Методы работы по формированию представлений о семье у старших дошкольников.




 

Образ семьи - это отражение знаний о семье в сознании ребенка, то, что ребенок видит на примере собственной семьи. Первичное формирование образа семьи происходит через взаимоотношения в собственной семье, особенностей межличностных отношении, семейных ценностей, традиций, участия в семейных праздниках, участия в трудовой деятельности и т.д.

К концу старшего дошкольного возраста у детей появляется 2 образа семьи - один образ идеальной семьи, который складывается на основе художественной литературы, мультфильмов и т. п., а образ своей конкретной семьи - связан с ощущениями, которые ребенок получает в семье. То в каких условиях воспитывается ребенок, каков уклад его семьи является основой формирования ожиданий своей собственной будущей семьи, поэтому важно дать детям пример правильного поведения, хороших отношений между родителями. Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отно­шений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в боль­шей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Общими усилиями семьи и детского сада можно повли­ять на становление положительного образа семьи у детей дошколь­ного возраста. В дошкольном возрасте важно учитывать особенности детей: возрастные, индивидуальные. Кратко говоря об особенностях дошкольников следует отметить непроизвольное неустойчивое внимание, кратковременность интересов; игра выступает ведущим видом деятельности, определяя во многом развитие ребенка. Именно поэтому в работе с детьми следует применять игровые приемы, которые позволяют задать эмоциональный тон занятию и тем самым поддержать у детей интерес.

Формы работы воспитателя с детьми в данном направлении могут быть следующими:

-Индивидуальные и групповые беседы. Беседа - это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Этот метод при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка.

-Составление рассказов, репортажей (вечер вопросов и ответов, репортаж с места работы, составление рассказов о любимой маме и др);

- Просмотр презентаций, видеофильмов;

-Игровая деятельность (дидактические игры, игровые тренинги, игровые занятия). Дидактическая игра - это многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

-Познавательно-речевая деятельность (тематические занятия, чтение художественной литературы); Продуктивная деятельность (рисование на тему “Моя семья”, составление букета для мамы, изготовление открыток всем членам семьи и пр);

- Оформление родительского уголка. Родительский уголок в детском саду – это хороший метод общения с родителями. Для каждого педагога очень важно использовать любую возможность контакта с родителями. Ведь родители регулярно могут узнавать об успехах своих детей, получать информацию о проводимых занятиях и других мероприятиях, получать мудрые советы по воспитанию детей.

-Организация семейных праздников. Семейные праздники – особые дни в жизни ребенка, они несут заряд радости и эмоциональный подъем, обещает приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с друзьями. Цель проведения семейных праздников – подвести родителей к пониманию того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздника.

-Семейный альбом. Создание альбома «Моя семья» - коллективно выбирается девиз семьи. Правило жизни, форма альбома (сердечко, раскладушка, книга, глобус, цветы и др.). Каждому члену семьи отводятся отдельные страницы, на которых помещаются фотографии, рисунки, ответы из интервью.

- Создание семейных музеев, которые являются эффективным средством познания системы ценностей конкретной семьи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Создание такого музея правомерно рассматривать как форму совместной деятельности взрослых (членов семьи, педагогов) и детей, направленный на удовлетворение их образовательных и творческих интересов, связанных с изучением и освоением культурного наследия не только своей семьи, но и общества в целом.

Принципы функционирования семейного музея: наглядность, доступность, достоверность, психологическая комфортность и безопасность деятельности в музейном пространстве, координация обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи и др.

Таким образом, данные формы работы позволяют подвести детей к первоначальному, еще элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место как члена семьи. Многообразие форм работы воспитателя по формированию образа семьи у детей дошкольного возраста позволяет выбрать оптимальные в зависимости от интересов детей и родителей

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных семьях родители уделяют дошкольникам очень мало времени, не осознавая, того что малыш приобретает в семье, сохраняется в течение всей последующей жизни. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто не будет любить так сильно своего малыша, заботится о нем как родители. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Происходящий в наше время перелом отношений родителей и детей означает падение родительской опеки и замену ее опекой общества и государства, постепенную утрату семьей ее учебно-воспитательной роли и приобретение этой роли детским садом. Время, проводимое ребенком в семье, все более и более сокращается.

Работа в дошкольном учреждении обогащает, уточняет, обобщает, конкретизирует представления детей о семье и семейном укладе. Формирует ценностные ориентации на основе приобщения к традиционному идеалу семьи, организовывает деятельность детей, в которой проявляются чувства малышей к родителям, другим членам семьи. Косвенно воздействует на содержание образа семьи у дошкольников через повышение психолого-педагогической культуры родителей. Все это можно донести детям с помощью сказок, пословиц, поговорок, пестушек, загадок, игр и др.

Таким образом, в дошкольных учреждениях необходимо проводить работу по формированию представлений о семье.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Акчурин Т.Ф. Семья, семейные ценности и вопросы воспитания: сборник научно-методических материалов – М.: Федеральный институт развития образования, 2008 г.

2. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века СПб: Питер, 2008 г.

3. Кондратьева О.В., Серкова Е.С. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста – Тольятти, ТолВики, 2009г.

4. Демидова, Н. И. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования «образа семьи» у старших дошкольников / Н. И. Демидова - Москва: Владос, 2004.

5. Дыбина, О. В. Приобщение детей к истокам семьи / О. В. Дыбина, Р. Е. Шнайдер - Москва: Просвещение, 2007.

6..Репринцева, Г.И. Детско-родительские отношения в современной семье / Г.И. Репринцева // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2010.

7. Сокольский А.Е. Основные функции молодой семьи в современных исследованиях, 2013 г.

8. Гришина, О.В. Репродуктивное поведение родителей и их детей в России / О.В,. 2008.

9..Синягина, М.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / М.Ю. Синягина. - Москва: Академия, 2001. - 264 с.

10..Смирнова, Е.О. Проблемы общения ребёнка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. - 2003



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: