Тема 15. Здоровьесберегающая среда как фактор развития человека.




 

Семинар № 24

План

  1. Проблемы психологического здоровья детей и подростков.
  2. Анализ статистических данных.
  3. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, МОУ как фактор развития раннего и дошкольного детства на основе ФГТ в ДОУ.
  4. Здоровьесберегающая среда в процессе обучения на основе ФГОС в школьном образовании.

 

Вопросы для обсуждения

  1. Что такое «здоровьесберегающая среда»?
  2. Какие технологии вы можете назвать?
  3. Что явилось причиной введения здоровьесберегающих технологий в образовании в ходе обучения и воспитания?
  4. Какие примеры вы можете привести.

Литература

1.Артемова Н. Как сохранить психическое здоровье // Школьный психолог 2003.- №17.- с.3.

2.Горячев В. Здоровье детей - категория педагогическая // Воспитание школьников 1999. - №1.- с.-8 -10.

3.Воленко О.И. Как растить здоровое поколение //Педагогика 1995.- №1.- с. – 40 -44.

4.Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях // Начальная школа –1999.- №2. с.- 5 -7.

 

Семинар № 25

Тема 5. Созревание и развитие. Социокультурный фон развития человека.

План

1.Отличие процесса созревания и развития.

2. Условия созревания и развития.

3. Характеристика возрастных норм.

4. Системогенез.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое созревание и развитие?

2. В чем различие понятий «темпа» и «скорости» созревания.

3. Что является условиями созревания и развития?

4. Какие виды возрастных норм вы можете назвать и дать определения.

5. В чем заключаются основные принципы системогенеза?

6. Каковы морфологические критерии созревания ЦНС?

7. По каким физиологическим показателям можно судить о созревании коры больших полушарий?

8. Почему некоторые из врожденных безусловных рефлексов к концу первого года жизни исчезают?

9. В чем заключается проблема прерывности – непрерывности развития?

10.Что такое индивидуальный темп и индивидуальная траектория развития?

11. В какой последовательности созревают первичные, вторичные и третичные зоны коры больших полушарий как это отражается в психическом развитии детей?

12.Почему к 6 -7 годам у детей появляется способность произвольной регуляции поведения?

13.Какие этапы проходит в своем формировании система мозга?

14.Какие структуры и функции мозга в онтогенезе созревают в последнюю очередь?

Литература

1.Васильев С. В. Основы возрастной и конституциональной антропологии. – М.,- 1996.

2.Венгер Л.А., Ибатуллина А.А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии. – 1989. - №2.- с.- 20 -27.

3.Дубровинская Н.Ф., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М., 2000.

4.Психология развития //Под ред Т.Д.Марцинковской М., Академия 2001.с.124 – 147).

 

Семинар № 26

 

Тема 12. Особенности психического развития на разных этапах онтогенеза.

Понятие возраста. Возрастная периодизация.

План

1.Определение возраста.

2.Характеристика возрастной периодизации в трудах отечественных и

зарубежных психологов.

3. Перечислите и объясните основные характеристики возраста в культурно –

исторической теории.

4.Перечислите и объясните основные характеристики возраста в теории

деятельности.

Вопросы и задания

1.Каково понятие «психологический возраст»?

2.Какие две группы психологических теорий вы можете назвать и в чем их

различие?

3.Как связана периодизация с понятием развития?

4.Приведите различные подходы разных ученых (Стенли Холл, Ж.Пиаже,

Э.Эриксон, Левинсон, Р.Кеган и др.).

5.Проанализируйте и приведите примеры периодизаций онтогенеза.

6.Приходилось ли вам наблюдать кризис (7 лет, кризис подросткового возраста, кризис середины жизни), назовите симптомы и особенности течения.

 

Литература

1.Психология \ Под ред. И.В.Дубровиной М., Академия, 2002.

2.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., Академия 2000.

3.Хухлаева О.В. Психология развития молодость зрелость старость. М., Академия 2005.

4.Эльконин Б.Д.Психология развития М., Академия 2001.

 

Семинар № 27.

Тема 14. Закономерности психического развития.

План

1.Условия, предпосылки и факторы психического развития.

2.Закономерности психического развития.

3.Роль наследственности и среды.

4.Влияние обучения на процесс психического развития.

Вопросы

1.Что собой представляет процесс возрастного развития? Чем он обусловлен?

2.Каково содержание теории рекапитуляции?

3.В чем заключается закон Э. Геккеля?

4.Что лежит в основе биогенетического закона и этапов культурно –

исторического развития человечества (В.Штерн)?

5.Роль биологического фактора в наследственности темперамента и задатков

способностей?

6.Как влияет социальная среда на процесс психического развития?

7.Что входит в понятие «сензитивные периоды развития» (по Выготскому)

8. Каковы основные четыре закономерности детского развития (по Выготскому) вы знаете?

Литература

1.Мухина В.С. Возрастная психология М., 1997.

2.Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности М., - Воронеж, 1996.

3.Кайл Роберт Тайны психики ребенка. Санкт – Петербург, М.,2002.-с.-215- 240.

4.Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И.Лисиной \\ Вопросы психологии.- 1996.- №6- с. 76 – 86.

5.Практикум по дошкольной психологии. Урунтаева Г.А., Афонькина. М. Академия 1996.

Семинар № 28

Тема 15. Психическое развитие в разные возрастные периоды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: