Орлова Евдокия Ивановна, 1918 г.р., образование – рядовой учитель, православная, зап. в х. Стеженском Алексеевского р-на ВО, 2006 г.




О свадьбе:
Жених приходит к невесте
Невеста вся в цветах
Венчались
Каравай и подарки – обязательно
Первый день – праздник, второй – выпили рюмку с женихом и уехали на лошадях кататься (коней украшали)
Перед свадьбой:
За день до свадьбы собирались у невесты и гуляли
Был там и жених
Танцевали, водили хороводы и пели под гармошку
Распитие напитков (сравнения прошлого и настоящего. Раньше пили мало, а сейчас много)
Как знакомились парень и девушка (парень приглашал на танец, потом провожал до дома)
Об отношениях:
Скрывали их до замужества
Как предложение жених сделал, так и рассказывали родителям
Выбор мужа:
Выбирала девушка себе мужа сама
Отец не выбирал
Могла ещё выбрать мать
Об уважение к старшим:
Здоровались с ними
Если молодой не поздоровался, то ему могли дать в лоб
Как ели пищу за столом:
- сначала старики, потом молодые
- если семья маленькая, то все сразу ели
Место для нового дома (выбирали то место, где вода поближе)
О скоте ранее:
Было много скота
Были люди, которые портили скот – колдуны
О колдуньях:
Долго умирают
Просят они руку при смерти
Лезут люди на чердак и там в святое место вонзают топор, чтоб колдунья умерла скорее
Колдуньи могут превращаться в животных
Свадьба одной колдуньи (смерть жениха)
О домовом:
- живёт в доме
- него с собой забрать при переезде
Одежда на похороны:
- чёрные одежды
- платочек белый в руке и крест у мёртвого

Кассета №1, сторона В, соб. Авдиенко О.А.
Орлова Евдокия Ивановна, 1918 г.р., образование – рядовой учитель, православная, зап. в х. Стеженском Алексеевского р-на ВО, 2006 г.
(продолжение)

О похоронных обрядах:
Связать ноги, когда покойник дома лежит и развязать, когда хоронят
В гроб клали предметы, которые связаны с жизнью покойного
Заранее живой человек готовил себе гроб, одежду похоронную и 40 платочков
Нельзя тосковать по мужу умершему
Захоронение самоубийц:
Хоронили без священника и поминок
Хоронили возле кладбища
Крест на могилу не ставили
Захоронение некрещённых (закапывали в яму возле кладбища)
Омывание покойного (омывали покойника водой, а воду потом выливали в сторону, чтобы по ней никто не ходил)
Одежда покойного (штаны-лампасы надевали, а фуражку рядом клали)
Существовали парные могилы
Про гроб:
Только голые доски
Покойника в нём накрывали тканью
Рассказ о матери (какой она была)
Беременным женщинам нельзя шить в праздник
О родах:
Принимала их бабка-повитуха
Чтобы легче они шли – жена мужу садится на колени во время схваток
Повитуху благодарили, чем можно
Роженица моет руки повитухе
Заселение казаков в хутор (раньше их не было в хуторе, только во время раскулачивания они пришли)
Название хутора (из-за тропинки – стежки)
Устройство домов раньше:
Деревянные, из дуба
Хаты были
Горницы были
Катрамарки были в доме
Спали на полу
Приметы:
- нельзя говорить через порог
- нельзя передавать через порог
Об иконах:
Иконы стояли в каждой комнате в углу, повёрнутые на восток
На Троицу украшали их ветками
Праздники (на Троицу пекли печенье, весну встречали с печеньями в виде жаворонков)

Диалектные слова:
1. Ха’та – дом, состоящий из одной комнаты и коридора. Много хат было на хуторе.
2. Повиту’ха – женщина, принимающая роды в доме. А роды повитухи принимали.

Буренина Мария Поликарповна, 1928г.р., место рождения – х. Стеженский, Алексеевский р-н ВО, образование – 7 классов, православная, зап. в х. Стеженском Алексеевского р-на ВО, 2006 г.

Земский врач (лечил он всех от любых болезней)
Рассказ о родных(какими были дед и мать)
О беременных:
Роды у них принимала бабка-повитуха
Если живот острый – будет мальчик, если овальный – девочка
О похоронных обрядах:
Гроб с покойником ставили головой к иконам
Умершую женщину купала женщину, а мужчина, соответственно, мужчина
Покойника одевали во всё новое
Старого покойника одевали в тёмное, молодого – в светлое
Покойника выносили из дома вперёд ногами, после этого в доме моют пол
Поминки на 9-й и 40-й день
Тем, кто несёт гроб, платки вяжут
Когда купают покойника, ноги ему связывают, а как кладут в гроб – развязывают
В могилу с гробом кидают землю и монетки
Умершему оставляют стакан водки и хлеб на могиле, а на 40-й день убирают это
Поверья похоронные (душа покидает землю на 40-й день. Нельзя петь все 40 дней)

Диалектные слова:
Бабка-повитуха – женщина, принимающая роды в доме. Рожали дома. Бабка-повитуха помогал.

Кассета №2, сторона А, соб. Авдиенко О.А.
Буренина Мария Поликарповна, 1928 г.р., место рождения – х. Стеженский, Алексеевский р-н ВО, образование – 7 классов, православная, зап. в х. Стеженском Алексеевского р-на ВО, 2006 г.
(продолжение)

Рассказ о хуторе (каким был ранее)
Домовые (они всегда были дома)
Устройство домов:
- печка
- в трубе печки – боровки
- крыльцо
Иконы (находились в переднем углу, который располагался в первой комнате доме)
Разновидности домов:
- круглые дома
- флигеля
Колдуньи (раньше были. Портили скот)
Порча (Если её наводили, то ходили по бабкам, чтобы снять)

Диалектные слова:
1. Кру’глый дом – дом с 4-мя комнатами.
– Дом с 4-мя комнатами.

2. Фли’гель – дом с 2-мя комнатами. Дом с 2-мя комнатами – флигель.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: