МАРКЕТИНОГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОТДЕЛЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ТЕРПИИ ХРОНИЧЕСКИХ ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ В НИИ ГРИППА




 

Научно-исследовательский институт гриппа организован в 1967 году на основании распоряжения Совета Министров СССР № 2875 по приказу Министерства здравоохранения СССР №169 как головное научное учреждение, курирующее актуальнейшую проблему современности (Грипп и гриппоподобные заболевания). В 1992 г. Институт вошел в состав Российской академии медицинских наук.

Маркетинговое исследование будет проводиться на отделении терапии хронических вирусных гепатитов (лицензия № 0119/03) На отделении проводится амбулаторное и стационарное лечение больных хроническими гепатитами различной этиологии. Для осуществления лечения и обследования больных отделение располагает комфортабельным стационаром на 10 коек, палатой дневного стационара. Обследование больных осуществляется на современном мировом уровне и включает в себя клинико-биохимическое обследование, ПЦР-диагностику, УЗИ, морфологическое исследование печени (пункционную биопсию). На отделении также проводится лечение больных в рамках научно-исследовательских программ.

Исследование проводится с целью формирования целостной картины обеспечения качества и определения путей повышения эффективности работы ЛПУ. "Для этих целей разрабатываются анкеты, содержащие перечень вопросов, адаптированных к условиям определенного учреждения (поликлиника, стационар), подразделения и др." [5, 4с.] "Для изучения удовлетворенности пациентов медицинской помощью рекомендуется проводить опрос по каждому из лечебных подразделений не менее 30-50 пациентов, получивших медицинскую помощь" [6].

Итоговые данные опроса, проведенного среди пациентов стационара (анкета см. Приложение), приведены в табл.1

 

Таблица 1. Результаты опроса пациентов отделения экспериментальной терапии хронических вирусных гепатитов в НИИ Гриппа

Вопрос Балл / критерий Кол-во %
  Порядок организации получения стационарной медицинской помощи в учреждении (срок ожидания плановой госпитализации, срок ожидания в приемном отделении, своевременность первичного осмотра лечащего врача, своевременность назначения диагностических и лечебных процедур и т. д.)     5,6
        19,4
         
        33,3
        16,7
  - квалификацию и профессионализм врачей (устраивают ли Вас советы врачей, часто ли меняются лечебные процедуры и медикаменты, обоснованность их смены, привлечение к лечебно-диагностическому процессу заведующих отделениями и т.д.)   - -
        2,8
        11,1
        30,6
        55,6
  - среднего медперсонала (техника владения манипуляциями и процедурами, даются ли разъяснения по характеру процедур, советы и т.д.)   - -
        8,3
        8,3
        22,2
        61,2
  состояние материально-технического обеспечения (наличие и качество постельного белья, столовой посуды, предметов ухода за больным)     2,8
        19,4
        36,2
        33,3
        8,3
  состояние санитарно-гигиенических условий (своевременность и качество уборки помещений, возможность проведения гигиенических процедур)   - -
      - -
        36,2
         
        13,2
  организация питания (качество приготовления, ассортимент блюд, их температура, достаточность)   - -
        22,2
        30,5
        36,2
        11,1
  состояние лекарственного обеспечения   - -
      - -
        30,5
        52,8
        16,7
  вежливость и внимательность врачей   - -
        5,6
        11,1
        38,9
        44,4
  среднего медперсонала   - -
        5,6
        8,3
        38,9
        47,2
  адекватность оказания медицинской помощи (достаточность обследования и лечения)   - -
      - -
        5,6
        36,2
        58,2
  Вы первый раз пользуетесь услугами нашего стационара? да   44,4
    нет   55,6
  Повысился ли уровень оказания медицинских услуг? да    
    нет    
  Улучшились ли условия оказания медицинских услуг? да    
    нет    
  Назовите характеристики оказания медицинских услуг, которые Вы считаете традиционно высокими для нашего стационара? профессионализм    
    внимательность персонала    
    вежливость персонала    

 

В опросе, который проводился с 10 мая по 10 сентября 2008г. приняли участие 36 пациентов. 50% опрошенных (33,3% и 16,7%) оценили порядок организации получения медицинской помощи на 4 и 5 баллов соответственно

 

Рис.2 Оценка порядка организации получения стационарной медицинской помощи в учреждении, %

 

Из рис.3 видно, что квалификацию и профессионализм врачей и среднего медицинского персонала никто из пациентов не оценил минимальной оценкой 1 балл. Высокий уровень профессионализма врачей отметили 30,6% (4 балла) и 55,6% (5 баллов), а среднего медперсонала 22,2% (4 балла) и 61,2% (5 баллов). Суммарно, квалификацию и профессионализм врачей и среднего медперсонала высоко оценили 86,2% и 83,4% респондентов, что говорит о грамотном подборе персонала отделения.


Рис.3 Оценка квалификации и профессионализма врачей и среднего медперсонала, %

 

Более половины пациентов оценивают материально-техническое обеспечение как удовлетворительное - 36,2% (3 балла), как неудовлетворительное - 19,4% (2 балла) и 2,8% (1 балл) (см. рис.4). При этом сами пациенты объясняют такое отношение к условиям пребывания в стационаре тем, что "в больнице не может быть хорошо по определению", "в больницу, в принципе лучше не попадать", "клиника - это всегда проблемы со здоровьем, ничего не радует". Можно сделать вывод, что данные оценки весьма субъективны и обусловлены значительной эмоциональной составляющей. В полной мере это относится и к оценке организации и качества питания. Именно вынужденные ограничения в питании, обусловленные спецификой заболевания, привели к довольно низким оценкам - 22,2% (2 балла) и 30,5% (3 балла). Большинство опрошенных отмечают хорошие санитарно-гигиенические условия пребывания в стационаре - 50% (4 балла) и 13,2% (5 баллов). Так же высоко оценено и лекарственное обеспечение - 52,8% (4 балла) и 16,7% (5 баллов).

 


Рис.4. Оценка МТО, санитарно-гигиенических условий, организации питания и лекарственного обеспечения, %

 

Рис.5. Оценка вежливости и внимательности врачей и среднего медперсонала, %

 

Вежливость и внимательность врачей и среднего медперсонала (см. рис.5) отметили подавляющее большинство участвующих в опросе: врачей 38,9% (4 балла) и 44,4% (5 баллов), среднего медперсонала - 38,9% (4 балла) и 47,2% (5 баллов). Высокие оценки пациентов - результат кадровой политики администрации ЛПУ, которая проводит постоянную работу с сотрудниками - тренинги, семинары, курсы повышения квалификации.

Результатом кадровой политики администрации ЛПУ являются и результаты оценки адекватности оказания медицинской помощи пациентами. 58,5% респондентов оценивают достаточность обследования и лечения 5-ю баллами, 36,2% - 4-мя баллами, и 5,6% - удовлетворительно. Неудовлетворительных оценок - 1 2 балла - нет см. рис.6.

 

Рис.6 Оценка адекватности оказания медицинской помощи, %

 

Большинство опрошенных пациентов - 55,6% проходят обследование и лечение в стационаре не первый раз, что позволяет проанализировать динамику оценки респондентами уровня и условий оказания медицинских услуг в стационаре. По сравнению с предыдущим пребыванием в больнице, повышение уровня оказания медицинских услуг отметили 90% пациентов, а улучшение условий оказания медицинской помощи - 85% (см. рис. 7)

 

Рис.7 Оценка повышения уровня оказания медицинских услуг и улучшения условий оказания медицинской помощи, %


Та же группа пациентов к традиционно высоким характеристикам оказания медицинских услуг для стационара отнесла - профессионализм - 95%, внимательность и вежливость персонала - 80% и 85% соответственно.

 

Рис.8. Традиционно высокие для стационара характеристики оказания медицинских услуг, %

 

Проведенный опрос не является системным в деятельности ЛПУ. В то же время, на отделении в течение последних лет проводилась оценка мнения пациентов об адекватность оказания медицинских услуг. Имеющиеся в стационаре данные позволяют проанализировать динамику оценки пациентов. График, изображенный на рис.9, показывает, что с 2004г. по 2008г. количество пациентов, считающих достаточность обследования и лечения, полученных в стационаре, возросло с 40,6% до 58,2%.

 

Рис.9. Динамика оценки пациентами адекватности оказания медицинской помощи по годам, % [4]


Полученные данные позволяют в целом определить уровень оказания медицинских услуг, как высокий и постоянно растущий, отнести к традиционно высоким характеристикам оказания медицинских услуг профессионализм, вежливость и внимательность врачей, среднего и младшего медперсонала. А так же определить пути повышения эффективности работы стационара: улучшение МТО и организации питания.

На уровне лечебно-профилактических учреждений руководство всей работой среднего и младшего медицинского персонала осуществляют главные медсестры, в отделениях ЛПУ работой среднего персонала руководят старшие медсестры [8] Если распределить обязанность старшей медсестры стационара по видам профессиональной деятельности, то можно выделить пять основных групп:

1) Основная деятельность - контроль работы сестринского и младшего персонала, работа со вспомогательными службами.

2) Административная деятельность - обмен, получение информации с оперативным отделом, главной медицинской сестрой, бухгалтерией, отделом кадров и всей администрацией стационара, участие в комплексных и административных обходах и т.д.

) Работа с документами - деятельность, связанная с заполнением документации старшей медицинской сестрой, составлением планов на: текущий день, месяц, квартал, год; отчетов, накладных, графиков дежурств на месяц, отпусков и т.д.

) Учебно-воспитательная деятельность - объединяет в себя подготовку и проведение конференций, технических учеб, работу со студентами.

) Хозяйственная деятельность- контроль качества ремонтных работ, хозяйственного состояния отделения.

Как видно из анализа результатов анкетирования, исследуемые вопросы касаются практически всех видов деятельности старшей медсестры стационара. Анкета, рассмотренная в данной работе, может служить основой для составления документа, который позволит администрации стационара определить те критерии качества, которые наиболее актуальны для данного ЛПУ. Систематически анализируя полученные результаты, старшая медсестра, совместно с администрацией будет иметь возможность на только обозначить проблемные зоны, но и определить комплекс действенных механизмов, способных решить насущные проблемы и в дальнейшем повысить качество медицинского обслуживания, определить стандарты качества и контролировать их соблюдение.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Ознакомившись в процессе написания работы "Маркетинг в деятельности старшей медицинской сестры стационара на примере отделения экспериментальной терапии хронических вирусных гепатитов НИИ "ГРИППА"", с учебными пособиями, печатными и Интернет изданиями, изучив практический опыт, можно сделать следующие выводы:

ü Маркетинг медицинский - комплекс мероприятий, направленный на изучение спроса, организацию, производство и создание условий для удовлетворения потребности населения в различных видах медицинских товаров и услуг.

ü Переход отечественного здравоохранения к бюджетно-страховой модели финансирования медицинской помощи направлен на решение главной задачи реформы здравоохранения - повышение качества оказываемых населению лечебно-диагностических услуг. Активное использование маркетинговых технологий на практике, непосредственно на местах, является тем инструментом, который позволяет эффективно решать поставленные задачи руководителям всех уровней.

ü Медицинские услуги - довольно специфический продукт. Рост благосостояния населения, развитие новых медицинских технологий обеспечивают этому рынку надежное и уверенное будущее. Но специфический рынок требует и специфических подходов к маркетингу услуг.

ü К особенностям спроса на рынке медицинских услуг относятся: доверие, необязательность услуг, непонятность услуг, обязательный положительный имидж компании, экспертный характер бизнеса в сфере медицины.

ü Основная задача маркетологов - отследить переход жизни товара на рынке из одной фазы в другую, чтоб ввести необходимые изменения в программу маркетинга, перераспределив маркетинговые усилия.

ü Наличие у руководителей высшего и среднего звена ЛПУ в целом и каждого подразделения в отдельности мнения пациентов о качестве предоставляемых услуг позволяет значительно улучшить качество оказываемых услуг, дает основу для определения путей решений проблемных вопросов.

ü Полученные данные позволяют в целом определить уровень оказания медицинских услуг, как высокий и постоянно растущий, отнести к традиционно высоким характеристикам оказания медицинских услуг профессионализм, вежливость и внимательность врачей, среднего и младшего медперсонала. А так же определить пути повышения эффективности работы стационара: улучшение МТО и организации питания.

ü Отсутствие полноценной маркетинговой политики НИИ ГРИППА не позволяет в полной мере использовать имеющийся у ЛПУ потенциал (длительное пребывание на рынке и заработанная репутация, квалифицированные специалисты, новейшее оборудование, комфортные помещение, расположение в центре города и т.д.)

ü Как видно из анализа результатов анкетирования, исследуемые вопросы касаются практически всех видов деятельности старшей медсестры стационара. Анкета, рассмотренная в данной работе, может служить основой для составления документа, который позволит администрации стационара определить те критерии качестве, которые наиболее актуальны для данного ЛПУ. Систематически анализируя полученные результаты, старшая медсестра, совместно с администрацией будет иметь возможность на только обозначить проблемные зоны, но и определить комплекс действенных механизмов, способных решить насущные проблемы и в дальнейшем повысить качество медицинского обслуживания, определить стандарты качества и контролировать их соблюдение.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 (ред. от 23.12.2003) "О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

2. Анализ рынка медицинских услуг Санкт-Петербурга. BUSINESSVISION октябрь. 2007 - 36с.

3. Большой Энциклопедический словарь / под редакцией А.М. Прохорова, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, СПб.: Норинт, 2005г. - 693с.

. Данные отделения экспериментальной терапии хронических вирусных гепатитов НИИ ГРИППА 2004-2007гг.

5. Карпов В.Н., Б.Н.Коржов, О.В.Ходакова, В.В. Лучкина Мнение пациента - закон Газета "Будьте здоровы!", 2003, N 12

. Лаптева Е.С., Павлович Т.Ю., ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СЕСТРИНСКОГО УХОДА В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Журнал "Главная медсестра"

7. Лопатенков Г.Я. Пациент на рынке... медицинской помощи. Серия "Человек и здравоохранение: правила игры". Пособие для пациентов и их родственников (2). СПб., 2006 г., 228 с., (рисунков 107, таблиц 6).

. Лычев В.Г., В.К.Карманов КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДСЕСТРЫЖурнал "Главная медсестра" №5 2006г.

. Маркетинг: Учебное издание / Егорова М.М.,Логинова Е.Ю.,Швайко

. Маркетинг: Учебник для вузов / Маслова Т.Д.,Божук С.Г., Ковалик Л.Н., изд. 2-е, доп. - СПб, Питер, 2002 - 39с.

11. Медик В.А., Юрьев В.К.. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть III.Экономика и управление здравоохранением

. Популярная медицинская энциклопедия. Гл. Ред. Ф.Н. Петров, А.Ф. Серенко. - Изд. 6. - М. Изд-во "Советская энциклопедия". 1968. -. 547.с.


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

АНКЕТА ПАЦИЕНТА СТАЦИОНАРА

Просим Вас оценить по пятибалльной шкале условия оказания Вам медицинской помощи. Для этого необходимо обвести кружком или отметить иначе Ваше мнение. Один балл является минимальной оценкой и 5 - максимальной. Ваши оценки помогут нам выявить недостатки и улучшить нашу работу. Заранее благодарим за помощь!

Как Вы оцениваете:

 

1.- порядок организации получения стационарной медицинской помощи в учреждении (срок ожидания плановой госпитализации, срок ожидания в приемном отделении, своевременность первичного осмотра лечащего врача, своевременность назначения диагностических и лечебных процедур и т. д.) 1 2 3 4 5
2.- квалификацию и профессионализм врачей (устраивают ли Вас советы врачей, часто ли меняются лечебные процедуры и медикаменты, обоснованность их смены, привлечение к лечебно-диагностическому процессу заведующих отделениями и т.д.) 1 2 3 4 5
- среднего медперсонала (техника владения манипуляциями и процедурами, даются ли разъяснения по характеру процедур, советы и т.д.) 1 2 3 4 5
3.- состояние материально-технического обеспечения (наличие и качество постельного белья, столовой посуды, предметов ухода за больным) 1 2 3 4 5
4.- состояние санитарно-гигиенических условий (своевременность и качество уборки помещений, возможность проведения гигиенических процедур) 1 2 3 4 5
5.- организация питания (качество приготовления, ассортимент блюд, их температура, достаточность) 1 2 3 4 5
6.- состояние лекарственного обеспечения 1 2 3 4 5
7.- вежливость и внимательность врачей 1 2 3 4 5
- среднего медперсонала 1 2 3 4 5
8.- адекватность оказания медицинской помощи (достаточность обследования и лечения) 1 2 3 4 5
9. - Вы первый раз пользуетесь услугами нашего стационара? да нет
10. - Повысился ли уровень оказания медицинских услуг? да нет
11.- Улучшились ли условия оказания медицинских услуг? да нет
12. - Назовите характеристики оказания медицинских услуг, которые Вы считаете традиционно высокими для нашего стационара?  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: