет на руки незнакомый человек, он начинает плакать».

Мать: «Он вполне нормальный ребенок. Ему уже почти годик и он умеет отличать наших друзей от незнакомцев. Он доверяет только тем, кого знает, а это абсолютно нормально для его возраста».

Отец: «Пусть лучше малышка лежит в своей кроватке. Привыкнув к одному месту, она будет чувствовать себя увереннее. Если мы будем носить ее с места на место, у нее в голове все перепутается».

Мать: «А я считаю, что мы должны дать дочке возможность видеть разные вещи, а не заставлять смотреть из своей кроватки на одни и те же предметы».

 

Задача 5. Объясните, на развитие каких психических функций направлены приведенные ниже упражнения.

3-6 месяцев

А) Взрослый держит предмет в руке, называет его; потом еще один, еще один, затем называет поочередно; прячет за спину и говорит: «Где…? «Вот он».

Б) Пустые коробки заполняются камешками, сухими зернами, плотно закрываются Ребенку, чередуя, дают коробки с различными звучаниями.

В) На коробочку наклеивают картинки животных, людей, коробку катают, показывая картинки и рассказывая о них.

6-9 месяцев

А) Взрослый называет и показывает три игрушки подряд. Попросит ребенка взять мяч; куклу, кубик.

Б) В разных местах размещают предметы, чтобы малыш подползал к ним.

9-12 месяцев

А) Взрослый показывает ребенку пересыпание крупы из одной миски в другую, переливает воду из сосуда в сосуд. Затем предлагает малышу повторить.

Б) Взрослый показывает ребенку, как снять и надеть крышку на коробку, сложить туда игрушки, кубики, мелкие предметы, как вынимать оттуда предметы.

В) Взрослый показывает и называет части лица: волосы, нос, глаза, рот. Просит ребенка повторить.

 

Задача 6.

Вы врач-педиатр поликлиники. На прием к Вам пришла мама с ребенком 11 месяцев. При осмотре ребенок начинает плакать, отталкивает Ваши руки. Мама пытается успокоить, уговорить девочку, однако все попытки безрезультатны. После того как осмотр закончен девочке мама дает яркую игрушку – плач прекращается. Однако, как только ребенок замечает, что мама разговаривает с врачом и не обращает на него внимания, девочка сразу же начинает опять плакать. После очередных попыток успокоить ребенка в кабинет заходит бабушка, у неё на руках ребенок успокаивается, начинает сосать пальчики на руках. По результатам опроса: ребенок не разговаривает, все показывает только жестами, не ходит.

Проанализируйте данную ситуацию. Определите уровень развития ребенка. Какие факты говорят об отставании в психическом развитии? Какие рекомендации Вы дадите маме?

 

Задача 7.

Ребенок "все понимает", как считает мама, но слова еще произносит нечетко; знает название многих предметов, действий, выполняет команды.

1. Укажите приблизительный возраст ребенка.

2. Укажите стадию развития речи, перечислите закономерности данной стадии, подтвердите примерами.

3. Охарактеризуйте ведущий вид деятельности ребенка данного возраста. Как влияет ведущая деятельность на развитие речи ребенка?

4. Определите зону актуального и зону ближайшего развития ребенка.

 

Задача 8.

Соотнесите «образ мира» новорожденного, художественно реконструированный Я. Корчаком, и современные представления о сенсорных способностях маленьких детей. Используйте научные понятия для характеристики сенсорных способностей и наметьте этапы их развития в младенчестве.

«Новорожденный смотрит на лампочку. И не смотрит: глазные яблоки то сходятся, то расходятся. Позже, водя взглядом за медленно пере­двигаемым предметом, поминутно улавливает его и теряет из виду. Контуры тени, первые наметки линий, и все это без перспективы. Мать на расстоянии одного метра — уже другая тень, чем когда склоняется над ним вблизи. Сбоку ее лицо — словно серп месяца, и только подбородок и губы — если смотреть снизу, лежа у матери на коленях; то же лицо — с глазами, и еще по-другому — с волосами, когда сильнее нагнется. А слух и обоняние говорят, что все это одно и то же. Грудь — это светлое облако, вкус, запах, теплота, доброта. Младенец выпускает грудь и смотрит, изучая взглядом то уди­вительное что-то, которое появляется над грудью и откуда плывут звуки и веет теплом дыхания. Младенец не знает, что грудь, лицо, руки составляют единое целое — мать. Кто-то чужой протягивает руки. Обманутый знакомым движением, знакомой картиной, ребе­ нок переходит в эти руки. И тут только замечает ошибку. На этот раз ее руки отдаляют его от знакомой тени, приближая к чему-то чужому, вселяющему страх. Внезапным движением ребенок поворачивается к матери и, уже в безопасности, смотрит и удивляется или, чтобы избежать опасно­сти, уткнется матери в грудь. Наконец лицо матери перестает быть тенью, оно изучено руками. Младенец многократно хватал мать за нос, трогал удивительный глаз, который попеременно то блестит, то, матовый, прикрыт веком, и изучал волосы. А кто из нас не видал, как он отгибает губу, осматривает зубы, заглядывает в рот, сосредо­точенный, суровый, важный! Только ему мешает пустая болтовня, поцелуи и шутки — то, что у нас называется «забавлять» ребенка. Это мы забавляемся, он изучает».

 

Задача 9.

Определите, какие особенности раннего воспитания в пле­мени приводят к тому, что из младенца постепенно формируется личность добродушного, кроткого, восприимчивого взрослого?

В течение первых месяцев своей жизни ребенок никогда не оста­ется один. Когда мать отправляется куда-нибудь, она несет ребенка с собой либо в особой плетеной сетке, свисающей у нее с головы, либо в перевязи из луба, закрепленной у нее под грудью....Плач ребенка — это трагедия, которой следует избегать любой ценой. Эта установка сохраняется и на всю последующую жизнь....Ребенку дают грудь, как только он начинает плакать, он всегда поблизости от какой-нибудь женщины, которая даст ему свою в случае необхо­димости....Все это приучает ребенка к непрерывному теплому ощу­щению безопасности....Его никогда не оставляют одного; ласковая человеческая кожа и ласковые человеческие голоса всегда рядом с ним....Когда ребенок начинает ходить, спокойный, непрерыв­ный ритм его жизни несколько меняется....Мать оставляет ребенка в деревне с отцом или же с каким-нибудь другим родственником, когда идет в огород или за хворостом. Нередко она возвращается к плачущему, раздраженному ребенку. Полная жалости, желая как-то искупить свою вину, она садится и кормит ребенка грудью в течение целого часа. Здесь не идет речь, как у нас, о ребенке, одетом с ног до головы, которому суют твердую, холодную бутылку и требуют, чтобы он выпил свое молоко и тот­ час же заснул, так как руки матери устали держать бутылку. Вместо этого и для матери, и для ребенка акт кормления — длительная, эмо­ционально насыщенная, полная очарования игра, в которой на всю последующую жизнь складывается добродушная, теплая чувствен­ность. Когда маленький ребенок лежит на коленях матери, согретый и сияющий от ее внимания, она закладывает в нем доверие к миру, дружественное восприятие пищи, собак, свиней, людей. Она держит кусочек таро в руке и, пока ребенок сосет грудь, повторяет нежным, певучим голосом: «Хорошее таро, хорошее таро, съешь его, съешь его, маленький кусочек таро, маленький кусочек таро, маленький кусочек таро». А когда ребенок на мгновение выпу­скает грудь, то она кладет ему в рот кусочек таро. В это время собака или поросенок суют свой попрошающий нос под руку матери. Их не отгоняют, кожа ребенка и шерсть собаки соприкасаются, а мать нежно поглаживает их обоих, бормоча: «Хорошая собака, хороший ребенок, хорошая собака, хорошая, хорошая».

 

Задача 10.

Прочитайте высказывание психолога, занимающегося пробле­мой оказания помощи младенцам и их родителям: Сегодня, в 90-е годы XX века, мы воспринимаем ребенка пе совсем так, как наши предшественники. Мы уверены, что с самого рождения — а быть может, и несколько ранее, на пренатальной ста­дии — ему свойственна достаточно сложная психическая жизнь. И с сожалением констатируем, что неотложные вмешательства сразу после рождения, как правило, требуют условий, препятствующих общению ребенка с родителями.

Как вам кажется, изменилось ли что-то в практике отечествен­ного здравоохранения с учетом этих новых установок? Что еще требует пересмотра?

Ранний возраст

Цель изучения темы «Ранний возраст» - понять, почему происходит смена ведущего типа деятельности, какие факторы влияют на эту смену; в чем основные особенности развития ребенка в этом возрасте, каким образом осуществляется процесс осознания ребенком своей индивидуальности.

 

По окончании изучения данной темы студент должен

знать: психические особенности развития человека от года до трех лет; ведущий тип деятельности, особенности протекания возрастного кризиса, особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной сфер; психологические новообразования возраста; структуру самосознания ребенка; содержание понятий темы: внутренние и внешние ориентировочные действия; самоотносящиеся и орудийные действия; автономная речь, наглядно-действенное мышление, знаковая функция сознания,

уметь: распознавать особенности психического развития детей от года до трех лет, определять уровень развития, выявлять отклонения в психическом развитии.

 

Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми. Именно в предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. «Немые» формы руководства становятся недостаточными, а возрастающий интерес ребенка к предметам побуждает его постоянно обращаться к взрослым.

Вхождению в ранний возраст предшествует кризис младенчества. В его основе лежат прямохождение и речь. Ребенок ориентируется не только среди предметов относящихся непосредственно к нему, но и в предметном мире взрослых. С года начинается интенсивное развитие речи. Особенно быстро растет пассивный словарь ребенка. В течение года его объем достигает сотен слов.

На первых порах речь ребенка мало похожа на речь взрослого. Ее называют автономной речью. Эти слова имеют троякое происхождение.

· Во-первых, это язык мам и нянь: «ам-ам», «ням-ням», «бяка» и др.

· Во-вторых, это слова искаженные, неправильно воспроизведенные ребенком в силу не владения в полной мере артикуляцией и не обладания развитым фонематическим слухом.

· В-третьих, ребенок сам придумывает слова.

При правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает.

Между речью ребенка и речью взрослого существует ряд важных отличий. Во-первых, используемые ребенком слова представляют, как правило, обрывки фраз произносимых взрослыми, искаженные слова языка, вовсе не похожие на слова. Во-вторых, первые детские слова многозначны и относятся не к одному, а к множеству предметов или явлений. В-третьих, слово привязано к ситуации и употребляется в общении только тогда, когда предмет им обозначаемый находится в поле зрения. В-четвертых, язык ребенка аграмматичен, т.е. не имеет предметного способа соединения слов и значений в связную речь. Ребенок объединяет слова по логике желания.

В связи с кризисом появляются первые акты протеста. Ребенок пытается вести себя независимо, противопоставляя свою волю ухаживающему взрослому. Чаще всего негативное поведение ребенка вызвано неудачным выполнением действия с предметом, непониманием взрослого, запретами. В процессе совместной предметной деятельности ребенка и взрослого происходит формирование субъектности ребенка, осознание собственной самости.

В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям:

· совершенствуется понимание речи взрослых и

· формируется собственная активная речь ребенка.

Умение относить слова к обозначаемым ими предметам и действиям приходит к ребенку не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Например, ребенок может вполне четко выполнять по слову определенные действия при общении с одним человеком и вовсе не реагировать на те же слова, произносимые другим взрослым.

В общении со взрослым ребенок правильно реагирует на его слова, если эти слова многократно повторяются в сочетании с определенными жестами. Так, если перед ребенком лежит кукла и взрослый говорит: «Дай куклу», - ребенок выполняет просьбу, но если кукла вне поля зрения ребенка, слова взрослого вызывают ориентировочную реакцию на голос, но не приводят к поиску игрушки. Если же перед ребенком лежит несколько игрушек, то скорее он подаст наиболее интересную с его точки зрения. Если несколько раз повторить одну и ту же просьбу, а затем сказать другую, то ребенок выполнит первую.

В синтаксисе также происходят изменения: до 1 г 10 мес. – дети ограничиваются предложениями, состоящими из 1-2 слов, не изменяющихся по родам и падежам, притом каждое такое слово может иметь несколько значений. Позже речь приобретает связный характер и к 3 годам ребенок овладевает употреблением многих падежных окончаний, согласованием слов в предложении.

Для ребенка 2-ого года слово носит в большей мере пусковое, чем тормозящее значение: ребенку значительно легче начать действие, чем прекратить уже начатое. Но, запрет («нельзя!») в начале раннего детства, хотя ребенок и понимает значение слова, не действует магически, наоборот, ребенок спешит совершить, довести до конца задуманное. Лишь на третьем году речевые указания взрослых начинают регулировать поведение ребенка. Понимание речи взрослых качественно изменяется: ребенок не только понимает отдельные слова, но и становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого.

Таким образом, слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, является важным приобретением – дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности. Если развитие активной речи до полутора лет идет медленно – усваивается от 30-40 до 100 слов, и употребляются они редко. К концу 2-ого года до 300 слов, к концу 3-его – освоено от 500 до 1500 слов.

Подытоживая вышесказанное о развитии речи в раннем возрасте, необходимо остановиться на основных причинах, затрудняющих речевое развитие.

Итак, ими могут быть:

1) физические причины (т.е. частичная или полная потеря слуха, незаращение верхней губы или неба);

2) особенности эмоциональной жизни ребенка;

3) недостаточный опыт общения со взрослыми (когда взрослые сводят до минимума свое общение с ребенком, их речь в основном состоит из запрещений типа «нельзя» и «замолчи»);

4) кроме того, большую роль играет и сама речь взрослого – ее правильность и богатство;

5) влияние других детей (если кто-то высмеял погрешности в речи ребенка – ребенок замыкается);

6) слабая координация движений.

Одним из способов развития речи является игра.

Особая роль в процессе становления речи принадлежит и вниманию. Дети с ограниченными возможностями концентрации внимания нередко отстают в развитии речи.

Существует 6 стадий, которые необходимо пройти ребенку для улучшения внимания. В рамках возраста дети осваивают первые три стадии.

Первая стадия – очень рассеянные дети.

Таких детей отвлекает шум, другие игрушки и занятия других детей. Ограниченность внимания проявляется в возбужденном поведении - ребенок постоянно переходит от одного вида занятия к другому. Рекомендация: главное в помощи рассеянному ребенку – это выделить время, которое он проводит с одним взрослым, в тихой комнате, с минимумом отвлекающих факторов. Внимание рассеянного ребенка удерживается примерно одну минуту. Подбор игрушек должен производиться с учетом его интересов, а игра должна быть короткой.

Вторая стадия стадия фиксированного внимания.

На втором году жизни ребенок может концентрироваться на чем-либо по своему выбору. Малыш не может одновременно слушать взрослого и продолжать при этом свое занятие.

Третья стадия – гибкое одноканальное внимание.

Начинается в возрасте двух – трех лет. Внимание все еще одноканальное, но более гибкое. Ребенок уже может переключаться со своего занятия в ответ на обращение к нему, а затем продолжать свое дело.

Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий.

Годовалый ребенок не способен последовательно, систематически осмотреть предмет. Он выхватывает какой-то один, бросающийся в глаза признак и реагирует только на него, по нему и опознает предметы [усвоив слово «пти» (птичка) ребенок так называет все предметы, имеющие выступ, похожий на клюв]. Дети второго года не воспринимают рисунки и фотографии как изображение предметов и людей. Для них изображенные предметы – это вполне самостоятельные предметы, поэтому, называя правильно предмет, ребенок не отождествляет его с носителем в полном смысле: отождествляется одна выделенная деталь, а все остальное как бы не существует.

Зрительные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования. Эти действия прежде всего направлены на такие свойства предметов, как форма и величина. Цвет в этот период не имеет для узнавания предметов вообще никакого значения. Ребенок одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также необычно и неестественно окрашенные изображения. Цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет.

Сначала дети выделяют (выбирают) форму, затем величину, и только потом цвет. С 2-х с половиной - 3-х лет становится доступным зрительный выбор по образцу –более сложная задача, чем простое узнавание. Ребенок начинает понимать, что существует много предметов, имеющих одинаковые свойства и разные их комбинации. Но детям раннего возраста еще трудно выполнять выбор по образцу, если предлагаются для выбора не два, а более предметов и они имеют сложную форму или имеют несколько частей и их окраска включает несколько чередующихся цветов.

Как правило, на третьем году жизни некоторые хорошо знакомые ему предметы становятся постоянными образцами, с которыми он сравнивает свойства любых других предметов (как домик, как огурчик и т.д.).

Восприятие ребенка раннего возраста тесно связано с выполняемыми действиями, именно поэтому необходимо, чтобы он знакомился с основными разновидностями свойств предметов, выполняя предметные действия, требующие их учета.

Наряду со зрительным развивается и слуховое восприятие, фонематический слух. От восприятия слов как нерасчлененных звуковых комплексов с ритмическим строением, ребенок переходит к восприятию их звукового состава. Звуки разных типов начинают выделяться в слова и опознаваться ребенком в определенной последовательности (сначала гласные, затем согласные). К концу 2-ого года дети уже воспринимают все звуки родного языка.

В течение раннего детства (и это важно!) ребенок учится выполнять разнообразные действия, где необходимо каждый раз заново связывать между собой предметы, которые были разъединены. Выполнение этих действий еще не требует работы мышления, Переход от использования готовых связей к их установлению (самостоятельно) – важная ступень в развитии детского мышления.

Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного. Мышление ребенка, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Однако в раннем детстве ребенок овладевает умением решать наглядно-образным путем только ограниченный круг простейших задач. Задачи более сложные им либо не решаются вовсе, либо решаются в наглядно-действенном плане.

Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает формирование обобщенно-мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. Основу для обобщений создает усвоение речи (часы – будильник, настенные, ручные…), [кх – кошка, шапка, вилка (острая, как коготки), бабушка (глаза)].

Обобщение предметов по их функции первоначально возникает в действии, а затем закрепляется в слове. Первыми носителями обобщения становятся предметы – орудия (палки, ложки…).

На третьем году жизни в умственном развитии ребенка происходит важный сдвиг – начинает формироваться знаковая функция сознания. Знаковая функция состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. При этом вместо действий с предметами выполняются действия с их заместителями, результат же относится к самим предметам. Первоначально знаковая функция развивается в связи с практической деятельностью и лишь потом переносится на употребление слов, дает возможность ребенку думать словами. Предпосылкой возникновения знаковой функции является отделение действия от предмета. Знаковая функция не открывается, а усваивается ребенком. Образцы замещений дает взрослый, но усвоение происходит, если оно подготовлено собственной деятельностью.

Особенностью развития мышления в раннем детстве является разобщенность развития наглядно-образного, наглядно-действенного мышления, формирования обобщения и усвоения знаковой функции сознания. Их соединение происходит в дошкольном возрасте.

Воображение раннего возраста скорее механизм, нежели активная деятельность. Ребенок обычно воспроизводит известные типичные ситуации из жизни взрослых, заимствованные у них, не строя собственного замысла. Он склонен устанавливать «прямое замыкание» между тем, о чем он слышит от взрослого, и образами реальных предметов (слушая сказку про деда и бабу, он представляет своих дедушку и бабушку). К концу раннего возраста он пытается сочинить собственные сказки, но это лишь вариации на тему известного.

Память развивается чрезвычайно интенсивно (сензитивный период 1,6 г. до 3-х лет). В усвоении первоначального опыта принимают участие двигательная, эмоциональная и образная память. Преобладают двигательная и эмоциональная память. Лучше всего запоминаются собственные действия и переживания. Однако, память в этом возрасте непроизвольна, и такое запоминание ничего не говорит об общем умственном развитии. Для запоминания имеет значение частота повторения действий.

До 3-х лет воспоминания о самом себе и об окружающем обычно не сохраняются, т.к. ребенок не может рассматривать последовательность событий в контексте движущегося времени жизни, в единстве и тождественности «Я».

В раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону, отличную от других. Произвольно овладевает своим телом: совершает преобразования со своим телом, свойственные исключительно пластике малолетнего ребенка (повисает на стуле вниз головой, смотрит на мир сквозь ноги и т.д.). Он пристально наблюдает все статические изменения своего тела и чувственно переживает мышечное чувство. Он как бы играет со своей тенью.

Интенсивно развивается лицо ребенка: конституционально и мимически. Лицо заметно меняет свои пропорции, появляются 2 ряда мелких зубиков. Выразительность мимики становится все более разнообразной: просящий взгляд, лукавые полуулыбки. Однако большинство мимических выражений ребенком еще не контролируются.

Телесные переживания ребенка занимают одно из главных мест в процессе развития. Телесное развитие сопряжено с психическим развитием. Особое место в телесном развитии занимает телесная дифференциация. В процессе двигательного развития у ребенка происходит значимая для телесного и психического развития дифференциация функций левой и правой руки (начинают определяться право- и леворукие).Происходит развитие общей телесной координации. Осваивается прямохождение, развивающее возможности ориентировки в пространстве, возможности ознакомления с предметами и их свойствами.

Телесные контакты, особенно со значимым взрослым, помимо удовольствия, придают малышу уверенность в себе и чувство радости бытия. Телесная поддержка ребенка субъективно для него выступает как признание его ценности, а в раннем возрасте ребенок уже начинает стремиться к признанию.

В раннем возрасте ребенок хорошо усваивает свое имя. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя. Притязание на признание и идентификация с именем теснейшим образом развивается с другими параметрами самопознания. Важнейшей особенностью развития самопознания является познание себя как субъекта действия. Ребенок раннего возраста непременно проходит период, когда он помногу раз совершает одно и то же действие, при этом неукоснительно контролируя это действие в стереотипном его исполнении и в небольших вариациях (открывает и закрывает дверь, ящик в шкафу, толкает предмет со стола, чтобы тот упал…). Именно в этих действиях ребенок чувствует свою волю, выделяет самого себя из окружающего мира. Под влиянием возрастающей практической самостоятельности происходит осознание себя как источника разнообразных желаний и действий, отделенного от других. Внешне это выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем лице, а в первом: «Я хочу», «Дайте мне» и т.д.

Освоение большого числа предметных действий позволяет ребенку ощущать себя умелым и способным. Складывается первичная самооценка ребенка. Она характеризуется отсутствием в ней рационального компонента, и обусловлена стремлением соответствовать требованиям взрослых.

Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям:

1. Через усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом и

2. Через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей.

Этот процесс осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальных норм (ровесника). Возможность сознательно управлять своим поведением у ребенка раннего возраста крайне ограничена (к систематическому контролю он еще не способен). Ему хочется немедленного удовлетворения желаний. Еще труднее выполнение непривлекательных требований взрослых.

К концу 3-его года он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами, как и взрослые, иметь независимость, самостоятельность. Испытание собственной воли и открытый негативизм и упрямство имеют разные нюансы в поведении.

В первом случае, ребенку можно помочь испытать самого себя, предложив определенные трудные ситуации. Негативизм и упрямство развиваются внутри отношений взрослых и ребенка. Кризис 3-х лет и возникает в результате определенных достижений в личностном развитии ребенка и невозможности его действовать по освоенным прежде способам общения с другими людьми. Возникает противоречие между потребностью действовать самому и потребностью соответствовать требованиям взрослого: противоречие между»хочу» и «надо».

Каковы же проявления данного кризиса?

Наиболее очевидным симптомом наступления кризиса является возникновение негативизма в поведении ребенка. Для негативизма характерно, что все поведение ребенка идет в разрез с тем, что ему говорят взрослые. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение со стороны взрослых. Ребенок отказывается делать что-либо только потому, что его об этом попросили. Негативизм ребенка всегда социально окрашен – он обращен к взрослому.

Следующим характерным симптомом кризиса является упрямство в поведении. Упрямство – это такая реакция, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого хочет, а потому, что он этого потребовал.

Третий симптом кризиса – строптивость. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против его, сложившегося ранее, образа жизни.

Четвертый симптом – своеволие, своенравие в поведении ребенка. Оно заключается в тенденции к самостоятельности. Этот момент всегда следует учитывать, когда мы слышим знаменитое – «Я сам!». Он действительно хочет все делать сам и подавить эту тенденцию, значит обречь его на вечную зависимость – сначала от мамы с папой, затем от сверстников и всех других.

Пятый симптом кризиса – протест – бунт. Все в поведении малыша в ряде случаев начинает носить протестующий характер. Он воюет с окружающими, находится в постоянном конфликте с ними. Частые ссоры с родителями становятся обычным делом.

Шестой симптом – обесценивание. Например, ребенок из хорошей, воспитанной семьи начинает ругаться. Ребенок старается обесценивать буквально все: от игрушек, с которыми он играл, до родителей, которые его воспитывают.

Седьмой симптом кризиса - стремление к деспотизму. <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: