Интонационные сложности.




Наибольшую сложность в партитуре представляют интонационные сложности. Они встречаются во всех партиях хора. Довольно часто встречается чередование больших и малых секунд. Интервал м2 требует аккуратности исполнения с ощущением сужения, а нисходящие ходы следует исполнять с тяготением вверх. В партии басов (19-23, 50-53,63-65 такты)на протяжении длительного времени повторяется один и тот же звук, что способствует «сползанию» хорового строя. Чтобы эту тенденцию преодолеть, хористы должны на крепком дыхании внутренним слухом «подтягивать» этот звук. Нисходящие ходы нужно исполнять аккуратно, не тяжелить, сохраняя единую вокальную, высокую позицию звучания. Восходящие ходы следует исполнять без «подъездов» всегда, стараясь предслышать верхний звук. В партитуре встречаются ходы на широкие интервалы - октаву,сексту,квинту,кварту:. 1. на квинту,(S-20т,30,т33,51,67,55-партия solo,55;73) А-15,28 такт, квинта вниз; Т-28-29,54,66;В-22-23,квинта вниз,25,37,43,56,62-63),

2. на сексту(А- 5,31,34- секта вниз),(S-14,56,, Solo-55,67; В-35,53-54,65-66

3. на септиму в партии баса (29 такт) 4. на октаву S-31,Solo-68;Т- 71; В - 42 такт) При большом интервале нижнюю ноту обязательно брать вокально в положении верхней, то есть используя единый режим работы голосового аппарата.

 

Исполнителям нужно стремиться к такой организации дыхания, при которой широкие интонационные ходы на кварту, квинту, сексту и выше производились бы без выталкивания звука, исполнялись по динамике и тембру в равноценном качестве. Для отработки чистоты интонации и мелодическим строем, то есть строем одной хоровой партии.

Гармонические сложности.

В основном преобладают консонансы, что связано с особенностью содержания произведения. Но гармонически трудные места всё же есть. (20т-секундаккорд первой ступени, 50 так- ум.7 первой ступени; 44т-септаккод 6 ступени в ре миноре, который является S; и подобные места: 31,68 такты). Мы их вычленяем из партитуры и отрабатываем в медленном темпе в каждой партии; выстраиваем аккорды вне ритма по руке дирижёра сначала сольфеджируя, затем с текстом, постепенно соединяя партии: Б + Т, Б+ А, Т=А, а затем всем хором.

Задержанные звуки необходимо исполнять с небольшим акцентом, потому что они дают художественное своеобразие, которое стремился передать композитор.

Ритмические сложности.

К ритмическим трудностям можно отнести остановки на половинных,ферматы, а также переменный размер произведения (2/4,3/4). При работе над преодолением ритмических трудностей желательно отработать сначала эти эпизоды в медленном темпе с применением пульсации.

 

Динамические сложности.

Преобладание динамики пиано создаёт определённую сложность. Ведь тихое исполнение провоцирует хор на слабую атаку звука, а это может привезти к расползанию темпа и интонации. Петь в высокой тесситуре на пиано так же очень сложно. Это требует высокого профессионализма партии сопрано.

Ансамблевые сложности.

Главнейшим элементом хоровой звучности являются ансамбль и строй. В работе над ансамблем могут возникнуть следующие сложности: 1.вокальный ансамбль (единая манера пения у всех певцов)
2.гармонический ансамбль между партиями хора (прослушивать каждый интервал, аккорд,, чтобы была слитность и гармоничность звучания, остановки на отдельных аккордах). 3.динамический ансамбль(ансамбль должен быть в каждой партии, и затем все должны регулировать силу своего звука в общехоровой звучности)

4.дикционный ансамбль.(каждый звук должен произноситься всеми певцами в хоре одновременно и с одинаковой силой, чтобы донести до слушателей поэтический текст.

Дикционные сложности.

Средством донесения слов литературного хорового произведения является дикция.

Произношение слов во время пения должно быть осмысленным и основываться должно на глубоком проникновении в характер произведения.

Слова нужно произносить свободно, но не вяло. Гласные должны звучать выравненно и одинаково вокально, сохраняя тембральное родство. Необходимо использовать «приём читки»(перенос согласных к следующему слогу).Усиление звука в кульминации должно сопровождаться более чётким произношением. В местах, где композитор использует имитацию необходимо применить приём «затушевывания» текста, для тех партий, которые сопровождают основную тему.

 

Исполнительские сложности. К сложностям исполнительским следует отнести:

1. умение передать эмоциональное состояние и характер произведения

2. сделать все агогические и темповые изменения и вернуться к первоначальному темпу, скорость которого указывает композитор.

3. уметь показать все вступления, снятия, динамику и штрихи.

4.показать все ауфтакты перед вступлением и снятием каждой партии.

 

Главная задача дирижёра - это раскрытие глубины содержания музыкальных образов.

Работа с хором.

 

Работу над произведением необходимо проводить несколько этапов.

Начальный этап- это ознакомление хора с произведением. Дирижер исполняет его на инструменте. Показ должен быть очень выразительным. Затем руководитель проводит небольшую беседу о композиторе идеи произведения, его характере и содержании. Следующий этап - это сам процесс разучивания. Вначале целесообразна работа с отдельными партиями, а затем поочередное их соединение друг с другом. Партии разучиваются сначала сольфеджио, затем можно петь на удобный слог, лишь после поют со словами в указанной динамике, с осознанием идеи и содержания произведения.

На первом этапе - разучивание по голосам, большое внимание уделяется работе над чистотой интонации и правильным хоровым дыханием, звукообразованием, чётким ритмом, ясной дикцией. Работа производится по музыкальным фразам или предложениям. Особое внимание обращается на трудные места партитуры. Трудное место вычленяется и отрабатывается в удобном темпе на удобном слоге. Очень полезно использовать пульсацию самыми короткими длительностями произведения. Рекомендуется ясно и выразительно проговаривать текст без пения, выстраивать трудные созвучия вне ритма по руке дирижёра, используя метод постепенного усложнения поставленных дирижёром задач.

Все перечисленные методы относятся к среднему этапу разучивании это соединение партий и работа над вертикальным строем в общехоровом ансамбле.Здесь происходит детальная отшлифовка исполнения: работа над дикцией, характером.

На заключительном этапе работы с хором дирижёру нужно добиваться целостности звучания произведения, это работа над исполнительскими задачами. На этом этапе важно, чтобы хористы наиболее полно и ярко передавали характер произведения, передавали его идею, содержание, творческий замысел композитора.

Вывод.

Русская народная песня «Ты рябина ли, рябинушка» в обработке В. Соколова даёт возможность проследить как сравнительно простая песня постепенно усложняется, мелодически обогащается. Напев её становится всё шире и богаче, одноголосное изложение уступает место многоголосию. Русская народная песенность - это живое, непосредственное творчество масс, непрерывно развивающаяся художественная культура, уходящая, в то же время корнями в далёкое прошлое. На протяжении веков облик песен существенно менялся, в быту народа рождались новые песенные жанры, заметно расширялся круг их поэтических образов и музыкально-выразительных средств. Обработки приобщают слушателей и исполнителей к старинным и современным народным песням, воспитывают любовь и вкус к лучшим их образцам.

 

 

Список используемой литературы.

 

1.Безбородова Л. А. Дирижорование: Учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности № 2119 «Музыка».Москва. Просвещение, 1985-176 с.

2.Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория.Методика.Практика: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений.-М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003- 272 с.

3.Соколов в. Работа с хором: Учеб. Пособие. 2-е изд., перераб., доп. М.: Музыка, 1983.с ил, нот.

4.Учебник- хрестоматия «Русское народное творчество»

5.Библиографический словарь. Русские писатели: изд. «Прсвещение», Москва 1971-727 с, под редакцией Д.С. Лихачёва, С.И. Машинского, С.М. Ревякина

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: