Ч Часть первая: изменение — единственная постоянная




Что будет ждать человечество в 2050 году? К чему готовить своих детей?

По мере того, как нарастают темпы изменений, меняется и само представление о человеке, о его сущности, его когнитивных структурах. Забудьте программирование — лучший навык, которому стоит учиться детям, это переосмысление. «Изобретение велосипеда». Какими будут следующие 30 лет для человечества? Что нас ждет в 2050 году?

Ч Часть первая: изменение — единственная постоянная

Человечество встречается с беспрецедентными революциями, все наши старые истории рушатся и никаких новых на замену им не появляется. Как нам подготовить себя и своих детей к миру таких беспрецедентных трансформаций и радикальных неопределенностей? Ребенок, рожденный сегодня, будет тридцатилетним в 2050 году. Если все пойдет хорошо, он доживет и до 2100 года, а может и останется активным гражданином в 22 веке. Чему учить ребенка, чтобы он выживал и процветал в мире 2050 года или 22 века? Какие навыки ему понадобятся, чтобы он получил работу, понял, что вокруг него происходит и нащупал свой путь в лабиринте жизни?

К сожалению, никто не знает, каким будет мир в 2050 году — не говоря уж про 2100. Мы не можем ответить на эти вопросы. Конечно, люди никогда не умели точно предсказывать будущее. Но сегодня это сделать сложнее, чем когда-либо, потому что как только технологии позволят нам менять тела, мозги и разумы людей, мы уже ни в чем не сможем быть уверены — даже в том, что ранее казалось незыблемым и вечным.

Тысячу лет назад, в 1018 году, было много чего в будущем, о чем люди не знали, но они были уверены в том, что базовые особенности человеческого общества будут неизменны. Если бы вы жили в Китае 1018 года, вы бы не знали, что к 1050 империя Сон падет, китаны вторгнутся с севера, а чума убьет миллионы людей. Но вы бы знали, что в 1050 году большинство людей все еще будут выращивать рис и заниматься пряжей, правители будут править людьми, мужчины будут доминировать над женщинами, продолжительность жизни будет около 40 лет, а тело человека останется таким же. Поэтому в 1018 году бедные китайские родители учили своих детей, как выращивать риск или прясть шелк, а богатые родители учили, как читать Конфуция, красиво писать или драться верхом на лошади — а девочек учили быть скромными и услужливыми. Очевидно, в 1050 году эти навыки все еще были необходимы.

И напротив, сегодня мы понятия не имеем, как будет выглядеть Китай или остальной мир в 2050 году. Мы не знаем, чем люди будут зарабатывать на жизнь, как будут функционировать армии и бюрократы, какими будут гендерные отношения. Некоторые люди, вероятно, будут жить намного дольше, чем сегодня, а тело человека само по себе подвергнется беспрецедентным изменениям, благодаря биоинженерии и нейрокомпьютерным интерфейсам. Большая часть того, что дети учат сегодня, не будет иметь смысла к 2050 году.

В настоящее время слишком многие школы занимаются ужимкой информации. В прошлом это имело смысл, потому что информация была разрозненной и даже медленная струйка информации тщательно цензурировалась. Если бы вы жили в небольшом провинциальном городке в Мехико в 1800 году, вам было бы трудно узнать больше о большом мире. Радио, телевидения, ежедневных газет или общественных библиотек не существовало. Даже если бы вы были образованы и получили доступ к частной библиотеке, там можно было бы почитать лишь романы и религиозную литературу. Испанская империя тщательно цензурировала все тексты, которые печатались на ее территории, и пропускала очень немногие извне. То же самое было бы, если бы вы жили в России, Индии, Турции или Китае. Когда появились современные школы, которые научили каждого читать и писать и дали основные знания о географии, истории и биологии, это было существенное улучшение.

И напротив, в 21 веке мы тонем в огромных объемах информации, которую даже цензоры не пытаются заблокировать. Вместо этого они заняты распространением дезинформации или отвлечением нас несущественными деталями. Если бы вы жили в провинциальном мексиканском городке и у вас был смартфон, вы бы провели много жизней, просто читая Википедию, просматривая выступления TED и онлайн-курсы. Никакое правительство не может скрыть от вас информацию, которая ему не нравится. С другой стороны, людей очень легко обмануть. Люди со всего мира в одном клике от информации по бомбардировкам Алеппо или тающим ледникам в Арктике, но слишком много спорных моментов, чтобы выбирать, во что верить.

В таком мире последнее, что учитель должен дать своим ученикам — это больше информации. Ее и так слишком много. Вместо этого людям нужна способность осмыслять информацию, называть разницу между важным и неважным, и, прежде всего, объединять фрагменты информации в целостную картину мира.

По правде говоря, таким был идеал западного либерального образования на протяжении веков, но до сих пор многие западные школы довольно слабо ему соответствовали. Учителя позволяли себе железно трактовать данные, вместо того чтобы поощрять учеников «думать своей головой». Из-за страха перед авторитаризмом либеральные школы испытывали особенный ужас перед большими нарративами. Они предполагали, что пока мы даем студентам много данных и установку свободы, студенты будут создавать собственную картину мира, и даже если это поколение не сможет синтезировать все данные в последовательную и осмысленную историю мира, будет много времени создать хороший синтез в будущем. Теперь у нас вышло время. Решения, которые мы будем принимать в следующие несколько десятилетий изменят будущее самой жизни, и мы сможем принимать эти решения, основываясь только на нашем настоящем представлении мира. Если это поколение не сможет составить последовательную картину космоса, будущее жизни будет решаться случайным образом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: