В последующей вечной жизни (Руйатуллах)




 

Согласно точке зрения суннитов, лицезрение Аллаха правоверны­ми мусульманами в последующей вечной жизни логически возможно и, согласно аятам и хадисам, обязательно. Человек может самостоятельно сделать вывод о возможности лицезрения Аллаха в последующей вечной жизни, если отмежуется от стереотипов и от воздействия окружающего. Аяты и хадисы доказывают эту возможность.

Наш разум не позволяет постичь то, каким именно образом это будет происходить. Поэтому суннитские богословы сказали: для лицезрения Аллаха не существует потребности ни в чем, что необходимо нам для видения в этом земном мире. Сунниты выдвинули следующие аргументы в пользу того, что можно будет видеть Аллаха в последующей вечной жизни:

Сура «Аль-Кыйама», 22-23 её аяты гласят так:

 

وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاضِرَةٌ ۞ إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ

«В тот День лица, взирающие на своего Господа, будут излучать свет».

 

Этот аят показывает нам то, что правоверные мусульмане, находясь в Раю, увидят Господа.

 

لِّلَّذِينَ أَحْسَنُواْ الْحُسْنَى وَزِيَادَةٌ

«Тем, кто творил благо воздастся благом и даже с придачей (ви­деть Аллаха)».

(Сура «Юнус», 26 аят).

 

Для совершавших прекрасные дела будут еще более прекрасные воздаяния и к тому же, сверх этого, возможность увидеть Аллаха. Так объяснял это наш Пророк .

Благородный Пророк Мухаммед. рас­сказал следующее: «Когда обитатели рая войдут в Рай, то Всевышний Аллах спросит у них: «Есть ли у вас нужда еще в чем-нибудь?» Они же скажут Ему в ответ: «Разве не Ты оправдал нас, признав невиновными? Разве не Ты избавил нас от пламени Ада, подарив нам Рай? Что же еще мы можем пожелать для себя?» Тогда, в ответ на эти слова Господь Бог уберет все препятствия, и для обитателей Рая нет уже ничего лучшего, чем смотреть на Своего Господа». Муслим

 

Потом, наш Пророк , продолжая бе­седу, прочел упомянутый аят. (Сура «Юнус», 26).

Пророк Муса мир ему обратился к Всевышнему Ал­лаху, чтобы Он показался ему. Всевышний Аллах так передает известие об этом:

 

رَبِّ أَرِنِي أَنظُرْ إِلَيْكَ

 

«Мой Господь покажись же мне, чтобы я мог увидеть Тебя».

(Сура «Аль-Аграф», 143 аят)

Муса мир ему имея правильные знания о Всевышнем Ал­лахе, отвергал уподобление Его созданным. Вместе с этим он верил в то, что Аллаха можно видеть и поэтому он обратился к Господу с этой просьбой, желая видеть Его. Считать невероятной возможность лицезре­ния Аллаха, значит оспаривать то, что Пророк Муса мир ему знал Атрибуты Аллаха. Ибо невозможно предположить, что удостоившийся Божественного Откровения Пророк, не мог не знать Атрибуты Аллаха.

Наш Пророк , в одном из своих хадисов сказал следующее: «Непременно вы увидите Своего Господа также, как вы видите сейчас эту луну. И в этом лицезрении вы не почувствуете несправедливости (никто не будет мешать, толкать или загораживать) и не будете стиснуты толпой». Бухари Муслим

Душа (Рух).

 

Человек состоит из тела и души. Мы, мусульмане, верим в суще­ствование души. Ибо Священный Коран в своих аятах доказывает ее су­ществование и сообщает о том, что душа - это одно из созданий нашего Господа, которая после смерти переходит в другой вечный мир. Среди исламских ученых существуют различные взгляды на сущность души, ее связи с телом и т.д. Однако эти темы, связанные с сущностью души или тем, является она материальной или нет, сточки зрения религии, являют­ся вторичными. Поэтому, какова бы не была вера в душу, она не противо­речит вере в Единого Бога. В Священном Коране слово «рух» (душа или дух), используется в трех значениях:

Используется как имя Джибриля (Суры «Аль-Бакара», 87 аят; «Марьям», 17 аят; «Аш-Шура», 193 аят; «Аль-Мааридж», 4 аят; «Аль-Кадр», 4 аят).

Иногда используется в смысле Божественного Откровения. (Суры «Ан-Нахль», 2 аят; «Аль-Гафир», 15 аят; «Аш-Шура» 52 аят).

Используется в значении силы, как источника жизни одушевлен­ных существ. (Суры «Аль-Исра», 85 аят; «Аль-Анбийя», 91 аят; «Ат-Тахрим», 12 аят).

 

Мы употребляем слово «рух» именно в этом смысле.

Наряду с аятами Корана есть и другие свидетельства существования души.

Человек состоит не только из материального физического тела и видимых нами органов, которые постоянно подвергаются изменениям, то укрепляются, то слабеют. А между тем, личность человека свободна от такого рода недостатков. Личность человека, не изменяясь, сохраняется и через 30-40 лет. Даже если человек лишится каких-либо частей своего тела личность его сохраняется прежней. Следовательно, помимо физи­ческого тела человек обладает чем-то еще. Это-то и есть душа.

Свидетельством существования души является также наша мо­ральная ответственность. Если бы не было души, то не было бы и речи о моральной ответственности человека. Поскольку тело всегда подверга­ется изменениям, то применение наказания за прошлое преступление к уже полностью изменившемуся, фактически другому телу, противоречи­ло бы принципу справедливости. Но никому не придет в голову, что при­менение наказания к личности, в прошлом совершившей преступление, которая всегда остается одной и той же, является несправедливостью. Это доказывает нам, что кроме физического тела у человека есть еще нечто, называемое душой.

Присутствующие у человека воля, выбор и разум свидетельству­ют о том, что он состоит не только из материального тела. Ибо, тело само по себе не может совершать никаких действий, и оно лишено разума. А между тем, человек обладает возможностью совершать действия и об­ладает выбором, у него также есть и разум, познающий окружающий мир. Нет никаких сомнений в том, что все эти состояния связаны с наличием в человеке души.

Человек слаб телом и находится на более низкой ступени, чем многие живые существа. Наряду с этим человек обладает разумом, а также различными способностями как врожденными, так и приобретен­ными. Научные и производственные успехи людей свидетельствуют об этих способностях. Эта особенность, присущая людям, происходит от на­личия у них духовной силы, которая по-другому называется душой.

Представим гипотетически: практически здоровый человек, толь­ко что бывший живым, через минуту умирает. Разве состояния человека, бывшего живым, и умершего минуту спустя одинаковы? Нет. Значит, в человеке присутствует некая сила, некая сущность называемая душой, которая является источником жизни. Когда же она отделяется от тела, то это влечет за собой смерть.

Исламские ученые имеют различные взгляды на такие вопросы, как сущность души, возможность или невозможность постижения ее разумом:

Салафиты считали, что душа - это Божественная тайна, и сущность ее человек не в состоянии постичь разумом. Ибо Аллах повелел следующее:

 

وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ قُلِ الرُّوحُ مِنْ أَمْرِ رَبِّي وَمَا أُوتِيتُم مِّن الْعِلْمِ إِلاَّ قَلِيلاً

 

«(О, Мухаммед!) У тебя спрашивают о сути души?» Скажи: «Душа - от веления Господа моего. Вам же дано очень мало знаний об этом».

(Сура «Аль-Исра», 85 аят)

 

Согласно точке зрения халяфитов, упомянутый аят не свидетель­ствует о том, что душу невозможно полностью осознать и постичь, а наоборот, исходя из него, можно предположить, что в некоторой степени человек все же может постичь ее сущность. Ведь сказано: «Вам же дано весьма мало знаний об этом». Взгляды исламских ученых, за исключени­ем взгляда салафитов, связанные с душой и с ее сущностью таковы:

Человеческая душа - это субстанция, не являющаяся физиче­ским телом, не имеющая телесную оболочку и не занимающая какое-либо место. Она постоянна и существует бесконечно. Она не соединена с телом, но и не отделена от него. Таковы взгляды исламских философов, а также имама Газали

Душа - это тонкое тело, вошедшее в физическое тело. Она не растягивается, она неизменна, неделима и не распадается на фрагмен­ты. Точно так же, как вода, постепенно распространяясь, передается цветку розы, точно также и душа распространяется на все тело человека и проникает в каждую его клетку. Так возникает жизнь. Отделение этого тонкого тела от физического приводит к смерти физического тела. Такова точка зрения ранних богословов и таких богословов.

Согласно точке зрения богословов, душа - это «хадис», то есть возникшая, не являющаяся вечной без начала. Однако, вопрос о том, когда была создана душа, вызывает разногласия. Часть богословов считает, что душа была созда­на до создания тела, опираясь на следующий и подобный этому аяты:

 

وَلَقَدْ خَلَقْنَاكُمْ ثُمَّ صَوَّرْنَاكُمْ

 

«В начале Мы создали вас (т.е. души), а после придали вам фор­му (т.е. тела)».

(Сура «Аль-Араф», 11 аят)

Другая часть богословов считает, что душа создается после созда­ния тела, опираясь на аят, который гласит:

 

لَوْلَا إِذْ سَمِعْتُمُوهُ ظَنَّ الْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بِأَنفُسِهِمْ خَيْرًا وَقَالُوا هَذَا إِفْكٌ مُّبِينٌ ۞ لَوْلَا جَاؤُوا عَلَيْهِ بِأَرْبَعَةِ شُهَدَاء فَإِذْ لَمْ يَأْتُوا بِالشُّهَدَاء فَأُوْلَئِكَ عِندَ اللَّهِ هُمُ الْكَاذِبُونَ ۞ وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ لَمَسَّكُمْ فِي مَا أَفَضْتُمْ فِيهِ عَذَابٌ عَظِيمٌ

«Мы уже создали человека из эссенции глины, затем поместили его каплей в надежное место. Затем Мы превратили эту каплю в сгу­сток крови, который обратили в кости и облекли кости мясом. Затем Мы завершили творение человека, вдохнув в него душу».

(Сура «Аль-Мукминун», 12-14 аят)

 

Наш Пророк говорит в следующем хадисе о том, что души были созданы после создания тел: «Основа, на­чало создания каждого из вас в течение 40 дней сосредоточена в чреве матери. Затем она принимает вид сгустка крови. Затем этот сгусток крови через определенное время превращается в кусочек плоти. Потом Все­вышний Аллах посылает ангела. Тот ангел и вдувает душу... »

Поскольку душа является созданной, то по логике вещей она может исчезнуть. Однако Всевышний Аллах сохранил души от исчезновения, проявив Свою Божественную Волю в том, что обеспечил душе бесконеч­ное существование. Поэтому душа не умирает вместе с телом человека и при воскрешении тела она возвращается в него.

 

 

Что дает вера в Судный день.

 

Вера в Судный День пробуждает чувство ответственности за свои поступки и отношение к людям. Верить в Судный День - это значит ве­рить в воскрешение после смерти, в предстоящий отчет перед Аллахом за содеянное в этой жизни. Верить, что те, кто делал добро, получат воз­награждение, а те, кто совершал зло, получат наказание. Вера в Судный День дает нам следующее:

1. Эта вера, это убеждение охраняет человека от плохих поступков направляет на добрые и правильные дела, совершенствует нравствен­ность. Члены общества, образованного из людей, обладающих такой ве­рой, не причинят ни кому зла. Каждый из них будет относиться к другому с уважением и стараться делать добро, используя любую возможность. Отношения между верующими людьми отличаются взаимным понима­нием и любовью. Человек, уверовавший в Судный День, приобретает высокую нравственность, способствует утверждению мира и согласия в обществе.

2. Тот, кто верует в День Ахира готовит себя к вечной жизни. Когда мы собираемся в дальнюю дорогу, то заранее запасаемся провизией и всем необходимым, что может понадобиться в пути. Ведь если не сделать этого, то путешествие может оказаться неудачным и мы не до­стигнем цели. Подобно этому мы должны готовиться к Дню Ахира, к вечному миру. Для того чтобы к нему подготовиться, нужно запастись: верой, терпением, соблюдением повелений Аллаха.

Тот, кто готовился к Дню Ахира, в будущей жизни добьется успеха. А тот, кто не готовился, поймет свою ошибку уже в момент смертью. Он за­хочет вернуться назад, в этот мир, чтобы ее исправить. но будет поздно, и Аллах не примет его просьбу. В Коране сказано:

 

حَتَّى إِذَا جَاء أَحَدَهُمُ الْمَوْتُ قَالَ رَبِّ ارْجِعُونِ ۞ لَعَلِّي أَعْمَلُ صَالِحًا فِيمَا تَرَكْتُ

«Когда же перед кем-либо из них предстанет смерть, он взмолится: «Господи! Возврати меня в земной мир, чтобы я вершил добрые деяния и возместил ими время, потерян­ное мною в суете».

(Сура «Аль-Мукминун», 99-100 аяты)

 

3. Вера в Судный День облегчает жизнь и служит утешением в беде. В этой жизни бывает так, что один человек делает добро другому, и умирает, так и не получив благодарности. Бывает, что кто-то не может восстановить свои права на протяжении всей жизни. Бывает, что тираны умирают, так и не вкусив наказания. Тот, кто в этой жизни не получил воз­даяние за свои поступки по справедливости, обязательно получит его в День Ахира. Совершавший добро получит вознаграждение, тиран будет наказан, ущемленное право восстановлено.


Вопросы.

 

 

1. Что такое вера в Судный день?

2. Жизнь после погребения и мучение в магиле.

3. Большые и Малые признаки Судного дня.

4. Сур и его звучание.

5. Объясните, что означают термины «воскрешение», «сбор», и «хисаб»?

6. Объясните, что означают термины «весы», «мост», «водоем», «заступничество»?

7. Описание Рая и Ада.

8. Что такое Душа?

9. Видение Аллаха в Раю.


 

Раздел 6

Вера в предопределение
Тема № 46

Вера в предопределение

 

Предопределением является то, что определено Аллахом для всего сущего.

Как в Коране, так и в сунне имеется множество указаний на существование предопределения и обязательность веры в него.

Так, например, Аллах Всевышний сказал:

 

إِنَّا كُلَّ شَيْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ

 

«Поистине, Мы сотворили каждую вещь по предопределению ».

(Сура «Аль-Камар», 49 аят)

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

أَمْرُ اللَّهِ قَدَرًا مَّقْدُورًا

 

«Веление Аллаха предопределено».

(Сура «Аль-Ахзаб», 38 аят)

 

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

مَا أَصَابَ مِن مُّصِيبَةٍ إِلَّا بِإِذْنِ اللَّهِ وَمَن يُؤْمِن بِاللَّهِ يَهْدِ قَلْبَهُ وَاللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ

 

«Всякая беда поражает лишь по воле Аллаха. Он направит на верный путь сердце того, кто уверовал в Него».

(Сура «Ат-Тагабун», 11 аят)

 

 

В «Сахих Муслим» со слов Умара ибн аль-Хаттаба, (да будет даволен им Аллах), приводится хадис о том, что посланник Аллаха в ответ на вопрос Джибриля, мир ему сказал:

«Суть веры заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников и в Последний день, а также в том, чтобы ты уверовал в предопределенность как хорошего, так и дурного».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: