Для преподавателей и студентов




МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ

к семинару по теме:

Здоровье и болезнь. Здоровый образ жизни.

 

 

Автор: ассистент, к.м.н. Пилясова О.В.

Научно-методическое обоснование темы: Актуальность проблемы обучения будущих педагогов предмету «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» продиктована значительным снижением уровня здоровья населения России, в том числе и детского. Сохранение здоровья детей, гармоничное развитие их физических и умственных способностей является высочайшей государственной задачей, связанной с формированием сознательного отношения к своему здоровью и воспитанием ответственности за него. Именно поэтому будущие педагоги должны обладать достаточным уровнем медико-биологических знаний в рамках указанной научной дисциплины, так как их профессиональная деятельность включает в себя решение многочисленных проблем медико-социального характера (медицинские, связанные с физическим здоровьем; психологические; социально-гигиенические; социальные и др).

Раздел №1: Здоровье и болезнь

Раздел №2: Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема.

Тема: Здоровье и болезнь. Здоровый образ жизни.

Учебное время: 2 часа

Цель занятия: Научить студента оценивать показатели здоровья, выявлять факторы риска заболеваний, определять переходные состояния от здоровья к болезни, формировать модель здорового образа жизни.

Задачи занятия: студент должен знать:

1. Понятия: «здоровье», «болезнь», «индивидуальное здоровье», «здоровье населения», методы изучения здоровья;

2. Показатели здоровья населения, факторы, определяющие здоровье;

3. Понятие «факторы риска заболеваний»;

4. Профилактика заболеваний (первичная, вторичная);

5. Понятие «образ жизни», его структура;

6. Пути формирования ЗОЖ;

7. Роль рационального питания, физической активности, закаливания в ЗОЖ

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Что такое «болезнь», «здоровье», «индивидуальное здоровье», «общественного здоровье»

2. Методы изучения здоровья.

3. Назовите показатели здоровья населения

4. Влияние физической активности на здоровье человека.

5. Принципы рационального питания.

6. Методы определения и оценки уровня физического развития.

7. Группы здоровья школьников

8. Основные показатели деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

9. Факторы, определяющие здоровья.

10. Модифицируемые и немодифицируемые факторы риска заболеваний

11. В чем заключается понятие профилактики заболеваний? Первичной профилактики заболеваний? Вторичной профилактики заболеваний?

12. Переходные состояния от здоровья к болезни.

Формируемые понятия: здоровье, болезнь, уровни здоровья, группы здоровья, образ жизни, уклад жизни, условия жизни, уровень жизни, стиль и качество жизни. Факторы риска заболеваний, большие и малые, модифицируемые и немодифицируемые. Структура здорового образа жизни.

Практические знания и умения:

1. Уметь определять антропометрические параметры человека, рассчитать индекс массы тела человека.

2. Уметь посчитать частоту пульса, частоту дыхательных движений, измерить артериальное давление, температуру тела.

3. Уметь составить индивидуальный рацион питания, исходя из физиологических потребностей в микро- и макронутриентах.

4. Уметь определить группу здоровья.

Методика проведения занятия:

Этапы занятия Время в минутах Место проведения Оснащение
1.Организационная часть 2 мин Учебная комната Журнал группы
2.Вводная часть 3 мин Учебная комната Методические указания, технологическая карта, учебник
3.Контроль исходного уровня знаний 25 мин Учебная комната
4.Разбор темы занятия, отработка практических навыков 50 мин Учебная комната
5.Контроль конечного уровня знаний. 10 мин Учебная комната

Контрольные вопросы:

1. Перечислите показатели общественного здоровья

2. Дайте определение понятию «болезнь».

3. Дайте определение понятию «здоровье».

4. Дайте определение понятию «индивидуальное здоровье».

5. Методы изучения здоровья.

6. Показатели здоровья населения

7. Влияние гиподинамии на здоровье человека, роль физической культуры в формировании здорового образа жизни.

8. Принципы рационального питания.

9. Методы определения и оценки уровня физического развития.

10. Группы здоровья школьников

11. Основные показатели деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

12. Понятие факторов риска заболеваний.

13. Понятие профилактики заболеваний. Виды профилактики.

14. Переходные состояния от здоровья к болезни.

 

Задача №1.

Мужчина, 35 лет, рост 175 см, вес 68 кг, рассчитайте индекс массы тела, оцените полученные результаты.

Задача №2.

Мужчина, 45 лет, рост 178 см, вес 86 кг, рассчитайте индекс массы тела, оцените полученные результаты.

Задача №3.

Женщина, 18 лет, рост 182 см, вес 39 кг, рассчитайте индекс массы тела, оцените полученные результаты.

Задача №4.

Женщина, 58 лет, рост 164 см, вес 96 кг, рассчитайте индекс массы тела, оцените полученные результаты.

Задача №5.

Рассчитайте суточный основной обмен: 52 кг, 48 кг, 79 кг, 100 кг.

Задача №6.

Рассчитайте идеальную массу тела при росте 153 см, 167 см, 189 см.

Задача №7.

Школьник 13 лет рос и развивался соответственно возрасту. Простудные заболевания 1 раз в 1-2 года. Успеваемость хорошая.

Укажите группу здоровья школьника

Укажите ограничения по учебе и занятиям спортом

Укажите необходимые дополнительные медицинские мероприятия

Задача №8

Школьник 15 лет рос и развивался соответственно возрасту. Простудные заболевания 1 раз в 1-2 года. Успеваемость хорошая. На занятии пожаловался на головную боль. При осмотре в медпункте выявлено АД 160/100 мм рт.ст.

Укажите группу здоровья школьника

Укажите ограничения по учебе и занятиям спортом

Укажите необходимые дополнительные медицинские мероприятия

Задача №9

Школьник 10 лет рос и развивался соответственно возрасту. Простудные заболевания 2-3 раза в год. Успеваемость хорошая. Обратился в медпункт с жалобами на сердцебиение. При осмотре ЧСС 88 в мин., тоны аритмичные за счет экстрасистолии 5-6 за мин.

Укажите группу здоровья школьника

Укажите ограничения по учебе и занятиям спортом

Укажите необходимые дополнительные медицинские мероприятия

Задача №10

Школьница 11 лет росла и развивалась соответственно возрасту. Успеваемость хорошая. Обратилась в медпункт с приступом головокружения, сопровождающимся потемнением в глазах. При осмотре ЧСС 82 в мин., АД 75/50 мм рт.ст.

Укажите группу здоровья школьника

Укажите ограничения по учебе и занятиям спортом

Укажите необходимые дополнительные медицинские мероприятия

Задача №11

Школьник 12 лет рос и развивался соответственно возрасту. Страдает умеренно выраженной формой заикания. С письменными заданиями справляется хорошо. Простудные заболевания 4-5 раз в год.

Укажите группу здоровья школьника. Укажите ограничения по учебе и занятиям спортом. Укажите необходимые дополнительные медицинские мероприятия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: