Ч Часть вторая: температура растет




Помимо информации большинство школ также уделяют слишком много внимания предоставлению ученикам набора заранее определенных навыков, таких как решение дифференциальных уравнение, написание компьютерного кода на C++, определение химических элементов в пробирке или перевод с китайского. Но мы понятия не имеем о том, на что будет похож мир и рынок работы в 2050 году, поэтому мы не знаем, какие конкретно навыки понадобятся людям. Мы можем заставлять детей писать на C++ или разговаривать на китайском языке и обнаружить, что к 2050 году ИИ может программировать ПО намного лучше людей, а новый GoogleTranslate справляется с переводом лучше любого человека.

Что же нам учить? Многие эксперты в области педагогики считают, что школьники должны развивать «четыре К»: критическое мышление, коммуникацию, коллаборацию (то есть учиться работать сообща) и креативность (то есть творческий подход). Самой важной будет способность справляться с изменениями, изучать новые штуки и сохранять душевное равновесие в нестандартных ситуациях. Чтобы шагать в ногу с миром в 2050 году, вам понадобится не только изобретать новые идеи и продукты — вам придется заново изобретать и переосмысливать самого себя, снова и снова.

Поскольку темпы изменений растут со временем, меняется не только экономика, но и само значение «быть человеком». В 1848 году «Коммунистический манифест» провозгласил, что «все твердое тает в воздухе». Маркс и Энгельс, впрочем, в основном думали о социальных и экономических структурах. К 2048 году физические и когнитивные структуры также растают в воздухе — в облаках битов данных.

В 1848 году миллионы людей теряли работу на сельских хозяйствах и отправлялись в большие города для работы на фабриках. Но попадая в большой город, им не приходилось менять свой пол или добавлять шестое чувство. И если они находили работу на какой-то текстильной фабрике, они могли рассчитывать остаться в этой профессии на всю оставшуюся жизнь.

К 2048 году люди могут столкнуться с миграцией в киберпространство, с плавающей гендерной принадлежностью и новым чувствительным опытом, который дают компьютерные имплантаты. Если они найдут работу и смысл в разработке современной моды в трехмерной игре в виртуальной реальности, через десять лет не только эта профессия, но и все рабочие места, требующие такого же уровня художественного творчества, могут просто отойти к ИИ. Поэтому в 25 вы будете представлять себя на сайте знакомств как «двадцатипятилетнюю гетеросексуальную женщину, которая живет в Лондоне и работает в модном магазине». В 35 лет вы уже будете «гендерно не определившейся личностью, которая проходит уточнение возраста, неокортикальная активность которой по большей части проходит в виртуальном мире «Новый космос», а целью всей жизни является творчество в области мод, на которое не осмеливался ни один дизайнер до этого». В 45 лет как определения для сайта знакомств, так и самоопределение будет уже другим. Вам достаточно будет ждать, пока алгоритм не найдет (или не создаст) для вас идеальную пару. Что касается создания модных проектов, алгоритмы настолько вас превзойдут, что вашими сомнительными достижениями прошлых лет можно будет только смешить людей. И все равно, в 45 лет у вас впереди будет много десятилетий радикальных изменений.

Пожалуйста, не принимайте этот сценарий всерьез. Никто не может предсказать конкретные изменения, которые нас ждут. Любой конкретный сценарий будет в молоко. Если кто-то опишет вам мир середины 21 века, и вам покажется это совершенно фантастическим, это, скорее всего, будет неправда. Но если кто-то опишет вам мир середины 21 века и это не будет звучать фантастически — это точно будет неправда. Мы не знаем деталей, но наверняка известно только: изменения неизбежны.

Такие глубокие изменения вполне могут трансформировать основную структуру жизни, сделав непродолжительность ее особенностью. С незапамятных времен жизнь делилась на две взаимодополняющих части: период обучения, за которым следовал период работы. В первой части жизни вы накапливали информацию, развивали навыки, складывали картину мира и создавали стабильную личность. Даже если вы в 15 лет проводите большую часть дня, работая на семейном рисовом поле, вы учитесь: как культивировать рис, как выстраивать отношения с жадными торговцами из большого города и решать проблемы с другими деревенскими жителями. Во второй части своей жизни вы полагаетесь на накопленные знания и навыки, чтобы ориентироваться в мире, зарабатывать на пропитание и вносить свой вклад в общество. Конечно, даже в 50 лет вы продолжаете узнавать новое о рисе, о торговцах и о конфликтах, но это все небольшие правки в хорошо отточенных навыках.

К середине 21 века ускорение изменений вкупе с увеличенной продолжительностью жизни сделает эту традиционную модель устаревшей. Жизнь будет трещать по швам и между разными периодами жизни будет все меньше и меньше продолжительности. «Кто я такой?» станет крайне частым и важным вопросом.

Вероятнее всего это будет связано с огромным стрессом. Перемены почти всегда стрессовые, и после определенного возраста большинство людей просто не любят меняться. Когда вам 15 лет, вся ваша жизнь меняется. Ваше тело растет, ваш ум развивается, ваши отношения углубляются. Все в движении, все в новинку. Вы изобретаете себя. Большинство подростков это пугает, но в то же время и возбуждает. Перед вами открываются новые горизонты, вы готовы завоевать весь мир. Вы предпочитаете стабильность. Вы столько инвестировали в свои навыки, свою карьеру, личность и картину мира, что вам не хочется начинать все снова. Чем тяжелее вы работаете над чем-то, тем сложнее это бросить и заняться чем-то другим. Вы можете наслаждаться новым опытом и минорными изменениями, но большинство людей в свои 50 уже не хотят глубоко менять свою личность.

Тому есть нейробиологические причины. Хотя мозг взрослого человека более гибкий и изменчивый, чем считалось когда-то, он все еще не такой податливый, как мозг подростка. Пересоединение нейронов и переплетение синапсов — чертовски тяжелый труд. Но в 21 веке вы вряд ли сможете позволить себе стабильность. Если вы попытаетесь уцепиться за какую-нибудь стабильную личность, работу или картину мира, вы рискуете остаться позади. Учитывая то, что продолжительность жизни увеличится, вам, возможно, придется потратить много десятилетий в роли невежественного древнего человека. Чтобы остаться нужным — не только экономически, но и социально — вам понадобится способность постоянно обучаться и заново изобретать себя, особенно в таком молодом возрасте — 50 лет.

Поскольку все странное станет новой нормой, ваш прошлый опыт, а также прошлый опыт всего человечества станут менее надежными проводниками. Люди, как личности и человечество в целом, будут все чаще иметь дело с вещами, с которыми раньше никогда не сталкивались. Такими как сверхразумные машины, дизайнерские тела, алгоритмы для манипулирования вашими эмоциями, стремительные климатические катаклизмы и необходимость менять профессию каждые десять лет. Что делать при попадании в совершенно неожиданную ситуацию? Как действовать, когда вас топит поток информации и нет совершенно никакого способа ее поглотить и проанализировать? Как жить в мире, в котором глубокая неопределенность — не баг, а фича?

Чтобы выживать и процветать в таком мире, потребуется гибкость ума и большие резервы эмоционального равновесия. Вам придется постоянно сталкиваться с неизвестным и отказываться от того, что вы хорошо знаете. К сожалению, обучение детей приветствию неизвестного и сохранение их душевного равновесия — куда сложнее, чем учить их физике или причинам Первой мировой войны. Вы не можете научиться гибкости мышления читая книгу или слушая лекцию. Самим учителям не хватает ментальной гибкости, которой потребует 21 век, потому что они сами являются продуктом старой системы образования.

Промышленная революция завещала нам теорию конвейера. В центре города есть большое бетонное здание, разделенное на множество идентичных комнат, в каждой из которых стоят парты и стулья. По звонку вы входите в одну из таких комнат с 30 другими детьми, рожденными в один год с вами. Каждый час входят взрослые и начинают говорить. Им платит за это правительство. Один из них рассказывает о форме Земли, другой о прошлом человека, третий о теле человека. Над этой моделью можно смеяться сколько угодно, и почти любой согласится с тем, что вне зависимости от прошлых достижений человека, они уже не релевантны. Но у нас нет другой альтернативы. Тем более, которую можно было бы воплотить в сельском районе Мехико.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: