Блок информации по теме: «Здоровье и болезнь. Здоровый образ жизни.»




В настоящее время насчитывается более 60 определений понятия «здоровье». Но ни одно из них не может раскрыть его в полном объеме. В очень отдаленные времена здоровье определяли как отсутствие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит, он здоров. Новое определение понятия «здоровье» было впервые сформулировано ВОЗ в 1940 г. «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» - нечто, тождественное норме. Норма - это система показателей состояния организма человека: его строения, структуры, функций, которые находясь в заданных пределах, отражают самочувствие человека как хорошее. Здоровье обеспечивается на трех уровнях: биологическом, психическом и социальном.

Первый уровень — биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.

Критерии физического здоровья:

1. болезнь (нарушение жизнедеятельности) +,-

2. функциональное состояние организма

3. резистентность организма к факторам окружающей среды

4. анатомические дефекты +, -

5. психоэмоциональные и другие качества

6. физическое развитие

Второй уровень — психическое (или душевное) здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье — это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).

Третий уровень — социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье — мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. д. и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Факторами, обусловливающими здоровье, являются:

- образ жизни;

- биологические (наследственность, тип высшей нервной деятельности, конституция, темперамент и т. д.);

- состояние окружающей среды;

- природные (климат, погода, ландшафт, флора, фауна и т. д.);

- социально-экономические;

- уровень развития здравоохранения.

Установлено также, что образ жизни примерно на 50%, наследственность на 20%, состояние окружающей среды, экология на 15-20 % и здравоохранение, социально-экономические факторы (деятельность его органов и учреждений) на 10% обусловливают здоровье (индивидуальное и общественное).

Для разных групп заболеваний такое соотношение факторов различно. Например, в возникновении болезней, передающихся половым путем исключительное значение имеет образ жизни человека.

Факторы, обусловливающие болезнь. Для развития болезни необходимо сочетание факторов риска и непосредственных причин заболевания. Часто трудно выделить причину болезни, так как причин может быть несколько и они взаимосвязаны.

Непосредственная причина заболевания (этиологические факторы) прямо воздействует на организм, вызывая в нем патологические изменения. Этиологические факторы могут быть бактериальными, физическими, химическими и т. д.

Факторы риска заболеваний — это факторы, отрицательно влияющие на здоровье. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней, вызывают патологические изменения в организме.

Всемирной организацией здравоохранения было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют физические, химические, биологические, социальные, психологические, генетические факторы. Число факторов риска велико и растет с каждым годом: в 1960-е гг. их насчитывалось не более 1000, сейчас — примерно 3000.

Различают факторы риска первичные и вторичные. Первичные: нездоровый образ жизни (курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стрессовые ситуации, постоянное психоэмоциональное напряжение, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, неблагоприятный моральный климат в семье, низкий культурный и образовательный уровень); неблагоприятная наследственность, неблагоприятное состояние окружающей, неудовлетворительную работу служб здравоохранения, и т.д. Вторичные: заболевания, которые отягощают течение других заболеваний (сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия и т. д.). Выделяют также модифицируемые и немодифицируемые факторы риска, т. е. те, которые человек может изменить (курение, питание и т.д.) и те, которые от него не зависят (экология, работа служб здравоохранения).

В настоящее время различают здоровье населения (общественное здоровье) и здоровье индивида (индивидуальное здоровье).

Индивидуальное здоровье здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д. Для оценки индивидуального здоровья существует большое количество инструментальных и лаборатор­ных методов. Субъективные показатели относятся к самооценке человеком своего текущего состояния здоровья. Прежде всего, сюда следует отнести самочувствие как интегральную оценку своего состояния. К субъективным же показателям относят полноценность сна, аппетит, бодрость (или слабость) и др. Субъективные показатели не всегда соответствуют объективному состоянию здоровья человека, человек может иногда себя хорошо чувствовать при уже начинающихся болезненных изменениях. Самочувствие, активность, настроение человека — это своеобразный барометр состояния центральной нервной системы и многих функций внутренних органов. Объективные показатели здоровья человека выражаются в таких критериях, которые проявляются независимо от воли человека, могут быть определены другим человеком и сравнимы с предыдущим состоянием и с нормативными характеристиками. К объективным показателям относят рост, массу тела, окружности тела и его частей, динамометрию кисти и становую, частоту и ритмичность пульса и дыхания, температуру тела, окраску кожи, характер потоотделения, устойчивость внимания, координацию движений и т. д. Чаще всего для этого используется частота сердечных сокращений на дозированную физическую нагрузку (например, 20 приседаний за 30 секунд или переход из положения лежа на спине в положение стоя).

Групповое здоровье здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, про­фессиональных и т. д. Для оценки состояния здоровья населения используют три группы показателей: медицинские, социального благополучия, психического благополучия.

Группы здоровья школьников. Первая группа — здоровые дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие.

Вторая группа — здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям – дети, не страдающие хроническими заболеваниями; име­ющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие.

Третья группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма – дети, имеющие хронические заболевания или с врожденной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

Четвертая группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями - лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно снижен­ными функциональными возможностями организма – дети, больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительным снижением функциональных возможностей (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

Образ жизни это система устойчивых взглядов, потребностей человека, выражающихся в его повседневном поведении, сложившаяся в процессе жизни и достижения поставленных целей на различные проблемы, в том числе и на проблемы здоровья и долголетия.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) это устойчивый стереотип поведения человека, направленный на сохранение и укрепление здоровья, продление жизни. Это поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены.

Понятия, тесно связанные с понятием образа жизни.

Условия жизни условия, определяющие образ жизни. Они могут быть материальными и нематериальными (труд, быт, семейные отношения, образование, питание и т. д.).

Качество жизни качество тех условий, в которых осуществляется повседневная жизнедеятельность людей (качество жилищных условий, питания, образования, медицинской помощи).

Уровень жизни (уровень благосостояния) отражает количественные показатели условий жизни. Уровень жизни определяется размером валового продукта, национальным доходом, реальными доходами населения, обеспеченностью жильем, медицинской помощью, показателями здоровья населения.

Уклад жизни — сложившийся устойчивый стереотип поведения, порядок жизни, регламент труда, быта, общественной жизни, в рамках которых проходит жизнедеятельность людей.

Стиль жизни — индивидуальные особенности поведения в повседневной жизни

Формирование устойчивой установки (внутренняя необходимость, потребность) на ЗОЖ является важнейшей задачей государства, органов здравоохранения, социальной защиты, образования, так как образ жизни является определяющим фактором здоровья.

На формирование ЗОЖ направлены рекомендации ВОЗ:

v питание с малым содержанием жиров животного происхож­дения;

v сокращение количества потребляемой соли;

v сокращение потребления алкогольных напитков;

v поддержание нормальной массы тела и регулярные физичес­кие упражнения;

v снижение уровня стрессов и т. д.

Здоровый образ жизни базируется на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах (принципы здорового образа жизни):

v рациональное питание;

v физическая активность;

v закаливание;

v отсутствие вредных привычек;

v умение выходить из стрес­совых состояний (например, владение методиками аутотренинга);

v высокая медицинская активность (своевременность прохождения мед­осмотров, своевременность обращения за медицинской помощью в случае заболевания, активное участие в диспансеризации);

v умение оказать первую помощь при внезапных заболевания, травмах и т. д.

 

Список основной литературы:

1. Волокитина Т.В., Бральнина Г.Г., Никитинская Н.И. Основы медицинских знаний. Учебное пособие. Москва. Академия. 2010.

2. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний. Учебное пособие. Москва. Академия. 2009.

3. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний, Москва 1997.

4. Агаджанян Н.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации/ Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П.Берсенева – Ставрополь.2000.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: