ТЕМАТИКА СЕМИНАРА И ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО ВЫПОЛНЕНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»
Т е м а 1. Мировоззрение и его типы
«Странный этот мир, где двое смотрят на одно и то же, а видят полностью противоположное»
(Агата Кристи)
Проблема: элементы структуры мировоззрения и проблема целостности мировоззрения
Цель: получить представление о мировоззрении как целостности, его структуре и исторических формах.
ПЛАН
1. Понятие «мировоззрение».
2. «Картина мира» в структуре мировоззрения.
3. Миф, религия, философия, наука.
Л и т е р а т у р а
Бажутина Т.О. Философия для специалиста: Пропедевтика философии и философские основания социальной работы: Учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – С. 35 – 47 (Мифология, религия, искусство, наука и философия в структуре мировоззрения).
Миф. Наука. Религия. Философия // Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова. – Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / «ПАНПРИНТ», 1998.
Вопросы по теме "Мировоззрение и его типы"
1. Соотнесите понятия «мировоззрение» и «картина мира». Объясните, чем обусловлена смена исторических типов мировоззрения?
2. Может ли изменяться индивидуальное мировоззрение, и если «да», то каким образом, а если «нет», то почему?
3. Определите специфические особенности обыденного, художественного, религиозного, научного и философского мировоззрения. Что общего и что различного между этими видами мировоззрения?
4. Дайте определение понятиям «наука», «искусство», «религия» и «философия».
5. Подумайте, на каких уровнях осуществляется мировоззрение, и как соотносятся эти уровни с наукой, искусством, религией и философией?
6. Как Вы думаете, почему современный отечественный философ Н.С. Автономова определила современное мифологическое сознание «не как форму преодоления незнания, а как способ безболезненного погружения в незнание»?
7. Используя философский словарь, дайте определения следующим понятиям: «антропоморфизм», «Бог», «вера», «знание», «мировоззрение», «мифы», «норма», «проблема», «разум (рассудок)», «философия», «культура», «общество».
8. Как соотносится понятие «вера» с религией, наукой и философией?
9. Что такое «аксиома» и как этот термин соотносится с понятием «вера»? Какие научные и религиозные аксиомы Вы можете назвать?
10. Существуют ли аксиомы в философии? Какое знание является аксиоматичным лично для Вас?
11. Существуют ли доказательства в философском знании и в чем их специфика?
12. В каким случаях люди испытывают потребность в обращении к философскому знанию и с интересом занимаются философией?
Письменное задание по теме
Для уяснения различий между различными типами мировоззрения, а также отличия определения мифа, религии, философии и науки как исторических типов мировоззрения и форм общественного сознания, составьте следующую таблицу.
В таблицу впишите соответствующие дефиниции.
Как исторический тип мировоззрения | Как форма общественного сознания | |
Миф | ||
Религия | ||
Философия | ||
Наука |
Т е м а 2. Язык философии
«Никакой язык не труден для человека, если он ему нужен. Я как-то ухитрился понять приказание смыться, произнесенное на классическом китайском языке и подтвержденное лишь дулом мушкета»
(О ' Генри)
Проблема: специфика языка философии.
Цель: сформировать понимание специфики языка философии как естественно-исусственного языка.
ПЛАН
1. О философской терминологии.
2. Абстрактное и конкретное.
3. Субъект и объект.
Л и т е р а т у р а
Антонович М.А. О гегелевской философии//Мир философии: Книга для чтения. – М., 1991. – Т. 1. – С. 82 – 86 (Специфика философских понятий).
Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно?//Мир философии: Книга для чтения.- М., 1991. – Т. 1. – С. 521 – 525 (Абстрактное и конкретное мышление).
Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учеб. пособие. – М., 1997. – С. 246 – 251 (Существует ли все же субъект без объекта?).
Вопросы по теме "Язык философии"
1. В чем принципиальное отличие языка животных от языка человека? В чем отличие сигналов (знаков) в животном мире от слова как особого сигнала (знака)?
2. В чем различие между обыденным языком и специализированными языками культуры?
3. Сформулируйте специфику языка философии.
4. Что означает выражение «абстрактное понятие» в логическом смысле? Что значит «мыслить абстрактно», если придавать именно такой смысл термину «абстрактное понятие»?
5. Совпадает ли смысл выражения «абстрактное понятие» в философии Гегеля с логическим смыслом этого выражения? Как Гегель переосмысливает фразу «мыслить абстрактно»? Почему у Гегеля именно не образованный человек мыслит абстрактно?
6. Опишите общефилософский метод восхождения от абстрактного к конкретному. Что позволяет считать этот метод универсальным?
7. Архитектурный проект – это абстрактное или конкретное представление о здании, которое предстоит построить?
8. Подумайте, почему в определении субъекта используется слово «активность», а не «деятельность»? В чем будет ошибка, если определить субъекта как носителя деятельности, направленной на объект?
9. В чем проявляется взаимосвязь, взаимовлияние между субъектом и объектом?
10. Как взаимосвязаны субъект и мировоззрение?
11. Можно ли описать в виде субъект-объектной схемы процессы коммуникации в обществе? Является ли процесс образования «субъект-объектным» процессом?
12. Всякая ли конкретно-предметная деятельность может быть описана субъект-объектным отношением? Можно ли описать творческий труд архитектора как субъект-объектное отношение?