Allegro con spirito.Сонатное allegro




Экспозиция

Главная партия (Г.П.) Es-dur сначала проводится в легком звучании струнных, а затем – tutti (весь оркестр). Эта тема брызжет весельем, ее жизнерадостный и динамичный характер определяет тип симфонии, выявляет ее основную образную линию. Танцевальная тема главной партии вбирает в себя некоторые мотивные элементы Вступления (секундовые интонации). Структура темы строится из двухтактовых вопросно – ответных фраз (как и тема Вступления!).

Связующая партия (С.П.) начинает развитие начального элемента мелодии Г.П. Секундовый мотив звучит то у гобоя на piano, то у струнных на forte. В разделе С.п. проходит также и сильно измененная (по темпу, ритму и фактуре) тема Вступления – так Гайдн остроумно переплетает и показывает во взаимодействии мотивы Г.П. и материал Вступления. В тональном отношении С.П. служит переходом от главной тональности к тональности побочной партии (B-dur).

Побочная партия (П.П.) B-dur образует новую фазу энергичного жизнерадостного движения. Эта тема представлена новым материалом – это изящный и кокетливый лендлер (танец – предшественник вальса). Фактура меняется – теперь четко разделены начинающаяся с широкого хода на сексту мелодия (ее ведут скрипки и гобой) и аккомпанемент.

Заключительный раздел Экспозиции сливается с побочной партией. Здесь несколько раз звучит гармонический функциональный оборот T53 – VI53 – S53 – D53(7) – T (в тональности B-dur).Эта тема синтезирует ритмические и интонационные ресурсы экспозиции, но здесь появляется и новый ритм – синкопы.

Экспозиция отделена от Разработки небольшой паузой.

Разработка

Разработка строится на развитии и новой трактовке предыдущих разделов и тем, здесь три небольших раздела.

Первый раздел постоен на материале главной партии (на вычленении ее1- гомотива – секундовой интонации). Развитие здесь очень насыщенное: полифоническое (имитационное, контрапунктическое) и секвентное. Элементы темы проводятся в разных голосах, идет и активная ритмическая работа. «Блуждание» по разным тональностям приводит наконец к До мажору и звучанию tutti.

Второй раздел. Здесь появляется преобразованная тема Вступления – она включается в водоворот происходящих событий. Эта тема звучит вновь в низком регистре (вилолончели и контрабасы) в сопровождении подголоска скрипок. В начале темы сохранен ее интонационный строй и ровный ритм, но вскоре и этот материал уже начинает дробиться, переходит из тональности в тональность. Возникает минорное наклонение, характер музыки становится серьезным и напряженным. Вскоре вновь появляется развитие секундового мотива главной партии. Звучность то постепенно нарастает, то неожиданно стихает, секундовая интонация повторяется непрерывно в разных голосах и тональных красках. Наконец, непрерывное звучание мотива (у деревянно-духовых) приводит к неожиданному повороту - к следующему разделу.

Третий раздел разработки – это проведение целиком (как в экспозиции) побочной партии в тональности Ре бемоль мажор. Звучность этой темы мягкая, приглушенная (звучат скрипки). После этого начинается тональное движение к репризе – многкратно повторяются в восходящем движении и на секвенциях последние мотивы темы побочной партии. В конце разработки звучание усиливается и останавливается на доминантовой гармонии к Ми бемоль мажору.

Реприза

Реприза является сокращенной (в ней нет теперь раздела связующей партии – он «усечен» в связи с тем, что в его разработочном характере уже нет необходимости). Темы Главной и Побочной партий не меняют своего облика и характера и звучат в одной тональности Ми бемоль мажор (тем самым происходит их тональное сближение). Заключительный раздел Репризы не заканчивается, как это было бы необходимо - утверждением главной тональности. Напротив, после побочной партии начинается уход в иную тональную и ладовую сферу, появляются фанфарные звучности, учащается пульс. Короткая мелодическая «молящая» фраза скрипок приводит к последнему разделу – Коде.

Кода

 

Смысл коды – еще раз выявить контраст, обозначенный в соотношении Вступления и экспозиции. В коде два раздела: первый (медленный) – вновь тремоло литавр и возвращение темы Вступления в первоначальном виде (только первый раздел); второй раздел коды – быстрый, он несет жизнерадостный характер в синтезе тем главной, связующей и побочной партий. В последний тактах коды звучит «золотой ход» валторн – тема-символ, которая здесь носит жанровый и героический характер, подчеркивает жизнерадостный блеск.

 

Итак, в первой части симфонии были показаны светлые темы-образы, между которыми небыло острого конфликта. Контраст с этими темами составляет Вступление с его сумрачным характером и медленным темпом. В коде эта тема еще ярче оттеняет собой стихию движения и общий позитивный настрой. Кода сопоставляет два варианта темы вступления – медленный и преобразованныйбыстрый (как элемент связующей партии), тем самым Гайдн достигает тематического единства и обобщенности.

 

II часть

Andante

Во второй части вновь «встречаются» две образные сферы – таинственно-сумрачная и жизнеутверждающая.

По форме вторая часть симфонии представляет собой двойные вариации (то есть последовательное развитие – варьирование двух тем). Вариационный цикл был очень популярен в ту эпоху. Форма вариаций – это постепенное развертывание и обновление музыкальной мысли, раскрытие выразительных возможностей темы. В вариациях симфонии № 103 Гайднсимфонизирует эту форму (придает действенность процессу, обе темы находятся во взаимодействии).

Здесь композитор избирает для варьирования две народные темы, в которых представлены разные оттенки жанровости (1 тема – «песня», 2-я – «марш»). В каждой вариации добавляется что-то новое к облику этих тем, Гайдн неистощим на остроумные оркестровые эффекты.

 

Структуру самих вариаций можно представить следующей схемой:

 

А 1 тема В 2 тема А1 1 вар. на 1 тему В1 1 вар. на 2 тему А2 2 вар. на 1 тему В2 2 вар. на 2 тему Кода
c-moll C-dur c-moll C-dur c-moll C-dur C-dur

Изложение тем первая вариация вторая вариация кода

 

Тема А (первая тема). Это тема хорватской народной песни. Мелодия начинается с кварты, а в дальнейшем подчеркивается интервал ув. 2 (ми бемоль-фа диез). Музыка звучит с некоторой унылой сумрачностью – на piano и в среднем регистре скрипок. Оттенок маршевости этой теме (приее двухдольном метре) придает пунктирный ритм. Форма темы –простая репризная (ее можно трактовать и как двухчастную, и как трехчастную). В небольшой средней части появляется Ми бемоль мажор, музыка тоже меняет характер. В репризном разделе мелодия песни звучит в нижнем голосе (у виолончелей), а в верхних голосах – уже варьированная мелодия.

Тема В (вторая тема). Эта тема одновременно и родственна, и контрастна первой теме. Форма ее также простая репризная. Контраст прежде всего – ладовый и образный и отчасти жанровый (вторая тема – это энергичный, уверенный марш, изложение аккордовое). Сходство – интонационное (начало с квартового хода, волнообоазное строение мелодии, повышение IV ступени (лидийское наклонение), четкий ритм). В среднем разделе темы (Соль мажор) происходит развитие начального материала, в репризном звучание яркое, но завершающееся тихо и «пасторально» - фразой деревянно-духовых.

Первая вариация на первую тему (А1) – образ темы в целом не меняется, добавляются подголоски (в начале – протяжный «вздох» у гобоя, в среднем разделе – пунктирный ритм у флейты, а в репризе – трели у виолончелей). Выдержана приглушенная звучность, как и в первоначальном звучании темы.

Первая вариация на вторую тему (В1) – от маршевости ее первоначального звучания остается лишь намек – мелодия растворяется в фигурациях солирующей (концертирующей) скрипки, которая сопровождается аккордами струнных. Выдержан единый триольный ритм, звучание камерное.

Вторая вариация на первую тему (А2). Эта вариация построена на сильных динамических контрастах. Начало темы звучит мощно и злобно (мелодия звучит в октаву у струнных и сопровождается октавными пассажами и ударами литавр, бурлящими подголосками). Так поначалу элегическая минорная первая тема превращается в чеканный марш, и в этом заключается процесс взаимодействия двух тем.

Вторая вариация на вторую тему (В2). По сравнению с предыдущей темой составляет значительный образный контраст – ее звучание решено в комедийно-шутливом ключе и с юмористическими эффектами. Сначала тема звучит у деревянно-духовых (флейта и гобой играют мелодию (флейта забавно «щебечет»), а фаготу поручено мерное октавное тремоло). В среднем разделе темы - задорные трели у скрипок. Репризный раздел звучит tutti, в ярком аккордовом изложении и с назойливым жужжанием в басах. Эта вариация заканчивается пасторальным звучанием.

Кода. Тип коды - обобщающий и одновременно развивающий. Здесь есть место и лирике, и героике, динамическим и тембровым контрастам, контрастам настроения. Начинается кода с ухода в «далекие» тональности – таинственно, - этот прием освежает музыку. Не обошел Гайдн здесь и свой любимый прием звукоизображения «тиканья» часов, голосов птиц. Итог симфонического развития – второй раздел коды – закрепляет маршевую бравурность второй темы, достигающей здесь героического звучания (почти полное повторение репризного раздела предыдущей вариации).

III часть

Менуэт (Menuetto)

Тональность Es-dur. Форма этой части симфонии - сложная трехчастная. В такой форме три больших раздела – части, где 1 часть – это обычно простая трехчастная репризная форма, средняя часть – Трио (тоже в простой форме), 3 часть – Реприза. В этом Менуэте реприза представляет собой повторение 1-й части с сокращением повторов разделов. Менуэты гайдновских симфониий приобретают индивидидуализированный характер. Гайдн далеко уходит от трактовки его как придворного танца, здесь менуэт приобретает черты демократичности, народности.

I часть формы (схема а–b–а). Основная тема – размашистая (прыжки на квинту и сетиму), острая по ритму и переменчивая по акцентам мелодия. Строение фраз – вопросно-ответное, характерны динамические контрасты. Изложение темы заканчивается квинтовыми ходами валторн.

 

В среднем разделе скерцозный облик темы ненадолго сменяется плавной песенностью (звучит Соль-бемоль мажор), но затем приобретает серьезный характер, усложняются приемы изложения (канонические секвенции). Реприза этой простой формы возвращает первоначальный облик темы менуэта, подчеркивается скерцозность и мнимая грозность в характере.

Трио. Эта часть составляет контрастс крайними разделами по своему общему характеру, прозрачной и легкой звучности (струнные, деревянно-духовые и валторны). Тональность Трио не контрастирует с другими частями – это также Ми- бемоль мажор. Фактура и характер музыки трио напоминают о легком лендлере.

Реприза ( общая) – возвращается музыка первой части формы.

 

IV часть

Финал

Allegro con spirito

Финал – подведение итогов всей драматургии цикла, его образный итог. Финал является вершиной в развитии всей песенно-танцевальной стихии симфонии – это непрерывный круговорот движения, всепобеждающий дух радости, энергии и веселья. Одновременно в финале завершается процесс мотивного развития, который охватывает всю симфонию – здесь соединяются мотивы опевания, вздоха с фанфарными. По форме финал представляет собой рондо – сонату (форм, в которой синтезируются черты рондо и сонатной формы). Здесь есть рефрен – главная партия, эпизоды – побочная партия. Нужно отметить, что процесс развития (мотивное, тональное), проникает во все разделы финала, на гомофонной тематической и композиционной основе широко применяются приемы полифонического развития (вертикально подвижные контрапункты, канонические имитации).

Музыка финала насыщена подчас особым – комическим азартом, веселыми ситуациями (это проявляется в особеностях инструментовки, мотивного развития).

Особенность тематизма финала – его однотемность – весь финал построен на тематическом материале рефрена.

Схема формы финала:

 

А(рефрен) Главная партия В (1-ый эп.) Побочная партия А (рефрен) С (2-й эп.)Побочная партия А (рефрен) В (3-й эп.) Побочная партия А (Кода)
Es - dur B – dur Es - dur Des - dur Es -dur Es -dur Es -dur
три проведения два раздела раздел в сокращении один раздел (второй) раздел в сокращении два раздела Гл. тема

ЭКСПОЗИЦИЯ РАЗРАБОТКА РЕПРИЗА КОДА

 

Главная партия (Рефрен) представляет собой «двухэтажную» конструкцию: «нижний» этаж занимает фанфара – «золотой ход» валторн (гармоническое движение интервалов по ступеням тоники и доминанты), а «верхний» - танцевальная мелодия на мотиве опевания. В первом разделе финала насчитывается три проведения темы-рефрена, между которыми и внутри них возникают приемы развития, разработочности.

Побочная партия в первом и третьем эпизодах состоит из двух разделов, каждый из которых заканчивается каденцией:

1) имитационно–полифоническое изложение с вертикальными перестановками голосов - «этажей» (один голос – начальный мотив рефрена, второй голос – гаммаобразная нисходящая мелодия, третий «этаж» - «золотой ход»). Характер темы настойчиво–комический (буффонный).

2) «диалог»: мелодия темы главной партии проводится на фоне аккордовых репетиций (повторений) то в верхнем, то в нижне регистре. Кратковременно в этом разделе появляется минор.

 

В музыке финала нередки сопоставления тихого звучания и tutti (динамические контрасты), интенсивно тональное и ладовое развитие (оно особенно ощутимо в разработке – центральной тональностью здесь, как и в разработке I части является Ре-бемоль мажор, также повторен эффект ладотональной «подмены»).

Кода финала еще раз подтверждает интонационное единство цикла – общее радостное согласие звучит в фанфарах (меднные) и мотиве опевания (струнные и флейта).

 

Говоря об итогах симфонии, проявившихся в финале, нужно еще раз отметить некие общие черты в цикле, которые определяются таким качеством музыкального мышления как симфонизм.

 

Проявление метода симфонизма в симфонии №103:

 

– общность истоков тематического материала частей цикла;

единство, последовательность, взаимосвязь образного развития;

– интонационные связи между темами частей;

тональное развитие, тональная логика внутри части и между частями (в симфонии сопоставлены Es-dur и c-moll).

 

Драматургия симфонии:

 

 

план характеристики со схемой частей

 

Идея, образы (основные образные сферы) симфонии.

 

 

    I часть II часть III часть IV часть
  темп/ тональность Adagio – Allegro Es - dur Andante c-moll – C-dur Менуэт (Menuetto) Es-dur Финал. Allegro con spirito Es-dur
  форма сонатная двойные вариации сложная трехчастная рондо-соната
  этапы формы/ разделы Вступление   - экспозиция - разработка - реприза   Кода А – В – А1 – В1 – А2 – В2: А-В – показ тем; А1-В1- первая вариация; А2-В2 – вторая вариация - 1 часть - Трио - Реприза А-В-А-С-А-В-А: - А-В – экспозиция; - А-С - разработка; - А-В-А – реприза и Кода.
а основные темы/ тональность - тема Вступления; - Г.П. Es-dur - С.П. - П.П. B-dur - З.П. по экспозиции - тема А c-moll - тема В C-dur -основная тема - тема Трио   Es-dur - Г.П. Es-dur (А - рефрен) - П.П. (В,С - эпизоды)
  общая характеристика раздела
  роль части в цикле

1. Для характеристики основных тем (отразить в конспекте и уметь рассказать):

– тональность;

– характер образа;

– выразительные средства (жанровая опора, фактура, интонации-мотивы и их истоки, особенности ритма, динамика, особенности структуры, ведущие тембры);

– знать музыку основных тем по их первоначальному изложению и узнавать их интонации в развитии;

2. характеристика разделов формы: название раздела (экспозиция, первая часть и т.д.), особенности структуры и характера развития (что происходит на каждом этапе, его значение в логике развития целого), тематизм.

3. Характеристика части. Соотношение частей и роль каждой части в цикле (драматургическая – чем является в плане становления и развития идеи, развития образов), т ематические связи внутри части и за ее пределами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: