Развитие диапазона голоса




Широкая голосовая гамма. Если б только вы знали, до какой степени она важна в сценической речи! Чем шире диа­пазон, тем больше им можно выразить.

К. С. Станиславский

Известно, что понятие «диапазон» включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. Значит, надо добиваться того, чтобы диапазон расширился. Но при этом необходимо со­хранять качество голоса в каждом из участков звукового диапазона, то есть во всех регистрах — среднем, грудном, головном. Регистр — это часть звукоряда, ряд соседних зву­ков, объединенных прежде всего тембровым единством.

Чтобы сохранить устойчивость, качество голоса во всех трех регистрах (естественное, свободное звучание голоса на всем диапазоне, доступном данному человеку), надо «срав­нять» регистры, заставить их работать совокупно. Это зна­чит, что при звучании голоса в грудном регистре работает верхний резонатор, а при звучании в головном — нижний.

Высокие и низкие тона голоса нужны прежде всего для ясного несения мысли. Ведь знаки препинания, которые по­могают точно передавать, «рисовать» мысли, имеют каждый свое интонационное выражение. Зритель должен слышать в голосе артиста вопрос, восклицание, многоточие, запятые, которые не обрывают, а развивают мысль, заставляют ждать конца ее; ясные, определенные точки, завершающие мысль.

Только при этом условии речь становится понятной и воз­действует на зрителя. Вот почему с первых же дней занятий над голосом надо развивать его диапазон.

Упражнение 85

«Сплетник»

Используйте междометия: «но, ну, ни».

Товарищ хочет открыть ваш секрет другому.

«Но-но-но-но-но!» — говорите вы («не смей этого де­лать— предупреждаю»). Голос звучит спокойно в среднем регистре.

Товарищ, однако, уже нагибается к уху соседа...

«Ну-ну-ну-ну!» — останавливаете вы его («приказы­ваю — прекрати!»). Фраза звучит несколько выше. Не бой­тесь этого естественного повышения. Только сохраняйте сво­боду фонационных путей. Проверьте свободу звучания голо­са в головном регистре.

Товарищ послушался — остановился.

«Ни-ни-ни-ни-ни! — сказали вы ему (строгое предупреж­дение — «не делай таких вещей никогда»).Тон голоса по­низился. Голос звучит в грудном регистре.

Интервалы повышения и понижения голоса увеличивайте постепенно. Не торопитесь!

Упражнение 86

«Чудо-лесенка»

Чтобы не забыть об «опоре» при работе над диапазоном голоса, полезно, повышая строку стихотворения, говорить текст четко по слогам, подбрасывая их вверх — в головной резонатор, как бы слегка «подлаивая». Так можно ощущать опору звука на каждом произносимом слоге:

 

(низкий тон) — Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,

(выше) — вы-со-ту-я-на-бй-ра-ю:

(выше) — шаг-на-го-ры,

(еще выше) — шаг-на-ту-чи...

(еще) — А-подъ-ём-всё-вы-ше-кру-че...
(еще) — Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,

(самый высокий тон голоса) — пря-мо-к-солн-цу-я-ле-чу!

Рассчитайте свой диапазон. Интервалы очень маленькие. Едва уловимые человеческим слухом! Хватило голоса? Нет?! Еще раз попробуйте. Еще больше сдерживайте голос в его стремлении вверх!

Постепенность повышения, понижения голоса — важная краска в арсенале выразительных средств речи. Она гово­рит о выдержке, владении собой, своими чувствами, голосом. Это достигается большим трудом. Поэтому следует уделять максимум внимания подобным упражнениям.

Упражнение 87

«М а л я р»

«Красьте» забор. Движения руки сопровождайте сло­вами:

— И вверх, и вниз, и вверх, и вниз...

Сначала маленькие мазки.(надо приноровиться) только кистью руки. За кистью руки — так же коротко звучат слова:

 

Движения становятся увереннее, шире (от локтя), и сло­ва крупнее, а голосподнимается все выше вместе с движением руки (уже от плеча) и опускается ниже.

 


Упрежнение 88

«Авиамодель»

 

Кисть руки — это сконструированная вами «авиамо­дель». Вы искусно управляете ею: «Модель» набирает высо­ту, опускается, снова взмывает в поднебесье, делает «мерт­вую петлю», мягко опускается на землю...,

Сопровождайте движение руки («модели») тянущимся звуком ааааа... Голосом «рисуйте» путь следования «моде­ли», которая легко маневрирует в воздухе. Действуйте, на­правляя все внимание на движение руки.

«Модель» вырисовывает в воздухе всевозможные фигу­ры, а голос ваш повторяет их рисунок.

Упражнение 89

«Этажи»

 

Шагайте (мысленно) по этажам, отсчитывая пройден­ные:

 

 

 

Звук при этом направляйте не вперед, а вверх — в голо­ву. Слова «кладутся» все выше и выше на следующие этажи: голос повышается от грудного в средний, затем в головной регистр.

Затем спускайтесь вниз:

 

 

Дойдя до «первого этажа», не «сажайте голос на горло», а обязательно держите его в высокой позиции — на «опоре» (и на грудных тонах посылая звук в головной резонатор).

Тем, кто излишне завышает голос, не умея снизить его, полезны упражнения на постепенное, расчетливое пониже­ние голоса.

Еще органичнее повышается голос, если в работу вклю­чается все тело, когда начинается физическое действие. Ка­ким образом?

Стройте «из кубиков» дом. Присядьте вдвоем на корточ­ки. Первый из вас кладет «кубик» на пол и говорит — под­вал; второй кладет свой «кубик» и говорит — первый этаж; первый поднимает и укладывает еще «кубик», произнося — и второй этаж; второй, поднимаясь с корточек и кладя свой «кубик», говорит — и третий этаж... И т. д.

Хорошо слушайте друг друга и непременно повышайте в сравнении с товарищем тон своего голоса. Движение тела, которое выпрямляется, и рук, которые поднимаются с каж­дым словом все выше и выше, естественно вызывают и по­степенное повышение голоса. Построив «дом», разрушьте его, сбрысывая «кубики» один за другим и опуская голос рслед за движением рук, которые идут вниз с каждым сбро­шенным «кубиком». Счет идет теперь в обратном порядке:

 

 

После того как выдержка и постепенность в повышении голоса стали доступны, можно упражняться в повышении, и понижении голоса большими интервалами.

«Чтоб увеличить интервал, смелее — вверх и вниз — в подвал», — приказывайте себе и действуйте.

 

 

Помогайте рукой. Смелее подъем — шире движение руки, Трудно сразу опустить голос в «подвал»? Вновь помо- гите рукой. Опуская руку, расслабьте область глотки. Повы­шая голос, ничего не меняйте в речевом аппарате. Та же свобода, никаких излишних стараний. Голос поднимает и «кладет» выше, на следующий «этаж» — воздушный столб.

Упражнение

Трап»

 

Диапазон свой разовью

В прыжках на трап и на траву.

Три разных трапа предо мной.

Я звуку помогу рукой,

«Подлаивать» не забывать,

И все три трапа можно «взять».

Вот п е р в ы й трап. Он не высок.

Все тело делает прыжок:

 

 

 

В т о р о й трап выше? Ничего

Сечас возмем мы и его:

 

 

 

Ого! А т р е т и й как высок!

Ну что ж! Проверим «потолок»

Посмотрим, крепки ли «верха»?

Иль голос пустит «петуха»?

Нет, голос мой не подведет.

От «петуха» нас «лай» спасет:

 

 

 

Теперь уже без лишних слов

Подряд три трапа «взять» готов:

 

Стихотворные строки, которые предшествуют «прыжкам», играют роль «установки», то есть как бы мобилизуют весь организм и голосовой аппарат к «взятию» определенной вы­соты. В дальнейшем можно делать упражнение, не прибегая к тексту мнемонических стихов, данных специально для запо­минания цели упражнения и советов: каким образом следует выполнять упражнение. Прибегайте к помощи руки, которая активно «прыгает» на воображаемый перед вами стоящий трап. За рукою, которая легко «вспрыгивает» на видимую внутренним взором высоту, свободно повышается и тон го­лоса. Ощущение толчка и приземления на трапе и на земле способствует аналогичному характеру звучания: «опёрто-сти» звука, «подлаиванию», что уберегает голос от срыва на верхних тонах звучания, позволяет тренировать активно звучащие верхние ноты — развивать свой «потолок».

Упражнение 91

«Прыгун»

Вообразите, что просматриваете киноленту, которая за­фиксировала (замедленные кадры) ваш прыжок в высоту через планку. Видя (на своем «внутреннем» экране — в во­ображении) «линию прыжка», рисуйте его голосом.

Вот примерное графическое изображение линии звуча­ния такого текста:

 

 

На слове «загиб» загните голос кверху. Затем спокойно опустите его вниз и положите на «дно».

Сопровождайте слова движением руки, рисующей пры­жок. Рука свободная, движется плавно, мягко, как в со­стоянии невесомости. Так же свободно, легко поднимаясь и опускаясь, звучит голос. Мысленно проделывайте движения прыжка.

Упражнение 92

«Прыжок в воду»

 

В воображении (мысленно) проделайте движения пры­гуна в воду. «Видя» эти движения, сопровождайте их тек­стом:

 

 

 

Не забывайте «лай». «Подлаивайте» каждое слово, когда идете на повышение и понижение. «Лак» сохранит опору звука, свободу фонационных путей, качество звучания при переходах из регистра в регистр.

Упражнение 93

«Колокола»

 

Для того чтобы звук был качественно однородным во всех регистрах, нужно уметь сделать незаметными переходы из регистра в регистр. Это достигается слаженной работой всех резонаторов.

Для сглаживания переходов из регистра в регистр про­делайте такое упражнение:

 

В грудном регистре

Что за гром?

Бум! Бом!

Бум! Бом!

А в среднем гул

На целый дом:

Бим-бом! Бим-бом!

Вот в головном

Чистейший звон:

 

Динь-дон! Динь-дон!

И все звенит,

Гудит им в тон:

(Быстрое переключение с грудного в головной регистр.)

 

Все шутливо, весело. Послушайте себя, что делается в вашем «доме» (в резонаторах). Действительно, во всех ре­гистрах голос звучит легко, собранно, звучно! Значит, резо­наторы работают совокупно.

Еще одно упражнение на сравнивание регистров.

Упражнение 94

«Регистры»

 

Идите голосом за текстом, помогая звучанию рукой.

Головной регистр (голос звучит высоко).
И средний регистр (голос звучит на «центре»).
И грудной регистр я стремлюсь развить (звучит ни­же «центра»),
(грудной регистр) Чтоб здесь говорить (показываете рукой на Диаф­рагму),
(средний) И тут говорить (показываете на грудь),

(верхний) И там говорить (рука выше головы),

(грудной) И здесь говорить! (на диафрагме).

 

Забавно? Наивно? Хорошо. Верьте в результат таких упражнений. Они придают свободу, непринужденность, а это одно из главных условий верного звучания. В этом упраж­нении идет сглаживание регистров, совместная работа резо­наторов на всем диапазоне. Не пугайтесь верхнего регист­ра — слова «там». Легко «бросайте» его вверх, помня о «лае», о том, что не сжимать, а, наоборот, раздвигать нужно в стороны «мехи» (ребра). Если «зажались», помогайте ру­ками. При слове «там» пусть руки отойдут в стороны.

Упражнение 95

«Аквалангист»

 

 

Экономно пользуйтесь диапазоном. «Погружайтесь» по небольшим интервалам. Понижение контролируйте рукой. На низких тонах не снимайте голос с «опоры». Сохраняйте высокую позицию звука, не «сажайте» его на горло. Опять на помощь — руки! Свободные, они медленно, легко (под во­дой) плавают, не задевая за «дно». Так же звучит голос, не задевая за связки, не застревая в напряженных мышцах глотки.

Упражнение 96

«Самолет»

 

А сейчас еще раз «полетим голосом» вверх — вместе с самолетом будем набирать высоту:

 

(центр) Белокрылый мощный «Ту»

Набирает высоту,
(выше) Он летит все выше, выше...

(выше) Превратились в точки крыши...

(еще выше) Вот уже он выше туч...

(еще) А теперь — меж облаками...

(еще) Вдруг ударил солнца луч!

Голубой простор над нами,
(еще и еще выше) Выше, выше мчится «Ту»,
(выше) Покоряя высоту...

Повышая каждую строчку и даже слова «выше», доходи­те до своего «потолка».

Еще одно упражнение на постепенное, расчетливое по­нижение голоса:

Упражнение 97

«Парашютист»

Представьте мысленно, что вы летите высоко в самолете и готовитесь совершить парашютный прыжок. Начинайте говорить в верхнем регистре вашего диапазона, постепенно понижая голос, помня, что

 

Когда начну я опускаться,

Мой голос должен отражаться:

И в резонаторе грудном,

И непременно в головном.

Высоко, высоко над землею лечу.

Совершить с парашютом прыжок я хочу.

Вот шагнул — и...

стремительно

падаю

вниз...

Ветер бьет мне в лицо.

Я рванул за кольцо!..

 

Надо мною спасительный купол навис.

Опускаюсь я медленно ниже

и ниже...

А земля подо мною все ближе

и ближе...

Продолжаю снижаться...

Совсем уже низко...

Опустился еще...

Как земля моя близко!

С голубыми озерами,

ширью полей...

Рядом...

Вот она!

Крепко стою я на ней.

Проверьте, на «опоре» ли говорите последнюю фразу, полетит ли она в зал? Запомните: чем ниже звучит голос, тем выше (в головной резонатор) надо посылать звук, что­бы работать на смешанном регистре.

Упражнение 98

«Спор»

Тренируйте постепенность повышения и понижения голо­са, зная свою как самую высокую «рабочую» ноту («пото­лок»), так и самую низкую («дно»).

 

Первый: Чем шире наш диапазон,

Тем больше выразит нам он.

Второй: Давай поспорим.

Заодно

Проверим «потолок» и «дно».
Первый: Широк ли твой диапазон?
Второй: Широк ли? В две октавы он!
Первый: Мой шире!
Второй: Мой!

Первый: Мой шире!
Второй: Мой!.. — И так далее.

 

Начинайте спор спокойно, без раздражения. Каждый уверен в превосходстве своего голоса. Поэтому спорите, про­износя слова монотонно, упрямо, без эмоций (на «стоне»). Второй ни в чем не уступает первому («Повышаешь голос, а я выше! Ты еще повысил. И я не уступлю!»).

 

 

 

Наконец, один из вас, почувствовав, что выше идти не может, в речевой — утвердительной интонации (переходит от «стона» на «лай») говорит:

 

Мой шире! Вот твой «потолок» (головной регистр).

Пойдем-ка вниз с тобой, дружок.

 

 

 

Тот, кто ощутил предел голоса в грудном регистре, гово­рит:

 

Первый: Твой шире! Вот мое и «дно».

Второй: И я закончу заодно (грудной регистр).

 

Не забывайте о сонорном согласном м в слове «мой». Помните о «стоне». Произносите слова «мой шире», как од­но слово: слитно, немного напевно. Вы уверены, — поэтому интонация почти одна и та же: спокойная, монотонная. Только голос идет вверх по диапазону. В утвердительно-ре­чевой интонации перед «потолком» и «дном» не забывайте о «лае». Он позволяет проверить «рабочие» высокие и низ­кие тона голоса.

Соревнуясь, уступайте друг другу: если видите, что то­варищ не может идти выше, идите с ним вниз.

Речь не должна топтаться на месте. Она движется, раз­вивается, стремится к главному. Однако следует пользовать­ся с расчетом диапазоном голоса. Как нельзя сразу отдавать «всего, что есть внутри», так точно нельзя сразу взбираться на самые высокие тона голоса. Поэтому — постепенность, скупость, расчет! На примере монолога Яго К. С. Стани­славский показывает, как экономно пользоваться голосом, паузами, темпо-ритмом речи, силой голоса, делится приемом голосовой «оттяжки». Суть приема состоит в следующем. Нужно добиться того, чтобы каждый последующий такт был сильнее предыдущего.

«Однако если каждый такт, — говорит Станиславский,— поднимать на терцию, то для сорока слов фразы потребует­ся диапазон в три октавы! Его нет!» Чтобы достигнуть той же цели при обычном диапазоне голоса, Станиславский ре­комендует делать голосовую «оттяжку» вниз.

«Пять нот — вверх, две — оттяжка!

Итого: только терция!. А впечатление, как от квинты!

Потом опять четыре ноты вверх и две — оттяжка вниз!

Итого: только две ноты повышения. А впечатление — четырех!

 

И так все время.

При такой экономии диапазона хватит на все сорок слов!»71

 

Упражнение 99

«Девятый вал»

Вообразите волнующееся море. Рисуйте яркую картину несущихся на берег волн... И думайте о расчетливом исполь­зовании диапазона, о голосовых «оттяжках». Возможно это?

«Да... одной половиной своей души артист весь уходит в сверхзадачу, в сквозное действие, в подтекст, в видения, в линии элементов самочувствия, а другой — артист живет психотехникой...»72

Начинайте говорить в грудном регистре, но не очень «за­нижайте» голос, иначе (если его «посадите на горло») он не будет способен повышаться:

 

Чтоб зритель не видал предела

Диапазона, я умело

Прием «оттяжки» применю,

Когда по «лесенке» пойду;

И вымыслом воображенья

Я оправдаю повышенья.

Вообразите: море... шквал...

Как подступал девятый вал.

 

 

Идет волна, еще волна...

Вот третья им во след спешит,

За нею, силою полна, Волна четвертая бежит. Вот пятая о скалы бьет И отступает далеко... Стремителен шестой полет: Она, взмывая высоко, Разбилась в брызги!

И опять Пошла на берег наступать Волна седьмая!

Вслед — восьмая!

И я слегка звук опускаю,

Волною новою пленен.

Мне грозный рокот моря слышен.

 

 

(очень легкое повышение на слове «еще»)

(снова небольшое голосовое повы­шение)

(голос немного вниз, чтобы «под нять» слова следующей строки) (голос выше)

(голосовая оттяжка и опять вверх, к «шестой волне-») (держитесь того же тона)

(чтобы звук слегка понизился, взять разгон вверх, на каждом слове к «седьмой-» волне) (еще выше)

(голосовая оттяжка, надо подоб­раться к самой высокой и самой сильной ноте звучания)

 

 

Мой голос крепнет! Силы полн,

Звучит он выше, (началось повышение)

выше,

выше...
Встает огромною волной (легкое понижение перед броском

Девятый вал... (самая высокая тональность)

передо мной! (голос понизился, заканчивая

мысль) -

 

На протяжении всего стихотворения сохраняйте единую линию звучания. Подобно тому как на море движение волн непрерывно, так и в речи — непрерывная выразительная линия звучания. Восклицательные знаки, точки, паузы — ничто не останавливает действия. Дыхание берется естест­венно, легко, незаметно, не обрывая звучания (значит, «до­бор» частый).

Упражнение 100

«Утро»

Почувствуйте необходимость владения диапазоном го­лоса при передаче своеобразной картины наступающего ут­ра в стихотворении А. Прокофьева:

Грудной регистр …А ночь тянулась тусклая.

И, стряхивая злость,

Вода на море хрустнула,

И тотчас началось:

Постепенное повышение голоса Сердитою, оскаленной,

Сильней других одна,

Страх наводя окалиной,

Приподнялась волна,

Надвинулась, нахлынула,

Уже белым-бела,

Головной регистр Под небо шапку кинула

И новую взяла!

Самый высокий тон И снова в небо прянула,

Где, вскинув алый флаг,

Всходило солнце рдяное.

Средний регистр День начинался так...

 

Оправдывайте видениями необходимость повышения и понижения голоса. Не делайте это формально.

Умение пользоваться диапазоном голоса с расчетом (с постепенным, по небольшим интервалам, повышением или понижением тона голоса) должно быть подкреплено и умением владеть силовым диапазоном голоса. И тогда даже при небольшом голосе с помощью контраста р1апо и гойе (тихо и громко) в речи можно будет «удесятерять иллюзию силы своих природных данных» (К. С. Станиславский).

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Раскройте понятие «диапазон голоса». Каково его значение в сце­нической речи?

2. Что вы знаете о регистрах?

3. Какое главное условие необходимо соблюдать при развитии диа­пазона голоса?

4. Какие приемы тренинга помогают эффективнее развивать диапа­зон голоса?

5. Как проверить свой «потолок» и «дно»?

6. Что вы знаете о приеме «голосовых оттяжек»?

7. Что привносит в речь навык постепенного, расчетливого пониже­ния и повышения тона голоса?

8. Найдите примеры (стихотворения, монологи, диалоги, отрывки из прозы), особенно требующие владения диапазоном голоса.

Тренировка силы голоса

 

Я знаю... драматических артистов, с небольшими голосами и темпераментом, которые с помощью контраста рiапо и forte, речи умеют удесятерять иллю­зию силы своих природных данных.

К. С. Станиславский

 

Сила звука в речи артиста — это и сила убеждения, и си­ла чувств, и сила его желания достичь поставленной цели. При работе над развитием силы звука ставятся задачи: а) воспитать «мышечного контролера» — навык снятия мы­шечного напряжения с голосоречевого аппарата при эмоцио­нально-экспрессивной речи, б) научиться пользоваться си­лой звука как выразительным средством речи.73

Для снятия излишнего напряжения при сильно звуча­щей речи рекомендуется следующее упражнение:

Упражнение 101

«Сделаешь по-моему»

Подчините вашей воле человека, который совершает не­верный поступок: забирает не ему принадлежащую вещь.

 

Яблоко Алле. Сообщаете. Речь звучит свободно,

озвученное дыхание «само вытека­ет в природу».

Яблоко Алле. Предупреждаете с угрозой. Речь

звучит с силой, и воздух «выго«няется».

Алле яблоко! Приказываете. Воздух «выталки-

вается» в рывке.

 

Используйте другой текст. Например:

Ландыши Ларе. Напоминаете.

Ландыши Ларе. Предупреждаете.

Ларе ландыши! Приказываете.

 

Усиливая звучание голоса, следите за тем, чтобы не было перенапряжения в голосовом аппарате. «Мышечный контро­лер» пусть не дремлет. Характер речи отражается только на характере выдыхания, а в области глотки — никаких изме­нений! Растет активность действия (заставляете сделать то, что требуете) — растет и сила звука, а с ним и степень дав­ления воздушной струи. Это хорошо ощущается в области диафрагмы и межреберных мышц. При повторении упраж­нения фиксируйте внимание на действии «дыхательного пояска».

Если звук повышается при усилении громкости голоса — это естественно. Следите только за тем, чтобы не было слишком больших интервалов в повышении. Потому что слишком высокие и низкие звуки мало пригодны для усиле­ния. Выработайте в себе контролера, «знающего», какие то­ны вашего головного и грудного регистра способны к уси­лению. Рассчитывайте силовые возможности голоса. Осо­бенно остерегайтесь срывов на верхних тонах.

Надо уметь расчетливо и искусно пользоваться усилени­ем звука. Помните замечания К. С. Станиславского об отно­сительности таких понятий, как «громко» и «тихо».

«...Fогtе — понятие относительное. Допустим, что вы на­чали читать монолог очень тихо. Если б через строчку вы продолжали бы чтение несколько громче, это было бы уже не прежнее рiano... В этом постепенном превращении звука из рiano — рianissimo в forte — fortissimo заключается на­растание относительности громкости»74, — пишет К. С. Ста­ниславский.

Упражнение 102

«Народный шквал»

 

Почувствуйте необходимость владеть относительностью градаций силы звука в передаче такой картины:

Все ближе, все громче

рокочущий шум:

Трум-ту-ту-тум!

Трум-ту-ту-тум!

Сильней все

то тут

барабан бьет,

то там:

Трам-та-та-там1

Трам-та-та-там!

Трепещут враги;

задрожали враги.

Народ наступает.

Сдавайся!

Беги!

Народного гнева

бушующий шквал

Поднялся,

обрушился!

Враг злобный

пал.

Усиливая звук, постепенно повышайте его до самого высокого тона, способного звучать с силой на слове «поднял­ся». Следующее слово «обрушился» опустите вниз (голос по-прежнему звучит с силой).

Чтобы избежать напряжения речевого и голосового аппа­ратов, помните о «мышечном контролере», о свободных ру­ках, не прижатых к бокам, о диафрагме — подвижной, под­чиняющейся характеру звучания.

Для укрепления дыхания, голоса тренируйте громкое звучание, но непременно внутренне оправдывая необходи­мость говорить громко.

Упражнение 103

«Скоморох»

Представьте, что вы скоморохи, которые весело зазыва­ют народ послушать русские сказки, шутки-прибаутки:

 

По селам и по городу

Не переслушать говору:

Из любого города

Новостей три короба,

Да и по селам вести

Не держатся на месте.

Богат наш край побасками

Да сказками Славянскими,

Горами и долинами,

Старинными былинами,

Парнями в деле хваткими,

Затейными загадками,

Ягодкой морошкой,

Шуткой скоморошьей.

Велик у народа запас

Веселых словесных прикрас,—

В народе нашем густо

Ума и балагурства.

А известно, умный смех

Омолаживает всех!75

Добивайтесь ощущения того, что говорите дыханием. Дыхание частое: быстрые, легкие и незаметные «доборы» воздуха.

Упражнение 104

«Крики уличных торговцев»

Представьте, что вы герои из сборника народной поэзии негров Соединенных Штатов Америки, составленного поэ­том Ленгстоном Хьюзом, веселые и добрые уличные про­давцы. Действуйте!

ПРОДАВЕЦ ВАФЕЛЬ

Подходи, прохожий

С черной кожей!

Подходи, прохожий

С белой кожей!

Беден ли, богат ли,

Прав ли, не прав ли,

Подходи, прохожий,

Покупай вафли!

Сначала вафельщик седой

Мыл руки мылом и водой,

Потом испек он вафли

В большой сковороде.

Таких прекрасных вафель

Не купишь ты нигде —

Начинка в них что надо:

Крем из шоколада!

Прохожий, налетай,

Вафли покупай!

ПРОДАВЕЦ РЫБЫ

Предлагает старый Джо

Только то, что хорошо:

В июле — мерлана,

В июне — сазана,

В апреле — креветок

Для мужа и деток,

Восемь центов дюжина —

Хороши для ужина!

Открывайте окна — покупайте окуня!

Не шагайте мимо — продаю налима!

Только то, что хорошо,

Предлагает старый Джо!

ПРОДАВЕЦ АРБУЗОВ

Красные арбузы в зеленой кожуре

Выросли на солнце, созрели на жаре!

Продаю их бедным,

Продаю богатым,

Продаю их даже маленьким ребятам,

Предлагаю леди,

Стоящей во дворе,

Красные арбузы в зеленой кожуре!

Подходите, леди,

Покупайте, леди,

Угостите, леди, мужа и детей,

Пригласите, леди, вечером гостей!

Красные арбузы в зеленой кожуре, —

Кто еще не пробовал, налетай скорей!

Покупайте гладкие зеленые шары,

Красные и сладкие

До самой кожуры!

Упражнение тренирует целый ряд навыков сценической речи. Действие — зазвать покупателей, увлечь своим това­ром, продать товар — вовлекает в активную работу дыха­тельный, голосовой и речевой аппараты. Здесь вырабатыва­ются: единая выразительная линия заучания (перечисляется товар без пауз в речи, но с конкретностью видений и отно­шений), автоматизм входа (весь текст произносится как бы «одним дыханием»), ясность и четкость дикции (надо, чтобы названия предметов были понятны).

Не напрягайте голосовые связки, глотку! Следите за сво­бодой голосового аппарата. Голос громкий за счет верной работы дыхательного аппарата, который быстрыми «добора­ми» постоянно поддерживает необходимый запас возду-ха в легких.

Но артист часто пользуется сдержанной силой звука. По­этому полезно тренировать и навык тихого звучания голо­са, при котором надо следить за тем, чтобы не снимать с «опоры» (с дыхания) голос (что часто бывает). Слух дол­жен контролировать чистоту звучания голоса при тихом раз» говоре. Оправдывайте необходимость тихо говорить.

Не путайте тихое звучание с шепотом, когда очень слы­шен выдыхаемый воздух. Научитесь, тихо разговаривая, не выпускать ни капли неозвученного «дикого» воздуха (при­дыхательная атака).

Упражнение 105

«У микрофона»

Прибегните к такому приспособлению: вообразите перед микрофоном надо прочитать стихотворение. Говорить громко не следует, микрофон сам усилит звук. Ваш голос «долетит» до отдаленных уголков зала при тихом его звуча­нии. Прочтите, например, стихотворение С. Маршака «Впол­голоса».

 

Это тихий, тихий стих,

Тише всех стихов других.

Кто по городу ночному

Держит путь от дома к дому?

Верно, принц уснуть не может,

Шум листвы его тревожит?

Иль во тьме разносят феи

Всем билеты лотереи?

Или, может быть, не спит

Тот, чей зуб всю ночь болит?

Нет, шагает вперевалку

Старый сторож с толстой палкой.

Он один не спит в квартале,

Чтоб другие крепко спали.

Если вы действительно прислушиваетесь (а не просто слушаете), то пристальное внимание заставит вместе с вами «слушать» и ваше дыхание. Заметили, как крепок, напряжен «дыхательный поясок»? Звук идет чистый, без придыха­тельной атаки. Ни один «милиграмм» воздуха не расходу­ется впустую. Никакого шепота! Вполголоса!

Проверьте чистоту тихого звучания в таком тексте:

 

Лес заснул. И, как во сне,

Сосны стряхивают снег.

И доносится сквозь сон

Медных сосен медный звон.

В сизой дымке тишина

Четких звуков лишена.

Мир тишайший из тишин

От корней и до вершин...

Мир покоя без границ

В тихом цвиньканье синиц.

Породнить его спеши

С тихой музыкой души.

(М. Дудин)

Такие большие периоды тихого звучания позволяют удерживать звук «на опоре», лучше закреплять на слух одну силовую ступень звучности. Если в процессе тренинга удается добиться того, что самая интимная интонация услышана в самом отдаленном уголке зрительного зала, можно считать что голос и речь становятся сценическими. Поэтому в процессе работы над голосом

 

Надо навык закрепить:

Научиться по секрету —

По секрету — всему свету,

То есть залу говорить.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1 Почему надо воспитывать «мышечного контролера» в минуты высшего нервного и физического подъема?

2 Что вы знаете об относительности таких понятий, как piano и forte?

3 Какие условия обеспечивают качественное тихое звучание речи?

4 Придумывайте обстоятельства, рождающие тихое звучание речи. Создайте несколько упражнений для тренировки громкого и тихого зву­чания речи.

 

Одновременно с развитием таких свойств голоса, как тембр, диапазон, сила, идет работа и над четвертым свойст­вом голоса — скоростью.

Под скоростью подразумевается темп речи.

Темпо-ритм речи

Наша беда в том, что у многих ак­теров не выработаны очень важные эле­менты речи! С одной стороны, ее плав­ность, медленная, звучная слиянность, ас другой стороны — быстрота, легкое, четкое и чеканное произнесение слов.

К. С. Станиславский

Живая разговорная речь отличается бесконечным много­образием и сменой темпо-ритма. Это происходит потому, что «мы думаем, мечтаем, грустим про себя тоже в известном темпо-ритме, так как во все эти моменты проявляется наша жизнь. А там, где жизнь — там и действие, где д е й с т в и е — там и д в и ж е н и е, а там, где д в и ж е н и е — там и т е м п; а где темп — там и ритм»76.

Внутренниий ритм нашей жизни непременно проявляется в нашей речи, в ее темпо-ритме. Когда же актер говорит долго в одном ритме и никак не может «соскочить» с него, изменить (замедлить или ускорить темп произнесения слов), речь становится бесцветной, неживой и усыпляет или утом­ляет слушателя.

Работа над темпо-ритмом речи — это глубоко творческий процесс, который нельзя оторвать от работы над ролью или художественным литературным произведением. Однако, как уже говорилось, интуиция откликается лишь на то, что на­тренировано. Значит, для того чтобы уметь в речи ярко и точно выражать внутренний темпо-ритм жизни, уметь легко переходить из одного темпа речи в другой, надо хорошо' на­тренировать речевой аппарат (совместно с дыхательным и голосовым), овладеть плавным, крупным, «увесистым сло­вом» и быстрым, легким, чеканным произнесением слов.

«Когда слово содержательно и внутренне насыщенно, оно становится увесистым и произносится медленно, — пишет Станиславский, — Это происходит, в тех случаях, когда актер начинает дорожить текстом, чтобы пропускать через него наибольшее количество внутренних ощущений, чувств, мыс­лей, зрительных видений,— словом, весь созданный внутри подтекст.

Пустое слово сыплется, как горох из решета, — насыщен­ное слово поворачивается медленно, точно шар, наполнен­ный ртутью»77,

Упражнение 106

«Словарь»

Решили прочитать товарищам стихотворение С. Марша­ка «Словарь», с тем чтобы они задумались над глубиной мыслей и чувств, картин и действий, заложенных в словах, чтобы они полюбили слово, понимали его силу, бережно и любовно относились к нему.

 

На всех словах — события печать.

Они дались недаром человеку. Читаю: —

Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой...—

В словах звучат укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассьшанная повесть.

 

Как медленно побраниваются слова, какие они увесис­тые, крупные, наполненные вашими ощущениями, чувства­ми, видениями, мыслями, подтекстом! Если верно действуе­те (сами видите за каждым словом конкретное событие, картину жизни, понимаете, о чем говорите, знаете, для чего и кому предназначены ваши слова, ярко передаете свои ви­дения и подтекст), тогда именно так: «весомо и зримо» зву­чит каждое слово.

Скороговорки. — этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специаль­но для тренировки движений речеобразующего органа, ко­торый был бы способен воспроизводить все звуки родного языка. Без звуков нет слов. Наши мысли оформляются зву­ками речи. Для точной передачи мысли надо владеть отлич­ным воспроизведением этих звуков. «Конечно, звуковая сто­рона строя речи является лишь подсобной смыслу, но и ее оставлять в небрежении было бы бесхозяйственно»78. Народ всегда заботился и заботится о сохранении точности звуков родной речи, о правильности произношения во имя сохране­ния ясности и яркости смысла слов, создавая, в частности, скороговорки.

Соблюдать условие, которое заложено в самом названии (говорить быстро), оказывается очень трудно потому, что звуки в скороговорках распределены таким образом, что требуют осуществлять слишком сложную координацию дви­жений речевого аппарата. Трудность эта заключается в том, что в скороговорках сознательно нарушен правильный поря­док звуков во фразе. Н<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: