Задания для самоконтроля. Решите задачи.




 

Выберите один или несколько правильных ответов:

 

1. Выделяют три формы игры в дошкольном возрасте:

а) режиссерскую,

б) ролевую,

в) символическую,

г) сюжетную,

д) игру по правилам.

 

2. Ролевая игра младших дошкольников характеризуется:

а) продолжительностью,

б) большим набором ролей,

в) осознанностью правил,

г) малой продолжительностью,

д) отсутствием осознания правил.

 

3. Отсутствие какого звена в структуре самосознания дошкольников приводит к формированию склонности ко лжи:

а) ценностные ориентации на социальное пространство,

б) притязание на признание,

в) ценностные ориентации на социальную роль,

 

4. Основными мотивами поведения в дошкольном возрасте являются:

а) игровой,

б) соревновательный,

в) учебный,

г) самоутверждения,

д) самосовершенствования,

е) общения.

5. В дошкольном возрасте наибольшие трудности связаны с восприятием:

а) времени,

б) пространства,

в) цвета,

г) размера.

 

6. Выделяют два типа воображения характерных для дошкольника:

а) познавательное,

б) продуктивное,

в) аффективное,

г) репродуктивное,

д) образное,

е) наглядное.

7. Для дошкольного возраста характерно:

а) наглядно-действенное мышление,

б) наглядно-образное мышление,

в) словесно-логическое мышление.

8. К концу дошкольного возраста формируется:

а) одноканальное внимание,

б) двухканальное внимание,

в) многоканальное внимание,

г) выборочное внимание.

9. К концу дошкольного возраста память ребенка можно охарактеризовать как:

а) произвольную,

б) непроизвольную,

в) механическую,

г) логическую,

д) образную.

 

10. Кризис 7 лет – это …:

а) период рождения социального «Я», переоценка ценностей, возникновение внутренней жизни ребенка, утрачивание детской непосредственности,

б) легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх,

в) тревожность, демонстративность, вербализм,

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

Ответьте на вопросы:

1. Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте?

2. Каковы особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте?

3. Какие виды продуктивной деятельности характерны для дошкольников?

4. Какова их роль в развитии психических процессов и личности ребенка?

5. Какова роль обучения в формировании произвольности психических процессов?

6. В чем суть понятий «самосознание» и «самооценка»?

7. Каковы особенности личностного развития в дошкольном возрасте?

8. Как складывается индивидуальная система мотивов в дошкольном возрасте?

9. Какова сущность понятия «соподчинение мотивов» и покажите его проявление в дошкольном возрасте?

10. Какова сущность психологической готовности к школе?

11. Что включает в себя определение понятия «школьная зрелость»?

12. В чем сущность кризиса семи лет?

13. В чем выражается изменение самосознания ребенка в период кризиса семи лет?

14. Какие изменения происходят в потребностно-мотивационной сфере дошкольника по сравнению с ранним возрастом?

15. Какие виды деятельности способствуют становлению самосознания и усвоению социального опыта?

16. Охарактеризуйте особенности развития внимания у дошкольников.

17. Охарактеризуйте процесс формирования воображения у дошкольника. В чем его специфика?

18. Для дошкольников характерен особый вид памяти, называемый в психологии «эйдическим», приведите примеры проявления данного типа памяти у детей.

19. Каким образом проявляется наглядно-образное мышление у ребенка дошкольного возраста? Приведите примеры.

20. Докажите, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Элементы каких видов деятельности начинают формироваться в игре?

21. С какими новообразованиями раннего детства связана такая двойственность воображения.

22. Правы ли те родители, которые приходят в отчаяние по малейшему поводу, грозящему, по их мнению, опасностью ребенку, считающие, что ребенок не должен переживать чувство страха?

23. Как можно объяснить характерный для многих детей говор: «лыба (рыба), сишка (шишка), «хасир» (сахар)?

24. Как будут отвечать дети 4-5 лет на вопросы: А. Что нарисовано на картине?

Б. Что делают дети, изображенные на картине? В. Про что нарисовано на картине? Аргументируйте свой ответ.

Решите задачи.

Задача 1.

Ознакомьтесь с описанием двух игр детей на одну тему.

1. Игра в «магазин». Наташа отправляется за покупками в магазин. Берет сумку и говорит: «Пойду куплю хлеб, молоко, колбасу».

2. Игра в «магазин». Играют Саша, Маша, Сережа, Катя, Алеша, Света, Нина. У каждого своя роль. Двое – продавцы, один – кассир, одни – принимает товар, двое – сгружают его, покупатель – Нина. Она выбирает продукты, платит деньги, складывает покупки в сумку.

Определите возраст детей, назовите основные признаки, по которым вы определили возраст детей.

Задача 2.

Мама Вити заметила, что ее сын любит слушать разговоры взрослых, смотреть за тем, что делает папа. Он охотно выполняет его просьбы поднести молоток, подержать гвозди и др. В эти моменты он даже перестает играть в свои игрушки.

На какие мотивы в поведении Вити указала мама?

Задача 3.

Витя (4г. 5 мес.) во время дневного сна шумел и мешал другим детям. Воспитатель несколько раз сказал ему, что нужно спокойно лежать в кроватке, но Витя не слушался.

Когда все дети встали, воспитательница позволил мальчику вставать, мотивируя это тем, что он не хотел отдыхать вместе со всеми детьми, шалил, а теперь дети будут играть, а он должен лежать в кроватке и отдыхать. Витя проплакал час, затем успокоился и спокойно пролежал в кровати. Больше он не нарушал порядок во время сна.

Проанализируйте мотивы поведения мальчика и действия воспитателя. Опираясь на какие мотивы поведения ребенка, воспитатель мог бы добиться успеха.

Задача 4.

Дети 4-5 лет часто употребляют выражения «землетрясение мозгов», «тухлые спички», «хромой велосипед» и т.д.

Какая особенность детской речи проявляется в этих высказываниях? Приведите свои примеры.

Задача 5.

На занятии в подготовительной группе разбирали слово слон. Миша правильно назвал первый, второй звук. Но когда дошел до третьего, то кто-то из группы стал подсказывать: «А». Мальчик обернулся и сказал: «Не «а», а «о». Если «а», то было бы – «слан», а здесь – «слон».

Прокомментируйте данную ситуацию. Может ли ребенок дошкольного возраста без помощи взрослого овладеть звуковым составом слова?

Задача 6.

Дети разного дошкольного возраста играли в «угадайку». В игре надо было обследовать фигурки и дать им название.

Петя держал руки на фигурке, похлопывал по ней, но определить фигурку не смог.

Сережа пытался ощупать контуры фигурки всей ладонью. Из предъявленных четырех фигурок правильно назвал две.

Саша ощупывал фигурки двумя руками, тщательно обследовал отдельные ее признаки и определил все фигурки.

Определите примерный возраст детей. Укажите особенности сенсорного развития детей разного дошкольного возраста.

 

Задача 7.

Находясь на прогулке с детьми 4-х лет, воспитатель обращает их внимание на цветы:

- Кто скажет, как они называются?

- Это ромашки.

- Верно, это ромашки. Их нельзя спутать с другими цветами. Скажите, почему мы их легко узнаем?

- У ромашки середина желтая.

- А какие лепесточки у ромашки?

- Они белые и длинные.

Назовите особенности восприятия детей данного возраста. Какие качества восприятия формировал воспитатель у детей?

Задача 8.

Мальчик трех лет просит разыграть сказку про трех поросят. Трижды появляется волк и трижды малыш с визгом и криком убегает от него, прячась в другую комнату, за предметы мебели.

Как должны поступить родители в данной ситуации.

Задача 9.

Расставляя фигурки на фоне дома, Лена (5лет и 2 мес.) говорит: «Эта тетя пришла домой, а эта тетя ее тут встречает… А эта девочка сидит тут и кричит: «Тетя пришла!».

Какой вид мышления свойственен Лене?

 

Задача 10.

Ребенку подготовительной к школе группы предложили решить задачу: «У тебя было 5 конфет. Мама съела 3 конфеты, а ты 2. Сколько конфет у тебя осталось?» Мальчик рассмеялся и добавил: «Так не бывает!».

Объясните причину такого ответа.

 

Задача 11.

Оле предложили рассмотреть картинки, потом забрали и попросили назвать изображенные предметы. Девочка не справилась с заданием.

Маше дали рассмотреть те же картинки и попросили отложить отдельно изображения предметов, необходимых для кухни, детской комнаты, ванной комнаты, а затем картинки убрали и предложили перечислить все изображенные предметы. Девочка с заданием справилась.

Какие особенности развития памяти дошкольников отражены в данных примерах?

Задача 12.

Дети 6-7 лет начинают тяготиться обществом младших дошкольников, с уважением и завистью смотрят на учебные принадлежности старших братьев и сестер, мечтают о том времени, когда им самим будет принадлежать весь набор таких принадлежностей.

Прокомментируйте особенности мотивационной сферы и поведения дошкольников.

Задача 13.

Ребенок 4 лет разбил термометр. Реакция дежурной медсестры: "Ты всегда все роняешь, с тобой одни проблемы. Обещай мне никогда больше ничего не брать со стола без моего разрешения".

Какие возрастные особенности проявились в данной ситуации? Какие ошибки допустила медсестра? Какой должна быть тактика медсестры в данной ситуации?

3.4 Младший школьный возраст

 

Переход от дошкольного детства к школьной жизни - один из переломных моментов в психическом развитии че­ловека. От того, как будет организована деятельность ребенка со стороны взрослого в этот период во многом будут зависеть его успехи в обучении и в целом дальнейшее психического развитие.

В ходе изучения темы Вы познакомитесь с теми трудностями переходного периода (от дошкольного детства к школьной жизни), которые испытывает ребенок, узнаете, как предотвратить возникновение у ребенка эмоциональных срывов, как содействовать развитию его интеллектуальной, волевой, личностной сфер – как, несмотря на огромные школьные нагрузки, сохранить психическое и физическое здоровье малыша.

Изучение данной темы предполагает использование студентом при подготовке знаний теоретических положений, объясняющих социальную природу и сущность формирующейся личности человека, понимания специфики высшей нервной системы ребенка, психические процессы и свойства личности, ее индивидуально-типологические особенности, особенности мотивации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: