Упражнение № 5. Определите средства выразительности.




1) Ученый – тот, кто много знает из книг; образованный – тот, кто усвоил самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный – тот, кто понимает смысл своей жизни.

а) парцелляция; б) синтаксический параллелизм; в) гипербола; г) антитеза

2) Если хочешь благорастворенного воздуха, удали от себя коптильню; если хочешь света, удали затмевание; если хочешь, чтобы дитя не было застенчиво, то выгони лозу из училища.

а) антитеза, синтаксический параллелизм, архаизм, метонимия; б) метафора, гипербола, сравнение; в) синтаксический параллелизм, сравнение, риторическое обращение; г) архаизм, оксюморон, сравнение

3) Ты знаешь Стародума - чудак, которого мнение редко согласно с общим, который молчит, когда другие кричат, и хмурится, когда другие смеются; он никогда не спорит, никогда не вмешивается в общий разговор, но слушает и замечает

а) метафора, гипербола; б) оксюморон, антитеза; в) анафора, антитеза; г) сравнение, метонимия

4) Прекрасные лица людей, отдавшиx еще один день своей жизни осмысленному труду, который делает существование человека разумней, благополучней, добрей.

а) развернутое сравнение; б) ирония; в) гипербола; г) эпитет

5) Желаю молодежи никогда не стариться, сохраняя всю свою юную прямоту, смелость и жизнерадостность. Работать – без брака, дружить – без расчета, любить – без измены, преодолевать пережитки прошлого – без сожаления и бороться за свои идеалы – без поражений.

а) градация; б) архаизм; в) сравнение; г) синтаксический параллелизм

6) Алгебра бросает против меня хорошо подготовленные отряды многочленов и одночленов, выводит из засады отрицательные числа, палит из всех орудий отношениями, пропорциями, уравнениями и чем только может.

а) метафора; б) сравнение; в) гипербола; г) инверсия

7) Любовь к женщине была воздухом, которым люди дышали в то время. Женщина была царицею этого романтического мира. За один взгляд ее, за одно ее слово - умереть казалось слишком ничтожною жертвою, победить одному тысячи - слишком легким делом.

а) сравнение; б) метонимия; в) гипербола; г) парцелляция

8) Не от знания ли рождается мудрость, которая позволяет нам гулять по вселенной, будто по своей комнате, которая возносит нас к таинственным звездам, делая недосягаемое близким, а неведомое понятным?

а) градация, эллипсис, анафора; б) антитеза, парцелляция, архаизм, развернутое сравнение; в) гипербола, риторическое обращение, синтаксический параллелизм; г) риторический вопрос, эпитет, сравнение, гипербола

9. В каком примере используется слово высокого стиля?

а) таращить глаза; б) к страдающему собрату; в) осевая симметрия; г) потомки императора

10. Какой из этих вопросов – риторический?

а) Почему же человечество вступило на этот опасный путь, ведущий к роковой бездне?

б) Что же значит сегодня быть патриотом?

в) Разве достоин высокого человеческого звания тот, кто разрушает храм, воздвигнутый Природой?

г) Использует ли современная наука религиозный опыт наших предков, решая проблему происхождения земной жизни?

11. Укажите пример, в котором используется синтаксический параллелизм.

а) Хотели чувствовать для того только, чтоб чувствовать, стремиться для того только, чтоб стремиться, желать – чтоб желать.

б) Природное, доброе начало в человеке порою заставляет его ужасаться всем содеянным.

в) Никто из нас еще не родился бессмертным, и, если бы это с кем-нибудь случилось, он не был бы счастлив, как это кажется многим.

г) Всякий народ имеет такое правительство, какого заслуживает.

12. Какое средство выразительности обозначено курсивом?

Платона мучило это свойство человеческой натуры - предпочитать яркому свету истины и сложности реального мира фантастический мир театра теней.

а) метонимия; б) эпитет; в) метафора; г) гипербола

13. Какое средство не используется в этом отрывке?

Благо им, этим вечно юным старцам! Не только свежее утро и знойный полдень блестят для них на небе: господь высылает им и успокоительный вечер, да отдохнут они в его кротком величии... Не зная забвения. Не ведая суеты…

1) парцелляция, 2) сравнение; 3) метафора; 4) оксюморон; 5) эпитет

14. В каком примере антитеза помогает показать противоречивый характер времени?

а) Напряженная работа, начинавшаяся в аудиториях, библиотеке и небольших кабинетах, продолжалась за обеденным столом, во время вечерних прогулок, за столиками кафе. Здесь все были равны.

б) Кто истинно силен, от того много требуется, а избыток поощрения хорош разве для одних колеблющихся и неокрепших художников.

в) Мы теперь не станем восхищаться "Бедною Лизою"; однако ж эта повесть в свое время исторгла много слез из прекрасных глаз, прославила Лизин Пруд и испестрила кору растущих над ним берез чувствительными надписями.

г) Дикий фанатизм шел об руку со святотатством; злодейство и преступление сменялись покаянием, набожность и кощунство дружно жили в одной и той же душе.

15. Укажите слово разговорного стиля.

Как мужчины, так и женщины не мыслят ныне своего повседневного бытия без паст, помад, лаков, кремов, превращающих их в стандартные размалеванные манекены.

16. Какое средство неверно проиллюстрировано примером из текста?

С того начала начал, когда затеплилась жизнь человеческого духа в нашем неведомом прародителе, он начал развиваться по обратной асимптоте, от первоначального синкретизма до пугающей дифференциации.

а) эпитет – «обратной асимптоте»; б) термин – «синкретизма»; в) слово высокого стиля – «прародитель»; г) метафора – «затеплилась жизнь»

17. Какие три средства из 5 используются в этом отрывке?

Бедная девушка, сделавшись женою, променивала свою корону и свой скипетр на оковы, из царицы становилась рабою, и в своем муже, дотоле преданнейшем рабе ее прихотей, находила деспотического властелина и грозного судию.

1) сравнение; 2) антитеза; 3) эпитет; 4) оксюморон; 5) метонимия;

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: