Бюрократические деформации социалистической идеи




Пропуская и далее декларативные, неаргументированные, суждения оппонента, остановлюсь лишь на следующем.

Г: Исторически необходимый после Ленина поиск форм и методов строительства нового общества вылился в же­сткую идейную и политическую борьбу. Сталин умело сыграл на революционном нетерпении масс, на свойствен­ных всякому массовому движению утопических и уравни­тельных тенденциях, на стремлении авангарда к скорей­шему достижению желанной цели. Все это очень сужало возможности творческого обсуждения возникающих про­блем, альтернатив, вело к унификации, при которой уже не оставалось места для разнообразия мнений и взгля­дов на основе марксистской теории и в рамках партийной программы. Идея социализма все теснее сближалась с образом авторитарной командно-бюрократической адми­нистративной системы. (1)

М.С.Горбачёву не нравится "авторитарная командно-бюрократическая административная система". То, что она бюрократиче­ская,- это, конечно, нехорошо. Но это не порок самой системы, а социальная болезнь. Нынешняя система тоже не застрахована от бюро­кратизма, может быть даже в большей степени. При социализме эта болезнь излечима; прежде всего, как говорил Ленин, поднятием куль­турности (подразумевалось, что сознательность уже есть). Но это долгий путь. Поэтому мой оппонент предлагает путь короче: лечить головную боль посредством отсечения головы - т.е. сломать саму систе­му. Конечно, хорошо, что из "системы" изгоняются коррумпированные элементы и закоренелые бюрократы. Но не прорастают ли на их месте новые?

Что касается самой централизованной системы управления, которую сейчас ругают приведёнными выше и всякими другими словами, то она, в своей основе, есть детище Ленина:

"Государство, это область принуждения... "Администрирование" и администраторский подход к делу здесь обязательны. Партия, это непосредственно правящий авангард пролетариата, это - руководитель... Профсоюзы - резервуар государственной власти, школа коммунизма, школа хозяйничанья... Пока мы, Цека партии и вся партия, будем администрировать, т.е. управлять государством, мы никогда не откажемся и не можем отказаться от... смещения, перемещения, назначения, увольнения и пр."

/Ленин, т.32, с.76-77/

Победивший рабочий класс не может управлять государством иначе, чем через свою партию. Ведь политика требует знания теории, ясности цели, решительности и умения в её достижении. Но рабочий должен сле­дить, чтобы партия всегда сохраняла верность цели и оставалась своей, т.е. рабочей. Забыв это, он не должен удивляться, что власть усколь­зает из его рук. Желающих прибрать её к своим рукам находится доста­точно. Сейчас мы это и чувствуем.

Ленин строил твёрдый аппарат, но вместе с тем гибко следующий политике; выступал за единоначалие, против раздувания коллегиальности, против бюрократических извращений:

"Твёрдый аппарат должен быть годен для всяких маневров. Если же твёрдость аппарата превращается в закостенелость, мешает поворотам, тогда борьба неизбежна. Поэтому нужно все силы употребить на то, чтобы безусловно добиться своего, добиться полного подчинения аппарата политике. Политика есть отношение между классами - это решает судьбу республики. Аппарат, как подсобное средство, чем твёрже, тем он лучше и пригоднее для маневров".

/Ленин, т.32, с.205/

"Пять лет лучшие силы уходили на то, чтобы создать эту систему! Эта система есть величайший шаг вперёд".

/Ленин, т. ЗЗ, с.284/

Общие принципы и даже некоторые детали системы управления описа­ны во многих работах Ленина (напр., т.31,с.29-31; т.32,с.153; т.33,с.268,299-306,445-460 и др.).

Г: Другим следствием этого процесса был все больший разрыв между теорией марксизма и реальностью, между гуманистическими идеалами и практикой. Бюрократиче­ская, жестко централизованная экономическая и поли­тическая система действовала по своим законам. А тео­рия должна была выполнять извращенную идеологиче­скую функцию, создавать иллюзию «правильности» этих действий, оправдывать практику, рисуя в общественном сознании законченную модель социализма, якобы соот­ветствующую принципам марксизма-ленинизма. (2)

" Разрыв между теорией марксизма и реальностью " насту­пил после исторической "вехи", о которой оппонент пишет ниже (см. III – 3, абзац 19). Там и поговорим.

Г: Во имя достижения «великой цели» оправдывались любые самые бесчеловечные средства. «Политическая це­лесообразность» официально ставилась выше «формаль­ной законности», что лишало политику морального нача­ла. Поправ нормы и принципы человеческой нравствен­ности и справедливости, авторитарно-бюрократическая система старалась упрочить свое положение, настойчиво внедряя в общественное сознание «особые», отличные от общечеловеческих, нормы общежития и поведения. (3)

"Нам необходимо всё богатство марксистской методоло­гии ",- написал М.С.Горбачёв в I разделе. Необходимо, вероятно, для того, чтобы "переосмыслить" и её. А после "переосмысления" полу­чается такая "методология":

Скажем, у Ленина написано:

"Революционная целесообразность выше формального демокра­тизма".

/Ленин, т.32, с.34/

М.С.Горбачёв цитирует это так: " политическая целесообразность" выше "формальной законности ". Замена половины (!) слов - и, вместо ленинского приоритета интересов революции, получается приоритет интересов политической интрижки с криминальным оттенком!

Из контекста видно, что это не опечатки. Например, слово " поли­тические " подтверждается у оппонента в том же предложении словом " политика ".

Это было о методе. А по существу:

"Плох тот революционер, который в момент острой борьбы останавливается перед незыблемостью закона,- говорил Ленин.- Законы в переходное время имеют временное значение. И если закон пре­пятствует развитию революции, он отменяется или исправляется".

/Ленин, т.27, с.478/

"Польза революции, польза рабочего класса - вот высший закон".

/Ленин, т.42, с.14/

Так говорил юрист и революционер.

Г: Огромное значение имел XX съезд КПСС, разоблаче­ние им явления, получившего название «культа лично­сти», развенчание Сталина и осуждение его методов. Это заставило по-новому взглянуть на пройденный страной и партией путь. (5)

"Разоблачённый" культ личности показал, однако, удиви­тельную для народа жизнеспособность. Очевидно, корни его так и не были вскрыты, Да и хотели ли этого "личности"?.. (Здесь намек на культ послесталинских личностей, включая самого Горбачева – В.К.)

Г: Сталинские извращения привели к утрате главно­го, что было в марксовой и ленинской концепции социа­лизма: понимания человека как цели, а не средства. Вме­сто идеи свободного развития каждого как условия сво­бодного развития всех появилось представление о чело­веке как «винтике» партийно-государственной машины и об организациях трудящихся как «приводных ремнях» этой машины. И в дальнейшем сложившийся механизм в основном сохранился. Более того, по существу, админи­стративно-бюрократическая система набирала все боль­шую силу, что имело крайне негативные последствия для общества, которое в конце концов было доведено до со­стояния стагнации и поставлено на грань кризиса. (8)

Кто привёл " к утрате главного, что было в марксовой и ленинской концепции социализм а", мы лучше поймем в конце статьи. В рассматриваемом же абзаце много путаницы.

Во-первых, главное в марксистской концепции социализма другое, а именно то, что социализм - это лишь первая фаза коммунистического, т.е. бесклассового, общества, неполный коммунизм. Во-вторых, спор: человек - средство или человек - цель — схоластический. Оба преди­ката не имеют смысла без человека-деятеля. А человек-деятель нуждается в средствах, чтобы достичь цели. Если таким средством является эксплуатация, то человек - наполовину животное; и лишь с уничтожением классов он - человек. Тогда, по словам Энгельса:

"Прекращается борьба за отдельное существование. Тем самым человек теперь - в известном смысле окончательно - выделяется из царства животных и из звериных условий существования пере­ходит в условия действительно человеческие".

/Энгельс "Анти-Дюринг", с.287/

И только в коммунистической ассоциации, это в-третьих, "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех".

Нападки на привычно выхваченные из контекста "винтики" и "привод­ные ремни" бьют мимо цели. Откуда эти слова, какой они заключали в себе смысл? Первое слово взято из тоста И.В.Сталина в честь участников парада Победы:

"Я подымаю тост за людей простых, скромных, за "винтики", которые держат в состоянии готовности наш великий государ­ственный механизм".

/"Правда", 27 июня 1945 г./

У механизма, который сокрушил гитлеровскую военную машину, были крепкие "винтики"! Вряд ли такая метафора была обидна для людей. Очень я уважаю те "винтики" и немного им завидую. Социализм дал мне возможность самому выбирать, в каком звене "механизма" работать; и я считаю, что лучше быть хорошим "винтиком", чем плохим "рулём".

У Ленина можно встретить выражение "маленькие люди", но никому из трудящихся и в голову не приходило, будто Ленин хотел этим его обидеть.

Выражение "приводные ремни" Сталин унаследовал от Ленина (т.32, с.78). Оно обозначает существенный элемент ленинской системы управления:

"Нельзя осуществлять диктатуры пролетариата через поголовно организованный пролетариат. Нельзя осуществлять диктатуры без нескольких "приводов" от авангарда к массе передового класса, от него к массе трудящихся".

/Ленин, т.32, с. З/

Ленин предостерегал:

"Неизбежна катастрофа нашего социалистического строительства, если неправильно построен или неправильно работает передаточ­ный механизм от компартии к массам..."

/Ленин, т.33, с.167/

Предсказание сбылось.

Кто же извращает ленинизм: тот, кто налаживает "приводные ремни", или тот, кто рвёт их, а заодно рушит всю систему управления? Надо ли удивляться, что общество становится всё менее и менее управляемым? Безграничная демократия ведёт к анархии. Анархия ведёт к диктатору.

Г: Эти годы обычно называют «периодом застоя», но, по-видимому, такая характеристика представляется уже недостаточной. То было время упущенных возможностей, нанесшее серьезный ущерб делу социализма. Тогда не­дооценили значения совершавшегося переворота в науке и технике и не сделали практических шагов в этом на­правлении, хотя и много говорилось о необходимости соединения достижений НТР — причем новейшего ее этапа — с преимуществами социализма. В результате в общецивилизационном плане в ряде важных сфер и направлений мы остались как бы в прошлой технологи­ческой эпохе, а страны Запада перешли в другую — эпоху высоких технологий, принципиально новых взаимосвязей науки и производства, новых форм жизнеобеспечения людей, вплоть до быта. (9)

Причину и роль " периода застоя " очень важно понять. Эту причину М.С.Горбачёв видит в недооценке НТР. Но это лишь такти­ческая сторона дела. Стратегической стороной, мне представляется, был отход партийного руководства от коренных принципов марксизма-ленинизма, забвение ленинских заветов и предостережений. Конкретнее об этом будет ниже.

Сползая всё дальше и дальше в оппортунистическое "болото", партия лишила свою деятельность научной основы и перестала быть большевист­ской, т.е. ленинской. Закономерным результатом этого было:

· провал программы "построения коммунизма",

· разочарование народа, перед ко­торым вдруг померкла великая цель,

· дискредитация марксизма-ленинизма,

· всё большее превращение изучения общественных наук в пустую формальность, ритуал,

· распространение формалистической заразы по всей системе управления, образования, воспитания,

· стремительная бюрокра­тизация аппарата,

· потеря морального облика многими коммунистами,

· ослабление связи партии с народом,

· усиление буржуазного влияния во всех сферах и податливости ему,

· потеря стимулов в работе,

· снижение дисциплины, чувства ответственности и производительности труда и проч.

Одно другое обуславливало и вызвало цепную реакцию разложения социали­стического общества, стагнацию экономики.

"Период застоя" - это со­циализм, двигавшийся без мотора, по инерции, и поэтому год от года замедляющий ход. Потерявший революционный пульс социализм, из кото­рого вынули душу, всё более омертвлялся. От него осталась лишь видимость; образно говоря, скелет базиса, расшатанного реформами, сохра­няющий живучесть лишь благодаря взбадривающим инъекциям партийных съездов, да верой значительной части трудящихся в его выздоровление. Но знахарские приёмы лечения не помогали. Так мы дошли до "перестройки".

Такой представляется картина "застоя" глазам очевидца, сохранив­шего верность социализму и не впадающего в нытьё от временных неудач. Это взгляд изнутри, а не со стороны; взгляд простого человека снизу, а не казённый взгляд академиков, "доказывающих" сегодня то, против чего сами вчера ещё выступали.

Похоже, что некоторые из руководителей все же осознавали совер­шённые партией ошибки и даже предсказывали возможные последствия:

"За ошибки в политике приходится расплачиваться. Когда осла­бевает руководящая роль компартии, возникает опасность соскаль­зывания к буржуазно-реформистскому пути развития. Теряется связь партии с народом - и в возникшем вакууме появляются самозваные претенденты на амплуа выразителей интересов тру­дящихся".

/Ю.В.Андропов, Речь на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 г./

За период "застоя" и его последствия марксизм-ленинизм не несёт никакой ответственности, ибо закономерный результат явился блестящим доказательством на практике того, что отход от научной основы со­циализма превращает его в утопию, что никакая партия, кроме больше­вистской, не в состоянии привести к коммунизму.

 

Перестройка



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: