В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ, в нее входят органы государственной власти Российской Федерации (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ) и органы государственной власти субъектов РФ (главы администраций — президенты, главы государств, губернаторы, возглавляющие систему органов исполнительной власти, законодательные (представительные) органы и определенные федеральным законодательством судебные органы). Единство системы государственных органов Российской
Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти.
Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ст. 80 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ не входит ни в одну ветвь власти.
Законодательные органы государственной власти — это образуемые непосредственно народом, подотчетные и ответственные перед ним государственные органы, уполномоченные народом и осуществляющие в его интересах государственную власть.
К органам законодательной власти относятся: Федеральное Собрание РФ; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут.
Органы законодательной власти принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов РФ). Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ (парламент). Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта РФ.
Исполнительные органы государственной власти — это
формируемые представительными учреждениями или иным путем органы государства, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность.
К органам исполнительной власти относятся: Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, органы исполнительной власти субъектов РФ — президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства.
Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов ее субъектов, федеральных законов и законов представительных органов субъектов РФ, нормативных указов Президента РФ и нормативных актов руководителей глав ад—министраций субъектов РФ, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.
Для органов исполнительной власти характерно, что они либо назначаются соответствующими руководителями исполнительной власти — президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначаете согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ — заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Главы администраций, если они не заняли эту должность в результате всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании, назначаются на юлжность и освобождаются от должности Президентом РФ.
Исполнительные органы государственной власти действуют на
0(нове сочетания единоначалия и коллегиальности. Соответствен
но, органы исполнительной власти могут быть как единоначальны-
ии, так и коллегиальными. Органы исполнительной власти
подразделяются на органы общей компетенции — органы,
ведающие вопросами исполнительной деятельности
(правительство, краевая, областная.шминистрация), и органы
специальной компетенции — органы, ве-цающие отдельными сферами и отраслями (министерство, департамент, управление в составе администрации края, области и др.). В федеративном государстве органы исполнительной власти создаются как на федеральном уровне (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства), так и на уровне субъектов РФ — высшие должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ (президенты республик, губернаторы, мэры городов федерального значения, правительства республик, администрации краев, областей, министерства, мэрии и их пруктуры — министерства, департаменты, управления и др.).
Органы судебной власти осуществляют судебную власть посредствам конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
К органам судебной власти относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ.
В зависимости от правовой сферы, на которую распространяются полномочия, различают суды:
— общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают i
ражданские, трудовые, семейные споры, дела об административных
правонарушениях и уголовные дела;
— специальной юрисдикции (специализированные суды)
рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою
специфику (например, арбитражный суд);
— административные суды в основном рассматривают жалобы
i раждан на превышение государственными служащими своих пол
номочий, а также споры служащих с администрацией (в России та
ких судов пока нет), хотя предложения о их создании активно рас
сматриваются.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 125) судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осущствляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ.
Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и
дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является Верховный Суд РФ (ст. 126 Конституции РФ).
Высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения но вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127 Конституции РФ).
Особенностью судебной власти является и то, что она осуществляется преимущественно федеральными судами. В ведении субъектов РФ находятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи.
Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры.
Прокуратура РФ, согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Помимо органов государственной власти в систему государст
венных органов Российской Федерации входят также и другие госу
дарственные органы, осуществляющие различные
вспомогательные, совещательные и другие функции, которые
определяются органами государственной власти, при которых,
обычно состоят эти государственные органы.
В число этих органов входят, например, Администрация Президента РФ, обеспечивающая деятельность Президента РФ; Совет Безопасности РФ, обеспечивающий условия для реализации Президентом РФ конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов.
и