Принцип органичности творчества актера; 14 глава




Стр. 193

та по созданию произведения драматургии (миниатюры, своеобразной эстрадной мини-пьесы) этюдным способом на основе отобранного факта начинается с выбора места и времени действия, с решения вопросов о том, где и когда оно происходит. Тут-то и нужно дать волю фантазии, предлагающей различные варианты ответов. И поверить эти варианты следует многими критериями, важнейшие из которых:

создание предпосылок для максимальной остроты драматического конфликта, активности предполагаемого действия;

возможность использования ярких выразительных средств, отражающих специфику агитационно-художественной (как правило, эстрадной) драматургии, способ­ствующих созданию интересных, убедительных образов;

создание условий для интересных постановочных решений.

И все это — с постоянным учетом специфики задач, стоящих перед коллективом, особенностей аудитории, творческих возможностей и устремлений, конкретных ус­ловий и обстоятельств работы и т. д. Причем весь этот процесс протекает по непростым законам, поступательно приближая автора к цели.

Интересное, предполагающее активные события место действия может способствовать определению персонажей и их поступков. (Например, «зал заседаний суда», выбранный в качестве места действия эпизода, посвященного борьбе с пьянством, определяет судей, обвиняемого, истца, адвоката и т. п.; «автобус»- водителя, пассажиров, если потребуется — нарушителя правил дорожного движения, милиционера и т. д.)

Проходя дальнейшую проверку в драматическом дей­ствии через цепь событий, найденные (сочиненные, отоб­ранные) ответы могут не выдержать испытания, и тогда их надо заменять или уточнять, возвращаясь каждый раз к отправной точке. И самое главное испытание — это проверка остроты,взрывчатости, потенциальной активности и действенности предполагаемого конфликта. А оночень зависит от остроты отобранных, придуманных на­ми предлагаемых обстоятельств, в которых возникает конфликт и затем развивается действие, а зарождение его зависит от обстоятельств, предшествующих началу «сценической жизни»

Конфликтная основа этюда создается предлагаемыми обстоятельствами и разностью действенных задач

Стр. 194

персонажей одни торопится, другому спешить некуда, один хочет одного, другой — противоположного и т. п.

В основе этюда всегда лежит событие. Оно в отличие от факта представляет собой процесс, который развива­ется сейчас, здесь, сию минуту, протекает на наших гла­зах, со-бытуют. Как всякий процесс, событие имеет про­тяженность в5 времени, то есть начинается развивается, достигает кульминации и завершается. И в основе любого события лежит конфликт. Драматургии вне столкновения, вне борьбы, вне конфликта не существует.

Завершая разговор об этюде и этюдном способе дра­матургического мышления, еще раз вспомним главное — вопросы, на которые надо искать яркие, возбуждающие нашу творческую природу ответы. Что было до начального момента, какие события ему предшествовали? Что происходит вокруг? Кто что делает? Почему и ради чего? С кем борется? Против кого и за что? Кто (что.) помогает и кто (что) мешает в этой борьбе?..

...А теперь попытаемся вместе «с нуля» создать эпизод для агитбригадного сценария, скажем, миниатюру. Для этого воспользуемся стенограммой одной из прове­денных автором творческих лабораторий с начинающими руководителями агитбригад. В ней подробно зафиксиро­вано все, что говорилось, предлагалось, отвергалось и принималось участниками лаборатории в работе над конкретным эпизодом, — от выбора темы до ее сценар­ного воплощения.

Стенограмма дана в сокращении и, разумеется, «обезличена», но разговорная форма и характер обще­ния участников лаборатории по возможности сохранены.

Итак:

В. С. Уважаемые товарищи. Вы должны были за время корот­кого перерыва отобрать и предложить на это занятие тему и проб­лему. В учебно-методическом плане несущественно, какого круга вопросов они касаются, однако хотелось бы, чтобы проблема была понятна и вызывала определенный интерес у всех вас.

— Мы решили предложить такую тему, очень примитивна и засорена всякими жаргонными словечками разговорная речь многих совсем еще молодых людей...

Мы все тут молодые, нам это знакомо.

В. С. Предложение принято. Только давайте выясним, что это — тема или проблема?

- Тема!

- А мне кажется — проблема.

- И то, и другое!..

Стр. 195

В. С. Тут вы правы. В проблеме всегда содержится тема. Но в теме проблема не содержится... Вернее, в ней содержится мно­жество проблем, а не конкретно одна. Тема здесь —наша речь, как мьГ говорим, а то и шире — наш культурный уровень. А проблема ТПтей может быть и та, что предложена вами, и, скажем, наше мно­гословие, неумение точно выражать свои мысли и т. д. Вот, напри­мер, тема «Борьба с пьянством». А проблемы в рамках этой темы?

- Винных магазинов много!..

- Очень мы терпимо относимся к пьяницам!..

- В ресторане на тебя и смотреть не будут, если не закажешь выпить!..

- Родители детей с малых лет приучают!..

- От пьянства государству наносится убыток больший, чем прибыль от продажи...

В. С. Хватит, хватит... Пример более чем убедительный. Как много проблем в одной теме! Уточним только: мы с вами говорим о теме и проблеме «житейской». Поэтому очень важно, чтобы факт, который лежит в основе будущего эпизода, был отобран и сфор­мулирован как можно точнее и содержал в себе очевидные призна­ки проблемы. Есть у вас такой факт? Да хорошо бы и не один/ чтобы можно'"было отобрать наиболее яркий, активно пробуждаю­щий фантазию.

- Да их сколько угодно!.. Только и слышишь всякие там сло­вечки: «балдеж», «я торчу»...

- «Лажа»!..

- «Эй вы, метелки!..»

В. С. Все?.. Прямо скажем, не густо, вы и сами видите, что факт пока только обозначен. Вам и не могло хватить короткого перерыва для серьезной работы по накоплению фактов и отбору из них единственно нужного. Или нескольких, чтобы одновременно пустить их в работу — на конкурс... Ну что ж, за неимением друго­го удовлетворимся тем, что есть, в конце концов, нам важна сама методика процесса, который предстоит пройти. Начнем?

- А с чего?

В. С. С вопросов! Место и время действия? Кто действует п что происходит? И самое для начала главное — в чем природа воз­можного драматургического конфликта? Кто и с кем конфликтует? Порядок ответов на эти вопросы неважен, важно другое — какой из них подстегнет творческий поиск...

- На улице дело происходит!

- Или дома...

- Вечером...

- Поздно совсем, уже транспорт перестал ходить...

- Точно, транспорт не ходит!

В. С. А почему вдруг вы так дружно ухватились за то, что

Стр. 196

«транспорт не ходит»? Слова, которые вы произносили до этого — «улица», «дом», «вечер» — почему-то не вызвали такой реакции?

- Не знаем...

- Почему-то понравилось, что «транспорт не ходит»..,

В. С. Потому что обострились обстоятельства. Поздний час, транспорт не ходит, на улице редкие запоздавшие прохожие... Или много народу?

- Нет, мало...

В. С. Видите, и это нас почему-то привлекает! Хотя еще ни­чего не ясно... Только есть ощущение, что это обстоятельство может нам пригодиться... Как, например?

- Грабитель может появиться! Самое время...

- Точно. Улица пустая, темно, страшновато...

В. С. Предположим, мы уже придумали грабителя, и он?..

- Нападает на случайного прохожего.

В. С. И что? (Пауза.) Все? А не забыли ли вы, для чего мы сочиняем наш эпизод, что лежит в его основе, какая проблема?

- A-а, словечки!..

- Ну конечно, он подходит и обращается к прохожему...

Все начинают говорить одновременно, перебивая друг друга.

В. С. Обращаю ваше внимание на вспыхнувший интерес — ак­тивно начала работать фантазия! Это потому, что верно намети­лись персонажи (грабитель, прохожий) — две стороны конфликта, который в этой паре очевиден и активен; к тому же для одного из них будет оправданна, логична «грязная речь»... Не правда ли, ту­ман понемногу рассеивается?

- Рассеивается!

- Можно уже начинать писать!

В. С. Лучше попробовать этюдный способ, о котором мы недав­но говорили. Опытный автор сам мысленно сыграет за всех, уточ­няя логику событий, действия персонажей и т. д., а мы можем по­пытаться сыграть этот этюд зримо. Но заранее хочу предупредить: не обманитесь кажущейся ясностью, придется ответить еще на мно­го вопросов. Что вынудило грабителя выйти на улицу? Что задер­жало прохожего и куда он спешит? (Исходные обстоятельства и со­бытия.) И еще много других —они могут появляться в процессе работы всякий раз, когда возникает «тупик»... А может понадо­биться их и немного, не знаю. Ну как, будем продолжать задавать вопросы?

- Будем.

- А мне кажется, что и так все ясно.

В. С. В первом приближении. И во многом благодаря остроте возможного конфликта. Но, так или иначе, интуитивное ощущение замысла есть, вы нравы. Проверим его. Попробуем форсировать со­бытия и на основании уже имеющихся данных попытаемся

Стр. 197

сформулировать один из возможных вариантов замысла, — в конце концов, нам сейчас не столько важен яркий, детально разработанный ре­зультат, сколько методически грамотный и понятный путь его по­иска. И начнем формировать замысел со слов: «История про то, как...»

- «История про то, как грабили прохожего».

В. С. Пока нас это устроить не может. Неясен событийный ряд, нет самой «истории», непонятно, к чему она приведет.

- «История про то, как напали на запоздалого прохожего...»

- Еше надо что-то добавить!..

В. С. Верно. Но что? Опять забыли проблему?

- Словечки! Забыли!..

В. С. А ведь это для нас самое важное. Без этого нам никакие «прохожие» не нужны.

- «История про то, как напали на запоздалого прохожего, ста­ли говорить ему...»

- Предложили отдать деньги, еще что-нибудь — не в этом дело...

В. С. Конечно, детали пока не нужны. А как предложили?

- Так ведь как раз этими жаргонными словечками!

В. С. Верно. И что же —понял их прохожий?

- А это смотря какой прохожий, может и понять.

В. С. А нам как нужно: чтобы он понял или нет?

- Чтобы не понял.

В. С. Почему?

- Не знаю...

В. С. Теперь о конфликте забыли!

- Все ясно. Не понял, потому что так острее будет развивать­ся конфликт...

В. С. Конечно! А раз не понял, то и...

- Не отдал ничего!

- До слез довел грабителя! Тот бился, бедный, бился, да так ничего поделать не смог.

В. С. Ну, вот и история получилась. С завязкой, развивающим­ся действием и развязкой. Теперь осталось поработать над оконча­тельной формулировкой драматургического замысла и приступить к поиску его решения. И тут, возможно, потребуются новые уточне­ния, детали и прочее...

- Непростое дело!

В. С. Непростое. Но ведь интересное! И хотя никакой правиль­ный ход работы не гарантирует точного и талантливого результа­та, но зато все это помогает овладевать навыками, технологией ре­месла и развивает творческую природу. А это, согласитесь, немало.

- Давайте дальше продолжать, интересно, что у нас в итоге получится?

Стр. 198

В. С. Думаю, работать над этим замыслом не придется.

- Почему?

В. С. Об этом я вас хотел спросить. — Почему?

- Грабителя жалко. (Все участники лаборатории дружно сме­ются.)

В. С. «Тепло». Еще подумайте... Вспомните проблему... За что мы ратуем?

- За чистоту русской речи.

В. С. Верно. Так за чистоту чьей именно речи мы ратуем в нашей истории?

Пауза.

- Грабителя?!

В. С. Вот именно! Дескать, научись говорить настоящим язы­ком — и никаких проблем у тебя не будет.

- Приехали!

В. С. А вы хотели, чтобы сразу все получилось? Такое бывает только по праздникам, а в будние дни надо трудиться. Не случай­но говорят: муки творчества... Путь, который мы выбрали, оказался неверным. Что ж. будем возвращаться к началу.

- Надо искать другую конфликтную пару...

- Но сохранить при этом то, что один говорит на примитив­ном стандартном жаргоне, а другой владеет красивой русской ре­чью.. Это основа конфликта!

- А может быть, попробуем представить, как они говорят? Мо­жет, это нам поможет?

В. С. Давайте попробуем.

- Ну, с одним все ясно. Он, как людоедка Эллочка Ильфа и Петрова, в лексиконе которой было всего тридцать примитивных слов.

- А мы, кстати, этих слов толком и отобрать сейчас не смо­жем.

- Надо исследовательскую работу проводить! (Смеются.)

В. С. Представьте себе — надо! И выбрать самое-самое! Но здесь как раз ясно, что надо делать. Придется потратить время, по­думать, поспрашивать, выписать эти слова на бумажку, отобрать наиболее характерный и шокирующий минимум... А какова речь его противника?

- Нормальная, правильная...

В. С. Вы сейчас говорите нормальным языком?

- Да...

В. С. А теперь представьте себе рядом вашу речь и предпола­гаемую речь вашего противника.

- Представили.

Стр. 199

В. С. Велика разница? Пропасть или канавка?

- Разница, конечно, есть, но... канавка.

В. С. А нужно?

- Нужно, чтобы пропасть. Чтобы один говорил: «Метелка, я торчу и балдею», а другой: «Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты...»

- Точно! Пусть стихами классиков говорит. Тогда и будет пропасть!

В. С. Не хочу навязывать вам готового драматургического ре­шения, но... Скажите, разве эти два человека так уж сильно отли­чаются друг от друга?

- Да, конечно, еще как!

В. С. А на мой взгляд, в нашем варианте — пока нет. Если уб­рать стихи, прекрасные, но не его, чужие, известные, у него ничего не останется. Он почти такой же безликий, как и его противник. У одного ничего нет в голове, он говорит пошлым, примитивным, стандартным для определенной группы молодежи языком, и... у второго тоже ничего нет, он говорит словами классиков, то есть чу­жими словами.

- А если убрать классику, то не будет нужного контраста!

В. С. Верно, если убрать стихи классиков и оставить буднич­ную разговорную речь, то необходимого резкого контраста может и не получиться. То есть он будет, конечно, но его нужно довести до максимума, до гротеска. Видите, законы сцены, эстрады (специ­фика агитбригадной драматургии!) сами требуют этого. И что же напрашивается? Чтобы этот человек имел право разговаривать сти­хами классиков... или классика. Кто это может быть? Кто имеет право «от себя лично» говорить стихами Пушкина?

- Наверно, сам Пушкин?!

В. С. Невероятно, как вы, додумавшись до привлечения стихов великого Пушкина, сразу же не привели сюда самого Александра Сергеевича? Ведь это очень несложно — придумать, оправдать, по­чему Пушкин оказался здесь. Надеюсь, у вас не вызывает сомнений сценическая возможность появления Пушкина в 1987 году?

- Наоборот, кажется даже естественной...

В. С. Создание фантасмагорических обстоятельств — прием весь­ма эффективный и часто используется в агитбригадах. Это прекрас­ный способ проектирование возможностей для обострения ситуации. А чем острее обстоятельства, тем сильнее борьба,, тем активнее действие.

- Пушкин может сойти с портрета?!

В. С. Может! Надо только придумать, что побудило его сде­лать это. Что произошло, из-за чего великий Пушкин ожил и вышел из портретной рамы? Кто его вынудил?

- Наш «герой»... Он что-то такое сделал!..

Стр. 200

- Так ведь понятно — что! Он заговорил на своем языке, и поэт не выдержал!..

- Он разговаривал по телефону!..

- А. Александр Сергеевич сидел в своей портретной раме, слу­шал-слушал, терпел-терпел и не вытерпел такого надругательства над русской речью!..

В. С. По-моему, прекрасное, острое начало, предполагающее активное развитие действия... Кстати, что, на ваш взгляд, будет происходить? Кто будет вести действие?

- Наш «герой»...

- Нет, Пушкин! Ведь его довели, он не выдержал, а потому...

В. С. А потому будет активно действовать, вести действие. На­пример?..

- Будет уговаривать учиться хорошему языку...

- Да просто-напросто стукнет его своей тяжелой бронзовой рамой!.. (Оживление.)

- Сразу интересно не придумать, но вообще-то понятно... Здесь может быть разговор...

В. С. «Разговор» — не действенное слово...

- Спор!

- Скандал!

- Борьба, развивающаяся до своей кульминации!

В. С. Очень точно сказано! Но ведь эта борьба на чем-то долж­на строиться?

Пауза.

Где, в чем кроется основа их конфликта?

- Они говорят на разных языках!

- Поэт не может понять и принять эту жуткую лексику! И пы­тается заставить своего противника говорить другим языком.

В. С. Ну и как, получилось? Заставил? Ответив на этот вопрос, мы завершим драматургическую линию.

- Это будет финал...

- Развязка...

В. С. Да. И все-таки: получилось или не получилось? Что нам выгоднее с точки зрения эффективности воздействия на зрителя?

Пауза.

- Наверно, получилось... А что, такое невозможно?

В. С. Почему «невозможно»? Возможно. Но почему-то такой исход не вызывает у вас энтузиазма, не правда ли?

- Не вызывает...

- Есть немного...

- Это почему-то не очень интересно...

- Я представил себя на месте зрителя, и...

Стр. 201

В. С. Правильно представили. И ощущения ваши правильные. В динамичной, специфической по своему построению миниатюре (впрочем, как и в фельетоне, монологе и других эстрадных видах и жанрах) зрительское восприятие, как правило, остро следит за сюжетом и — таково уж его свойство — прогнозирует, часто на под­сознательном уровне, его развитие. Если развязка ожидаемая, то есть прогнозируемая зрителем заранее, она, как правило, своего эф­фекта воздействия не возымеет. Поэтому в агитбригадного эстрад­ной драматургии развязка в подавляющем большинстве случаев 'Должна быть неожиданной- (Вот почему для нас своеобразным учеб­ным пособием является“анекдот. Анекдот с ожидаемой развязкой — редкое исключение, это, как правило, несмешной, неудачный анек­дот.)

- Понятно! Если Пушкин не уговорит «героя» — это будет не­ожиданнее.

- Но тогда это ведь еще не развязка?

В. С. Конечно. Уговорил — значит все завершилось, не угово­рил — значит чем-то это все еще должно закончиться...

- Но чем?

- Так ведь уже сказал кто-то: Пушкин его рамой!..

В. С. В общем-то, по сути верно, но...

- Не может великий классик, и —рамой!

- Это почему же не может?

- Грубо это, примитивно...

В. С. Скорее не соответствует нашему, школой еще воспитан­ному представлению о гениальном соотечественнике. Уж если его оскорбили, он...

- Он на дуэль вызовет!

В. С. Все! Вы попали в десятку, в самый центр «яблочка». Ко­нечно, дуэль. Остается только выяснить (придумать, отобрать наи­более интересное, эффективное, действенное), состоится эта дуэль или нет, а если да, то кто возьмет в ней верх?

Долгая пауза.

- Если говорить о большем воздействии на зрителя, то...

В. С. Ну-ну, не робейте!

- Неужели Пушкин снова погибнет на дуэли?

В. С. А что, в нашей драматургической конструкции такой ис­ход возможен? Закономерен?

- По-моему, да...

- И по-моему...

- Чтобы подчеркнуть, заострить проблему!..

В. С. Ваша творческая интуиция очень точно ощущает природу жанра, выбранные «правила игры», специфику агитационно-художе­ственного искусства! Но не кажется ли вам, что такая развязка —

Стр. 202

драматургически точная и закономерная — все-таки не вызывает полного удовлетворения? Или ничто нас не беспокоит?

- Беспокоит...

В. С. Что именно?

- Как-то не хочется, чтобы в наши дни, когда имя Пушкина для каждого свято...

- Но как раз поэтому и возникает максимальный эффект!..

- Да это так, конечно, но доводить до дуэли!.. Да еще о таким исходом?!

В. С. Вы абсолютно правы. Такт, чувство меры —это понятия, крайне важные в нашем деле; и, казалось бы, такое правильное и даже яркое, эффектное решение их строгой проверки нс выдержи­вает. Сколько лет после той, настоящей дуэли, исследователи и просто почитатели Пушкина спорили, взвешивали, рассуждали: не­ужели нельзя было предотвратить эту дуэль, сохранить великого поэта для России?

- А мы? Разве мы не можем ее предотвратить?!

В. С. Именно это я и хотел от вас услышать. И не только по­тому, что этого требуют такт и вкус, но и потому, что мы ищем драматургическое решение эпизода для программы агитбригады, кр- тбрая иногда незримо, через отношение исполнителей к своим пер­сонажам, но чаще всего явно, с выписанной для этого в сценарии коллективной ролью, активно действует в сценическом произведе­нии. влияя на его ход, расставляя акценты, резонируя, морализуя, борясь!.. И этот коллективный персонаж может — и должен! — вы­ражая свое отношение к происходящему, вмешаться и предотвра­тить возможный — но недопустимый — финал. Помните, у Брехта:

Конец плохой заранее отброшен!

Он должен, должен, должен быть хорошим!..

Предотвратить, не дать совершиться насилию над великим русским языком здесь, на сиене, в вымышленной драматургической ситуа­ции, и тем самым, а возможно, и впрямую обратившись к залу, призвать всех бороться за него.

На этом, пожалуй, самую важную и сложную часть работы по созданию драматургии эпизода (миниатюры) можно считать завер­шенной. Дальше скажет свое слово уровень таланта, мастерства, владение техникой сценарного дела... Но найдено главное — ясно, «про что писать», четко определена вся драматургическая конструкция, на основе которой любой из вас доведет дело до конца. Это, разумеется, не означает, что конечный результат у всех будет оди­наков: на следующей стадии работы вступит в силу большой ряд обстоятельств, которые повлияют на него. Здесь и творческие при­вязанности автора, и возможности коллектива, и его материально- техническая оснащенность, например один сценарный вариант

Стр. 203

может учитывать наличие одаренного исполнителя, которому можно доверить (в русле театра переживания, в точном гриме и костюме) роль великого поэта; другой пойдет по пути розыгрыша, «спрятав» за портрет кого-то из друзей или родственников «героя»; третий заставит действовать «ожившую» на портрете «тень» поэта.

Кто-то переведет всю историю в сон, кто-то введет новый пер­сонаж, например любимую девушку, присутствие которой может обострить конфликт; кто-то захочет усилить его остроту и добавле­нием конфликта музыкального... Вариантов множество, а фундамент у них одни. Но с другой стороны, и фундаментов могло быть мно­жество, ведь мы прошли с вами путь создания лишь одного из них...

Творческая лаборатория, фрагмент стенограммы ко­торой был приведен выше, проходила в Ленинграде, и ее участниками были в подавляющем большинстве сту­денты различных вузов, начинающие руководители сту­денческих агитбригад, что, конечно, отразилось на вы­боре тематической основы учебно-методического процес­са. Но алгоритм творческого по иска, его характер, не зависят от темы и проблемы — этот процесс един для сельской, городской, бытовой или производственной проблематики, ибо он помогает выстроить, сочинить на основе факта логику драматургического действия, харак­тер и поступки персонажей в соответствии с замыслом. Изложенный выше «конспект» творческого процесса по­может вам, Читатель, не только создавать драматургию оригинальную (за что, согласитесь, поначалу возьмет­ся далеко не каждый), но и работать над сценарием, за­имствованным из различных источников, когда требу­ются переделки, подгонки и т. д. И уж во всяком слу­чае, подобный постоянный драматургический тренинг формирует, совершенствует не только сценарные навы­ки, но и профессиональный подход к режиссуре, к ра­боте с исполнителями.

Завершая разговор о характере творческого поиска сюжетного агитбригадного эпизода, напомню еще раз, что он един для различных его видовых, жанровых и стилистических решений, в чем читатель может удосто­вериться, самостоятельно проанализировав в целях вос­создания ретроспективной картины этого поиска предлагаемые ниже эпизоды различных жанров, использую­щие различные выразительные средства драматургии и режиссуры. При этом полезным будет проследить, что именно из обилия придуманного, найденного авторами — обстоятельства, персонажи с их характерами, жанровые

Стр. 204

и стилистические особенности, выразительные средства (вспомните наши «ответы па вопросы»!) — стало глав­ным побудителем такого драматургического замысла и решения, его ключом.

Приведем несколько эпизодов из программ различ­ных агитбригад.

МЕТОД ВОСПИТАНИЯ 1

За столом сидит Начальник не ха, пьет чай и разговаривает

со зрителями.

Начальник цеха. Людей надо уметь воспитывать! Это большое и нудно... то есть нужное дело. Макаренко знаете? Что он говорил? Людей не осуждать, а воспитывать надо. Ласково к ним относиться. Вот, посмотрите на мой принцип работы с подчиненны­ми. Следующий! А, товарищ Лопухов!

Входит Прогульщик.

Чайку, может, выпьете? Ну, что у тебя, выкладывай!

Прогульщик. Прогулял вчера...

Начальник цеха. Только вчера?

Прогульщик. Нет, и позавчера. Я уже пятый день гуляю.

Начальник цеха. Нехорошо прогуливать, нехорошо. Иди сюда. иди. (Прогульщик подходит. Начальник гладит его по голове.) Работу любить надо. Но ты не печалься, работай. Прогул оформим отгулом, а то цеху знамя не дадут. Ну, ты иди, отдыхай. Следующий!

Входит Женщина.

Женщина. Браку я напорола гору. А все отчего? Руки дро­жали, с мужем вчера поругалась. Просилась у мастера домой, не отпустил.

Начальник цеха. Предупреждала? Не отпустил? Вот на него все и выпишем. Я с ним так поговорю... Сейчас-то руки дрожат?

Женщина. Ох, дрожат!

Начальник цеха. Ну, когда дрожать кончат, тогда прихо­ди. А табельщице скажи, чтоб она тебе приход и уход отметила. Я велел! (Женщина уходит.) Что же, если я на мастера выпишу, он и обидеться может, а зачем людей обижать? Нет, лучше спишу я брак как непредвиденный расход, а железки сдам в качестве

__________________________

1 Эпизод из обозрения «Спокойно... снимаем... готово!» агит­бригады «Боевой объектив» Дома культуры «Прогресс» Ленинград­ского оптико-механического объединения им. В. И. Ленина.

Стр. 205

металлолома. Глядишь, и производству помогу, и премию дадут. Следующий!

Входят разбушевавшегося Хулигана.

Отпустите руки! Воспитатели! Иди сюда, милый. Что с тобой случилось? Где-нибудь нашалил? Рассказывай. (Гладит Хулигана по голове.)

Хулиган. Подошел ко мне мастер, постоял, посмотрел, по­том возьми и улыбнись. И до того мне его улыбка противной пока­залась, что я ему — раз!

Начальник цеха. Ха-ха-ха! А он?

Хулиган. А он упал.

Начальник цеха. Ха-ха-ха! А ты?

Хулиган. А я его ногой.

Начальник цеха. Ха-ха-ха! Какой, левой?

Хулиган. Левой!

Начальник цеха. Ха-ха-ха! Ну, прямо футболист...

Хулиган. На кого намекаешь? Насмехаешься, паразит?!

Хватает за шиворот, бьет Начальника цеха. Вбегают участники, разнимают их и уводят. Из-за кулис появляется Начальник цеха. перевязанный бинтами, на лице наклейки пластыря.

Начальник цеха. Пользуйтесь моим методом воспитания!

Ведущие (фотографируют его).

Спокойно... Снимаем... Готово!..

Первый ведущий.

Нередко еще вот таких болтунов

На нашем пути мы встречаем.

Второй.

Такой «воспитатель» с охотой готов

Пригреть хулигана, лентяя.

Третий.

Всех тех, кто в работе своей нерадив,

Не держит рабочего слова...

Четвертый.

Тянет назад трудовой коллектив —

Все (вместе).

С дороги снимаем... Готово!

Стр. 206

СОБАЧЬЯ ЖИЗНЬ 1

Развалившись з кресле начальника, по телефону разговаривает Бульдог. Мы не слышим человеческой речи. Лишь барственно- гневное: «гав-гав». Но за этим «гав-гав» видится злобный, тупой, ограниченный хам-бюрократ, живущий по принципу: «Для меня, мне!» А уж если «я — тебе, то ты обязательно опять же мне».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: