Упражнение 56 «Иллюзионист»




Вы — «иллюзионист». Можете отвинтить и забросить свои руки: сначала одну, потом другую. Действуйте: встань­те, раскрепостите правую руку. Начинайте телом свобод­ную, болтающуюся вдоль бока, руку вращать, «развинчивая ее». Круговые движения руки от плеча, все более и бо­лее энергичные, сопровождайте звуками: Ээ-Ээ-Ээ... А с по­следним активным звуком Э\ запустите руку далеко вперед вверх. «Отвинченная» рука легко со звуком отлетает от вас. Теперь проделайте то же самое с левой рукой. Добей­тесь полной свободы в упражнении. Будут свободны тело и летящая рука — будет свободным и звук голоса. Проделай­те упражнение со всеми гласными, добиваясь их свободного звучания.

Упражнение 57

«Раззадорю!»

Подхлопывайте ладонями, сопровождая хлопки междо­метиями; «Гоп-ляля! Гоп-ляля! Гоп! Гоп! Гоп! Гоп-ляля! Гоп-ляля! Гоп! Гоп! Гоп!»

Активными хлопками и эмоциональными выкриками раззадоривайте людей, чтобы они «пустились в пляс».

Звуки междометий вылетают легко и свободно, как бы «подбрасываемые» диафрагмой вверх — в головной резо­натор.

Упражнение 58

«Бабушки»

Для верного звучания гласного А (это значит — близко­го, собранного, «опертого») полезно «передразнить» по­друг, ахающих по любому поводу:

«Ахти! Ахти! Ахтушки!» —

Разахалися бабушки.

«Ахти — ах! Ахти — ах!»

Не держатся на ногах.

Передразнивайте беззлобно, весело, как часто мы, же­лая успокоить «разошедшегося» человека, передразниваем его междометиями: «Ах-ах-ах! — скажите, какой хороший! Ой-ой-ой! Как страшно». Или что-нибудь в этом роде.

Если верно выполняется задание, то обязательно ощу­щается очень активная работа диафрагмы: она как бы под­брасывает вверх, в головной резонатор, ударные гласные. Здесь, в этом тексте, за исключением одного ударного глас­ного «е» (в слове «не держатся»), все ударные падают на гласный «А». Надо следить за мягким началом звука при произнесении гласного «А».

Упражнение 59

«Хохлатки»

Представьте, что вы «хохлатки». Встаньте, немного на­гнитесь вперед. Руки — это крылья хохлатки, которые отхо­дят от боков при словах и движении. Разбежались и куда-то спрятались цыплята. Надо их найти, Ищете и «кудах­чете», но не искажая тембра голоса:

Кудах-тах-тах!

Кудах-тах-тах!

Кудахтают хохлатки.

Куда?

Ах-ах!

Куда?

Ах-ах!

Попрятались цыплятки?

На ударных гласных руки отходят от боков. Особенно широко отходят «крылья» на междоме­тии «Ах-ах!», как будто звук отбрасывает в стороны от бо­ков «крылья». Это приносит свободу звучанию. Ищите и «кудахтайте» с верой в то, что делаете. Упражнение хорошо раскрепощает глотку, опирает звук на диафрагму, естест­венно открывает рот, тренируя свободу нижней челюсти. Хорошо подключается в работу грудной резонатор.

Упражнение 60

«Птичий двор»

Приехали на отдых в деревню. Встали рано утром: раз­будил разноголосый хор животных. Вышли на крыльцо. О, какая приятная неожиданность! Кого тут только нет: и утки, и гуси, и теленок, и цыплята, и куры, и петух, и кро­лики, и голуби, и кот здесь же! Глаза разбежались — хочет­ся всех позвать к себе, разглядеть, приласкать и т. д. Без остановки призываете всех животных: Уть-уть-уть-уть-уть... Тега-тега-тега-тега-тега... Тель-тель-тель-тель... Цып-цып-цып-цып... Тип-тип-тип-тип... Петь-петь-петь-петь... Трусь-трусь-трусь... Гуль-гуль-гуль-гуль... Кис-кис- кис! — и т. д.

Отлично тренируются «опора дыхания», губы, язык, на­правленность звука, если действительно хотите призвать к себе животных и птиц. Тренируйте звучание в различной то­нальности. Оправдывайте это разными отношениями к каж­дому из животных, хорошо видя их. Одно дело — зовете гу­ся, другое — голубя, крякающих медлительных уток или быстрых цыплят, важно шагающего петуха или боязливых кроликов...

Особо следует остановиться на таком виде междометий, как звукоподражательное «Ав-ав!» (собачий лай). Подобно тому как «стон» должен стать отправной точкой для поис­ков свободы мышц фонационных путей, — точно так же «лай» используется в качестве упражнений для тренировки естественной «опоры звука», рефлекторности фонационного дыхания. При «лае» брюшные мышцы выполняют как бы роль «буфера». Они подбрасывают вверх диафрагму, рас­ширяют ребра, выбрасывают звук в расширенные резони­рующие глоточную и ротовую полости. Рефлекторно берет­ся воздух.

Каким образом следует пользоваться приемом «лая», чтобы он принес максимальную пользу в тренировке го­лоса?

Прежде всего лай наш, по существу, является «очело­веченным» лаем. Ведь мы будем «лаять» с подтекстом, ду­мая в это время, общаясь и действуя. Звуки «ав-ав-ав» са­ми по себе активизируют работу голосового аппарата («запи­рающий» звук «б» требует активной подачи воздуха для его произнесения), а ассоциация с лаем еще более естест­венно родит легкий, без усилий, звук голоса. Следует выпол­нять только два условия при тренинге: не изменять тембра своего голоса, действовать в радостных эмоциях, «не облаи­вая» зло вашего собеседника. «Собака» наша будет другом человека: добрая и готовая оказать услугу.

Упражнение 61

«Собака»

Вообразите, что вы стали... «собакой». Жарко, скучно, вокруг такая тишина, что не на кого даже полаять. (Найди­те это самочувствие. Раскрепостите свое тело: руки, плечи, шею, мышцы лица). От скуки и жары клонит ко сну...

Вдруг скрипнула садовая калитка... Неожиданная ра­дость: вернулся хозяин. Приветствуйте его звонким лаем: «ав-ав!» С подтекстом: «Я здесь». Не искажайте только тембра голоса. Не «облаивайте» зло хозяина. Радостно «по­дайте голос».

Почувствуйте разницу звучания голоса при выполнении действий: «облаять» и «подать голос». «Подать голос»— это главное в упражнении «лай». «Ав-ав!» — вылетает лег­ко, радостно, звонко. Никакого напряжения в глотке. Дви­жения диафрагмы очень ощутимы.

Проверьте еще раз свободу звучания. Например: пре­данно смотрите в глаза «хозяину» и на его команду «голос»! с готовностью отвечайте: «ав-ав!» (пожалуйста, всегда готов).

— Голос! — Ав-ав! — Голос! — Ав-ав!

А теперь сосчитайте, сколько человек присутствует на занятиях: — Ав-ав-ав-ав-ав-ав... (раз-два-три-четыре-пять-шесть...).

Сколько в аудитории стульев? Хватит для гостей, кото­рые сейчас появятся? — Ав-ав-ав-ав-ав-ав-ав-ав-ав...

Скорее пересчитать! — Ававававававававав!

Успевайте и в быстром темпе «подлаивать». Не забывать о третьем виде выдыхания (воздух выталкивается рыв­ками).

Упражнение 62

«Цирковая собака»

Один из вас — дрессировщик, а другой — «цирковая со­бака». Встаньте. Поднимите «лапы» перед грудью. Кисти свободные, мягкие, локти не прижаты к бокам. Ничто — шея, гглечи, руки, лицо — не напряжено. Нашли свободу те­ла? Поверили, что «собака»? Действуйте.

Дрессировщик: Голос!
Собака: Ав-ав!

Дрессировщик: Звонче лай!

Быстро, Динга, отвечай:

Сколько будет три плюс два?

Собака: Ав-ав-ав-ав-ав1

Дрессировщик: Права!

Что за цифра?

Посмотри!
Собака: Ав-ав-ав!

Дрессировщик: Все верно — три!

Прыгай, раз веселый нрав!

Алле!
Собака: Ав! (прыжок)

Дрессировщик: Алле!

Собака: Ав! (прыжок)

Дрессировщик: В пляс пускайся веселей

С «песней» звонкою своей!

«Собака» пляшет, подлаивая себе ритм мелодии танца. Какого? Какого желаете: польку, «летку-енку», краковяк, яблочко, цыганочку, современные танцы, которые требуют четкого ритма и легко «подпаиваются». В танце следите за свободой тела, движений, за свободой звучания. Не петь, а «подлаивать»!

Упражнение 63

«Шутка»

Представьте, что вам запрещено говорить и петь «по-че­ловечьи». Только «по-собачьи». Послушно и радостно вы­полняете приказы своего «дрессировщика». Ведь он помога­ет вам закрепить навык «опоры звука».

Дрессировщик: Приветствую, друзья!
Группа: Ав-ав!

Дрессировщик: Спокойнее. Не напрягаться!

По одному мне откликаться!

По одному: Ав-ав! Ав-ав1 Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав!..

Дрессировщик: Ну что ж, у вас веселый нрав.

На месте — марш!

Эй, запевала!

Споем, как пели мы бывало!

Все «поют»: Ав! Ав-ав! Ав-ав-ав-ав-ав! (на мотив маршевой песни)

Дрессировщик: Стой!

Поняли, как «лаем»
«Опоры звука» достигаем?
И навык закрепили прочно?

Группа: Ав-ав!

Так точно!

Ритм марша возбуждает организм человека, делает ритмичным дыхание, снимает напряжение. «При ходьбе в работу включается весь организм сразу. Она как бы на­страивает нервную систему и подготавливает мышцы для последующих упражнений»68.

Упражнение 64

«Команды»

Подавайте команды: «Налее-вО!», «Напраа-вО!», «Круу-гОм!», «Шагоом-Арш!», «Раз-два!», «Раз-два!», «ЛЕвой! ЛЕвой! ЛЕвой!»... «Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!»

При усилении звука голос естественно стремится к повы­шению тона. Но сдерживайте голос от больших интервалов в повышении, иначе можно «пустить петуха». Для этого первую часть команды (приготовительную) надо несколько повысить, чтобы во второй части — исполнительской — го­лос пошел вниз. Так как команда произносится в восклица­тельной интонации, то голос все равно несколько повысится.

Упражнение 65

«Сони»

Уговорились с товарищами идти гулять. Зашли к ним в комнату, а они... спят. Надо немедленно их разбудить!

Эй, вы, ну ли!

Что заснули?

Ну и ну!

Ну и ну!

Вы зачем нас обманули?

Что склонило вас ко сну?

Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь!

Поднимайтесь,

одевайтесь,

И айда скорей гулять!

Ну же!

Эй, вы!

Хватит спать!

Не посылайте звук далеко. Товарищи — рядом. Они мо­гут подыграть вам «сон». Конкретность же «адреса» (к кому обращены слова) удержит от ненужного крика, напря­жения. Будите не криком, а «приказом», поднимая товари­щей с постели. Если подвижная диафрагма успевает быст­ро «подпереть» ударные слоги в словах-приказах, то голос зазвучит свободно. Снимать мышечное напряжение с фона­ционных путей (в области глотки) помогут междометия с сонорными согласными (в стихотворении 15 сонорных зву­ков). Не делайте больших пауз — весь текст звучит слитно. Слитность речи оправдайте действием: во что бы то ни ста­ло поднять друзей! Скорее разбудить! Действуйте!..

Заговорили очень быстро, без пауз, и голос не успевает «нарисовать» различной силы вопросы, различное звучание восклицательных знаков. Сохраните выразительную «линию звучания». Ведь дважды повторенное восклицание «Ну и ну!» в третьей и четвертой или два вопроса в пятой и шестой строках по своему характеру, силе и тону звучат по-раз­ному. Поэтому сначала «будите» не торопясь, успевая оценить, увидеть, родить слово. Затем убыстрите темп, но не за счет пробалтывания слов, а за счет энергичного дви­жения мысли, видений, оценок. Быстрый темп, слитность речи хорошо будут тренировать автоматизм вдоха, ровность звучания голоса на протяжении всего текста.

Чтобы закрепить мышечное чувство свободы в области гортани, формирование звука мягкой атакой при произнесе­нии гласных, проделайте следующие упражнения:

Упражнение 66

«Айда гулять»

Обращаетесь к своим подругам с предложением пойти гулять:

Ия! Эля! Аля! Оля! Уля! Юля! Айда гулять!

Следите за тем, чтобы все слова-обращения (специально подобранные имена, начинающиеся на гласные) звучали бы волево, но тем не менее с мягким атакированием. Междо­метие «айда» (с ударением на последний слог) употребля­ется как призыв или приказание идти куда-либо; пойдем, пошли.

Упражнение 67

«Победительницы»

Приветствуете своих друзей (девушек-волейболисток), выигравших очередную очень трудную игру;

Айда Аля! Ай да Уля!

Ай да Оля! Ай да Юля!

Ай да Эля! Ай да Ия!

Спорт — родная вам стихия!

Просто чудо — мастера!

Браво, девушки! Ура!

Слова-приветствия звучат с оттенком восхищения, изум­ления, гордости, торжества. Напоминаем о том, что прият­ные эмоции раскрепощают организм, в том числе, и голосо-речевой аппарат, а отрицательные, наоборот, закрепощают. Вот почему в начальных упражнениях мы все время стара­емся прибегать к положительным эмоциям. «Ай да» тожде­ственно смыслу «Вот так», «Вот так Аля...».

Упражнение 68

«Добьюсь цели»

Надо послать «упрямого» друга, допустим, в булочную за хлебом. Добивайтесь того, чтобы желание ваше было вы­полнено, действуя различными глаголами:

Ну иди же! (просите)

Ну же! (умоляете).

Нут-ка!

Добежать одна минутка! (приказываете)

Проследите за тем, достигли ли различного звучания глаголов: просить, умолять, приказывать. Подчиняется ли вам голос? Выражает ли ваши чувства? Попробуйте пере­ставлять глаголы: сначала приказываете, а затем просите и умоляете.

Упражнение 69

«На рыбалке»

Используйте такие тексты:

1. Я ершей, ершей ловлю,
Из ершей уху люблю.

Из ерша ершистого

Ах, уха душистая!

Ох! Ершистый ерш какой!

Фи! Колючий! Ой-ой-ой!

Ох, уж эти мне ерши!

Лишь в ухе и хороши!

2. Эй, лови еще одну:
Поплавок пошел ко дну!
Эй, ты1 Эй, ты! Не зевай!
Поскорее подсекай!..
...Эх ты, горе-рыболов!

Где же твой большой улов?

Фантазируйте обстоятельства. Добивайтесь органичного рождения слова, гибкости голоса, выражающего все ваши эмоции и волевые проявления. А здесь они разнообразны.

Упражнение 70

«Море»

Отдыхаете на берегу моря. Оно разбушевалось. Захоте­ли побороться с волнами:

Ох, волна! Ну и волна!

Своенравная она!

Ух, как на берег плеснула!

В море глубоко нырнула.

Вновь на нас несется! Ой!

Нас накроет с головой! Эй!

Поспорим мы с волною!

Не позволим взять с собою!..

...Эх, волна! Ты нас накрыла,

В море нас с земли не смыла!

Не кричать, не «залезать» на верха! Держитесь среднего регистра, грудного. Больше уверенности в своей победе над силами стихии. Не говорите весь текст на одной ноте. Ощу­щайте голосовую гибкость. По-разному звучат, например, первые слова («Ох, волна!») и последние («Эх, волна!»).

Упражнение 71

«Попался»

Оправдайте рождение такого текста:

— А-а! Попался, наконец!

Молодец?!

Уловите, как интонационно изменяется это простое сло­весное действие при изменении обстоятельств и отношения к объекту.

Ощутите «душу» каждого междометия, характер выра­жаемого им чувства или воли, обусловленных содержанием предложения. Для этого придумайте фразы или найдите их в драматургических и литературных произведениях. Попро­буйте определить (и выразить интонационно), какие чувст­ва и волевые проявления человеческой психики выражены в следующих текстах:

Караул! лови, лови,

Да дави его, дави!!!

Ах ты мерзкое стекло!

Это врешь ты мне на зло.

Ага! догнал тебя! постой!

Кричит наездник удалой!

(А. Пушкин)

«Э!.. да никак колосистую рожь

Переросла наша дочка!» —

«Так что ж?»

О Волга!.. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я.

(Н. Некрасов)

Упражнение 72

«Футбол»

Прочитав строки детского стихотворения, передайте с помощью междометий различные отношения людей к фут­болу:

Сказала тетя:

— Фи, футбол!

Сказала мама:

—Фу, футбол!

Сестра сказала:

—Ну, футбол!..

А я ответил:

— Во, футбол!

(Генрих Сапгир)

Добейтесь того, чтобы в ваших интонациях выражалось и презрение (фи), и негодование (фу), и сомнение (ну), и одобрение (во). Точно определите, какие действия героев стихотворения сопровождаются тем или иным чувством. Говоря о выражении чувства, надо не рассматривать чувство в отрыве от действия, а помнить, что, говоря о чувстве, мы говорим о действии, говоря о действии, говорим о чувстве. Чувство и действие взаимопроникновенны и составляют единый процесс поступка человека.

Упражнение 73

«Болельщик»

Вы «болеете» за свою футбольную команду, живо реаги­руете на все, что происходит на поле, страстно желаете по­беды своей команде. Но матч пока проходит неинтересно, вяло, ни одного гола не забито. Подходит к концу первый тайм:

Тайм кончается. И что же?

Ну, на что это похоже?!

Даже гола не забили?!

Игроков как подменили!

(с интонацией горечи и недоуме­ния)

А! Досада—не везет!

Мяч в ворота не идет!

(с интонацией досады)

А! Что ждать напрасно гола?!

Нет красивого футбола.

(с интонацией разочарования)

Э! Кому ты мяч послал?!

Столько вел и потерял!

(с насмешкой)

Мяч у нас! Удар!

А! Гол!! Начинается футбол.

(с интонацией неожиданной ра­дости)

Нут-ка, братцы, так держать!

Гол за голом забивать.

Оживилася игра...

(с радостной надеждой))

А!! Второй влетел! Ура!!!

Ну и ну! Вот это класс!

Нет, недаром любим вас!

(с интонацией торжества

Гонг. Надежда не пропала.

Веселей на сердце стало.

Во втором покажут братцы,

Что такое — ленинградцы!

(с интонацией счастливой гордо­сти)

Действуя, добивайтесь интонационного разнообразия. Добившись, прислушайтесь к звучанию. Когда будете пони­мать и чувствовать мелодику той или иной интонации, вла­деть ею, тогда в моменты творчества интонация сама родится интуитивно. Интуиция откликается только на то, что натренировано. Если голос, речь, тело будут натренированы у актера, они непременно откликнутся на внутреннюю жизнь «человека-роли».

Старайтесь точно видеть, что делается на поле и жить «в шкуре» болельщика, ярко выражая свое отношение к картинам внутреннего, видения. Не забывайте о том, что те­ло должно быть включено в активность действия, «пропита­но» видениями. Только при этом условии голос способен бу­дет выразить внутреннюю жизнь. По-разному зазвучат междометия.

Упражнение 74

«Кончил дело — гуляй смело»

В этом упражнении попытайтесь оправдать и интонаци­онно выразить пять способов мелодического звучания удар­ной гласной в русской речи. Напоминаем о том, что при вы­делении ударного слога в слове тон голоса может звучать ровно, постепенно повышаться к концу слога, понижаться; сначала повышаться, а потом понижаться и, наоборот, сна­чала понижаться, затем повышаться. Для того чтобы легче ощутить это движение голоса в звучании одного лишь сло­га, мы заменим слово «мама» одним слогом — «ма». Этим междометием (условным, сокращенным.названием, часто употребляемым нами) будем обращаться к маме с прось­бой отпустить погулять.

Фантазируйте, чем занимаетесь, почему мама упорно стоит на своем и не пускает вас гулять. Чтобы оправдать различное интонационное звучание фраз, продумайте, каки­ми глаголами будете действовать, пытаясь добиться своей цели: уйти к товарищам на улицу. Допустим, используете такие глаголы: прошу, напоминаю, упрекаю, умоляю, про­веряю, поражаясь, окончательное ли решение матери — не пустить на улицу:

— Ма, охота погулять. (Тон голоса — ровный. Это про­стое обращение с просьбой отпустить погулять.)

— Сядь!

— Ма, меня друзья ведь ждут! (Напоминаете маме с интонацией легкого удивления, при котором тон голоса слегка повышается к концу слога.)

— Не уйдут.

— Ма, зачем так говоришь? (Упрекаете ее, опуская тон голоса.)

 

— Помолчишь?!

— Ма, ну я прошу — пусти! (Умоляете, «канючите», «прогибая» голос в гласной а, сначала поднимая, затем опу­ская тон).

— Не канючь и не грусти.

— Ма, как камень, ты тверда?! (Пораженный, проверяе­те, окончательное ли это решение мамы. В интонации Наи­высшая степень удивления — голос опускается и тут же поднимается в слоге «ма».)

— Да.

Кончишь дело — гуляй смело.

Делайте упражнение в движении. Пустите в действие ру­ки и тело. Пусть в диалоге участвуют не только слово, но и весь телесный аппарат. Допустим: потянулись, чтобы рас­править уставшее тело, и обращаетесь с просьбой отпустить. На приказ «сядь» реагирует тело — невольно от удивления поднимаются плечи и руки. Сопровождаете это движение словами: «Ма, меня друзья ведь ждут!» На ответ матери: «Не уйдут» — плечи и руки от недоумения (никотда такого не было) пошли вниз со словами упрека: «Ма, зачем так го­воришь?!» И так далее.

Приучайтесь «...одновременно наблюдать за разными об­ластями своего существа. Такая работа тоже весьма полез­на для артиста, так как она упражняет и вырабатывает очень важное в процессе творчества многоплоскостное вни­мание, которое тоже следует доводить до подсознательной работы, до механической приученности», 69 — учит К. С. Ста­ниславский.

Приучайтесь «одновременно наблюдать за разными об­ласти внимания, их возможно совмещать, работая над ис­правлением недостатков. Округлость рук, вывернутые ноги, положение «тело на колок», свобода мышц, шеи, рук — за всем этим возможно и нужно следить в моменты работы над голосом и речью. Ведь телесная свобода несет свободу фонационным путям. Телесный и голосовой аппараты вопло­щения взаимосвязаны и тренируются одновременно. Пере­нося внимание сначала на положение тела, потом на голос, речь, контролируйте затем то и другое вместе, и опять раз­дельно, и снова вместе.

Большое место занимает в развитии свободы звучания раздел работы «Речь в движении».

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Почему полезны упражнения, построенные на приеме междо­метий?

2. Что вы знаете о приеме «лая» в постановке голоса? Каким обра­зом следует пользоваться этим приемом?

3. Что делается со звуком при усилении громкости и чего следует добиваться в упражнениях?

4. Какие упражнения этого раздела особенно.закрепляют мышечное чувство формирования звука мягкой атакой?

5. Расскажите о способах мелодического выделения ударного слога в слове, В каких упражнениях воспитывается голосовая гибкость?

Речь в движении

Надо так развить свое тело и дви­жения и все то, что дает возможность выявлять переживания артиста, чтобы инстинктивно, быстро, ярко воплощалась эмоция. Первое условие для этого — не должно быть непроизвольного напряже­ния ни в теле, ни в голосе...

К. С. Станиславский

Задачи тренинга речи в движении многообразны70. Глав­ное же — добиться свободного звучания голоса при любых физических действиях, когда есть мышечное напряжение ор­ганизма и неудобное для звучания положение тела. Для это­го надо: 1) научиться останавливать иррадиацию (распро­странение) мускульного напряжения на голосоречевой аппа­рат, владеть изолированным сокращением мускулатуры; 2) научиться переключать жизненное (физиологическое) дыхание в фонационное — речевое, чтобы они не конфликто­вали, уживались, то есть чтобы не было кислородного голо­дания организма (одышка) в процессе большой речевой и физической нагрузки.

Вот ряд упражнений на одновременную тренировку зву­чания и движения.

Упражнение 75

«Хватай мяч»

Сядьте на стул, свободно откинувшись на его спинку. Вообразите, что отдыхаете в шезлонге на берегу реки. Греет солнце. Невдалеке ребята играют в волейбол. У всех отлич­ное настроение. Всем весело. И вдруг

 

Ай! Ай-ай-ай-ай-ай!

Мяч скачет прямо в речку!

Держи его! Хватай!

Как только «увидели» эту картину, естественно (вместе с первым восклицанием «Ай!») отрываетесь от спинки сту­ла, вскакиваете, бежите на помощь, «хватаете мяч». Звук рождается свободно. Дыхание? Оно берется само автома­тически.

Сделайте еще раз упражнение и проследите за процес­сом дыхания. Убедитесь в том, что все делается непроиз­вольно. О дыхании, оказывается, и думать некогда. Чтобы удобнее было проследить за чистотой звука, рассчитайте движения и распределите текст таким образом:

— Ай! (тело слегка вздрогнуло — увидели «мяч»).

— Ай-ай-ай-ай-ай! (оторвались от спинки стула).

— Мяч скачет прямо в речку! (вскочили со стула).

— Держи его! (бежите).

— Хватай! (нагибаетесь в броске за «мячом»). Сначала делайте упражнение неторопливо — добейтесь

синхронизации движения и речи. Затем убыстряйте темп. Следите за тем, чтобы звук «не убегал» в высокие тона — в визг. Держитесь «центра» голоса, особенно в слове «хва­тай».

Выполняя те же методические советы, проделайте еще одно упражнение.

Упражнение 76

«Дождик»

Идете по улице и вдруг... пошел дождь. Скорее укрыться от него!

 

— Эй, дождик озорной,

Ты гонишься за мной?

А я скорей в кусты!

Но здесь уже и ты...

А я к забору — прыг!

Но ты и тут настиг...

А я домой, за дверь,

Достань меня теперь!

(А. Шибаев)

Упражнение 77

«Скакалка»

 

Легко прыгаете со скакалкой и говорите

 

Со скакйлкой я скачу,

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно моглб бы,

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

Й не чувствую одышки,

Голос звучен, Льётся ровно,

И не прыгаю я словно.

Раз-два! Раз-два! Раз-два!..

Раз!..

Можно прыгать

целый чйс!..

Прыгайте на одной или двух ногах, делая согласованные движения руками: крутите воображаемую скакалку. Произ­носите стихи, скандируя их, то есть по слогам, четко выде­ляя ударный (выделенный черточкой). Добейтесь синхрон­ности прыжков, движения рук и речи. Прыжок совпадает с произнесением ударных слогов в словах. В этом тексте 48 ударных слогов, значит, 48 прыжков. Не задерживайте дыхание во время прыжков! «Подлаивайте» ударные слоги, чтобы они легко, вместе с прыжками отскакивали вверх — в резонаторы! Гордитесь своей ловкостью!

Затем берите другой текст, произносите его уже не скан­дируя, прыгая со скакалкой настоящей, а не воображаемой. Меняйте темп прыжков и речи.

Заканчивая прыжки, скажите себе: «Кончу прыгать — сяду я. Речь легко звучит моя». И тут же проверьте свободу звучания в чтении каких-либо стихов, прозы или в диалоге.

Добейтесь свободы звучания голоса при неудобном по­ложении шеи (запрокинутой голове) в следующем упраж­нении:

Упражнение 78

«Яблочко»

 

Ах, яблочко румяное,

Тебя сейчас достану я,

Висишь вот только высоко —

Сорвать тебя не так легко.

Раз!

Не допрыгнул...

Два!

Опять!..

Нет, должен я тебя сорвать!

Три!

Есть!

Ага, в руке моей!..

Попробуем...

Тьфу!

Нет кислей!

Выполняя физические действия (разглядывая яблоко, прыгая за ним, надкусывая яблоко, отшвыривая его рукой или пинком ноги), сохраняйте свободу звука. Свобода мышц фонационных путей остается и при запрокинутой назад го­лове (разглядываете), и при прыжках (со словами: «раз, два, три»), и при резком движении рукой или ногой, которые отбрасывают кислое яблоко. Движения все — естественные, с напряжением лишь тех мышц, которые участвуют в том или ином физическом акте, при свободе остальных мышц организма.

Упражнение 79

«Земляника»

 

Эй, присядь скорей,

взгляни-ка!

Что за прелесть — земляника!

Ах, какая красота!

И вот эта!

И вот та!

Эта, правда, белобока —

Пусть немножко подрастет...

Налилась вот эта соком —

К нам в лукошко попадет.

Стой!

А здесь-то,

посмотри-ка:

Все — одна одной под стать!

Что за прелесть земляника —

Даже жалко обрывать!

 

Разговаривайте, присев на корточки, двигаясь при «сбо­ре ягод». Хотя голова опущена, но зритель все должен слы­шать. Не забывайте об этом! Направляйте слова подруге, которая далеко от вас. Для чего зовете подругу? Чтобы об­радовать ее неожиданной и удивительно приятной находкой! Фантазируйте!

Упражнение 80

«В огороде»

 

Ах, какие огурцы!

Право слово — молодцы,

Душистые, зеленые!

Ей-ей! Не зря хваленые!

Какой же мне сорвать и съесть?

Вот этот? Тот? Вот этот! Есть!

 

В этом упражнении задача та же, что и в предыдущем. Находясь в неудобном для диафрагмы положении, доби­ваться благозвучия речи.

Упражнение 81

«Иголка»

Сидите, шьете.

 

Ой, иголка вдруг упала!

Как теперь ее найдешь?

Стой!

Куда же ты пропала?

От меня ведь не уйдешь!

Здесь, наверно?

Нет, не видно!

Под столом ты?

Нет.

Обидно!

Верно, спряталась

в паркет?

И в паркете

тоже нет.

Да, как видно, мало толку —

Не найти

мою иголку!..

Цель упражнения ясна: выполняя физическое действие (ищете иглу), следите за свободой звучания.

Наклонили голову. Нагибайтесь все ниже, ниже. Присе­даете. Поворачиваетесь к зрителю спиной… Но зритель дол­жен слышать вас при любом положении. Если звук «летит», значит, сохранена свобода фонационных путей, есть «опора» звука.

Как оправдать активное звучание речи? Допустим, то­ропитесь на вечер, пришиваете последнюю пуговицу к ново­му платью и вдруг — роняете иголку! Другой иголки нет. Необходимо найти ее, иначе — беда! Активное звучание речи — результат активной реакции организма на случив­шийся факт, активной оценки его.

Упражнение 82

«Волейбол»

Вдвоем играете в волейбол. Сопровождаете игру сле­дующим диалогом:

 

Первый. Раз — сильнее нет подач!

Второй. Два — отбил удачно мяч!

Первый. Три — уж этот не возьмешь!

Второй. Взят — меня не проведешь!

Первый. Ну-ка, мяч такой отбей!

Второй. На, держи! Мой посильней!

Первый. Молодец — играешь ловко!

Второй. Хоп! Во всем нужна сноровка!

Первый. Режу! («мяч» ударяется в сетку).

Вот ведь неудача:

В сетке мяч!

Твоя подача (бросает «мяч» под сетку).

Игру в том же порядке слов начинает теперь второй (ме­няются текстами).

В тексте подчеркнуты слова, произнесение которых сов­падает с ударом по «мячу». Слово летит вверх за «мячом» (не по тону, а по направленности звуковой волны в резона­тор).

Не отрывайте от ударного слова всю строку! За ударным словом «летит» и вся строчка. Играя, следите друг за дру-ром, за направлением движения «мяча». Держите темп иг­ры: один темп, когда идет подача (перелет мяча через все поле), иной темп, когда один «режет», а другой берет или блокирует «мяч». Добейтесь синхронности движения и. ре­чи. Дыхание ритмично, звук летит, движения свободные, речь звучит как отличная сценическая скороговорка.

Упражнение 83

«Вальс»

Повальсируйте, одновременно говоря такой текст:

 

Раз-два-три! Раз-два-три!

Снова заданье:

В медленном вальсе кружиться легко

И, сохраняя свободу звучанья,

Надо пытаться дышать глубоко.

Как непрерывны и плавны движенья,

Так же и речь мелодично звучит.

С музыкой слиться — одно наслажденье:

В ритме живешь ты,

и чувство не спит.
Знаю одно: если вылилось чувство

В голосе сильном и гибком моем,
Значит, владею дыханьем искусно,
Значит, могу быть уверена в нем.
Вальс увлекает, и чувства прекрасны,
Радость кружит все быстрей и быстрей...

Вихрем несет...

И становится ясно:

Голос, дыханье во власти моей!..

Кончился вальс.

Как дыханье?

Ритмично.

Значит, справляюсь с заданьем отлично.

Включайте в упражнение музыку. Вначале можно гово­рить стихи скандируя, чтобы ощутить их ритм. Затем гово­рите естественно, слитно, в ритме, не забывая сохранять ло­гику мысли, голосовую подвижность... Убыстряя темп дви­жения, убыстряйте и темп речи. Нет одышки? Значит, до­бились «мирного сосуществования» физиологического и ре­чевого дыхания.

Приведенный текст, который специально предназначен для фиксации внимания на технической цели упражнения, затем можно заменить другим, написанным дактилем (трех­сложной стопой с ударением на первом слоге).

Упражнение 84

«Кто сильнее»

Сядьте вдвоем за стол друг против друга. Облокотитесь правой рукой на стол и соедините руки. Проверьте, удобно ли держите за ладонь руку «противника», свободно ли сиди­те? Сейчас начнете соревноваться в силе: кто кого «уложит», чья рука коснется стола тыльной стороной ладони.

Но цель упражнения в том, чтобы сохранить свободное звучание голоса при сильном мускульном напряжении руки. Мышечный контролер должен не дремать: борясь с «про­тивником», надо не зажать голосовой аппарат. Следова­тельно, во время борьбы разговаривайте. О чем? Сорев­нуйтесь, например, в произнесении чистоговорок, пословиц, поговорок, следя за тем, чтобы голос мог свободно «рисо­вать» мысль.

Зная, что существует глубокая внутренняя связь слова и действия, которая проявляется в способности человека подчинять свое поведение речевым инструкциям, начните упражнение со словесного приказа, помогающего сохранять свободу голосового аппарата в моменты мускульного на­пряжения организма. Помните об установке? Ведите диалог.

Один говорит:

 

Напряжен — борюсь с тобой, Но свободен голос мой.

Другой продолжает:

 

Говоришь свободно?

Что же.

Я умею делать то же:

«Аппарат» раскрепостить

И свободно говорить.

 

Один говорит чистоговорку, выделяя в ней одно ударное слово, другой повторяет ее, перенеся логический центр на другое слов'о.

Первый: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала

нерасчувствовавшегося Вавилу.

Второй: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала

нерасчувствовавшегося Вавилу.

Первый: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала

нерасчувствовавшегося Вавилу.

Второй: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала

нерасчувствовавшегося Вавилу.

Круг подобных упражнений многообразен. Упражняйтесь в «Боксе» (бейте в воображаемую грушу, сопровождая дви­жения определенным текстом), «фехтовании»; «тяните ка­нат», поднимайте «тяжесть», стойте вниз головой на руках, прыгайте со скакалкой и тому подобное, ведя диалог вовре­мя всех этих физических движений.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

  1. Какие навыки звучания воспитываются при тренировке речи в дви­жении?
  2. Почему в упражнении «Скакалка» вначале предлагается сканди­ровать слова?
  3. Какое главное условие позволяет избегать одышки во время речи при физических действиях?
  4. Найдите в драматургических произведениях диалоги, которые со­провождаются сложными физическими действиями. Какими упражнения­ми можно технически себя подготовить к словесному действию в этих диалогах?

 

Во всех упражнениях с движениями, как и в упражне­ниях с междометиями, голос должен уже обладать опреде­ленной подвижностью, гибкостью, точно выражать волевые импульсы и малейшие изгибы чувства. Поэтому параллель­но идет работа над развитием диапазона голоса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: