Именное и глагольное управление.




Упражнение 1.

Исправьте стилистические ошибки в предложениях с однородными членами.

1.Это была мощная, хоть и моральная поддержка. 2. Мы можем вспомнить и отдать дань тем, кто стал жертвой борьбы. 3 Город пополнился новыми образовательными учреждениями, такими, как Пушкинский лицей, молодёжный театр и пожарный колледж. 4. Теперь каждый пассажир сможет получить ответы на интересующие вопросы, похвалить или предъявить свои претензии железнодорожникам по этому телефону. 5. На мальцевских предприятиях были созданы не только первые отечественные паровые машины, и первые русский пароходы. 6. Однако это никак не отразилось на всенародной любви к ней и прессе. 7. Полиция обрушила на молодёжь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие. 8. Разоблачаются пороки москвичей: их наивность, обман, подверженность чужому влиянию, любовь к деньгам. 9. Духота целый день – это предвестник грозы, грома и сильного ветра.

Упражнение 2.

Выпишите и исправьте словосочетания, в которых нарушена грамматическая норма.

Ляг на кровать; скучаю по вам; трое девушек; сорок грамм; в виску болит; заглянув в комнату; самый прилежный; курортные Сочи; по обоим рукам; малина слаще брусники; махают вершины сосен; красивая тюль; нас было трое; занавеска колыхается; менее работоспособнее; тремястами книгами; наиболее уместнее; директора школ; прочный тюль; рисунок более красивее.

 

Упражнение 3.

С данными глаголами составьте подчинительные словосочетания:

Атаковать, воздействовать, жениться, использовать, исследовать, содействовать, телеграфировать.

 

Упражнение 4.

Образуйте форму настоящего-будущего времени 1 лица единственного числа данных глаголов. Если какая-либо форма не употребляется, замените её описательным оборотом.

Вознаградить, выздороветь, дерзить, ездить, индеветь, мерить, молотить, обессилеть, опротиветь, предотвратить, прекратить, принудить, пылесосить, состариться, убедить.

 

Упражнение 5.

Составьте словосочетания с данными глагольными формами.

Брызгает – брызжет, глодает – гложет, двигает – движет, капает – каплет, метает – мечет.

 

Упражнение 6.

Исправьте ошибки в именном и глагольном управлении.

1. Те, кто переписывают контрольную, сидится на первый ряд. 2. Убедительная просьба тех, кто записался на праздничный вечер, сдать деньги до двадцать девятого декабря. 3. Только у нас и только сегодня выигрыш беспроигрышной лотереи достигает до тысячи рублей. 4 Все вошедшие в транспортное средство должны оплатить за проезд до следующей остановки. 5. Майк Тайсон всегда жаждал к славе и стремился победы. 6. Бойкот наркотиков должен стать в России нормой. 7. Я всегда импонировал теми политиками, которые честно выполняли свои обещания перед избирателями. 8. Мне было интересно узнать твоё мнение и на эту проблему. 9. Никто не любит этого ученика, потому что он всё время заискивает у учителя. 10. В литературе не содержится прямых указаний о том, какие именно значения подлежат сопоставлению.

 

К занятию № 10.

Синтаксические нормы современного русского языка.

Упражнение 1.

Найдите в текстах случаи двусмысленности. Объясните, отчего она возникает. Дайте правильный вариант.

1. Время от времени в сопровождении своего заместителя шеф полиции Вашингтона откладывает в сторону другие дела и направляется в вечернюю поездку по центральным кварталам американской столицы. 2. Я поздравляю вас с этой премией с удовольствием. 3. Социологическое изучение журналистов продолжается. 4. Проблема приспособления городской среды для инвалидов назрела давно. 5. Этими фактами сейчас также занимается Генеральная прокуратура.

 

Упражнение 2.

Найдите высказывания, которые содержат синтаксические ошибки, связанные с неправильным порядком слов. Приведите исправленный вариант.

1. Его старший сын лежал в постели с ледяным компрессом на голове. 2. Когда подошёл контролёр, странный пассажир вынул билет из кармана с тремя дырочками. 3. Оля съела бублик вместе с собакой. 4. Всё это пророчило для нашей поэзии какое-то другим народам неведомое, своеобразное и самобытное развитие. 5. Опытный, молодой человек требуется для работы с иностранцами со знанием английского и немецкого языка. 6. В актовом зале института будет организована выставка работ детей из природного материала.

 

Упражнение 3.

Допишите окончания. Поясните, каким правилам подчинено согласование определений с существительными, имеющими при себе приложение.

1. В нашем студенческом клубе уже оформили больш… витрину-стенд, наглядно показывающ… жизнь студентов нашего факультета. 2. Рахманинск… концерт-симфония произвел… на меня большое впечатление. 3. На дорогах Закарпатья мы часто встречали машины, каждая из них имела удобн… дачу-фургон. 4. Государственн… музей-усадьба Льва Толстого в Ясной Поляне вновь открыт… для посетителей. 5. В этом году наш… участков… детск… врач И.П. Фадеева был… награжден… медалью.

Упражнение 4.

Выберите правильную форму сказуемого. Обоснуйте свой выбор.

1. (Произошло, произошли) два (удивительных, удивительные) события. 2. Говорят, что ряд негосударственных владельцев телекомпании (готов, готовы) предложить свои десять процентов в обмен на деньги. 3. Тогда (погибло, погибли)несколько рабочих. 4. Большинство людей (ответили, ответило) на этот вопрос «да». 5. Много людей (прошло, прошли) мимо памятника. 6. Ряд новых законопроектов (отклонено, отклонены) Думой на этой неделе. 7. В зал (вошло, вошли) семь человек. 8. Лучшие десять работ (отмечено, отмечены) денежными призами.

 

Упражнение 5

Исправьте ошибки, связанные в неправильным употреблением деепричастного оборота

1. Спускаясь из окна в светлую ночь, его могут увидеть часовые. 2. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем. 3. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю. 4. Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова. 5. Употребив спиртное, у них возник умысел. 6. Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор». 7. Пройдя несколько шагов, его осенила интересная мысль. 8. Вернувшись в Литовск, на него был наложен арест. 9. Починив карандаш, он опять сломался. 10. Преподаватель входит в аудиторию, начав лекцию. 11. Возвращаясь домой, надо было переезжать мост через реку. 12. Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылевской ночлежки.

 

 

К занятию № 11.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: