Тема 30. Общение как особая форма деятельности человека.




План:

  1. Общее понятие об общении.
  2. Структура общения.
  3. Функции общения.

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1994
  2. Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Центр, 2001. – 400с.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Вариант 1.

1. Заполните таблицу.

 

 

Название метода, его определение Специфика проведения Требования к проведению Достоинства Недостатки Виды
Наблюдение          
Эксперимент          
Тестирование          
Анкетирование          
Беседа          
«Архивный» метод          

 

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977
  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. М., 2002
  3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984
  4. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. – М., 1994

 

2. Из перечисленных ниже литературных и сказочных героев определите, кто из них, на ваш взгляд, и почему может быть отнесен к экстравертам, а кто к интровертам? Что общего вы можете обнаружить у всех интровертов и экстравертов?

Анна Каренина, Чиполлино, Родион Раскольников, Буратино, Алиса, Пьер Безухов, Колобок, Д-Артаньян, Скарлетт О-Хара, Баба-Яга, Отелло, Джульетта, Дон Кихот, Чацкий, Плюшкин, Онегин, Печорин, Емеля, кот Матроскин, Снежная Королева, Обломов, Остап Бендер, Киса Воробьянинов, кот Бегемот, Наташа Ростова.

 

Литература:

1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность: учебное пособие. – Пятигорск, 1990

2. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М., 1964

3. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека.// Избранные психологические труды/ Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1990

4. Русалов В.Н. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979

5. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. М., 1982.

6. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х Т. Т. 1. М., 1985

Вариант 2

1. Заполните таблицу

 

Название и характеристика теории темперамента Представители теории Ключевые моменты теории Достоинства Недостатки
         

 

2. Определите какие из приведенных в списке качеств характеризуют экстравертированный и интровертированный психологические типы по К.Г. Юнгу:

Инициативность, необщительность, склонность к самоанализу, рефлексия, импульсивность, беззаботность, мечтательность, безрассудство, социальная адаптированность, расчетливость, открытость, подвижность, аутизм, смешливость, вдумчивость, застенчивость, стеснительность, бесцеремонность.

 

Экстравертированный тип Интровертированный тип
     

 

Вариант 3.

1. Заполните таблицу

 

 

Стадия психического развития, ее общая характеристика Уровни психического отражения, характерные для данной стадии Формы поведения животных, связанные с данной стадией и уровнем
     
     
     

 

 

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
  3. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х кн. Кн. 1: общие основы психологии. М.: Владос, 1998
  4. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебник для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 1976

 

 

2. Переведите на язык современной научной психологии следующие афоризмы:

- Делать легко то, что для других трудно, - это талант; делать то, что для таланта невозможно, - это гений (Амъель).

- Гений есть не что иное, как дар огромного терпения (Бюффон).

- Гений – один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота (Эдисон).

- Без страсти нет гениальности (Моммзен).

- Во всяком творении гения мы узнаем собственные отвергнутые мысли (Эмерсон).

- Талант – дар, над которым властвует человек, гений – дар, властвующий над самим человеком (Лоуэлл).

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999

3. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999

5. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. Т. 1. М., 1985

 

 

Вопросы к зачёту

 

  1. Определение психологии как науки. Предмет, задачи психологии. Понятие общей психологии.
  2. Общее понятие о психике. Особенности психического отражения.
  3. Мир психических явлений: процессы, свойства, состояния.
  4. Отрасли психологической науки.
  5. Связь психологии с другими отраслями научных знаний.
  6. Взаимосвязь психики и мозга человека.
  7. Развитие психики в филогенезе. Основные формы поведения животных.
  8. Сущность различий психики животных и психики человека.
  9. Роль трудовой деятельности и речи в становлении сознания.
  10. Сознание и бессознательное.
  11. Понятие, сущность, структура деятельности.
  12. Особые виды деятельности: игра, учение, труд.
  13. Приемы деятельности: умение, навык, привычка.
  14. Взаимосвязь внешней и внутренней деятельности. Процессы интериоризации и экстериоризации.
  15. Самосознание. Понятие и структура «Я- концепции».
  16. Самооценка и уровень притязаний.
  17. Основные формы направленности личности.
  18. Потребности как источник активности человека. Виды потребностей.
  19. Соотношение понятий человек- индивид – личность- индивидуальность.
  20. Структура личности.
  21. Биологическое и социальное в личности.
  22. Мотив и мотивация. Основные характеристики мотивационной сферы человека.
  23. Мотивированное поведение как характеристика личности.
  24. Понятие об эмоциях и чувствах. Формы эмоционального переживания.
  25. Значение эмоций в жизни человека, их функции.
  26. Понятие воли. Общая характеристика волевых действий. Структура волевого акта. Волевые качества личности.
  27. Учения о темпераменте. Характеристика типов темперамента.
  28. Понятие, свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
  29. Понятие и структура характера.
  30. Понятие и виды способностей.
  31. Природа способностей. Задатки, склонности.
  32. Одаренность, талант, гениальность.
  33. Ощущение как психический процесс. Классификации видов ощущений.
  34. Основные свойства ощущений.
  35. Взаимосвязь ощущения и восприятия. Основные виды восприятия.
  36. Основные свойства восприятия.
  37. Общее понятие представления. Его основные характеристики, функции, виды.
  38. Внимание как свойство психики человека. Его виды и свойства.
  39. Общая характеристика памяти, ее основные виды.
  40. Основные механизмы и процессы памяти.
  41. Приемы и условия осмысленного запоминания.
  42. Понятие, виды воображения.
  43. Механизмы синтезирующей деятельности воображения.
  44. Мышление, его основные характеристики. Классификации видов мышления.
  45. Основные формы мышления.
  46. Основные виды умственных операций.
  47. Общая характеристика речи. Речь и язык.
  48. Основные виды, формы, функции речи.
  49. Развитие речи в филогенезе.
  50. Классификация методов психического исследования (Ананьев Б.Г.)
  51. Проблема интроспекции и метод самонаблюдения.
  52. Наблюдение: виды, достоинства, недостатки.
  53. Эксперимент: виды, достоинства, недостатки.
  54. Опросные методы психологического исследования.
  55. Психодиагностические методы исследования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: