Потенциал действия Рецептор 12 глава




Против последней высказанной мысли, которая обязательно когда-то бы заняла умы исследователей, я могу без подготовки и размышлений высказать один веский факт. Чем объяснить морфологическое разнообразие биологических организмов и практически жесткую стандартизацию морфологии среди представителей нового состояния материи? Если цефализация – это единый процесс, то почему до появления Человека Примитивного биологические организмы дифференцировались по морфологическим признакам, а после формирования Человека Примитивного, представителя нового состояния материи (как лично я считаю), эта закономерная для всей системы природы классификация стала не приемлема? Именно с момента формирования и развития Человека Примитивного на второй план отступили все законы существования системы живого вещества, включая не только мир животных, но и далекий от цефализации мир растений. А ведь для системы природы, для царства животных и растений законы одинаковы! Значить они представляют собой нечто единое, целое. Иначе – систему! И если развитие человека не подчинено законам этой системы, значит, он представляет собой другую систему! И этой системе, по большому счету, всего 8 тысячелетий! Те предшествующих 2 миллиона лет – это стадия формирования системы разумного вещества, стадия перехода от одного качественного состояния материи к другому. А наше поколение в совокупности со своей деятельностью представляет собой прохождение непосредственно самой системой начальных этапов развития, развития целостной системы! На стадии Человека Примитивного мы вели речь о формировании и развитии разумного вещества, на стадии Человека Эмоционального мы впервые заговорили о развитии системы разумного вещества!

Иначе говоря, дискретно-континуальная работа микро молекулярного уровня – это этап формирования и развития нового состояния материи. Он предшествует этапу становления системы разумного вещества. А формирование и развитие континуальных свойств уровня сознания соответствует этапу формирования и развития системы разумного вещества! По другому можно сказать, что бессознательное начало предшествовало сознательному началу и выступало в качестве подготовительного этапа для формирования полноценной сознательной деятельности.

Таким образом, процесс эволюции в течение двух миллионов лет воздействовал на развитие микро молекулярного уровня, совершенствуя бессознательную активность человека. Доминирование микро молекулярного уровня в течение 2 миллионов лет, а для исторического времяисчисления это огромный промежуток времени, объясняется двумя причинами. Первая причина заключается в том, что довольно значительный промежуток времени занял сам переход от дискретной работы молекулярно-генетического уровня к дискретно-континуальной работе микро молекулярного уровня. Потребовалась кардинальная реорганизация всей структуры мозга, время для формирования и развития плеяды новых нейронов, специализирующихся на работе с условной информацией. Эти нейроны должны были объединиться в нейронные объединения, принцип работы которых основывался на дуализме взаимодействия с информационной средой. С одной стороны, это было дискретная, корпускулярная передача импульса, с другой стороны, проявление континуальных, волновых свойств неонейронных комплексов. Последние активировали информацию не последовательно и «штучно», как это характерно для дискретной передачи импульса, а очагами, комплексно.

Вторая причина столь долгого доминирования микро молекулярного уровня в системе разумного вещества, заключается в продолжительности перехода от дискретно-континуальных свойств микро молекулярного уровня к континуальным свойствам уровня сознания. За этот промежуток времени на базе условно-рефлекторной деятельности произошло формирование нейронных объединений, которые чуть позже образовали энергетический цикл сознания, следствием работы которого явились континуальные свойства психики.

Таким образом, 2 миллиона лет преобладания в работе мозга Человека Примитивного работы микро молекулярного уровня дифференцируются на три этапа. Первый этап, формирование на основе дискретно-корпускулярных свойств молекулярно-генетического уровня нейронных объединений обладающих волновыми свойствами, и организации на их основе дуальной работы с энергией импульса. А именно, дискретно-континуальной работы с афферентной стимуляцией. Второй этап, это непосредственное развитие нейронных объединений микро молекулярного энергетического уровня. Это этап становления дискретно-континуальной работы мозга с информационной средой. Именно на этом принципе работы основана условно-рефлекторная деятельность человека. И третий этап, формирование на основе дискретно-континуальных свойств микро молекулярного уровня неонейронных структур, работающих исключительно с континуальной стимуляцией. В основу уровня сознания вошли нейроны и нейронные объединения, обладающие исключительно волновыми свойствами, что позволило организовать новый энергетический цикл, который лег в основу нового энергетического уровня – уровня сознания.

Анализируя современный комплекс онтогенетических проявлений, отмечаешь тот факт, что в образе жизни современного человека работа микро молекулярного уровня, его бессознательное начало, занимает еще довольно влиятельное место. На мой взгляд, это заметное влияние вызвано относительно коротким промежутком времени, которое прошло после формирования и становления работы уровня сознания. Работа мозга нашего поколения соответствует только началу длинного пути, который предстоит пройти мозгу в развитии континуальных свойств. Поэтому современный образ жизни, как онтогенетическое проявление внутрипротекающих в мозге процессов, насыщен не только и не столько работой сознания, сколько заметными проявлениями бессознательного начала человека, дискретно-континуальной работой психики. Деятельность современного поколения – это преобладающая условно-рефлекторная работа мозга, основанная на работе микро молекулярного энергетического уровня. Потенциальные возможности и механизм работы этого уровня довольно известны. Помогла аналогия с широко изученными дискретными свойствами молекулярно-генетического уровня. В тени остается только вторая половина дуальной работы микро молекулярного уровня – его континуальные свойства. Их всестороннее изучение снимет покров «непостижимости» и с континуальных свойств уровня сознания, частично объяснит волновую природу структуры нейрона.

Работа микро молекулярного уровня или иначе подсознания, изображена на рисунке 15. Мы видим, что, как и все остальные уровни, она имеет свой энергетический источник и тесно связана афферентными и эфферентными путями. Работа подсознания непосредственно связана с работой молекулярно-генетического уровня, а именно с биологическими свойствами организма. Именно на основе наследственных программ последнего, она интенсивно формируется в период детства и в подростковый период. Но это не означает, что в период юности и зрелости подсознание находится в законсервированном стационарном состоянии. Подсознание развивается, причем до конца жизни субъекта. Но это развитие затрагивает не нейрофизиологические процессы, а тот комплекс условной информации, который на основе микро молекулярного уровня формирует динамический стереотип, устоявшуюся систему условной информации. Именно здесь, на этом уровне, зарождаются привычки, фиксируются профессиональные навыки, осуществляется непосредственная связь с исполнительными системами организма, отвечающие за координацию движения, ходьбу, бег и т. п. Нейрофизиология подсознания весь этот промежуток времени остается без существенных изменений.

Подсознание – это нейронный центр, который с одной стороны, непосредственно связан с биологическими свойствами организма, с другой стороны, поддерживает прочную связь с континуальными свойствами психики. По этой причине, подсознание является связующим звеном между биологическим началом и психическим, и регулирует практически все отношения между ними. По большому счету, это мощный координационный центр, который не только связывает биологические и психические свойства человеческого организма, но и выполняет активное, самостоятельное взаимодействие с внешней информационной средой, тем самым, влияя как на работу психики, так и на функциональную деятельность организма.

СЕМНАДЦАТЫЙ. В заключение скажем несколько слов непосредственно о самих внутренних стимулах-раздражителях – словах и словосочетаниях. Слова и словосочетания - это одно из средств, обеспечивающих полноценную работу континуальных свойств уровня сознания. С их возникновением эволюция определила верный способ кодирования и декодирования информации. При помощи речи, человек может вызвать различные двигательные и вегетативные рефлексы в своем организме, активность соматосенсорной системы. Наконец, активировать энергетический цикл сознания. Слова и словосочетания - это условные раздражители, вызывающие у человека безусловные двигательные рефлексы, а также ранее образовавшиеся условные двигательные рефлексы, например - выполнение определенных заученных движений по словесному приказу. Кроме этого, они влияют на вегетативные рефлексы, например - слюноотделение, глотание, сокращение гладкой мускулатуры кровеносных сосудов, изменение кардиограммы, отделение желудочного и поджелудочного сока.

Но слова и словосочетания действуют на людей не столько как условные физические звуковые или письменные раздражители, сколько своим содержанием - понятием, мыслью, отображающим объективную реальность. Реакция человека на слова зависит от его мировоззрения, убеждения, характера, воспитания, уровня интеллекта, духовности и т. п.

Предысторией возникновения буквенно-звукового кодирования и декодирования информации у человека послужил язык звуков, язык поведенческой мимики. Такой тип кодирования информации наблюдается в настоящее время у биологических организмов с наиболее развитой нервной системой: у воронов, волков, обезьян и дельфинов.

Возникновение кодирующих и декодирующих функций слов и словосочетаний непосредственно связано с организацией второй сигнальной системы. Систематизация внешней афферентной стимуляции, ее кодирование и декодирование, в конечном итоге привела не только к организации на базе микро молекулярного уровня континуальных свойств уровня сознания, но и к совершенству самой второй сигнальной системы, к расширению кодирующих и декодирующих свойств слов и словосочетаний.

В этой связи хочется подчеркнуть, что чем шире речевые аспекты той или иной языковой группы людей, тем качественнее и глубже осуществляется их взаимодействие, как с внешней информационной средой, так и с внутренней. Ведь неслучайно, в естественном языке людей выделяется ряд важных особенностей. Первая - неоднозначность языка, существование множества омонимов (когда одно слово имеет различное значение) и синонимов (различные слова имеют одно и тоже значение). Вторая особенность заключается в зависимости многих слов от слов, являющихся их соседями. Некоторые слова пишутся одинаково, а произносятся по-разному, приобретая опять таки различный смысл. Например: "Мой папа" и "мой руки". И третья особенность просматривается в смысловой зависимости речи от интонации голоса. Когда в произнесенном предложении одно восклицание окажется уже весьма многозначительным.

О чем это говорит? Это говорит об относительном несовершенстве второй сигнальной системы, точнее, о ее отставании от расширившихся, увеличившихся в ходе эволюционного процесса, возможностей нейронов уровня сознания в усвоении и систематизации информации. Нейронные объединения уровня сознания могут переработать гораздо больший объем информации, чем это позволяет им сделать существующий буквенно-звуковой кодирующий шифр. По этим причинам определенный объем афферентной стимуляции вынужден обобщаться, интегрироваться, вместо того чтобы глубже детализироваться (дифференцироваться). Для дальнейшей дифференциации нужны новые значения шифра, и если их нет, информация «водворяется» в ячейку уже ранее заполненную, и только дополняет информацию хранящуюся в ней. В дальнейшем, при ее извлечении происходят объяснимые трудности, которые выражаются в довольно часто встречающемся состоянии: когда человек уверен, что знает ту или иную информацию, но извлечь ее из памяти, вспомнить, не может, не получается.

Слова и словосочетания далеко не всегда обозначают конкретную информацию. Так, английские ученные-лингвисты указывают на тот факт, что такое, часто встречающееся в их языке прилагательное, как free, имеет 38, а один из самых употребительных глаголов – take – 69 значений [12 – С. 117]. Такая же проблема наблюдается и в русском, французском и др. языках.

Анализируя этапы становления человеческого общества, учитывая увеличение масштабов взаимодействия отдельных субъектов с информационной средой, с неудовлетворением отмечаешь не столько несовершенство своего родного языка, сколько существование языкового барьера. Безусловно, язык - это история того или иного народа, это бесценное культурное богатство нации. Но для расширения взаимодействия с информационной средой, и в первую очередь с условной информацией, на мой взгляд, необходимо продумать создание единого, объединенного международного языка, позволяющего упростить доступ к мировой информационной среде. А так же, свести до минимума ограничения в общении между людьми, тот внутренний дискомфорт, который испытываешь при использовании переводчика, или, выражая мысли на языке, которым в совершенстве не владеешь.

Таким образом, мы рассмотрели весь комплекс нейрофизиологических изменений, который произошел на стадии Человека Эмоционального. По возможности я старался обойтись без сложных нейрофизиологических терминов, которые в свое время сделали мою первую монографию очень трудной для восприятия.

В целом, подводя итог вышеизложенному тексту, выделим следующие, на мой взгляд, наиболее важные моменты.

1. На стадии Человека Эмоционального все более в отчетливой форме начал проявлять себя закон Бэра – развитие разумного вещества от «общего к специальному».

2. В развитии разумного вещества четко проявил себя и геогенетический закон Рундквиста, ни в коем случае не претендовавший на универсальность. Несмотря на то, что поле его влияния до недавнего времени ограничивалось минералогией, он хорошо зарекомендовал себя как универсальный закон процесса эволюции.

3. В ходе анализа стадии Человека Эмоционального мы пришли к выводу, что развитие уровня сознания не превышает и 8 тысячелетий. Естественно, такая мизерная для геологического исчисления времени цифра заставляет усомниться в совершенстве Человека Эмоционального. Скорее наоборот, наше поколение представляет собой разумное вещество на первых ступенях эволюционного развития.

4. Следующей подтверждающей мыслью о несовершенстве Человека Эмоционального является факт неустойчивости во взаимоотношениях между биологическим и психическим началом человека. Эта азбучная истина установлена совсем недавно и притом далеко не разрешена не только нашим поколением, но и ее разрешения не видно и в близлежащем будущем. Еще даже нельзя сказать, что она осознана всем населением нашей цивилизации! Уровень совершенства психики многим не позволяет сделать это, что приводит к мысли о неравномерности развития психики.

5. Развитие психики осуществляется неравномерно в масштабах цивилизации. Это положение ни в коем случае не должно приводить к дискриминации одного слоя населения другим. Оно должно восприниматься как закономерный факт, отмеченный в процессе эволюции.

6. Вся стадия Человека Эмоционального – это развитие второго вида взаимодействия психики с информационной средой. Во втором виде взаимодействия психики с информационной средой преобладает новая качественная форма информации – ассоциативная информация. Ассоциативная информация превосходит по уровню совершенства безусловную и условную информацию. И это превосходство заключается, прежде всего, в объеме содержательного наполнения, в заключенных в ней байтах информации.

7. Стадия Человека Эмоционального – это стадия формирования и развития уровня сознания. Это активная, управляемая субъектом работа по сбору, анализу и синтезу информации о состоянии внешнего материального мира.

8. Стадия Человека Эмоционального – это перманентное развитие творческого начала в человеке. Это стремление человека к самореализации внутренних потенциалов психики через творчество в повседневную жизнь. Это желание материализовать, воплотить в повседневную жизнь внутренние потенциалы мозга. Через творческую работу найти свое место в жизни, воплотив потенциальные возможности психики в конечных результатах умственного труда.

9. В этот период времени произошел окончательный переход от физического труда (приоритета биологического начала) к умственному труду (приоритету психического начала).

Как мы уже неоднократно подчеркивали, любые изменения на уровне головного мозга тут же проявляются в онтогенезе. Поэтому естественно, что весь вышеперечисленный комплекс реорганизации нейроструктуры мозга привел к кардинальным изменениям на онтогенетическом уровне. Рассмотрим их в общих чертах.

ПЕРВЫЙ пункт. Безусловно, самым главным проявлением внутрипсихических изменений в онтогенезе явилось дискретно-континуальное взаимодействие психики с внешней информационной средой, которое в последствии было заменено более совершенным континуальным сосуществованием психики и материального мира. Разница между онтогенетическими проявлениями дискретно-континуальных и континуальных свойств психики существенна, поэтому рассмотрим их в отдельности.

Дискретно-континуальное взаимодействие психики и внешней информационной среды в онтогенезе проявило себя в следующих характерных моментах. Первое. В приоритетной работе с условной информацией. Причем в отличие от стадии Человека Примитивного, эта работа основывалась на полноценной условно-рефлекторной деятельности и носила устойчивый характер. Что это означает? А это означает тот факт, что впервые Человек Эмоциональный начал осуществлять активное взаимодействие с миром природы. Это еще не было доминирующее влияние. Это было активное изучение природы, ее постижение и освоение. Именно с этого момента мы должны вести историческое времяисчисление, так как именно восемь тысячелетий назад человеческое общество превратилось в систему, впервые стало представлять собой совокупность разумного вещества, или иначе - цивилизацию.

Второе. Дискретно-континуальное взаимодействие психики с материальной средой в онтогенезе проявляет себя как этап освоения человеческим обществом мира природы. Это освоение еще не носило масштабного преобразовательного характера. Человек только вышедший из-под ее опеки начал взаимодействовать с ней, видя в природе могущественную силу, грандиозную своей непостижимостью. Он уже не боялся ее панически, потому что, кое-что для себя уже смог объяснить из ее тайн, из «важных» для него моментов в ее существовании. Но всю первую и вторую ступень стадии Человека Эмоционального на людей «давили» масштабы неизвестности, непостижимости природы. Делая только первые шаги в становлении материального мира, человеческое общество, как робкий ученик перед грозным учителем, входило в мир знаний, соприкасалось с во многом деструктивным для него взаимодействием с миром природы.

Третье. Человеку Эмоциональному уже не надо было вести упорную борьбу за существование в системе природы. Законы природы уже не были для него столь актуальны. В этот период времени все больше проявляли себя законы существования разумного вещества, законы организации социума. Человек был больше озабочен построением общественных отношений, формированием первой общественно-экономической формацией, чем сосуществованием с миром природы. Вплоть до первых экспериментов Фалеса с наэлектризованным якорем (ок. 600 г. до н. э.) осмысление природы, построение теоретических концепций об устройстве мироздания, было явно не в чести. Потому что людей тяготил быт, борьба за выживание не в мире природы, а в сформировавшейся рабовладельческой общественно-экономической формации. Четвертое. Вплоть до восемнадцатого века сфера научных исследований являлась уделом привилегированных классов, людей обеспеченных материально и не заботящихся о хлебе насущном. Были исключения, но очень редкие. По этой причине, практически семь с половиной из восьми тысячелетий преобладало эмпирическое знание, развитие «философствования», эмпиризма, а не точных наук.

Другая причина, лежащая в ограничении исследовательской деятельности человечества, заключалась в несовершенстве нейронных механизмов головного мозга. Кардинальный переворот в отношениях между человеком и природой, революция в науке и в технике, стали возможным только после того, как произошло становление континуальных свойств уровня сознания. Практически семь с половиной тысячелетий человек общался с миром природы, основываясь на активности бессознательного начала, опираясь на условно-рефлекторную деятельность мозга. И только с середины последнего тысячелетия все больше стало проявлять себя активное сознательное начало.

Пятое. За эти семь с половиной тысячелетий человечество усилиями избранных интеллектуалов построило свою теоретическую концепцию мира, наладило адекватные уровню совершенства психики отношения с миром природы. В основу теоретической концепции мироздания было заложено не скрываемое преклонение перед непостижимостью природы, перед величием Того или Той сверхъестественной силы, которая смогла создать такой совершенный мир и человеческое общество как его неделимую структуру. Семь с половиной тысячелетий стадии Человека Эмоционального, сменив две общественно-экономические формации, человечество признавало над собой приоритет Всевышнего, той сверхъестественной силы, которая создала и природу, и самого человека. Весь этот период времени на основе микро молекулярного уровня происходило интенсивное развитие уровня сознания. И когда это формирование произошло, когда впервые проявили себя континуальные свойства психики, грянула революция в мировосприятии, революция, кардинально изменившая всю устоявшуюся систему взглядов.

Континуальное взаимодействие психики и материального мира. Только пять столетий назад, когда впервые проявили себя континуальные свойства уровня сознания, обеспечившие рождение нового абстрактного вида мышления, человек поставил под сомнение вмешательство сверхъестественных сил в формирование и развитие системы природы. И только одно столетие тому назад, в начале двадцатого века, человеческое общество действительно начало доминировать над системой природы, с гордостью подчеркнув этот факт, выделив его в истории антропогенеза.

Проявление устойчивой работы уровня сознания относится к началу пятнадцатого века. При этом никогда не надо забывать того, что в природе не существует четко просматриваемых этапов перехода от одного качественного состояния развития к другому. Качественный переход сам по себе всегда скрыт, завуалирован. На это еще указывал Тейяр де Шарден [78]. Любому качественному переходу в развитии предшествуют длительные по времени подготовительные этапы, на фоне которых сам качественный переход занимает мгновения, которые не возможно отследить не только в истории, ретроспективно анализируя ее, но и в текущей жизни. Жизнь словно ставит нас перед фактом, не оставляя времени для размышлений.

По этой причине, по большому счету, ошибочно привязывать начало эпохи Возрождения к становлению континуальной работы уровня сознания. Как самой эпохе Возрождения предшествовал продолжительный подготовительный период, так и становлению работы уровня сознания предшествовали семь с половиной тысячелетий стадии Человека Эмоционального. При этом на развитие онтогенеза формирующиеся свойства уровня сознания накладывали свой характерный и весомый отпечаток.

Эпоха Возрождения явилась ярким примером формирования в работе психики абстрактного мышления. Усилиями Н. Коперника (1473-1543), М. Монтеня (1533-1592), И. Кеплера (1571-1630), Г. Галилея (1564-1642) и некоторых других интеллектуалов того периода времени, по доминирующему в мировоззрении преклонению перед сверхъестественной силой был нанесен первый мощный удар. Эпоха Возрождения оставила после себя две ярких страницы в истории развития цивилизации. Именно они легли в основу формирования нового мировоззрения и зарождения новой общественно-экономической формации. Первая страница впервые раскрывала мощный потенциал естественных знаний. Гелиоцентрическая теория Коперника, Кеплера и Галилея явилась первой экспериментально-теоретической концепцией в истории человечества. Основываясь на абстрактном мышлении, человек впервые смог отвлеченно взглянуть на мироздание, на свои отношения с миром природы. И именно отсюда взяла начало вторая яркая страница эпохи Возрождения – человек впервые, почувствовал себя человеком. А именно, индивидуальностью, активной, автономной единицей, обладающей безграничными творческими возможностями (П. Мирандола (1463-1494)). Если до этого исторического периода идеология рабовладельческой и феодальной общественно-экономической формации всячески поощряла в обществе неуверенность в своих силах, в своих потенциальных возможностях, то эпоха Возрождения с огромным перечнем открытий в различных сферах деятельности общества, заставила человека поверить в свои силы. Отбросить неуверенность и догматическое преклонение перед влиянием сверхъестественного и приступить к постижению этого мира, причем не на основе эмпирических знаний, а на основе точных наук, развития естественных знаний. Европейская философия XVII-XVIII веков, которая представляла собой на тот исторический момент философию цивилизации, уже основывалась на математическом складе мышления Р. Декарта (1596-1650) и Г. Лейбница (1646-1716), которые были, прежде всего, великими математиками, и лишь потом философами.

После эпохи Возрождения среди привилегированного класса началось массовое увлечение наукой. Можно сказать, наука вошла в моду. Это пока еще кастовое и не доступное для широких общественных масс развитие науки открывало тот слой знаний, который лежал на поверхности, и не требовал устойчивой работы психики. Требовалась только абстрактность мышления и отсутствие условных ограничений в восприятии знаний, а иногда и простая наблюдательность. Так, вошедший во все мировые каталоги и энциклопедии нидерландский натуралист А. В. Левенгук (1632-1723) вошел в историю науки не благодаря своим выдающимся мыслительным способностям, а благодаря своему увлечению. Весь свой досуг он посвящал шлифовке оптического стекла и для своего времени он делал это с виртуозным мастерством. Это увлечение позволило ему сконструировать «микроскоп», который увеличивал предметы до 250-300 раз. Такое многократное увеличение «микроскопа» (в те времена сильные линзы увеличивали изображение лишь в двадцать раз) позволило Левенгуку открыть и описать новый мир в биологии – мир мельчайших организмов. В течение пятидесяти лет этот ученый-самоучка присылал в Лондонское Королевское общество удивительные результаты своих наблюдений. И именно на основе этих наблюдений в последствии были сделаны важнейшие теоретические обобщения в биологии, фактически произошло становление биологии как науки.

Вплоть до девятнадцатого века наука словно собирала знания, тот объем информации о мире природы, о материальном мире в целом, на основе которого в последствии были сделаны глубокие теоретические выводы и обобщения. С девятнадцатого века, подкрепленная достижениями в развитии техники, наука дифференцировалась на множество областей, в которых активно работало уже значительное множество профессионалов. «Добыча знаний» стала одной из важнейших сфер человеческой активности, проявлением творческой деятельности психики. Знания превратились в потребность, без которой стало немыслимо существование повседневного образа жизни. Стимулировав развитие техники, они тем самым, легли в основу развивающегося социума. И уже к началу двадцатого века развитие техники требовало высокой профессиональной подготовки рабочего класса, то есть основной части населения. Знания перешагнули границы избранных профессионалов и вошли в массы. Этот переход стимулировал новый виток в совершенстве человеческого общества.

Между человеком и природой установились новые качественные отношения. Отношения, основанные на развитии более совершенной внутренней информационной базы психики. Взаимодействие между человеком и природой стало более качественно и плодотворно. Знания сослужили верную службу людям, низвергнув престиж естественного мира. Чем больше человек постигал его, чем больше в обществе накапливалось знаний о состоянии внешней материальной среды, тем меньше уважения испытывал человек к природе. Тем, соответственно, сильнее он уважал себя.

Начало двадцатого века ознаменовало рождение научно-технической революции. Человечество, забыв сопоставить цифры развития своей истории, упиваясь плодами своих научных и технических открытий и достижений, за считанные десятилетия вдруг возомнило себя хозяином природы. Этот период совпал с активными проявлениями в онтогенезе генерирующих свойств внутренней речи, с созданием единой внутренней информационной базы, с проявлениями континуальных свойств уровня сознания, с устоявшейся работой волевого механизма. Это были только первые проявления полноценной работы уровня сознания в онтогенезе!

Что значит революционность изменений на фундаментальном уровне! Прошел мизерный промежуток времени в масштабах даже исторического периода времени (не говоря о геологическом) с момента формирования и развития работы высокоразвитой психики, а человек уже возомнил себя хозяином природы! Что значит опьяняющая уверенность в своих силах! Что значит, неумение правильно оценить свои силы. А ведь спустя еще полвека, это «общечеловеческое ликование» сменилось периодом уныния и растерянности. Если в начале двадцатого века человек, гордясь мощью антропогенной силы, с уверенностью смотрел в завтрашний день, то уже к концу века, пожиная плоды чрезмерной самоуверенности, он стоял перед пониманием глобальной проблемы – катастрофичным состоянием экосистемы планеты. Растерянность и совершенное непонимание факта случившегося доминировало в его поведении. Он знал, что это было его рук дело. Все произошло за период его «хозяйствования». Но как он мог не учесть этого, просмотреть такие серьезные ошибки и в построении теоретических концепций, и в практической деятельности? Речь вновь, в который раз зашла о «конце света». Всегда, как только человек сталкивается с серьезным непониманием случившегося, актуализируются различного рода религиозные концепции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: