Упражнение № 4. Фигуры речи.




Класс: ДЗ на 5 октября 2021

Основные средства выразительности в тексте

Упражнение № 1. Определите средства выразительности в этих фрагментах.

 

1) Просвещение такой же враг для них, как заря для злых духов.

а) сравнение; б) метонимия; в) гипербола; г) синтаксический параллелизм

 

2) Он своими смелыми речами, своей бесстрашной мудростью взорвал их идеологию бомбами несомненных фактов.

а) гипербола и эллипсис; б) метафора и эпитет; в) метонимия и парцелляция; г) литота и градация

 

3) Научная сенсация! Обычное русское издательство наоткрывало новых созвездий и выявило неподвижность подвижных звезд!

а) сравнение и гипербола; б) метафора и парцелляция; в) ирония и оксюморон; г) метонимия и перифраз

 

4) Он бросался на противника, словно барс, рвал его на части, опрокидывал навзничь, делал его смешным, делал его жалким.

а) эпитет и метафора; б) литота и эллипсис; в) антитеза и инверсия; г) сравнение и градация

 

5) Александра Македонского учил великий Аристотель. Наследника русского престола учил великий Жуковский. Митрофанушку учил забулдыга Кутейкин. Как говорится, по дереву и плоды…

а) сравнение и гипербола; б) синтаксический параллелизм и эпитеты; в) метафора и метонимия; г) парцелляция и ирония

 

6) Один поет, а другой хрипит. Один чеканит, другой мямлит. Одна строка как бы светится изнутри, другая тускла и даже грязна.

а) сравнение и эпитет; б) парцелляция, метафора и гипербола; в) антитеза, синтаксический параллелизм, метафора; г) ирония, оксюморон, антитеза

 

7) Мы знаем, что слова могут быть нежными или скрипуче-грубыми. Могут заставить тебя оттаять или надолго, если не навсегда, замерзнуть. Воодушевить или пригнуть к земле.

а) парцелляция, эпитет, антитеза, метафора; б) гипербола, развернутое сравнение, эпитет; в) эллипсис, парцелляция, ирония; г) оксюморон, инверсия, эпитет, сравнение

 

8) Илья Ильич болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы.

а) гипербола, сравнение, риторический вопрос; б) сравнение, эпитет; в) парцелляция, сравнение, анафора; г) литота, метафора, градация

 

9) Этот нетленный киношедевр снят дебилом-режиссером по сценарию дебила-сценариста и для дебилов-зрителей.

а) ирония, лексический повтор; б) метафора, сравнение; в) парцелляция, синтаксический параллелизм; г) гипербола, антитеза

 

10) Телега, которой попеременно правили глупость, жадность и слепота, приехала. В болото. Окончательно.

а) синтаксический параллелизм, эпитет; б) гипербола, метонимия; в) метафора, парцелляция; г) оксюморон, антитеза

 

11) Золото убило больше душ, чем железо – тел.

а) метафора, парцелляция; б) метонимия, эллипсис; в) гипербола, антитеза; г) эпитет, ирония

 

Упражнение № 2. Средства выразительности

I. Выпишите пример с эпитетом.

1) оловянная ложка – оловянные глаза; 2) теплый хлеб – теплый взгляд; 3) первый снег – пушистое облако; 4) бескрайняя степь - молодой человек; 5) пленительная песнь – двухэтажный дом; 6) лучистая любовь - на правом берегу; 7) огненное слово – мелким шрифтом; 8) необыкновенный человек – в прошлом году

II. Создайте метафоры. Из скобок выберите то слово, с помощью которого создается метафорический образ. Запишите в тетради.

1) сердце (в-1; стучит, стонет; 2) свет (в-1; истины; солнца); 3) голос (мальчика, совести); 4) холод (в-1; на улице; во взгляде); 5) бегут (в-1; дети, дни); 6) летают (в-1; сны, птицы); 7) (в-1; мать, душа) поет; 8) кислота (в-1; соляная, сатирического смеха)

III. Найдите выражения, созданные на основе метонимии, запишите их..

1) Она (была пугливой, робкой; ходила на цыпочках); 2) Он (в-1; был жадный; трясся над копейкой); 3) он всю жизнь (в-1; работал шофером; крутил баранку); 4) мы (в-1; дружили со школы; дружили со школьной скамьи); 5) в бой вступили (в-1; десантники, голубые береты); 5) в семнадцать лет (в-1; вышла замуж, пошла под венец); 6) он (перестал сочинять книги; бросил перо); 7) (В-1; в Москве было дождливо; Москва не приняла предложение Парижа)

IV. Сгруппируйте парами антитезы, запишите в тетради.

1) яркий свет; 2) жар любви; 3) радость победы; 4) осеннее ненастье; 5) рев тигра; 6) горечь поражения; 7) благоухание весны; 8) холод безразличия; 9) писк комара; 10) кромешная тьма

 

Упражнение № 3. Тропы.

I. Найдите соответствия

1) голос совести 2) грозный окрик 3) шипели, словно притаившиеся змеи 4) она ходила, обвешанная золотом 5) от боли стонали даже камни а) метонимия б) гипербола в) эпитет г) метафора д) сравнение

II. Дополните соответствия примером из набора.

1) взойти на плаху; 2) будто путеводная звезда; 3) в колокола тревоги; 4) мог перейти океан вброд; 5) печальный взгляд

Упражнение № 4. Фигуры речи.

I. Найдите соответствия

1) Одиночество, которое томит, терзает сердце, рвет душу на части… 2) Кто верил, тот вернулся, кто устал ждать, тот ушел 3) Неведомой истина эта остается и для современного человека. 4) Слово становится бездонным, и в нем тонешь. Как в омуте. 5) Я ему: «Ты не маленький, сам решай» а) градация б) инверсия в) парцелляция г) эллипсис д)синт. параллелизм  

II. Дополните соответствия примером из набора

1)На земле трудно, под землей темно.

2)Поначалу приезжая местным жителям не глянулась: было что-то странное в жестах ее неспешных.

3) Я больше ее не увижу. Никогда.

4) Счет шел уже не на десятки, не на сотни и даже не на тысячи.

5) Мы столько ему об этом говорили, а он нам – свое.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: