Adagio – медленное Вступление




ЙОЗЕФ ГАЙДН

 

СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

СИМФОНИЯ №103

 

«DRUM ROLL»

(с тремоло литавр)

Es-dur

 

 

Симфоническое творчество

Гайднработал над жанром симфонии с 1759 по 1795 годы, им создано 104 образца этого жанра (однако ранние симфонии Гайдна еще весьма скромны по своему значению). Симфонический стильГайдна (как и у Моцарта) формировался в процессе постоянной эволюции, при которой:

– происходила кристаллизация тематизма, опирающегося в основном на песенно-танцевальную мело­дику и ритмы (разнонациональный фольклор и жанры бытовой музыки) – так называемый народно-бытовой тематизм;

– шел процесс поисков образности, композиции, формообразования;

Йозефа Гайдна недаром называют «отцом симфонии» (не столько самого жанра, сколько его классической и концептуальной основы, способной конкурировать по значению с оперой). В симфониях Гайдна сформировался парный состав классического симфонического оркестра.

В жанре симфонии Гайдн создал немало шедевров, наполненных различным образным содержанием (для каждой из частей симфонии складывается своя образная сфера). В 1760-70 гг. появилось свыше 30 симфоний, в 1780-е гг.–18. В период службы у князей Эстергази (1761-1790) сочинены симфонии с 6-й («Утро», №7-8 "Полдень", "Вечер") по 92-ю («Оксфордская»). В 1790-е годы -12 симфоний («Лондонские»).

 

Этапы симфонического творчества

1760-е гг. – становление художественного стиля Гайдна, определяется характерный для него образный мир – проникнутый действенностью, остроумием, светлым колоритом, а также глубоким лиризмом, серьезными мыслями и чувствами. В 1760-е гг. Гайдн разрабатывает материал круга типичных в его время образов;

1) серьезные, лирические, патетические;

2) жанровые, динамические, колоритные.

Характерные выразительные элементы тем симфоний основываются на народных (австрийских, венгерских, славянских) мелодиях, встречаются отзвуки "итальянского" (например, сицилиана), мелодии григорианского хорала (симфонии №26, 30). Складывается образная сфера каждой части симфонии (есть первые медленные части – затем это будет в основном II часть симфонии), III часть – Менуэт, для которого Гайдн часто приберегает какой-то эффект.

1770-е гг. Уже с 1768г. оркестровая музыка Гайдна изменилась – в Германии началось движение: "Буря и натиск" ("Sturm und Drang"). В настроения музыки Гайдна вторглись страстность, сумрачность. В 1768 г. появилась 1-я такая симфония - №39 соль минор, исполненная трагической мощи (тут звучат и 4 валторны), более ранняя симфония №26 – "Жалоба", ре минор. К группе симфоний 1770-х годов относятся №44 ми минор (1771г.) – "Траурная", №45 fis-moll (фа-диез минор) – Прощальная (1772г.), №49 фа минор – "Страсти" (впервые исполнена во время Страстной недели, финал симфонии дышит неистовой страстью - не религиозными, а скорее, личными чувствами). В зрелых гайдновских симфониях 1780-90-х гг.

 

 

подобные образы не исчезают, но отступают перед темами народно-жанровыми. Интересны названия,которые давались симфониям (редко когда самим автором) – "Мария Терезия" – №48, "Школьный учитель" №55, "Огненная" - №59, "Роксолана" - №63, "Охота" - №73.

В симфониях середины 1770-х – начала 80-х Гайдн еще экспериментирует в композиции сонатных allegro, в "наполнении" разделов и контраста тем, устанавливается тип мотивной разработочности. Во II части цикла излюбленной формой становится вариации. Экспериментирует Гайдн и с финалом.

1780-е годы – создание художественно законченных произведений Гайдна во всех главных жанрах. Классические черты ярче претворились в Парижских симфониях (№№82-87), принесших Гайдну громкую славу. Названия: №82 – "Медведь", №83 "Курица" (из-за "кудахтанья" в Andante), №85 "Королева".

Симфония № 103

 

Эта симфониявходит в своеобразный цикл из «12 лондонских симфоний» (симфонии №№ 93 -104). В 1791-92 и 1794-95 гг. Гайдн находился в Англии, где с огромным успехом проходили концерты из его сочинений. Такое количество новых симфоний появилось не просто так – уже немолодой маэстро должен был выполнять условия контракта со своим импресарио Иоганном Соломоном. «Лондонские симфонии», созданные в период жизненной и творческой зрелости – доказательство подлинного мастерства Гайдна–симфониста и одна из вершин венской классической симфонии XVIII века.В каждой из своих зрелых симфоний Гайдн проявляет неистощимую изобретательность в подаче и развитии тематического материала.

Симфония № 103 воплощает мир образов человеческой жизни и в целом оптимистическую картину. Основой широкого симфонического развития в этой симфонии становится народно-бытовой тематизм (с опорой на австрийско-славянский мелос и тацевальные ритмы), который подвергается самым различным превращениям и видоизменениям.

Тип симфонии (симфонизма) здесь можно определить как жанрово-эпический, что определяется как песенно-танцевальным тематизмом, так и эпической объективностью взгляда на жизнь, предстаюшей в чередовании различных эпизодов, объединенных общей линией симфонического развития.

I часть

Adagio – Allegro Es–dur

I часть определяет собой тип симфонии, формирует основные образные и интонационные направления.

Adagio – медленное Вступление

По структуре это свободное построение из двух разделов (2-й раздел – вариационное развитие 1-го).Общий характер Вступления сумрачно таинственный.

Первый раздел (начинается с удара (тремоло) литавр на звуке ми-бемоль) – период из 12 тактов. Тремоло литавр переходит в сумрачное движение низких струнных и деревянно-духовых. Тема Вступления строится на секундовам

мотиве опевания, движение унисонное, ритм ровный. Каждая из двух фраз в первом разделе заканчивается протянутыми аккордами в высоком регистре (1-я фраза –«вопрос», 2-я – «ответ»).

Второй раздел – вариационное развитие основной темы (мотивное, тембровое и тональное). Она проводится в новом тембровом и фактурном решении, лирически смягчается. Заканчивается вступление тонально неустойчиво- на доминанте к до минору и в низком регистре. Несколько раз проводится мотив вздоха на звуках соль и ля бемоль, и наконец все замирает в ожидании на звуке соль. Но вместо ожидаемого минора появляется Ми бемоль мажор – основная тональность симфонии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: