Письменное задание по теме




ТЕМАТИКА СЕМИНАРА И ЗАДАНИЯ

ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО ВЫПОЛНЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

 

Т е м а 1. Мировоззрение и его типы

«Странный этот мир, где двое смотрят на одно и то же, а видят полностью противоположное»

(Агата Кристи)

Проблема: элементы структуры мировоззрения и проблема целостности мировоззрения

Цель: получить представление о мировоззрении как целостности, его структуре и исторических формах.

 

 

ПЛАН

1. Понятие «мировоззрение».

2. «Картина мира» в структуре мировоззрения.

3. Миф, религия, философия, наука.

 

Л и т е р а т у р а

Бажутина Т.О. Философия для специалиста: Пропедевтика философии и философские основания социальной работы: Учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – С. 35 – 47 (Мифология, религия, искусство, наука и философия в структуре мировоззрения).

Миф. Наука. Религия. Философия // Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова. – Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / «ПАНПРИНТ», 1998.

 

Вопросы по теме "Мировоззрение и его типы"

1. Соотнесите понятия «мировоззрение» и «картина мира». Объясните, чем обусловлена смена исторических типов мировоззрения?

2. Может ли изменяться индивидуальное мировоззрение, и если «да», то каким образом, а если «нет», то почему?

3. Определите специфические особенности обыденного, художественного, религиозного, научного и философского мировоззрения. Что общего и что различного между этими видами мировоззрения?

4. Дайте определение понятиям «наука», «искусство», «религия» и «философия».

5. Подумайте, на каких уровнях осуществляется мировоззрение, и как соотносятся эти уровни с наукой, искусством, религией и философией?

6. Как Вы думаете, почему современный отечественный философ Н.С. Автономова определила современное мифологическое сознание «не как форму преодоления незнания, а как способ безболезненного погружения в незнание»?

7. Используя философский словарь, дайте определения следующим понятиям: «антропоморфизм», «Бог», «вера», «знание», «мировоззрение», «мифы», «норма», «проблема», «разум (рассудок)», «философия», «культура», «общество».

8. Как соотносится понятие «вера» с религией, наукой и философией?

9. Что такое «аксиома» и как этот термин соотносится с понятием «вера»? Какие научные и религиозные аксиомы Вы можете назвать?

10. Существуют ли аксиомы в философии? Какое знание является аксиоматичным лично для Вас?

11. Существуют ли доказательства в философском знании и в чем их специфика?

12. В каким случаях люди испытывают потребность в обращении к философскому знанию и с интересом занимаются философией?

 

Письменное задание по теме

 

Для уяснения различий между различными типами мировоззрения, а также отличия определения мифа, религии, философии и науки как исторических типов мировоззрения и форм общественного сознания, составьте следующую таблицу.

В таблицу впишите соответствующие дефиниции.

 

  Как исторический тип мировоззрения Как форма общественного сознания
Миф    
Религия    
Философия    
Наука    

 

Т е м а 2. Язык философии

«Никакой язык не труден для человека, если он ему нужен. Я как-то ухитрился понять приказание смыться, произнесенное на классическом китайском языке и подтвержденное лишь дулом мушкета»

(О ' Генри)

 

Проблема: специфика языка философии.

Цель: сформировать понимание специфики языка философии как естественно-исусственного языка.

 

ПЛАН

1. О философской терминологии.

2. Абстрактное и конкретное.

3. Субъект и объект.

 

Л и т е р а т у р а

Антонович М.А. О гегелевской философии//Мир философии: Книга для чтения. – М., 1991. – Т. 1. – С. 82 – 86 (Специфика философских понятий).

Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно?//Мир философии: Книга для чтения.- М., 1991. – Т. 1. – С. 521 – 525 (Абстрактное и конкретное мышление).

Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учеб. пособие. – М., 1997. – С. 246 – 251 (Существует ли все же субъект без объекта?).

 

Вопросы по теме "Язык философии"

1. В чем принципиальное отличие языка животных от языка человека? В чем отличие сигналов (знаков) в животном мире от слова как особого сигнала (знака)?

2. В чем различие между обыденным языком и специализированными языками культуры?

3. Сформулируйте специфику языка философии.

4. Что означает выражение «абстрактное понятие» в логическом смысле? Что значит «мыслить абстрактно», если придавать именно такой смысл термину «абстрактное понятие»?

5. Совпадает ли смысл выражения «абстрактное понятие» в философии Гегеля с логическим смыслом этого выражения? Как Гегель переосмысливает фразу «мыслить абстрактно»? Почему у Гегеля именно не образованный человек мыслит абстрактно?

6. Опишите общефилософский метод восхождения от абстрактного к конкретному. Что позволяет считать этот метод универсальным?

7. Архитектурный проект – это абстрактное или конкретное представление о здании, которое предстоит построить?

8. Подумайте, почему в определении субъекта используется слово «активность», а не «деятельность»? В чем будет ошибка, если определить субъекта как носителя деятельности, направленной на объект?

9. В чем проявляется взаимосвязь, взаимовлияние между субъектом и объектом?

10. Как взаимосвязаны субъект и мировоззрение?

11. Можно ли описать в виде субъект-объектной схемы процессы коммуникации в обществе? Является ли процесс образования «субъект-объектным» процессом?

12. Всякая ли конкретно-предметная деятельность может быть описана субъект-объектным отношением? Можно ли описать творческий труд архитектора как субъект-объектное отношение?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: