Письменное задание по теме




 

Для уяснения того, что под субъектом понимается не только отдельный человек, но и группы людей, составьте следующую таблицу.

В таблицу впишите не менее трех примеров по каждой позиции.

 

  Конкретные примеры
Индивидуальный субъект (индивид) 1. 2. 3.
Групповой субъект (социальная группа, класс) 1. 2. 3.
Общество как совокупный субъект 1. 2. 3.

 

 

Т е м а 3. Древнегреческая философия: от мифа к философии

«Быть и знать – одно и то же»

(Парменид)

 

Проблема: онтологическая проблема, гносеологическая проблема.

 

Цель: рассмотреть генезис философии как переход от синкретической, чувственно-образной (мифологической) картины мира к аналитической, рационально-обобщенной (философской) картине мира.

 

ПЛАН

 

1. Генезис античной философии.

2. Парменид: постановка онтологической проблемы.

3. Горгий: постановка гносеологической проблемы.

 

Л и т е р а т у р а

 

Парменид. Горгий. Анаксагор. Зенон // Блинников Л.В. Великие философы: Учеб. словарь-справочник. – М.,1999. (Персоналии и идеи).

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. С. 63 – 76 (Истоки древнегреческой философии, Фалес).

Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 21-25 (Онтологическая проблема), 26 -27 (Гносеологическая проблема).

Парменид. О природе // Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособ. для вузов. В 3-х ч. – Ч. 1. – М., 1988. – С. 69 – 72.

 

Вопросы по теме "Древнегреческая философия: от мифа к философии"

 

1. Сформулируйте «естественную установку» сознания. Что является основанием сомнения в правильности естественной установки?

2. Что такое «дихотомия»? Зенон, ученик Парменида, сформулировал несколько дихотомий (апорий), связанных с движением. Какие дихотомии Зенона Вы знаете?

3. Опишите, что древнегреческий философ Парменид понимал под «путем знания» и «путем мнения».

4. Сформулируйте принцип дихотомии знания и мнения. Кто сформулировал этот принцип?

 

Письменное задание по теме

 

Ознакомьтесь с тем, как формулируется проблема в форме дихотомии (См.: Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. - Новосибирск, 2005. - С. 15-20). Самостоятельно сформулируйте проблему свободного времени, воспользовавшись следующей графической схемой.

Проблема свободного времени

 
 

 


Т е м а 4. Древнегреческая философия: принципы онтологии и

Гносеологии

«Мир идей – вечный и неизменный – представляет собой уже не единое бытие Парменида, но иерархически упорядоченную, расчлененную структуру»

(А.С.Богомолов)

 

«Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет ряд примечаний к Платону»

(А.Н.Уайтхед)

Проблема: гносеологическая проблема.

Цель: познакомиться с рядом важнейших онтологических и гносеологических принципов.

 

ПЛАН

 

1. Гераклит: предпосылки объективной диалектики.

2. Софисты: релятивизм истины и агностицизм.

3. Сократ: предпосылки субъективной диалектики. Метод «диалога».

4. «Эйдос» Платона и «сущность» Аристотеля: гносеологическая

установка на интерсубъективность знания.

 

Л и т е р а т у р а

Гераклит. Демокрит. Протагор. Горгий. Сократ. Платон. Аристотель // Блинников Л.В. Великие философы: Учеб. словарь-справочник. – М.,1999.

Рассел Б. История западной философии. В 3 кн. – Новосибирск, 1999. – С. 163 – 169 («Идея» Платона, «сущность» и «форма» Аристотеля).

Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 31 – 58.

 

Вопросы по теме "Древнегреческая философия: принципы онтологии и гносеологии"

1. Дайте определение объективной диалектике ("диалектике вещей").

2. Дайте определение субъективной диалектике ("диалектике понятий").

3. Какие принципы объективной диалектики намечены у Гераклита?

4. Что, согласно Гераклиту, образует первооснову Бытия?

5. Сфлрмулируйте принцип раздвоения единого.

6. Сформулируйте принцип изменчивости.

7. Сформулируйте принцип единства противоположностей.

8. Почему принципы, сформулирванные в образной форме Гераклитом. можно отнести к онтологическим принципам?

9. Сформулируйте принцип релятивизма истины. Кто в древнегреческой философии впервые сформулировал этот принцип?

10. На каком основании Протагор считал, что "человек есть мера всех вещей"?

11. Сформулируйте принцип агностицизма. Кто в древнегреческой философии сформулировал этот принцип?

12. Почему софисты полагали, что о каждой вещи могут быть сформулированы два противоположных мнения?

13. Кто из древнегреческих философов впервые вводит понятие "диалектика"? Почему Сократа можно считать основоположником субъективной диалектики?

14. Опишите метод Сократа.

15. Сделайте пересказ сюжета Платона о Пещере. Что такое "мир Идей" по Платону?

16. Дайте определение понятию "эйдос" ("идея") Платона.

17. Дайте определение понятия "сущность" Аристотеля.

18. В чем отличие представления об эйдосе у Платона и о сущности у Аристотеля?

19. Почему учение Платона об идеях называют "объективным идеализмом"?

20. Поясните, каким образом учение Платона об идеях задает установку на интерсубъективность знания (истины)?

21. Сформулируйте парные философские категории "эйдос - единичная вещь", "сущность - явление", "объективная диалектика - субъективная диалектика".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: