Методические рекомендации
по самостоятельной работе студентов
и подготовке к практическим занятиям
Для студентов очной формы обучения
специальности 230401 Информационные системы
2013
Разработано в соответствии с рабочей программой дисциплины «Метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение» | |
Составитель: Рецензенты: | Л.Н. Серая, преподаватель спец. дисциплин УГКТиД , преподаватель дисциплин УГКТиД |
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | |
Тематический план учебной дисциплины | |
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, подготовке к практическим занятиям | |
Занятие 1Нормативные документы по стандартизации в РФ. Их содержание и сфера применения на примере Федерального закона РФ «О техническом регулировании». | |
Занятие 2 Изучение содержания действующих стандартов в области информационных ресурсов и технологий | |
Занятие 3 Знакомство с Международными стандартами серии ИСО 9000, 14000 | |
Занятие 4. Изучение НД программных средств | |
Занятие 5 Изучение характеристик качества программного обеспечения | |
Практическое занятие № 6 Определение полей допусков | |
Практическое занятие № 7 Единицы физических величин | |
Практическое занятие 8 Знакомство с основными правовыми и нормативными документами по метрологии | |
Практическое занятие № 9 Анализ маркировочных знаков реального монитора ПК | |
Практическая работа № 10 Единая система программной документации (ЕСПД) | |
Темы рефератов | |
Вопросы для самоконтроля |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью таких областей деятельности людей как «метрология», «стандартизация», «сертификация» является обеспечение качества продукции (товаров или услуг), выпускаемой предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от их отрасли, формы собственности и вида продукции.
Поэтому изучение предмета «Метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение» в связи с информационными системами предполагает рассмотрение как общих вопросов обеспечения и контроля качества, так и специфических.
Методические указания предназначены для специальности: 230401 «Информационные системы».
Целями выполнения практических занятий являются теоретическое и практическое освоение и закрепление основных разделов теоретического курса « Метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение» на основе углубленного изучения:
· содержания действующих стандартов в области информационных ресурсов и технологий,
· получения практических навыков в определении и интерпретации основных показателей качества программного обеспечения;
· изучения требований к оформлению программной документации;
· развития самостоятельности при решении исследовательских задач с учетом современного состояния стандартизации, метрологии и сертификации в области информационных ресурсов и технологий.
Методические рекомендации по подготовке по самостоятельной работе студентов и подготовке к практическим занятиям предназначены для студентов очной формы обучения специальности 230401 Информационные системы
Методические рекомендации включают:
· тематический план учебной дисциплины;
· планы практических занятий по всему курсу;
· вопросы для самоконтроля;
· список рефератов и рекомендуемой литературы;
· методические рекомендации по практическим занятиям и самостоятельной работе;
· методические рекомендации по подготовке рефератов;
· методические рекомендации по работе с литературой и интернет-ресурсами.
Результатом прохождения данного курса практических занятий является получение навыков и знаний в области методологии обеспечения и контроля качества, а также управленческих аспектов разработки программного обеспечения (ПО).
Согласно стандарту ISO 12207 структура жизненного цикла программного обеспечения (ЖЦ ПО) базируется на трех группах процессов, а именно:
1. Основные процессы ЖЦ ПО:
- приобретение;
- поставка;
- разработка;
- эксплуатация,
- сопровождение,
- снятие с эксплуатации.
2. Вспомогательные процессы, обеспечивающие выполнение основных процессов:
- документирование;
- управление конфигурацией;
- обеспечение качества;
- верификация, аттестация, оценка.
3. Организационные процессы:
- управление проектами;
- создание инфраструктуры проекта;
- определение, оценка и улучшение самого ЖЦ;
- обучение.
Среди них есть процессы, терминологически относящиеся к изучаемой теме – обеспечение качества, а также процессы, без которых невозможно обеспечить качество продукции – это организационные процессы: управление проектами, создание инфраструктуры проекта и др.
Таким образом, профессионализм в области программирования и автоматизации, хотя и очень важен, но не является гарантией создания качественного ПО.
С точки зрения профессионалов в области ПО и автоматизации конкретный продукт может быть «совершенным». Таким примером, в свое время, была операционная система OS/2 фирмы IBM. Однако, почему-то, она не нашла спроса, по крайней мере, у российских потребителей (теперь мы все пользуемся OS-ами фирмы Microsoft).
И, что же такое качество? Результатом изучения дисциплины является выяснение, почему иногда «качественный» продукт не пользуется спросом. Кроме того, у студента должно появиться понимание отличия традиционного и современного понятия качества, а также получение навыков и знаний в области организации и управления персоналом, занимающегося проектированием и разработкой программного обеспечения и автоматизированных информационных систем, и учета потребностей всех заинтересованных сторон для обеспечения качества.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
§ предоставлять сетевые услуги с помощью пользовательских программ;
§ применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
§ применять документацию систем качества;
§ применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
§ национальную и международную систему стандартизации и сертификации и систему обеспечения качества продукции;
§ основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
§ положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
§ сертификацию, системы и схемы сертификации;
§ основные виды технической и технологической документации, стандарты оформления документов, регламентов, протоколов
.
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения | |
Введение | ||||
Законодательная и нормативная база метрологии, стандартизации, подтверждения соответствия | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |
Определение метрологии, стандартизации и подтверждения соответствия. | ||||
Обеспечение качества и безопасности товаров и услуг как основная цель стандартизации, метрологии и сертификации. | ||||
Виды документов на производстве. Нормативные документы. | ||||
Законы Российской федерации «О защите прав потребителей», «Об обеспечении единства измерений», «О техническом регулировании» | ||||
Практическое занятие №1 Нормативные правовые акты по стандартизации. Их содержание и сфера применения на примере Федерального закона РФ «О техническом регулировании».Изучение ФЗ О техническом регулировании. Характеристика требований к качеству продукции. Общая характеристика требований. Характеристика требований безопасности. Понятие технического регулирования. Технические регламенты. Цели принятия ТР. Применение общих и специальных технических регламентов. | 2 | |||
Самостоятельная работа студентов: повторение лекционного материала. Законспектировать в тетрадь основные положения ФЗ О техническом регулировании | 4 | |||
Раздел 1. | Основы стандартизации | 3 | ||
Тема 1.1 Сущность и содержание стандартизации товаров и услуг | Содержание учебного материала | 2 | ||
Упорядочивающая деятельность. Норма. Методы стандартизации. Объекты стандартизации | ||||
Функции стандартизации. Уровни стандартизации. | ||||
Национальная система стандартизации России. | ||||
Общая характеристика системы, органы и службы стандартизации РФ. Цели и принципы стандартизации. | ||||
Разновидности нормативных документов согласно ИСО/МЭК: стандарт, предварительный стандарт, документ технических условий, свод правил, регламент. Виды стандартов: основополагающий стандарт, терминологический стандарт, стандарт на методы испытаний, стандарт на продукцию, стандарт на процесс, стандарт на услугу, стандарт на совместимость, положения, методические положения, описательные положения. | ||||
Практическое занятие №2 Изучение содержания действующих стандартов в области информационных ресурсов и технологий.Стандарты для оформления технической документации. Стандарты для формата текстовых данных. Технологические стандарты. Стандарты для форматов динамического информационного содержания. Стандарты и рекомендации на пользовательские интерфейсы. Стандарты для текстовых форматов данных. Современные стандарты информационного взаимодействия систем. Стандарты по документообороту. | 2 | |||
Самостоятельная работа студентов Проработка лекционного материала. Изучение материалов по теме: «Технические регламенты РФ в отрасли» | 4 | |||
Тема 1.2 Международная стандартизация | Содержание учебного материала | |||
Международная организация по стандартизации (ИСО). Структура ISO. | 3 | |||
Международная электротехническая комиссия (МЭК). | ||||
Международные организации, участвующие в работе ИСО | ||||
Международные стандарты серии ISO (9000; 14000). Разработка проектов международных стандартов. Перспективы разработки стандартов ISO в области социально – экономических систем: здравоохранения и др. Организация работ по стандартизации в рамках Европейского союза. | ||||
Практическое занятие № 3 Знакомство с Международными стандартами серии ИСО 9000,14000.Работа с текстами стандартов ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство к применению. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению. | 2 | |||
Самостоятельная работа студентов: повторение лекционного материала. Подготовка рефератов по системам менеджмента качества в соответствии с ИСО. Поиск в сети Интернет и других источниках информации о Международных организациях (кроме ИСО и МЭК) по стандартизации и ознакомление с их деятельностью. | 4 | |||
Тема 1.3 Нормативные документы и характер требований в них | Содержание учебного материала | |||
Документы в области технического регулирования – технические регламенты и нормативные документы | 3 | |||
Технические регламенты. Виды нормативных документов. | ||||
Стандарты, правила и рекомендации по метрологии, стандартизации и сертификации, Общероссийские классификаторы технико-экономической информации. | ||||
Категории и виды и стандартов в Российской Федерации. Структура стандарта. | ||||
Аспекты стандартизации. Положения стандарта. Обязательные требования технических регламентов. | ||||
Практическое занятие № 4 Изучение НД программных средств.Работа с текстами стандартов ГОСТ 28806—90 Качество программных средств. термины и определения. ГОСТ 28195-89 Оценка качества программных средств | 2 | |||
Самостоятельная работа студентов: Подготовка рефератов по видам программ и программных документов | 4 | |||
Тема 1.4 Стандарты качества программного обеспечения | Содержание учебного материала | 3 | ||
Стандартизация процессов обеспечения качества. Основные положения стандартов серии ИСО 9000 | ||||
Руководящие положения по административному управлению качеством и элементы системы качества Основные стандарты в области качества программного обеспечения: спецификации ISO, модель СММ, SPICE. | ||||
Применение ИСО 9001 при разработке программного обеспечения. | ||||
Показатели качества программных средств в ГОСТ 28195-89 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 Сравнительный анализ стандартов. | ||||
Стандарты, определяющие жизненный цикл программных средств. Стадии разработки программных средств, регламентированных ГОСТами. Жизненный цикл разработки ПС с повышенными требованиями к безопасности системы. Процессы жизненного цикла разработки ПС | ||||
Тема 1.5 Характеристики качества программного обеспечения | Содержание учебного материала | 3 | ||
Терминология, основные понятия и определения в области качества программного обеспечения. Задачи метрологии качества программ. | ||||
Краткая характеристика программных средств как объекта разработки и стандартизации | ||||
Иерархия характеристик качества программного обеспечения. | ||||
Свойства понятности, завершенности, осмысленности, мобильности, согласованности, удобства эксплуатации, оцениваемости, полезности, надежности, структурированности, эффективности, машинонезависимости, точности, доступности, коммуникативности, открытости, информативности, расширяемости, модифицируемости. | ||||
Корреляция свойств с качеством программного обеспечения. Оценочные таблицы характеристик качества. | ||||
Практическое занятие №5 Изучение характеристик качества программного обеспечения.ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению. Контрольная работа по разделу 1 | 2 | |||
Самостоятельная работа студентов: повторение лекционного материала. Выполнить краткий конспект ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 | 4 | |||
Раздел 2. | Метрология | 3 | ||
Тема 2.1. Общие сведения о метрологии | Содержание учебного материала | 2 | ||
Задачи метрологии. | ||||
Нормативно-правовая основа метрологического обеспечения точности. | ||||
Международная система единиц. | ||||
Единство измерений и единообразие средств измерений. | ||||
Метрологическая служба. Метрологический контроль и надзор, поверка и калибровка средств измерений, сертификат об утверждении типа средств измерений, сертификат о калибровке, лицензия на изготовление средств измерений. Основные термины и определения. | ||||
Международные организации по метрологии. | ||||
Практическое занятие № 6 Определение полей допусков | 2 | |||
Практическое занятие № 7 Единицы физических величин. Измеряемые физические величины. Единицы измерения. Средства измерений. Метрологические характеристики средств измерений. Виды измерений Изучение основных положений ГОСТ 8.417-2002. Термины и определения. Единицы физических величин. Использование основных, производных кратных, дольных ЕФВ. Наименование, обозначение, размерность единиц физических величин | 2 | |||
Самостоятельная работа студентов: Самостоятельное изучение теоретического материала и оформление результата изучения в виде рефератов на темы: Единицы физических величин и их эталоны. Принципы разделения величин на основные и производные. Система единиц СИ: основные и дополнительные единицы и их определения. Кратные и дольные единицы. Формирование единиц и размерностей производных единиц. Эталоны и стандартные образцы. | 4 | |||
Тема 2.2 Средства измерений. Виды измерений | Содержание учебного материала | 3 | ||
Классификации средств измерений. | ||||
Метрологические характеристики средств измерений. | ||||
Виды измерений | ||||
Тема 2.3 Классификации погрешностей измерений. Методика выполнения измерений | Содержание учебного материала | 3 | ||
Классификации погрешностей измерений. Способы обнаружения и оценки погрешностей различных видов. | ||||
Точечная и интервальная оценки погрешности измерения. | ||||
Форма представления результата измерения. | ||||
Методика выполнения измерений. Обеспечение единства измерений | ||||
Практическое занятие 8 Знакомство с основными правовыми и нормативными документами по метрологии.Работа с фондом нормативной документации: Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений».РМГ 29–99. Рекомендации по межгосударственной стандартизации. ГСИ. Метрология. Основные термины и определения. ГОСТ Р 8.000–2000. Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения. ГОСТ 8.417–2002. ГСИ. Единицы величин. | 2 | |||
Раздел 3 | Сертификация | |||
Тема 3.1 Система оценки соответствия в Российской Федерации | Содержание учебного материала | 3 | ||
Виды оценки соответствия. Испытания на предприятии. Аккредитация. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов. | ||||
Государственный метрологический контроль и надзор. Подтверждение соответствия. Основные цели и принципы подтверждения соответствия. | ||||
Декларация поставщика о соответствии. | ||||
Сертификация. Объекты сертификации. | ||||
Обязательная и добровольная сертификация. Системы сертификации. Субъекты сертификации. Правила и порядок сертификации. Схемы сертификации. Результат сертификации. Знак обращения на рынке и Знак соответствия. Инспекционный контроль сертифицированных объектов. | ||||
Практическое занятие № 9 Анализ маркировочных знаков реального монитора ПК .Контрольная работа по разделу 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа студентов:поиск и изучение материалапо процедуре сертификации и декларации продукции в различных сферах | 4 | |||
Тема 3.2. Сущность и проведение сертификации | Содержание учебного материала | |||
Сертификация как средство регулирования и безопасности товаров и услуг. Роль и место сертификации в современном обществе. Качество и безопасность товаров. | 3 | |||
Термины и определения в области сертификации. | ||||
Подтверждение соответствия. Форма подтверждения соответствия: сертификат соответствия, декларация о соответствии, знак соответствия, знак обращения на рынке. Системы сертификации и их структуры. Области аккредитации. Аккредитация | ||||
Особенности сертификации программного обеспечения | ||||
Самостоятельная работа студентов: Поиск в сети интернет информации о сертификации ПС | 2 | |||
Тема 3.3. Правила по проведению сертификации в РФ | Содержание учебного материала | 3 | ||
Цели и принципы. | ||||
Участники сертификации. | ||||
Обязательная и добровольная сертификация. | ||||
Тема 3.4 Порядок проведения сертификации в РФ. | Содержание учебного материала | 3 | ||
Основные этапы процесса сертификации: заявка на сертификацию, принятие решения по заявке, анализ состояния производства (аттестация производства), испытание продукции/проверка результатов услуги, оценка соответствия продукции/услуг, принятие решения о выдаче сертификата соответствия, выдача сертификата соответствия, инспекционный контроль. | ||||
Схемы сертификации | ||||
Тема 3.5 Порядок сертификации систем менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р 40.003-2003 | Содержание учебного материала | 3 | ||
Правила и порядок сертификации систем менеджмента качества: область применения, объекты, этапы. ГОСТ Р 40.003-2003 | ||||
Органы по сертификации и испытательные центры. Порядок их аккредитации | ||||
Тема 3.6 Сертификация в различных сферах | Сертификация систем обеспечения качества. | |||
Экологическая сертификация и преимущества её применения. | ||||
Раздел 4 | Техническое документоведение | |||
Тема 4.1 Документация и ее роль в обеспечении качества. ЕСПП | Содержание учебного материала | 2 | ||
Требования стандартов к программной документации. Комплекс стандартов Единой системы программной документации (ЕСПП) | 3 | |||
Работа с нормативными документами системы ЕСКД. Виды графических конструкторских документов по ГОСТ 2.102, ГОСТ 2.104, ГОСТ 2.201. | ||||
Краткое описание стандартов ЕСПП. Перечень документов ЕСПП | ||||
Самостоятельная работа студента:повторение лекционного материала. Поиск в сети интернет дополнительной информации о ЕСПД | 4 | |||
Тема 4.2 Критерии проверки и приёмки ПС | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |
Требования к программным документам, выполненным печатным способом | ||||
Техническое задание – основополагающий документ проекта ПС. Требования к техническому заданию по Гост 19.201-78 | ||||
Структура Технического задания. Практические приёмы. | ||||
Детализация. Шаблонное построение фраз. Формализация. | ||||
Штампы и унификация при подготовке текста Технического задания. Перечни и нумерация разделов | ||||
Тема 4.3 Разработка документов планирования и проведения испытательных работ по оценке готовности и качества ПС | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |
Программа и методика испытаний по ГОСТ 19.301-79. | ||||
Структура Программы и методики испытаний | ||||
Практическая работа № 10 Единая система программной документации (ЕСПД). Система организационно-распорядительной документации (ОРД) и правила ее оформления. Работа по применению ГОСТ 6.30. ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. | 2 | |||
Контрольная работа по разделам 4, 5.Рубежный контроль (зачет) | ||||
Всего: |