Оценка знаний студентов на практических занятиях и экзамене по оперативной хирургии с топографической анатомией.




Оценка за семестр. Итоговая оценка за семестр выставляется, согласно полученных оценок, на каждом практическом занятии. Каждому студенту выставляется три оценки, соответствующие этапам экзамена: оценка за исходный уровень знаний (билет с 1 вопросом и вариантами ответов), оценка за практические навыки (умение правильно показывать анатомические образования, знание инструментов, владение оперативными навыками) и оценка конечного уровня знаний (решение ситуационных задач или тестирование).

Тестирование. Большую роль в оценке знаний и усвоения материала по топографической анатомии и оперативной хирургии играет тестирование. В 2005 учебном году на кафедре проведена работа по улучшению качества тестовых заданий и оценке тестирования студентов лечебного и педиатрического факультетов. Коллектив кафедры переработал сами тестовые задания и из 2250 тестов оставлено 1000, более полно отражающих программу каждого занятия, по всем разделам топографической анатомии и оперативной хирургии. В каждом тесте имеется 5 ответов с одним из них правильным. Переработанные тесты изданы типографским способом, сборник тестовых заданий выдается каждому студенту на первом занятии цикла и возвращается с началом первого этапа экзамена.

На практических занятиях студент получает 5 тестов и в зависимости от количества правильных ответов (за 5 минут) выставляется соответствующая оценка. На экзаменах каждый студент получает 50 тестов и в течение 50 минут отвечает на поставленные вопросы. Результаты экзаменационного тестирования оцениваются следующим образом: 70-80% правильных ответов – удовлетворительно, 81-90% - хорошо и 91-100% - отлично.

В общем итоговом рейтинге студентов тестирование занимает 20%. Из 360 баллов (оценка «отлично») 20% составляет 72 балла. Из 320 баллов (оценка «хорошо») 20% составляет 64 балла. Из 280 баллов (оценка «удовлетворительно») 20% составляет 56 баллов. За оценку «неудовлетворительно» на этапе тестирования баллы студентам не выставляются.

Практические знания и умения. Вторая оценка на практическом занятии и на втором этапе экзамена выставляется за практические навыки. Оцениваются знания по топографической анатомии на демонстрационном фиксированном материале и знания хирургического инструментария с выполнением основных манипуляций (рукоделие) на нефиксированном биоматериале.

На практическом занятии или на втором этапе экзамена студент получает пять вопросов по топографической анатомии (обнаружение основных анатомических образований, демонстрация синтопии, скелетотопии, голотопии тканей и органов и т.д.). За пять правильных ответов он получает оценку отлично, за четыре – хорошо, за три – удовлетворительно и т.д.

Далее у студента на практическом занятии или на экзамене выявляются знания хирургического инструментария определенные заданием или билетом и выполнение одной из хирургических операций (на занятии), манипуляции (на экзамене). Весь перечень хирургических манипуляций осваивается в течение учебного года.

Практические навыки оцениваются визуально преподавателем. Если студент правильно выбрал инструменты, умеет ими пользоваться, выполнил все этапы операции правильно, не допуская технических ошибок, получает оценку отлично. Если студент допустил незначительные технические ошибки, которые не приводят к тяжелым осложнениям, выставляется оценка хорошо. Если студент допустил ошибки, которые могут привести к существенным осложнениям, то его умения оцениваются, как удовлетворительные. Если студент допустил ошибки, повлекшие к тяжелым осложнениям или студент не участвовал в работе, то оценивается неудовлетворительно.

В баллах второй этап экзамена выражается следующим образом. Знания по топографии: «5»- 18 баллов, «4» - 16 баллов, «3» - 14 баллов, «2» - 0 баллов. Умения по «рукоделию»: «5»- 18 баллов, «4» - 16 баллов, «3» - 14 баллов, «2» - 0 баллов. В рейтинговой системе практическим навыкам отводится 10% в сумме итоговой оценки. На первый взгляд значимость этого этапа не велика, но это только на первый взгляд. Возможность проставления в рейтинге «0» баллов повышает значимость этапа, его напряженность.

Для каждого навыка сотрудниками кафедры составлены эталоны ответов в виде алгоритмов действия, принципы основных этапов оперативных вмешательств, позволяющие студентам методично выполнять хирургические манипуляции. Оценки за все практические навыки заносятся в зачетную книжку практической подготовки.

Устное собеседование. Это самый ответственный этап практического занятия и экзамена не только согласно высокой доле в рейтинге (40%), но и по психологической нагрузке и объему теоретических знаний. На практическом занятии каждая операционная бригада (3 человека) получает 2, а на экзамене каждый студент - 7 ситуационных задач. На практическом занятии оцениваются способности логического мышления не только при решении своих задач, но из задач других бригад. На экзамене за каждую задачу студент получает оценку (7 оценок), а их среднее арифметическое является итоговой оценкой за этот этап.

На устном собеседовании у экзаменатора сконцентрирована вся информация о студенте, его вкладе в освоение предмета, об участии в УИРС, НИРС, успехах в двух семестрах, посещении лекций, информация о сдаче двух предыдущих этапов. Кроме того, психологическая инерция экзаменатора, склонного оценивать всю работу студента только по собеседованию (что устраняет, таким образом, значение рейтинговой системы), снижает его эмоциональную устойчивость, сокращает объем оперативной памяти. Истинный объем знаний студента не раскрывается. Задача экзаменатора – создать условия для такого раскрытия, используя приемы педагогического мастерства. Одним из приемов, например, может быть формулирование экзаменатором такого вопроса, который явно известен любому студенту, даже самому слабо успевающему. Слишком простые вопросы позволяют начать необходимый диалог. Отсутствие диалога означает в большинстве случаев незнание.

Блестящий ответ на этом этапе при низком рейтинге не дает право экзаменатору поставить высокую оценку, также как удовлетворительный ответ при высоком рейтинге не означает, что будет выставлена удовлетворительная интегральная оценка. Рейтинг должен работать всегда. В противном случае формируемая в вузе система качества подготовки специалиста будет дискредитирована. Молодые преподаватели с небольшим опытом работы могут по разным причинам выставлять оценки в семестрах, не соответствующие уровню знаний. Это несоответствие может проявляться на этапах экзамена, особенно при принятии окончательного решения. Выход из ситуации, как правило, обнаруживается благодаря анализу деятельности молодого преподавателя, определению его уровня компетентности, психологической устойчивости. Такой анализ должен быть систематическим и заключается, прежде всего, во взаимном посещении практических занятий и лекций. Именно в этой работе формируется унификация преподавания, устанавливаются единые требования к предмету и педагогике, зарождается мотивация постоянного развития и совершенствования. Следовательно, этап устного собеседования - это работа профессора и доцента, ведущих практические занятия и курс лекций, это демонстрация уровня мастерства, позволяющего оценить деятельность студента целиком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: