Методики оценки эффективности функционирования социальных учреждений




В условиях современной экономики развитие и формирование социально-экономических процессов является ключевым элементом становления региональных систем. Человек – центральное звено любого социально-экономического процесса, и реализация его прав и интересов, это неотъемлемая часть политической и экономической реальности. Отлаженное и бесперебойное функционирование системы социальной защиты позволяет обеспечить нормальные условия жизни всех членов общества. Важнейшим звеном территориальных систем социальной защиты выступают муниципальные учреждения социального обслуживания населения, как механизм, позволяющий практически решать сложные вопросы жизнедеятельности общества, семьи и отдельного человека.

 

41. Понятие «эффективность» в социальных науках.

Эффективность – понятие универсальное, активно используемое в науке и широко изученное различными научными дисциплинами.На протяжении всей истории человечество стремилось максимального результата ценой минимальных усилий. В значительной степени это стремление стало залогом прогресса, возникновения научных знаний и культурных ценностей. По существу, именно эффективность системы, будь то социальная, экономическая или технологическая, определено судьбу системы с точки зрения перспективы развития самосовершенствования и выживания.

 

42.Системный подход к исследованию эффективности.

Системный подход - это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что позволяет исследовать трудно наблюдаемые свойства и отношения в объектах. Системный подход означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью: раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи. Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции. Это своего рода совокупность познавательных принципов, соблюдение которых позволяет определенным образом сориентировать конкретные исследования.

 

43.Характеристика критериев эффективности.

Таким образом, систему критериев и показателей оценки эффективности социальной работы можно рассматривать как совокупность упорядоченных, органично связанных характеристик (признаков) и процедур (методик), позволяющих адекватно оценить состояние социальной работы и выявить резервы ее развития.

 

Перед началом практических измерений эффективности социальной работы у исследователя неизбежно возникает ряд вопросов, на которые ему необходимо ответить: что является объектом оценки, что является предметом оценки, кто является субъектом оценки, каков будет состав критериев и показателей оценки и т.д.

 

Практика исследований показывает, что единого подхода к определению структуры критериев и показателей, годных на все случаи оценки эффективности, быть не может. Особенность оценочных задач в каждом конкретном случае обязательно должна учитываться исследователем и получать свое специфическое отражение в структуре критериев.

 

Эффективность социальной работы может измеряться в глобальном масштабе, на уровне Севера и Юга, отдельного государства — России, то есть на макроуровне, но также на уровне республики, города (района) — на среднем уровне.

 

Эффективность — это обобщенный, интегральный показатель качества системы. Он определяется как внутренними свойствами системы (значениями различных показателей, характеризующих потенциал и ресурсы), так и условиями, в которых система функционирует. Поэтому корректнее говорить не об эффективности вообще, а об эффективности функционирования системы при выполнении конкретных задач в определенных условиях. При этом можно функционально связать все частные показатели качества с общим интегральным показателем — эффективностью. Изучение и исследование функции эффективности такого вида позволяют обойти трудности, возникающие при анализе сложных систем. Представим нашу систему в простейшем виде

 

44 Структура показателей и индикаторов эффективности.

Для практического определения эффективности социальной работы необходимы надежные критерии. Критерий — это признак, на основе которого проводится оценка, определение или классификация чего-нибудь; это мерило оценки. Можно сказать также, что критерии — это наиболее общие показатели. Нас интересуют в первую очередь социальные показатели как качественные и количественные характеристики состояния социальных объектов и процессов. В широком смысле к ним относят демографические, экономические, социально-структурные показатели политического, нравственного, социальнокультурного, духовного развития, образа жизни различных групп населения и общества в целом. Качественные показатели фиксируют определенные свойства, количественные — меру их выраженности, развития.

 

Применительно к социальной работе социальными показателями являются материальное положение семьи (человека), состояние здоровья (инвалидность), семейное положение клиента, зависимость его от алкоголя, наркотиков и т.д.

 

Поскольку показатели могут быть достаточно общими, то используют индикаторы, т.е. простые свойства, образующие социальные показатели, доступные наблюдению и измерению характеристики социальных объектов (например, процент принимающих наркотики подростков как показатель девиантного поведения).

 

45. Классификация методик оценки эффективности социальной работы

Понятие эффективности понимается как соотношение результата деятельности и затрат, обеспечивших его получение. Однако не во всех видах деятельности результат удаётся выразить количественно. В таких случаях сравнивают цели деятельности и полученные результаты. Метод оценки эффективности, основанный на сравнении целей и результатов деятельности обозначают как метод «задачи-результаты». В настоящее время в различных областях применяются методы оценки эффективности, основанные на соотнесении затрат и результатов, и на соотнесении задач – результатов. В соц сфере, где основное содержание деятельности представляет собой работу с людьми результат чаще всего невозможно представить в денежном выражении. Однако здесь стоят определённые цели, сформулированные, исходя из общественных потребностей. Как следствие здесь часто используется метод оценки эффективности задачи-результаты, когда сравнивается должный, предполагаемый эффект от деятельности соц служб с реальными результатами. Простейший вариант подобной качественной оценки строится по принципу эффективно-неэффективно.

 

46. Качественные методы оценки эффективности социальной работы.

Качественный метод исследования – это метод сбора, обработки и анализа информации об индивидах. Объектом интереса качественных исследований являются индивиды как исполнители социальных ролей. Предметом исследования качественных исследований является «характер исполнения роли (вариации социального выбора)».Качественный метод как инструмент является составной частью специфической методологии, которую можно назвать качественной или гуманистической социологией и считать отдельной областью социологического знания»Методы качественных исследований:Наблюдение, глубинное интервью (нарративное интервью, полуструктурированное интервью, диалоговое интервью), фокус-группа, анализ личных документов(письма), визуальные документы(фотография, фильмы и видеофильмы)[1]

Проведение глубинных и экспертных интервью относится к качественным методам исследований. Главное отличие качественных методов от количественных состоит в том, что в первом случае данные собираются со сравнительно небольшой группы респондентов и не анализируются при помощи статистики, в то время как при использовании количественных методов исследуется большая группа людей, а данные в дальнейшем анализируются с помощью статистических методов.В основном качественные исследования используются для обозначения проблемы и выработки гипотез. Также они могут использоваться в качестве предварительных к количественным исследованиям для определения основных показателей. Из-за небольшого размера группы респондентов результаты качественных исследований нельзя обобщать на все население. Однако они могут быть чрезвычайно полезны для изучения того или иного вопроса, оценки различных программ. Кроме того, качественные методы позволяют, в отличие от количественных, выявить внутренние мотивы и побуждения людей.

 

47. Количественные методы оценки эффективности социальной работы.

Исследования с использованием количественных методов – это основной инструмент получения необходимой информации для планирования и принятия решений в случае, когда необходимые гипотезы относительно поведения потребителей уже сформированы при помощи качественных методов.

Количественные методы предполагают оценку характеристик, измеряемых количественно

Количественные методы обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных «опросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенные формат собираемых данных и источники их получения, обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе.

 

Цель количественных методов — получение и анализ до стоверных данных, подлежащих всесторонней статистической об работке. Количественные методы позволяют проверить достоверность мнений потребителей, выявленных в ходе качественных исследований. Они проводятся с помощью опросов с

использованием методов статистической выборки.

 

49.Аттестация как метод оценки эффективности труда работников в системе социальной защиты населения.

Оценка персонала-это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочих мест.

Задача оценки персонала: 1) оценить потенциал; 2) определить затраты на обучение; 3) мотивация; 4) обратная связь; 5) разработка программы обучения.

Цель о.п-1) административная; 2) информационная; 3) мотивационная;

Классификация факторов учитываемых при проведении о. п.: 1) естественно-биологическая;2) социально-экономические; 3) квалификация работников; 4) технико-организационные: а) характер решаемых задач; б) условия труда; в) объём и качество получ. Инфо.; 5) социально-психологическое: а)отношения работника; б) моральный климат; 6) рыночные: а) конкуренция; б) инфляция; в) безработица; г) банкротство.

Критерии оценки персонала: 1) порог за которым состояния показателя будет удовл или неудовл установленным требованиям.

Группа критериев: 1) профессиональные; 2) деловые; 3) морально-психологические; 4) специфические.

Показатели оценки результатов труда: 1) прямые/количественные; косвенные.

Условия и требования к о.п.: 1) объективность; 2) надёжность; 3) дост-ость в отнош. Деятельности; 4) доступность.

 

50. Эффективность социальных программ особенности её оценки.

Социальная программа - это совокупность, система социальных мероприятий, направленных на решение конкретной социальной проблемы.

Такая программа определяет этапность осуществления связанных с этим задач, конкретные средства и рычаги их реализации, показатели требуемых социальных результатов.

Социальные программы имеют различные формы с соответствующими реквизитами, название и количество которых зависит от ряда факторов, в том числе и опыта программно-целевого управления.

Особенностями оценки социальных программ являются:

 

а) совмещение элементов мониторинга, оценки и аудита;

 

б) возможность обработки результатов работы экспертов программными

способами.

Сложность оценки социальных программ обусловлена в большой мере и тем обстоятельством, что существующим бюджетным законодательством Российской Федерации проверка эффективности и результативностигосударственных и муниципальных расходов не входит в обязанность ни финансовых органов, ни главного распоредителя бюджетных средств.

 

51. Требования к подбору и качеству критериев, показателей и индикаторов оценки эффективности социальной работы.

По своей природе критерий является качественно и количественно определенным. При разработке критерия следует принимать во внимание ряд правил. Во-первых, название критерия должно соответствовать его сущности. Во-вторых, критерий должен быть четким и понятным, а также он должен отвечать определенной цели и способствовать поддержанию определенных стратегий или инициатив. Кроме того, следует установить, является ли определение данного аспекта эффективности возможным. Если да, то с помощью каких методов. Целесообразно установить, можно ли выразить критерий в математических терминах и записать формулу; понятна ли система измерения; понятно ли, какие данные необходимы для расчетов. Также необходимо установить, насколько точными будут полученные данные, допустима ли некоторая потеря детализации, определить, как часто следует проводить подобные расчеты; установить, достаточно ли эта частота для того, чтобы отследить влияние мероприятий на улучшение показателей; определить, откуда должны поступать данные для отслеживания критериев; определить, кто именно отвечает за сбор, составление и анализ данных; каким образом будут использованы полученные данные.

 

52. Социальная квалиметрия.

Квалиметрия – это теория оценки качества любых объектов (создаваемых, используемых, влияющих на субъекта). Её предмет – как количественные, так и неколичественные методы оценивания качества. Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и пазнано. Квалиметрия взаимодействует составными частями науки - теорией качества и теорией управления качеством. Теория качества - это область науки, предметом которой является исследование природы качества, изучение социологических, экономических, информационных аспектов качества продукции на этапах ее создания и применения. Теория управления качеством - область науки, занимающаяся разработкой научных основ и методов обеспечения и управления качеством. Разнообразие оцениваемых объектов привело к внутренней дифференциации квалиметрии как науки и выделению в ее структуре социальной квалиметрии.

 

53.Качество жизни

Ка́чество жи́зни — понятие, используемое в социологии, экономике, политике, медицине и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, обычно основанную на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками. Оно является более широким, чем материальная обеспеченность (уровень жизни), и включает также такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья, ожидаемая продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворение культурных и духовных потребностей, психологический комфорт и т. п.

Качество жизни может зависеть от состояния здоровья, коммуникаций в социуме, психологического и социального статуса, свободы деятельности и выбора, от стрессов и чрезмерной озабоченности, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию, социальному, психологическому и профессиональному самоутверждению, психотипа и адекватности коммуникаций и взаимоотношений

По мнению социологов Финансового университета при Правительстве РФ, высокое качество жизни человека подразумевает[6][7]:

 

 

-достаточную продолжительность здоровой жизни, поддержанную хорошим медицинским обслуживанием и безопасностью (отсутствием значимых угроз жизни и здоровью),

 

-приемлемый объём потребления товаров и услуг, гарантированный доступ к материальным благам,

 

-удовлетворительные социальные отношения, отсутствие серьёзных общественных конфликтов и угроз достигнутому уровню благополучия,

-благополучие семьи,

 

-познание мира и развитие — доступ к знаниям, образованию и культурным ценностям, формирующим личность и представления об окружающем мире,

 

-учет мнения индивида при решении общественных проблем, участие в создании общепринятой картины мира и правил поведения человека,

 

-социальную принадлежность, полноправное участие в общественной и культурной жизни во всех их формах,

 

-доступ к разнообразной информации, включая сведения о положении дел в обществе,

 

-комфортные условия труда, дающего простор для творчества и самореализации, относительно короткий рабочий день, оставляющий человеку достаточно свободного времени для различных занятий.

 

 

54. Определение понятия «критерий» системные характеристики критериев, классификация критериев по группам.

Критерий - это признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Эффективная система оценки должна строиться на сочетании разнообразных методов оценки. Стандартизированное тестирование – всего лишь один из используемых подходов для определения образовательных результатов; Анализ результатов оценки учебных и внеучебных достижений должен проводиться с учетом факторов, оказывающих влияние на эти результаты;

В процессе оценки необходимо использовать перечень критериев и показателей, позволяющих оценить степень соответствия характеристик претендента предъявляемым к должности требованиям, установленным работодателем.

Общеорганизационные критерии подразумевают их применимость к оценке всех категорий сотрудников.

Специализированные критерии применяются для оценки определенных должностей или категорий работников.

Количественные критерии предполагают оценку характеристик, измеряемых количественно. К подобным показателям можно отнести результаты работы сотрудников, своевременность и полноту выполнения установленных планов.

Качественные критерии используются для определения величины характеристик, не выражаемых цифрами. К данным критериям оценки можно отнести некоторые показатели качества работы, индивидуальные характеристики работников.

К объективным критериям относятся стандарты, нормативы качества и производительности, которые могут быть использованы для оценки любой работы.

На основании существующего перечня критериев руководство службы управления персоналом организации отбирает наиболее значимые для конкретной должности или группы работников показатели и оценивает по ним характеристики кандидатов на вакантные должности или уже работающего персонала. Степень соответствия характеристик критериям оценки можно оценить в баллах. Эти уровни зависят от работы каждого сотрудника в сравнении с его должностной инструкцией.

Для того чтобы критерии действительно работали, они должны быть достижимыми, выполнимыми, реалистичными, существенными для данного рабочего места. При этом необходимо отличать качества, которыми должен обладать кандидат при приеме на работу и которые нужно ему приобрести, освоившись с работой и адаптируясь к ней, после занятия данной должности.

 

56.Методики оценки результатов социального обслуживания.

Для оценки эффективности деятельности муниципальных учреждений социального обслуживания необходимо использовать критерии, учитывающие не только финансовую составляющую. Эти критерии могут содержать количественные и качественные показатели. С одной стороны, они представляют собой систему нормативных критериев, отражающих эффективность этого процесса, с другой – систему показателей, отражающих состояние клиентов социальных служб (отдельных личностей, семьи, социальной группы).

 

В первом случае они служат важным инструментом для исследования результативности предоставления социальных услуг населению, во втором – являются системой ориентиров, нацеливающих на достижение конкретных и действенных результатов в социальном обслуживании, адекватных реальным потребностям и нуждам различных категорий населения, а потому могут выступать в качестве стандартов социального обслуживания, системы нормативов.

 

57.Сущность, классификация и особенности применения методов оценки эффективности социальной работы в зависимости от целей и ситуации в социальной сфере.

Сущность эффективности социальной работы выражается в способности целостной системы или ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего социально уязвимой его части. Поэтому понятие эффективности социальной работы можно сформулировать следующим образом- это максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения (клиента) при оптимальных затратах.

Главное, что отличает социальную работу от других видов социальной деятельности – ее подчинение задачам возрождения человеческого достоинства, вмешательство в социальную среду ради преодоления депревации и деструкции, осуществление интеграции социальных, социокультурных, психологических и физических влияний на личность, индивидуум, обеспечение гармонии человека и среды, нормальное социально-психологическое функционирование человека в различных ситуациях и средах.

 

58. Требования к подбору и качеству критериев, показателей и индикаторов оценки эффективности социальной работы

По своей природе критерий является качественно и количественно определенным. При разработке критерия следует принимать во внимание ряд правил. Во-первых, название критерия должно соответствовать его сущности. Во-вторых, критерий должен быть четким и понятным, а также он должен отвечать определенной цели и способствовать поддержанию определенных стратегий или инициатив. Кроме того, следует установить, является ли определение данного аспекта эффективности возможным. Если да, то с помощью каких методов. Целесообразно установить, можно ли выразить критерий в математических терминах и записать формулу; понятна ли система измерения; понятно ли, какие данные необходимы для расчетов. Также необходимо установить, насколько точными будут полученные данные, допустима ли некоторая потеря детализации, определить, как часто следует проводить подобные расчеты; установить, достаточно ли эта частота для того, чтобы отследить влияние мероприятий на улучшение показателей; определить, откуда должны поступать данные для отслеживания критериев; определить, кто именно отвечает за сбор, составление и анализ данных; каким образом будут использованы полученные данные.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: