Значения формирования представлений о семье в развитии детей дошкольного возраста




Формирование у дошкольника полноценного «образа семьи» совместными усилиями семьи и детского сада имеет позитивное значение для всех участников воспитательного процесса:

- для ребенка: определяет его эмоциональное самочувствие в семье, восприятие детско-родительских отношений; развивает рефлексию, позитивное отношение к членам семьи; содействует становлению качеств будущего семьянина;

- для родителей: появляется интерес и внимание к внутреннему миру ребенка, осознанное понимание внутрисемейных отношений; стимулирует потребность в самовоспитании и самообразовании;

- для педагогов дошкольного учреждения: содействует повышению квалификации, коммуникативной культуры посредством организации содержательного взаимодействия с семьей.

Семья и дошкольное учреждение – это социальные институты, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Детский сад имеет возможность обогащать, уточнять, обобщать, корректировать представления детей о семье, семейном укладе, формировать ценностные ориентации на основе приобщения к традиционному идеалу семьи, организовывать деятельность детей, в которой найдут выражение чувства малышей к родителям, другим членам семьи; косвенно воздействовать на содержание детского «образа семьи» через повышение психолого-педагогической культуры родителей. Поэтому возможности детского сада в большей степени реализуются в формировании ядерного уровня детского «образа семьи», т.е. содержательных категориях образа, их ценностной основы, что определяет осознанность детского образа.

Педагогика, в частности дошкольная педагогика, обобщая достижения социальных наук, создает модель социально одобряемой семьи и стремится к воплощению этого идеала в жизнь. Изучение педагогами теоретических основ необходимо для адекватного ознакомления дошкольников с таким сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья. Важнейшим компонентом педагогической деятельности является взаимодействие с семьями воспитанников, посредством которого возможно воздействие на ценностные ориентации и установки членов семьи в сторону нравственных идеалов семейности.

Задачи ознакомления детей старшего дошкольного возраста с семьей.

Нравственное воспитание:

- воспитание уважительного отношения к окружающим, заботливого отношение к малышам, пожилым людям; умение помогать им;

- объяснение детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, нужно уметь слушать собеседника, не перебивать его;

- развитие волевых качества: умения ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, следовать в своих поступках положительному примеру.

 

Умственное воспитание:

- закрепление знания своего отчества, имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек;

 

- расширение представления о родственных отношениях; ознакомление с терминами родства: прабабушки, прадедушки;

- формирование представления о родословной как истории семьи и народной традиции.

У дошкольников преобладает потребительское отношение к родителям. В детском саду нередко приходится наблюдать, как вместо приветствия ребенок обращается к пришедшей за ним вечером маме: «А что ты мне купила? Что ты мне принесла?» Уже в дошкольном возрасте ребенок должен понять, что любовь выражается в заботе о своих родных и друзьях, в сочувствии и помощи им. Если у него целенаправленно не формируют социальные и нравственные качества, то биологически врожденные потребности, развиваясь, перерастают в потребительское отношение к окружающим людям, к родным и близким, к обществу в целом. Раньше малыша учили не только брать, но и отдавать, быть внимательным к близким, замечать их состояние, сострадать. Сегодня зачастую некому обратить на это внимание ребенка в силу занятости родителей, усталости и стрессовых состояний, сопровождающих современную жизнь, поэтому к решению этих проблем должны более активно подключаться образовательные учреждения.

Необходимо воспитывать у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких.

 

Таким образом, компонент интеллектуального развития или умственного воспитания в условиях дошкольного образования предполагает формирование у дошкольников представлений о семье как о явлении общественной жизни; о составе семьи, об отношениях родства; обогащение словарного запаса, характеризующего семейные и родственные отношения; развитие умения оперировать словами, обозначающими родство.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: