Музыкально - теоретический анализ.




Аннотации к вокально-хоровым партитурам.

 

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт Искусств

Специальность «Музыкальное образование»

 

 

Аннотация

«Ты, рябина ли, рябинушка»

Русская народная песня

 

Обработка В.Соколова

 

 

 

 

 

Содержание.

1.Сведения о композиторе

2.Анализ литературного текста

3.Музыкально-теоретический анализ:

3.1.Форма

3.2.Мелодия

3.3.Тональный план

3.4.Фактура

3.5.Темп, метр ритм

3.6.Динамика

4.Вокально-хоровой анализ:

4.1.Анализ, связанный с фактурными сложностями

4.2.Вокально-хоровые сложности

4.3.Интонационные сложности

4.4.Гармонические сложности

4.5.Ритмические сложности

4.6.Динамические сложности

4.7.Ансамблевые сложности

4.8. Дикционные сложности

4.9.Исполнительские сложности

5.Работа с хором

6.Вывод

7. Список литературы

8. Примеры

Сведения о композиторе.

Русская народная песня «Ты, рябина ли, рябинушка» в обработке Владислава Соколова написана для смешанного хора a cappella.

Соколов, Владислав Геннадиевич Родился 15 (28) декабря 1908 года в Рыбинске в семье священника. В детстве пел в церковном хоре. В 1932 году окончил училище при Московской консерватории (по классам хорового дирижирования А. В. Александрова и композиции Д. Б. Кабалевского), в 1936 году — дирижёрско-хоровой факультет Московской консерватории (по классу Г. А. Дмитревского), в 1938 году — аспирантурупри ней.

В 1936 году организовал Детский хор при Центральном доме художественного воспитания детей. В 1946—1952 годах хормейстер ансамбля песни и пляски Советской Армии. В 1956 году создал государственный московский хор (был его художественным руководителем до 1988 года) . Во главе хоров неоднократно гастролировал за рубежом (Болгария, ГДР, КНДР, Польша, Румыния, Франция, Чехословакия, Швеция,)

С 1929 года педагог в музыкальных школах, в том числе с 1932 года в Центральной музыкальной школе. С 1936 года преподавал в Московской консерватории, с 1951 года профессор. В 1957—1960 и с 1980 года заведующий кафедрой хорового дирижирования. Среди его учеников — И. Гейнрих, Г. Ковалев, Е. Гордейчук, В. Ильин, С. Казанский, Н.Кутузов, К. Литвин, Ф. Лукин, Ф. Маслов, В. Минин, К. Никольская, Г. Пантюков, А. Ушкарев.

 

С 1958 года заместитель председателя, в 1974—1980 годах председатель правления Всероссийского хорового общества. Принимал участие во всех Всемирных фестивалях молодёжи и студентов (как дирижёр, консультант, руководитель делегации, член жюри).

Творчество

Автор произведений для хора а капелла: 9 пьес для детского хора «Где отдыхает день» (на слова М. Садовского), семь хоров для смешанного состава (на слова М. Садовского), обработки народных песен («Повянь, бурь-погодушка», «Ты рябина ли» и др.), духовных хоров, переложений. Автор популярной книги «Работа с хором» (М., 1959; 3-е изд. 1967), статей о хоровом искусстве; составитель сборников.

Награды и память

Народный артист СССР (1966). Награждён орденом Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями. Лауреат премии Ленинского комсомола. Лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1979). Награждён медалью К. Д. Ушинского (1961).Именем В. Г. Соколова названа Ярославская областная премия, а также Творческое объединение детских и юношеских хоров «Соколята» (Рыбинск).

 

 

Анализ литературного текста.

Русская народная музыка - звучащий голос нашей Родины. Глубоко выразительны мелодии русских песен, то задумчиво- грустные, свободно и плавно текущие, то, напротив, энергичные и стремительные, проникнутые радостью жизни. Красотою своих поэтических и музыкальных образов они активно воздействуют на слушателей, оставляя волнующее впечатление.

«Ты рябина ли, рябинушка,

Ой да ты рябинушка кудрявая.

Ты рябинушка кудрявая,

Ой, да ты когда взошла, когда выросла?

Ой, да я весной взошла

Ой, да летом выросла.

Я весной взошла, я весной взошла.

Ой, да за осенним солнцем,

Ой, да за осенним солнцем выросла.

Ты зачем рано пошатилася,

Ко сырой земле приклонилася?

Ах, не сама собой пошатилася,

Ой, да пошатили меня ветры буйные.

Приклонили меня снеги белые,

Ой, да не белы снеги, ах часты дождички.»

 

 

Русская народная песня «Ты рябина ли, рябинушка» относится к лирическим протяжным песням. Что же такое лирическая песня, какого смысловое содержание лирической песни?

Наиболее сложным в музыкальном отношении жанром русского фольклора является лирическая песня и ее высшая форма – протяжная, которая предположительно сложилась в 16–17 вв. в Московской Руси. С этим видом связывают возникновение народного многоголосия полифонического или гетерофонного (подголосочного) типов с участием солирующих голосов.

Начиная с 20-х годов XIX в. и на протяжении целого столетия ученые исследуют специфику художественного языка народных лирических песен. Особенно большое внимание уделяется символике.

Традиционные лирические песни - это в большинстве песни крестьян. Они отразили жизнь и психологию крестьянства, особенности его мировоззрения. Главное содержание и основное назначение народной лирики — выражение отношения к тем или иным жизненным явлениям, передача определенных мыслей, чувств и настроений. Однако следует признать, что в песнях значительно полнее изображены любовные переживания девушки. И это не удивительно, так как сочинителями и исполнителями протяжных лирических песен были по преимуществу женщины. Во многих песнях рассказывается о

том, что родители запрещали своей дочери любить милого, они не разрешали ей встречаться с ним.

В народных лирических песнях вместе с выражением мыслей и чувств, которые составляют их главное содержание, лаконично, но довольно отчетливо показываются и те жизненные обстоятельства, которые их вызвали. Поэтому в народных лирических песнях яркое отражение получили не только мировоззрение народа, но и его жизнь.
Опираясь, на полученные знания можно сказать, что рябинушка символизирует девушку, выражение,- «кудрявая рябинушка»,- говорит о красоте девушки, слова,- «Я весной взошла, летом выросла»,- сообщает нам о том, что девушка выросла и стала взрослой, готовой к замужеству. Из следующих слов песни,- «…Ты зачем рано пошатилася, ко сырой земле приклонилася?....»,-мы понимаем, что у девушки случилась беда, но вот кто виноват в произошедшем? И после её ответа,- «Ах, не сама собой пошатилася…»,- мы можем предположить, что бедой для молодой девушки, является несчастливая любовь, а точнее замужество за нелюбимого, что скорее всего произошло потому, что родители выдали её замуж по собственному желанию.

 

Музыкально - теоретический анализ.

Форма.

Произведение имеет куплетно-вариационную форму, состоящую из пяти поэтических строф.

Первый куплет состоит из 9 тактов (1-9 такт);

Второй куплет, первая вариация на тему песни, состоит из 9 тактов (10-18 такт);

Третий куплет, вторая вариация, состоит из 13 тактов (19-31 такт);

Четвёртый куплет -15 тактов (32- 46 такт);

Пятый куплет- 16 тактов (47- 62 такт);

Шестой куплет- 11 тактов (63- 73 такт)

 

Мелодия.

Мелодия - важнейшее средство музыкальной выразительности идейно- смыслового содержания хоровой музыки. Понимая это и глубоко проникая в мир стиха, композитор создаёт собственную музыкально- образную концепцию хора. Все эмоции молодой девушки, а также эмоции сопереживающих ей людей, переданные в литературном тексте, В. Соколов выражает в характере музыки очень точно и глубоко.

Мелодия очень красивая, лиричная, напевная, 1 куплет- показ темы, которая проходит в партии альтов. Во 2-м куплете вступают первые и вторые сопрано, а также вторые альты.(пример 1) Тема развивается волнообразно, с преобладанием ходов на секунду и терцию.

 

Широкая распевная тема начинается с ч.4 вверх,(в музыке этот интервал часто используют, как призыв, либо обращение к кому- либо),что соответствует литературному тексту,(пример 2.1) а затем мелодия начинает развиваться постепенным восходящим движением, заканчивая предложение снова ч.4. Во втором предложении темы мы также видим ходы на ч.4, на м.6, на м.3.(пример 2.2).

Восходящие и нисходящие ходы мелодической линии всего хора подчёркивают взволнованность.

В 5 куплете мелодия (47-50 такт) начинается очень монотонно, она неразвита, остаётся на одном звуке, и звучит обречёно. Из текста мы узнаём о беде, которая случилась с девушкой, и понимаем, что другого развития мелодии здесь просто быть и не может.(пример 3) Зато мелодия у солистки (в 5-6 куплетах), обретает развитый характер. Первые интонации, как крик, как боль, звучат в высокой тесситуре, опускаются секундами - «слезами», и вновь повторяют основную тему, проходящую на протяжении всей песни (пример 4).Мы снова слышим красивейшую мелодию, но в ней присутствует безысходность, которую мы могли почувствовать в самом первом проведении темы.

 

Тональный план.

Другим ярким средством музыкальной выразительности являются тональности, которые придают особые краски звучанию партитуры. Основная тональность произведения a – moll. Композитор использует минор, чтобы передать переживания девушки и того, кто к ней обращается. Но начинается произведение в субдоминанте основной тональности, мы слышим – d-moll. Второй куплет проходит в a-moll.Третий, начинается в основной тональности и снова заканчивается в временной тональности - субдоминанте. А далее везде доминирует основная тональность.

Обработка В. Соколова песни «Ты рябина ли, рябинушка» содержит в себе характерные черты народного многоголосия: запев соло и подхват всего хора, в нашем произведении начинает одна партия и постепенно включается весь хор, диатоничность мелодии и гармонии, натуральный a-moll,диалогичность песни. (соло и хор).

Фактура.

Фактура - совокупность средств музыкального изложения, образующая технический склад музыкального произведения, его музыкальную ткань. Фактура в произведении разнопланова. В 1 куплете фактура мелодико - монодическая. Во 2 куплете фактура подголосочная полифония. которая сочетает основную мелодию, проходящую в партии первого сопрано, а остальные голоса выполняют роль подголосков. В 3 куплете мы встречаемся с приёмами имитации. (пример 4) В 4 куплете имитационная полифония: мы видим, что в различных голосах повторяются отдельные звенья мелодии. 5 куплет начинается с аккордовой фактуры. Аккордовый склад моноритмично дублирует линию верхнего голоса. (пример 5).В 6 куплете композитор использует органныйпункт).Главную партию отдаёт Solo. Функцию сопровождения выполняет весь хор.

Темп, метр, ритм.

Темп музыки определяется выражаемым ею жизненным состоянием. Темп произведения не может быть верно найден как абстрактная скорость в отрыве от других элементов музыкальной формы сочинения. Темп лирической песни вытекает из содержания поэтических строк, из общего эмоционального состояния музыки. Композитор определяет его как Moderato(умерено, четверть = 100-110).На протяжение всего произведения композитор использует агогические изменения: в 3 куплете (19-30) piu mosso, более подвижно; в 4 куплете a tempo, возврат в прежний темп, в конце куплета - замедление (44-46).В 5 куплете (47-50 такт) rubato и в 50 такте замедление, а в следующем такте (51 такт) снова возврат в прежний темп. В конце произведения композитор часто использует замедления(66,68,71 такт) ферматы, (50,68 такт) то есть задерживает звуки ещё на половину длительности. На мой взгляд, это связано с тем, что девушке очень тяжело говорить о своей беде, её речь сопровождается вздохами, тяжестью речи.

Непростой метр произведения, как и судьба девушки. Её молодость и зрелость, что само по себе счастье, идут рука об руку с несчастливой судьбой. Так и 2-хдольный и 3-хдольный размеры всегда идут рядом, периодически меняя друг - друга. 1 куплет (3/4-первые два такта.2/4следующие 6 тактов (3-8)Следующие 10 тактов- размер ¾. Весь 3 куплет проходит в размере 2/4, кроме 29 такта(¾),Также и 4 куплет -размер 2/4, кроме 35 такта(3/4)в 5-6 куплетах размер ¾ в 46-52 тактах, и в 63-64 тактах, а остальные такты написаны в 2-хдольном размере.

Ритмический рисунок мало изменяется. Характерно чередование восьмушек и четвертей. Половинные длительности гармонично сочетаются с четвертными и восьмыми. В. Соколов использует остановки на крупных длительностях (басы).Впервые появляются шестнадцатые в 50 такте, но здесь они распеваются в замедленном темпе, а затем,в 55,63,68 у сопрано. В партии альтов (30 такт), в партии теноров (37 такт), в партии басов 39,42 такты.

 

Динамика.

Динамический нюанс хора - это не искусственное окрашивание»звуковой ткани, а живое состояние музыки, проступающее из музыкальной формы, содержания, художественного образа произведения.

Основной динамический нюанс хора – piano. В такую динамическую градацию слушатель попадает с первых тактов звучания произведения. В 3 куплете автор окрашивает проведение темы и её подголосков в динамический оттенок mp. В 4 куплете (31 такт) композитор использует динамику forte, но только в первом предложении, и в конце куплета (46 т.), когда прозвучала кульминация произведения. В 5 и в 6 куплетах музыка сохраняется в динамической градации p. Последняя авторская ремарка указывает на исполнение последнего аккорда в тихой звуковой зоне звучания pp. Использование такой динамике композитом, на мой взгляд, связано с переживаниями, грустью девушки.

Вокально - хоровой анализ.
Произведение «Ты рябина ли, рябинушка» написано для смешанного хора a capella. Каждая партия написана в рабочем диапазоне. Тесситура в целом удобная. Общий диапазон хора:

Сопрано: ре1-ля 2

Альт: ля М-Ре 2

Тенор: соль М - Ля 1

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: