Предопределение и его Исполнение - Кадар и Када.




 

Лексическое значение слова «кадар» - мера, количество, а также создание чего-либо согласно определенным критериям. Терминологиче­ское же значение - извечное Знание Всевышнего Аллаха обо всех тех ве­щах, которые будут созданы Им, их времени, месте, особенностях, свойствах (Предопределение). Как видно из этого определения, «Кадар» - это вопрос, напрямую имеющий отношение к Атрибуту Всевышнего Аллахи Знание.

«Кадар» - это Божественный закон, управляющий Вселенной, а также находящимися в ней всякого рода созданиями, согласно определенному порядку и критериям. В связи с этим в Священном Коране со общается:

 

وَكُلُّ شَيْءٍ عِندَهُ بِمِقْدَارٍ

«И все сущее имеет у Аллаха свою меру».

(Сура «Ар-Рад», 8 аят)

وَإِن مِّن شَيْءٍ إِلاَّ عِندَنَا خَزَائِنُهُ وَمَا نُنَزِّلُهُ إِلاَّ بِقَدَرٍ مَّعْلُومٍ

«Нет мирских благ, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только по определенной мере».

(Сура «Аль-Хиджр», 21 аят)

 

 

إِنَّا كُلَّ شَيْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ

 

«Воистину, Мы сотворили каждую вещь по предопределению»

(Сура «Аль-Камар», 49 аят)

وَخَلَقَ كُلَّ شَيْءٍ فَقَدَّرَهُ تَقْدِيرًا

«Он сотворил все сущее и придал ему [должную] меру».

(Сура «Аль-Фуркан», 2 аят)

Лексическое значение слова «када» - повеление, закон, создании, решение, окончательный приговор Терминологическое же значение - судьба создание Аллахом чего-либо, cоoбразно Своей извечной Воле и Могуществу в определенное Им время и соответствии со Своим извечным Знанием. Слово «кадар» является производным от глагола «каддара», означающего «определять меру». В шариате оно приобрело значение «предопределение». (Исполнение Предопределения Кадар – Предопределение Всевышним Аллахом всего, что было Создано (и добро и зло) от изначального времени и всего что будет создано в бесконечном будущем.

Када – это исполнение предоприделения осуществление Аллахом всего в назначенное Им время которое соответствует Вечному Предопределению Создателя. Если представим Кадар в виде плана, то Каза осуществление плана. Всё происходящее по Воле Всевышнего, Предопределено Им изначально и по составу, и по времени). Таким образом «Када» является вопросом, напрямую имеющим отношение к Атрибуту Аллаха Создание (Таквин). Вера в Предопределение и его Исполнение (Кадар и Када) означает веру во Всезнание Всевышнего Аллаха, в то, что всё происходит по Его Воле и Могуществу, и в то, что Создателем всего является только Он. Выражаясь другими словами, тот, кто верит в эти Атрибуты Аллаха, тот верует и в Судьбу (Кадар и Када).

В таком случае верить в Судьбу означает верить в то, что не существу­ет никакого другого Создателя, кроме Творца - Аллаха, а также в то, что все существующее: добро и зло, хорошее и плохое, сладость и горечь, оду­шевленное и неодушевленное, - все было создано Всевышним Аллахом. Это еще и вера в то, что формы, виды, особенности и свойства, присущие вещам, были созданы Аллахом по Его Знанию, Воле и Предопределению.

Вера в Судьбу не упоминается в аятах Сур «Аль-Бакара», 177, 285; «Ан-Ниса», 136, сообщающих нам о столпах веры. Но в упомянутых нами ранее аятах сказано о том, что всё в этом мире связано с Предопре­делением. Наш Пророк Мухаммад также в некоторых известных хадисах объяснял, что вера в Судьбу является од­ним из столпов веры. В хадисе известном, как хадис Джибриля, говорится о том, что Ангел Джабраиль мир ему спросил у нашего Пророка : «Что такое вера?» На что Пророк ответил: «Верить в Аллаха, в Его: Ангелов, Писания, Пророков, в Судный день, в Предопределение добра и зла» (Муслим)

 

Все, что существует в этом мире, было создано по Знанию, Воле и Предопределению Всевышнего Аллаха, а значит у всякой вещи, у всего созданного есть своя судьба. То, что у всего есть своя судьба, и то, что все было создано Всевышним Аллахом по Его Знанию и Воле.

Однако не следует забывать о том, что суть Предопределения - eсть тайна, которой владеет лишь Всевышний Аллах. Беспомощный, ограниченный ум человека не способен разрешить эту проблему. Ибо мозг человека, основывающийся на неотделимом для него понятии «время». состоянии воспринимать Божественное Знание, Волю и Могущество, но не обладает способностью и силой постижения и усвоения их вне зависимости от времени. Вот почему, наш Пророк сделал выговор своим сподвижникам, спорившим по поводу Судьбы. Он сказал им следующие слова:

«Разве вам было велено это? Или я был направлен к вам для этого? Жившие до вас были уничтожены, как только заспорили на эту тему Остерегайтесь спорить на эту тему когда-либо». (Тирмизи)

 

Верить в Судьбу (Кадар и Када) - есть обязанность каждого правоверного мусульманина. Однако людям не удастся избавиться от своейответственности, сославшись на судьбу. Также как человек не совершает грехов, ссылаясь на то, что «так предопределил Аллах», точно также и, согрешив, он не должен считать себя невинным и безгрешным, оправды­ваясь: «Что же я могу поделать? Такова моя судьба, так распорядился Аллах». Ибо человек не освобождается от ответственности за действия, были ли они совершены им раньше или позже. Аллах создал эти дей­ствия, извечно зная все о человеке и о его выборе.

Однажды наш Пророк вошел в ком­нату к Али (да будет даволен им Аллах) после совер­шения им обязательного ночного намаза, и увидев, что тот готовится ко сну, спросил у него: «Разве ты не совершаешь намаз-тахаджуд?» (Этот добровольный ночной намаз считается очень похвальным и благим). Али (да будет даволен им Аллах) ответил Пророку так: «О, Посланник Аллаха! Жизнь наша во власти Аллаха. Если Он хочет, то даст, если не хочет, то не даст (Если Аллах пожелает меня разбудить, то разбудит)». На что, Посланник Аллаха , хлопнув своей благословенной рукой по колену, сказал: «Насколько же человек бывает поспешным (в своих выводах)!» (Бухари, Муслим)

 

Он остался неудовлетворен ответом Али ибн Абу Талиба (да будет даволен ими Аллах), который без действий уповал на судьбу и удалился из его комнаты.

А вот еще один случай:

Вора, совершившего кражу, привели к халифу Омару (да будет даволен им Аллах). На вопрос халифа (да будет даволен им Аллах), почему он совершил кражу, вор ответил: «Так предопределил Аллах». В ответ халиф Омар ( да будет даволен им Аллах ) сказал: «Тридцать ударов плетьми (камчой), а затем отрубить ему руку!» Когда же вор спросил о причине такого сурового наказания, Омар ( да будет даволен им Аллах ) ответил: «Тому, кто совершил воровство, отрубают руку. Того, кто лжет на Аллаха, бьют плеть­ми». (За то, что вину, связанную с воровством, он хотел переложить на судьбу и этим снять с себя ответственность за совершенный грех).

Как было сказано выше, сущность Предопределения - есть великая тайна. Никто, кроме Всевышнего Аллаха точно не знает обо всех тон­костях Предопределения. За дело, совершенное нами согласно нашему выбору и желанию и которое извечно предопределено Аллахом по Его Знанию, мы сами ответственны, так как направили свои выбор и волю в ту или иную сторону и явились причиной того, что судьба предстала перед нами в том или ином виде. Было бы неверно, уповая на судьбу, забросить работу вместо того, чтобы рьяно взяться за нее, используя ее, как причину дарованного нам успеха. Ибо, Всевышний Аллах все связал с целым рядом причин. И если человек исполнит их, то Аллах создаст следствие этих причин. Таков Божественный закон.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: