и новое видение социализма




Г: Революционная перестройка началась по инициативе партии, ее руководства. На этом основании у нас в печа­ти ее иногда стали оценивать как «революцию сверху», проводить различные исторические параллели и сопо­ставления. (1)

Здесь мы узнали, что перестройка - это революция. Осталось узнать: что есть контрреволюция и реставрация капитализма? Пусть оппонент попробует дать определения этим понятиям.

Г: Представляется, однако, что понятие «революция сверху» неприемлемо потому, что оно делит наше обще­ство на руководящие «верхи» и исполняющие их идеи, указания и повеления «низы». Для Сталина, который ис­пользовал это понятие при характеристике коллективи­зации, оно было естественно, ибо отражало его пред­ставление о пирамиде власти, основанием которой явля­ются «низы», а вершиной — руководители. Для нас же подобное представление есть слепок с авторитарно-бюро­кратической системы, которую мы отвергаем, есть выра­жение антидемократической идеологии сталинизма, т. е. не нового, а старого мышления. (2)

Всякая власть есть иерархия. Рассматривая механизм пролетарской государственной власти, Ленин пояснял:

"Русскому большевику, знакомому с этим механизмом и наблюдав­шему, как вырастал этот механизм из маленьких, нелегальных, подпольных кружков в течение 25 лет, все разговоры о том, "сверху" или "снизу", диктатура вождей или диктатура массы и т. п., не могут не казаться смешным ребяческим вздором, чем-то вроде спора о том, полезнее ли человеку левая нога или правая рука".

/Ленин, т.31, с.31/

Г: Прежде всего с них должен быть снят налет конфронтационности, абсолютного, метафизического проти­вопоставления современных социальных систем. Сама жизнь, ее диалектика, вставшие перед человечеством гло­бальные проблемы и опасности требуют перехода от конфронтации к сотрудничеству народов и государств независимо от их общественного строя. (6)

Марксист должен знать, что политика есть концентриро­ванное выражение экономики. Поэтому " снять налёт конфронтационности " не под силу даже М.С.Горбачёву. Для этого нужно было бы сначала снять антагонистические противоречия между странами и внутри них, что не может произойти, пока существует капитализм.

"Мечтания о мире без проповеди революционных действий выражает страх перед войной, не имея ничего общего с социализмом",- говорил Ленин.

/Ленин, т.21, с.169/

Конечно, это не означает вульгарный "экспорт революции".

Источником всех войн нашего века является империализм - такова уж его природа. Именно империализм вступил на путь конфронтации с первой социалистической страной и уже не раз пробовал её на зуб. Не будь этого, не кичился бы он сегодня своими экономическими ус­пехами. Империалисты и их пособники "уговаривают" социалистические страны отказаться от социализма "во имя мира" и готовы поддержать те страны, которые согласны идти на односторонние принципиальные уступки.

"Уничтожим классовую борьбу - и буржуазия и "все независимые люди" "не побоятся пойти рука об руку с пролетариями"! Но в дураках-то останутся именно пролетарии"

/Маркс и Энгельс, т. З, с.97/

Мирная политика Советского Союза всем известна. Её принципы раз­работаны Лениным, и среди них нет и не может быть принципа классового мира. Мирное сосуществование - это одна из форм классовой борьбы. Никогда трудящиеся массы какой-либо страны не представляли для нас "образа врага". Именно СССР всегда был сдерживающим фактором против развязывания ядерной войны. Не будь этого фактора, что бы удержало ядерного монополиста заявить о своей силе простым нажатием кнопки? Как можно ронять достоинство СССР, возлагая на него равную (и вообще какую-либо) ответственность за "налёт конфронтационности"?

Капитализация же нашей страны сделала бы её игральной картой в колоде тузов мирового капитала, что означало бы для нас непосредственную опасность быть втянутыми в какую-нибудь из нескончаемых войн, которые развязываются империали­стами, плюющими на "демократические" мирные волеизъявления их народов.

Г: Преодолению конфронтационного подхода способст­вует учет того обстоятельства, что мы являемся частью человеческой цивилизации, за сохранение которой ответ­ственны. Однако в ажиотаже своего прямолинейного противостояния капитализму мы явно недоучитывали значение многого, что выработано человечеством на про­тяжении веков. К числу таких достижений цивилизации относятся не только простые нормы нравственности и справедливости, но и принципы формального права, т. е. равенства всех перед законом, права и свободы лично­сти, принципы товарного производства и эквивалентного обмена, основанные на действии закона стоимости. Сей­час все более определенно входит в общественное созна­ние мысль, что товарное производство, экономические методы управления на современном уровне развития со­циализма являются его неотъемлемым элементом. (7)

Перечисленные здесь достижения цивилизации - среди которых почему-то не оказалось социалистических - достигались в результате борьбы классов. А их положение в общества и взгляды были во многом противоположны. Поэтому марксисты всегда говорили:

"Мы себя в обман такими прекрасно звучащими лозунгами, как свобода, равенство и воля большинства, не дадим... Свобода, если она противоречит освобождению труда от гнёта капитала, есть обман".

/Ленин, т.29, с.323/

"Равенство есть пустая фраза, если под равенством не понимать уничтожение классов".

/Ленин, т.29, с.329/

Можно ли считать себя марксистом - и игнорировать основное в марк­сизме: классовый подход?

Возможность использования социализмом товарного производства - после 1952 года вряд ли кто оспаривал. Но перестройка идёт дальше: по пути признания частной собственности и создания рынка свободной рабочей силы. А при этих условиях товарное производство превращается в капиталистическое.

Г: Нам следует по-новому взглянуть и на известное по­ложение В. И. Ленина о том, что между ступенькой, именуемой монополистическим капитализмом, и ступенькой, именуемой социализмом, никаких промежуточных «кон­струкций» нет. Очевидно, что Ленин выявил_ не до конца осознанную нами до сих пор близость форм организации и уровня обобществления производства этих формаций, свидетельствующих о том, что уже вступают в действие не чисто формационные, а общецивилизационные меха­низмы. Должно измениться понимание содержания эко­номического соревнования капитализма и социализма. Решающее значение приобретают не количественный рост производства или количество продуктов на душу на­селения (хотя в некоторых отраслях народного хозяйства и эта задача не снята с повестки дня, например, в сель­ском хозяйстве), а экономия ресурсов, уровень техноло­гии, информационное обеспечение. Мы должны менять экономические критерии, приводить их в соответствие с современностью, с экономической реальностью наших дней. И это очень существенно для определения целей экономической политики. (8)

Прежде чем "по-новому взглянуть" на известное положе­ние В.И.Ленина, надо его правильно воспроизвести. У Ленина - не монополистический капитализм, а государственно-монополистический. Есть разница. Уточним это понятие и конкретные условия по Ленину. Ленин чётко указывал, в каком смысле следует в новых условиях пони­мать этот "своего рода государственный капитализм":

"Развитие капитализма под контролем и регулированием пролетар­ского государства (т.е. в этом смысле слова "государственного" капитализма) выгодно и необходимо в чрезвычайно разорённой и отсталой мелкокрестьянской стране (конечно, в известной лишь мере)".

/Ленин, т.32, с.433/

И вот только в этом, как подчеркнуто у Ленина, смысле

"государственно-монополистический капитализм при действительно революционно-демократическом государстве неминуемо, неизбежно означает шаг и шаги к социализму".

/Ленин, т.25, с.332/

По условиям момента (написано при Керенском) здесь нельзя было прямо написать "при диктатуре пролетариата".

Заметно, что о форме оппонент говорит охотнее, чем о содержании. Нагромождение слов, вроде "конструкции", "формы организации", "формационные механизмы", лишь воскрешает дух богдановской тектологии, но не вносит ясности в содержание.

Фраза " Ленин выявил..." в начале верна наполовину, а в конце (где о "механизмах") сомнительна, ибо такой мысли в ленинских работах нет. Верна наполовину - это значит, недосказано то, что, помимо "близости", Ленин говорил и о непримиримом противоречии между общественным харак­тером производства и частным характером присвоения; лишь после раз­решения этого противоречия государственно-монополистический капита­лизм может перейти в социализм. Отсутствие приведенного дополнения нарушает диалектический закон единства и борьбы противоположностей (о "единстве" сказано, о "борьбе" - нет), и рассмотрение получается однобоким, статичным, метафизическим.

Содержание экономического соревнования капитализма и социализма определяется иначе, а именно тем, что

"пролетариат представляет и осуществляет более высокий тип общественной организации труда, по сравнению с капитализмом. В этом суть. В этом источник силы и залог неизбежной полной победы коммунизма".

/Ленин, т.29, с.386/

Остальное - детали.

Г: Так, мы стоим на первом месте в мире по объему про­изводства стали, минеральных удобрений и некоторых других видов продукции. И что специфически «социали­стического» прибавляет нам это достижение? Видимо, с какого-то момента эти тонны, штуки, метры и т. п. стано­вятся слишком грубыми и примитивными показателями экономического и социального развития. Критерии социалистичности в этих условиях должны больше соотносить­ся с интересами и потребностями человека. А в области производства материальных благ надо следовать не конфронтационному лозунгу «догнать и перегнать», а ориен­тации на более органичное включение в мировой процесс экономического развития. Экономически мы выиграем, если будем не противостоять другим в этой сфере, а стре­миться вместе с ними решать и свои экономические про­блемы. (9)

Кто, войдя в мировую, т.е. капиталистическую систему с её жестокой конкурентной борьбой и неразборчивостью в средствах, перестанет "догонять и перегонять", тот может скоро оказаться в положении кролика, " органично включенного " в пасть удава. А современные империалистические "удавы" и слоном не подавятся.

Для меньшевиков основой мирного сосуществования является клас­совый мир, который реально не возможен даже при нашем отказе от социализма. О позиции большевиков мы уже говорили. Вот как, например, Ленин рассматривает вопрос о концессиях:

"Определение той меры и тех условий, при которых концессии выгодны и не опасны нам, зависит от соотношения сил, решается борьбой, ибо концессия тоже есть вид борьбы, продолжение клас­совой борьбы в иной форме, а никоим образом не замена классо­вой борьбы классовым миром. Способы борьбы покажет практика".

/Ленин, т.32, с.325/

Г: Идея социализма, в нашем сегодняшнем понимании,— это, прежде всего, идея свободы. Главный мотив соци­альной революции — освобождение рабочего класса — ос­новоположники научного социализма неразрывно связы­вали с освобождением «всего человеческого рода»1 от лю­бых форм гнета и эксплуатации. Причем речь шла о свободе, опирающейся на разум человека, на гуманисти­ческие представления о правах личности, живущей среди других людей, о свободе, которая не имеет ничего общего с анархией, корыстным и разрушительным своеволием. Вот почему социалистическое понимание свободы орга­нично соединяется с идеями общности, коллективности. Но коллективности не казарменной, нивелирующей лич­ность, а той, что Маркс и Энгельс называли действитель­ной коллективностью, в условиях которой «индивиды об­ретают свободу в своей ассоциации и посредством ее»2. (12)

К сожалению, именно эта грань социалистической идеи подверглась наибольшему искажению. (13)

" Идея социализма в нашем сегодняшнем понимании,- пишет М.С.Горбачёв,- это, прежде всего, идея свободы ". Понимай, что хочешь, вплоть до анархизма! Оппонент поклялся в верности Марксу и поэтому цитирует Маркса. И как цитирует! Длинный абзац до отказа наполнен словами: свобода, разум, гуманистические представления, анархизм, права личности,- которых во всём цитируемом сочинении Маркса... и в помине нет! Из этого сочинения взяты всего три слова, которые легче было бы найти не в 50 томах сочинений Маркса и Энгельса, а в однотомной Поваренной книге. Вот более полная цитата, в которой эти три слова я подчеркнул для наглядности;

"Освобождение класса производителей есть освобождение всего человеческого рода, без различия пола и расы;

...производители могут стать свободными, лишь овладев сред­ствами производства".

И как конечная цель борьбы:

"возвращение к коллективной собственности на все средства производства".

Сравним выводы. Маркс из анализа предыдущего опыта человечества делает в данной работе вывод: освобождая себя, рабочие освобождают и "весь человеческий род"; причём условием освобождения является переход всех средств производства в общественную собственность.

М.С.Горбачев из "анализа" трёх слов Маркса делает вывод, что у Маркса речь шла о чём-то другом, а именно об абстрактной свободе и т.п., хотя Маркс в данной работе этой темы вообще не касается. Точка зрения марксизма-ленинизма на абстрактные категории известна:

"Пока не уничтожены классы,- пишет Ленин,- при всяком рассуж­дении о свободе и равенстве должен быть поставлен вопрос:

свобода для какого класса? и для какого именно употребления? равенство какого класса с каким? и в каком именно отношении?.. Всякий, кто говорит о свободе и равенстве в пределах трудовой демократии - при условии, что капиталисты свергнуты, а частная собственность и свобода торговли еще остаются,- есть защитник эксплуататоров".

/Ленин, т.31, с.366/

Ленин боролся со своими идейными противниками честными методами, чего не скажешь о последних. В 1916 году Ленин пишет Бухарину:

"Цитаты из Маркса и Энгельса Вы обрываете так, что неверно передаётся смысл или допускаются неточные выводы".

/Ленин, т.43, с.495/

В конце абзаца мы находим ещё один пример, оказывается, вовсе не нового "метода". Оппонент приводит обрывок цитаты из Маркса и Энгельса с искажающим ее смысл комментарием. Привожу полную цитату, подчёркивая для наглядности избранные оппонентом слова:

"Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода. В существовавших до сих пор суррогатах коллективности - в государстве и т.д.- личная свобода существовала только для индивидов, развившихся в рамках господствующего класса... В условиях действительной коллективности индивиды обретают свободу в своей ассоциации и посредством её ".

А в конце параграфа Маркс и Энгельс подводят итог:

"Пролетарии... находятся в прямой противоположности... к госу­дарству и должны низвергнуть государство, чтобы утвердить себя как личности".

Видно, что Маркс и Энгельс называют суррогатом коллективности госу­дарство, а действительная коллективность, ведущая к действительной свободе личности, обуславливается низвержением государства, что становится возможным лишь в коммунистическом обществе.

Таким образом, " социалистическое понимание свободы органично соединяется " с классовым подходом к ней, а не с подходом оппонента. Говоря словами М.С.Горбачева, " именно эта грань социалистической идеи подверглась наибольшему искажению " в его статье.

Как тут не вспомнить слова Ленина:

"Марксизм есть чрезвычайно глубокое и разностороннее учение. Неудивительно поэтому, что обрывки цитат из Маркса,- особенно если приводить цитаты не кстати,- можно встретить всегда среди "доводов" тех, кто рвет с марксизмом".

/Ленин, т.26, с.181/

Г: Во имя лож­но понятого коллективизма игнорировалась человеческая индивидуальность, тормозилось развитие личности, под предлогом приоритета общего над индивидуальным рез­ко сужались разумные границы свободы, выхолащива­лась гуманная суть социалистического общественного устройства. Иными словами, из социалистического идеа­ла уходило главное — сам человек, его потребности, интересы, его живая жизнь. (13)

Оппонент нелогичен. Он сам апеллирует к приоритету общего над индивидуальным, когда, например, говорит об общечелове­ческих ценностях, о глобальных проблемах, о народовластии и т. д. Не является ли для коммуниста проблема ликвидации эксплуатации глобальной проблемой, решению которой должны быть подчинены индивидуальные устремления?

Оппонент не замечает также несовместимости пропаганды индивиду­ализма и гуманизма. Индивидуалисты ставят свое благополучие выше интересов общества, страны; они не станут закрывать своим телом вражескую амбразуру; именно в них черпает силу и пополнение мир бюрократов, преступников и рвущаяся к власти "советская" буржуазия. Зачем оппонент принижает основу социалистического образа жизни - коллективизм?

Капитализация социализма невозможна без капитализации обществен­ного сознания. Поэтому на рельсы индивидуализма переводится не только трудовая деятельность, идеология, воспитание, но и все остальное, что влияет на общественное сознание, в том числе и прежде всего - история, литература, кино. Иные "историки", не умея или не желая анализировать общественные, классовые отношения, пытаются трактовать исторические процессы с позиций индивидуального. И, говорят, неплохо получается - публика зачитывается. Не история, а "тайны мадридского двора"! И неважно, что концы с концами не вяжутся.

"Сущность человека,- писал известный историк-марксист М.Н.Покровский,- есть совокупность общественных отношений.

Индивидуальное - не начало, как казалось и кажется буржуазным историкам, а конец, итог. И отправляться в объяснения истори­ческого процесса от индивидуального... это значит заставлять историю итти вверх ногами".

/"Историк-марксист", 1929г., т. XI, с. II/

Вот она и пошла у нас вверх ногами!

Г: Сразу после революции родилась известная поэтиче­ская формула: «Социализм — свободный труд свободно собравшихся людей». Жизнь, практика конкретизирова­ли эту формулу: «Не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революци­ей, на личном интересе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расчете» — на таких принципах должен был, по Ленину, базироваться процесс социалистического строительства. И эта истина была надолго забыта в усло­виях господства авторитарно-бюрократической системы. (14)

Акцент на индивидуальное в предыдущем абзаце М.С.Горбачёв хочет подкрепить высказыванием Ленина о личной заин­тересованности. Однако и в этом вопросе Ленин исходил из приорите­та общественных интересов:

"Теперь мы нашли ту степень соединения частного интереса, частного торгового интереса, проверки и контроля его госу­дарством, степень подчинения его общим интересам, которая раньше составляла камень преткновения для многих и многих социалистов".

/Ленин, т.33, с.428. Подчеркнуто мной - В.К./

Что касается самого принципа личной заинтересованности, то он, в его ленинском понимании, широко применялся в годы первых пяти­леток. Ещё шире применялись тогда моральные стимулы, составлявшие важное преимущество социалистического строя. Позднее, в годы "застоя", они были девальвированы.

Очень затрудняет чтение статьи М.С.Горбачёва нечёт­кость, туманность изложения, которая проявляется в неоднозначности или неопределённости терминов, игнорировании или путаности времен­ных соотношений и логических связей, расплывчатости или неопреде­лённости объекта рассмотрения или критики и т.д. Видимо, следует привести хотя бы один пример этого. Пусть это будет следующий абзац:

Г: Также искаженно, примитивно трактовался и важнейший принцип социализма — принцип обобществления производства на деле. Как раз именно дело было подме­нено формой, декларацией, показным благополучием, ко­торое основывалось на диктате и администрировании, а нередко и на насилии, как во время форсированной кол­лективизации деревни. Сегодня мы должны посмотреть на общественную собственность конкретнее, учитывая и позитивный, и негативный опыт. Речь прежде всего о том, чтобы не сводить обобществление к огосударствлению, о чем предупреждал Ленин и что в дальнейшем было про­игнорировано. (15)

О каком времени здесь идёт речь? Что является предметом "обобще­ствления производства на деле"? Хотя бы один пример, поясняющий смысл "подмены формой" и т.п. В кого направлена критика? Что имеется в виду под "негативным опытом" общественной собственности? Когда и кого предупреждал Ленин и кто эти предупреждения проигнорировал?

Понять "коллаж" оппонента, возможно, помогут в какой-то степени такие замечания. Национализация всей промышленности закончилась в 1920 году; т.е. после Ленина нечего было обобществлять, "подменять формой" и т.п., а также игнорировать. Выходит, критика адресована ко времени Ленина. Упомянутое предупреждение Ленин сделал на заре национализации Бухарину и его группе, которые настаивали на "самом решительном обобществлении".

В данном абзаце оппонент начинает генеральное наступление на об­щественную собственность. Поэтому следует сказать о ней несколько слов.

Общественная собственность - фундамент социалистического строя, уничтожение частной собственности - принципиальная задача социализма. Судьба социализма сегодня решается именно здесь.

"Необходимо всеми средствами, какие имеются в распоряжении пролетариата, вести борьбу за переход средств производства в общее владение.

Таким образом, общее владение средствами производства вы­двигается в программе как единственная главная цель, которой надо добиваться".

/Маркс и Энгельс, т. З, с.512-513/

"Пока остаётся частная собственность на средства производства (напр., на земледельческие орудия и скот, если даже частная собственность на землю отменена) и свободная торговля, до тех пор остаётся экономическая основа капитализма. И диктатура пролетариата есть единственное средство победоносной борьбы с этой основой, единственный путь к уничтожению классов".

/Ленин, т.31, с.367. Подчёркнуто мной - В.К./

Такова важность затронутой темы. Отметим и решающую роль диктатуры пролетариата. О ней будет речь ниже.

Ещё совсем недавно М.С.Горбачёв заявлял, что стоит в вопросе о частной собственности на позициях Коммунистического Манифеста. Что ж, возьмём "Манифест":

"Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности".

/Маркс и Энгельс, т. 1, с.120/

Теперь М.С.Горбачёв пишет о "негативном опыте" общественной собст­венности, как будто ищет щель, в которую можно было бы втиснуть частную собственность, на негативный опыт которой мы и намёка не найдём в его статье. При участии М.С.Горбачёва подготовлен антиконституционный проект Закона о собственности, в котором стыд частной собственности прикрыт фиговым листком личной собственности "произ­водственного назначения". Для учёности этот приём был назван "расширительным толкованием" личной собственности.

Г: Мы не отказываемся и не откажемся от самой идеи обобществления, приоритета общественной собственно­сти, которая является органичной составной частью со­циалистического идеала. Объединенный и освобожденный труд был и остается сущностной чертой социализма. В то же время мы отвергаем обобществление формальное, ут­верждаем на практике многообразие форм собственно­сти, не исчерпавших свой потенциал, способных продви­нуть социалистическую экономику по пути повышения эффективности. (16)

Всюду у оппонента "социалистическая идея " первична. Под неё он подгоняет задуманные изменения в материальных условиях жизни общества. Даже заголовок его статьи тому подтверждение. Но, согласно марксизму, именно отношения собственности характеризуют тот или иной способ материального производства, который находит отражение в соответствующих идеях.

Интересно отметить, что об общественной собственности оппонент говорит только как об "идее ", в то время как многообразие форм соб­ственности, включающее частную собственность, " утверждается на прак­тике ". А мы только что видели на практике, что идеи М.С.Горбачёва обладают какой-то странной неустойчивостью.

Заметим также, что оппонент так и не объяснил, что он понимает под термином "формальное обобществление" (и что тогда - "неформаль­ное"), но уже опирается на него.

Г: К сожалению, в общественном мнении пока еще до­вольно широкое хождение имеют грубо уравнительные представления, которые критиковал Маркс. И сегодня многие еще нередко идут на поводу у подобных настрое­ний. Справедливость социализма тесно связана с пробле­мой распределения по труду, которая, в свою очередь, не может быть решена без глубокого анализа проблем производительности труда вообще, реального соотно­шения простого и сложного труда, сочетания текущих и долгосрочных интересов общества. Это — задача на сегодня и, одновременно, на стратегическую перспек­тиву. Это то самое противоречие социализма, которое выступает как одна из мощных движущих сил его раз­вития. (18)

В " сочетании текущих и долгосрочных интересов обще­ства " нет противоречия, присущего только социализму, и не здесь надо искать, если быть материалистом, " мощные движущие силы " социа­лизма. Тем более что пока не ясно, что считается сегодня долго­срочным интересом нашего общества. Неужели, коммунизм?! Тогда про­тиворечие с текущими интересами лавочников, и наших новых "хозяев" создало бы перестройке движущую силу невиданной мощи.

Г: Сущностная черта социализма — утверждение подлинного народовластия. Этого никто за все годы нашей истории никогда не отрицал. Привлечение масс к управ­лению всегда считалось важнейшим признаком социали­стической демократии, развитие которой, по Ленину, дол­жно состоять в том, что из демократии для трудящихся по мере прогресса культуры, подъема уровня сознания масс она должна превращаться в демократию, осуществ­ляемую самими трудящимися. Объявление нашего социа­листического государства общенародным на рубеже 50— 60-х годов, видимо, должно было служить вехой, обо­значающей этот переход. К сожалению, теоретические новации на протяжении нескольких десятилетий не со­провождались какими-либо изменениями в политических механизмах. Поэтому, как и отношения собственности, социалистическую демократию надо рассматривать не абстрактно, а в единстве с механизмами воплощения ее основных принципов, которые призваны обеспечить со­циалистическое самоуправление народа, правовое госу­дарство. Последовательное проведение этих принципов представляет собой гарантию не только демократическо­го, но подлинно социалистического развития нашей поли­тической системы. Это — один из уроков прошлого и за­дача, которую диктует нам жизнь, реальность пере­стройки. (19)

Здесь утверждается, что сущность социализма - народо­властие. Красивая, лозунговая фраза, ставшая привычным штампом. Однако, это утверждение оппонента некорректно и неверно.

Во-первых, сущность социализма глубже вопроса о власти, которая есть лишь надстройка. Во-вторых, если это описка и речь должна идти (судя по контексту) не о сущности социализма, а о сущности Советской власти, то в таком случае эта сущность определена не по-марксистски. Ленин, следуя Энгельсу, называет понятие "народное государство" бессмыслицей (Ленин, т.25, с.413).

Он предостерегает доверчивых:

"Всякие речи о независимости или демократии вообще, какими бы соусами их ни облекали, есть величайший обман, величайшее предательство социализма".

/Ленин, т.28, с.395/

Всё реже звучит сейчас лозунг перестройки: "Больше социализма, больше демократии". Хочется спросить: где у нас стало больше со­циализма, кто использует выгоды от такой демократии, как совместить происходящее с утверждением, будто всё идет по-ленински?

"Развитие вперёд не идёт просто, прямо и гладко, "ко всё боль­шей и большей демократии", как представляют дело либеральные профессора и мелкобуржуазные оппортунисты,- писал Ленин. Нет. Развитие вперёд, т.е. к коммунизму, идёт через диктатуру пролетариата и иначе идти не может".

/Ленин, т.25, с.433/

"Сущность Советской власти выступает теперь тем яснее: никакая иная власть, поддерживаемая трудящимися и пролетариа­том во главе их, теперь невозможна нигде в мире, кроме как Советская власть, кроме как диктатура пролетариата".

/Ленин, т.29, с.358/

Диктатура пролетариата - главное открытие Маркса. Ленин открыл Советы как форму осуществления диктатуры пролетариата. Период "застоя" начался с погребения этих великих открытий. Современному мещанину, хотя бы и в профессорском звании, понятие диктатуры пролетариата кажется архаичным; в обществе проросло вульгарное представление о ней. Поэтому некоторые ленинские разъяснения будут здесь вполне уместны.

"Это понятие тогда только имеет смысл,- говорит Ленин,- когда один класс знает, что он один берёт себе в руки политическую власть и не обманывает ни себя, ни других разговорами насчёт "общенародной, общевыборной, всем народом освящённой" власти".

/Ленин, т.32, с.250/

"Во всём народе... есть люди, забитые физически, запуганные люди, забитые нравственно, например, теорией о непротивлении злу насилием, или просто забитые не теорией, а предрассудком, обычаем, рутиной, люди равнодушные, то, что называется обыва­тели, мещане, которые более способны отстраниться от острой борьбы, пройти мимо или даже спрятаться... Вот почему дикта­туру осуществляет не весь народ, а только революционный на­род, нисколько не боящийся однако всего народа, открывающий всему народу причины своих действий и все подробности их, привлекающий охотно весь народ к участию не только в управле­нии государством, но и во власти, и к участию в самом устрой­стве государства".

/Ленин, т.31, с.326-327/

Десятилетия "застоя" не прошли бесследно: сознание рабочего класса оказалось сегодня в значительной степени деклассированным. Это лиши­ло его силы и было на руку бюрократам, карьеристам и взяточникам. Если рабочие это поймут - значит, ещё не всё потеряно. Я уверен, что не все наши рабочие омещанились и потеряли классовое чутьё. Им я посвящаю свою работу, хотя и не уверен, что её опубликуют.

Большевистская партия, потерявшая в годы войны лучшие свои кадры, не щадившие себя ни на фронте, ни в тылу, приняла молодое, но ещё сырое пополнение. Однако напряженная работа по восстановлению разрушенного хозяйства страны временно отодвинула на второй план идейно-политическую работу. После колоссального напряжения сил естественным было желание немного расслабиться, просто "пожить". Сменилось руко­водство. И вот тогда э т о произошло...

"Помню, в частности,- вспоминает Ф.М. Бурлацкий,- как готовилась записка в Президиум ЦК КПСС о переходе от диктатуры пролетари­ата к общенародному государству... Записка была направлена О.В.Куусиненом и вызвала буквально скандал среди многих руко­водителей... И только благодаря энергичной поддержке Хрущёва эта идея попала в Программу партии".

/"Литературная газета", 24 февраля 1988 г./

М.С.Горбачёв, ссылаясь на пересказанную им в духе "чистой" демократии мысль Ленина (т.29, с.161), объявляет волюнтаристский переход к общенародному государству вехой в нашей истории.

Да, это была веха, которая четко разделила семь десятилетий Советской власти на две непохожие половины. Советская власть лиши­лась своей сущности - диктатуры пролетариата - и стала постепенно вырождаться во власть бюрократии. Это сделало провозглашённую в Программе КПСС коммунистическую цель в принципе недостижимой. Как это привело к "застою", мы видели выше.

В чём неправ М.С.Горбачёв, ссылаясь на Ленина? У Ленина - не "демократия", а Советы, которые он определял как форму диктатуры пролетариата, новый, высший тип демократии. У Ленина - не "самими трудящимися", а Советами через них. У Ленина - не "прекращаться" (самотёком или по " записке "), а достигаться в результате решения "непомерно трудной" политической задачи. Эту задачу Ленин видел не только в достижении высокого уровня культуры и организации - чего мы, кстати, при Хрущёве, а тем более сейчас, не достигли,- но и в воспитании всех трудящихся " на марксистской программе ".

Ленин говорил о привлечении трудящихся к управлению при наличии диктатуры пролетариата, создающей необходимые условия для подлин­ного привлечения на социалистической основе. Хрущёв же провозгласил переход от диктатуры пролетариата к общенародному государству, то есть конец диктатуры пролетариата, а вместе с этим и исчезновение условий, необходимых для осуществления подлинного народовластия. Аргументация Хрущёва была научно несостоятельной, ибо диктатура пролетариата ещё не выполнила своих задач.

"Кто признаёт только борьбу классов, тот ещё не марксист,- писал Ленин,- …Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата... На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма".

/Ленин, т.25, с.383-384/

Вот на каком оселке испытывается настоящий марксист! А мой оппонент даже с борьбы классов пытается снять "налёт конфронтационности".

"Далее,- продолжает Ленин.- Сущность учения Маркса о государ­стве усвоена только том, кто понял, что диктатура одного класса является необходимой не только для всякого классового общества вообще, не только для пролетариата, свергнувшего буржуазию, но и для целого исторического периода, отделяющего капитализм от "общества без классов", от коммунизма".

/там же, с.384-385/

Как можно, не понимая сущности учения Маркса, считать себя марксистом, состоять в одной партии с Лениным?

"Невозможна совместная работа в рядах одной партии с челове­ком, не понявшим необходимости диктатуры пролетариата".

/Ленин, т.42, с.16/

Зато все другие партии не требуют признания диктатуры пролетариата или же требуют отказа от неё. Например, программа меньшевиков, при­нятая в апреле 1920 года партийным совещанием при ЦК РСДРП (меньшевиков), утверждала " не диктатуру пролетариата, а последовательно проведен­ное сверху донизу народовластие ", а также " самую широкую свободу идейной борьбы и пропаганды ".

Эта программа кажется вполне созвучной идеям перестройки. Тезис М.С.Горбачёва о том, будто "социалистическое самоуправле­ние народа" и "правовое государство" гарантируют социалистическое развитие нашей системы, также расходится с марксизмом. Во-первых, без диктатуры пролетариата нет никаких гарантий социалистического развития; во-вторых, определение "социалистический" у марксистов означает: опирающийся на общественную собственность и ведущий к уничтожению классов; в-третьих, подлинное самоуправление народа возможно лишь в бесклассовом обществе, т.е. когда уже не будет надобности в государстве, в том числе и в правовом; в-четвёртых, пока существуют классы, государство есть аппарат господствующего класса, а не народа вообще; право же является производным от об­щественных отношений, которые оно закрепляет, и оно не может быть выше их.

Г: Социализм выступает как носитель и защитник обще­демократических и общечеловечес



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: